Семинар 3. Тема: Воспитание как система




Семинар №1. Воспитательный процесс: его цели и сущность

Цель занятия: сформировать у студентов понятие о сущности и целях процесса воспитания.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность понятий «воспитание», «человек», «личность», «индивидуальность», «духовность».

2. Какое значение для воспитательной работы имеет связь воспитания с обучением?

3. Каковы цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях?

4. Постановка воспитательных целей с учетом индивидуальных задатков и способностей подростка

5. Какие направления воспитательной работы выделяются в теории и методике воспитания?

6. Каковы возможности и пределы воспитания как педагогического процесса?

7. Критерии воспитанности личности.

 

Проанализируйте приведенные ниже высказывания о сути процесса воспитания.

1) Хорошо сформированная цивилизация — это совокупность факторов подкрепления. Члены этой цивилизации ведут себя таким образом, чтобы поддержать личность, давать ей возмож­ность преодолевать всякого рода неожиданности и изменять ее... с помощью факторов подкрепления» (Скиннер Б. Утопия и человеческое поведение).

2) Теория удовольствия и неудовольствия, наслаждения и стра­дания — это старая сенсуалистическая теория... ложна в самом своем основании... Жизнь души, не порывающая сама себя, может состоять только в деятельности не для добывания удо­вольствий, а для самого дела. В такой деятельности и удоволь­ствия и неудовольствия нейтрализуются, и на их место выходит жизнь — горящая, пламенная, сыплющая вокруг искры; человек мыслящий... берет самый этот источник жгучих и блестящих искр» (Ушинский К. Д. Собр. соч. — Т. 10).

С чем вы согласны и с чем не согласны в этих высказываниях?

Примерная литература для подготовки к занятию

· Кибальченко И. А. Теория и практика воспитательной деятельности Изд-во: Феникс, 2009. - 384 с.

· Кукушин В. С. Методика воспитательной работы: Учеб.пособие, М.: МарТ, Феникс, 2010. - 352 с.

· Методика воспитательной работы: Учеб.пособие/ под ред. В. Сергеевой. Издательство: Академия, 2010 г.- 368 с.

· Методика воспитательной работы: М.: Издат. центр Академия, 2009. - 160 с.

· Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. 304 с.

· Романов, М. А.Теория и методика воспитания:рабочая тетрадь / М. А. Романо­ва, Ю. С. Мирошниченко. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2011. – 68 с.

· Сумина Т.Г. Методика воспитательной работы: учеб.пособие. – М.: Академия, 2014. 192 с.

· Худякова Н. Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Н. Л. Худякова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. 277 с.

 

Семинар 2. Тема: Педагогические дебаты по проблеме сущности воспитания

Цель: вовлечение студентов в обсуждение педагогической проблемы и планирование решений.

Задачи: развитие умений логически и критически мыслить, доказательно аргументировать, проявлять эмпатию и терпимость к различным взглядам, способность работать в команде, способность концентрироваться на сути проблемы, формировать стиль публичного выступления.

Для дискуссии предлагается высказывание Л.Н. Толстого «…Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Права воспитания не существует» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед.соч. – М., 1989. – С. 208-209)

Задания студентам

Дебаты – это игра, в которой участвуют две команды по три человека в каждой и команда судей. Игроки, представляющие дебатирующие команды, называются спикерами. Каждый из спикеров выполняет свои строго определенные обязанности, им отведено определенное время для выступления. Играющие команды также выполняют свои роли: одна команда представляет утверждающую сторону и ее спикеров принято обозначать: У1, У2, У3. Вторая команда представляет отрицающую сторону, ее спикеры обозначаются соответственно: О1, О2, О3.

Обязанности спикера

Обязанностями первого спикера утверждающей стороны (У) являются:

- представить утверждающую команду;

- представить тему (утверждение), обосновать ее актуальность;

- дать определение терминам (понятиям), входящим в тему;

- представить точку зрения утверждающей команды;

- обосновать аспекты рассмотрения данной темы;

- представить аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами) – это принято называть кейсом;

- перейти к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);

- закончить четкой формулировкой общей линии утверждающей1 команды.

С выступления первого спикера У1 начинаются дебаты, время его выступления – пять минут.

После окончания выступления У1 в игру вступает третий спикер отрицающей команды (О3). В течении двух минут он задает перекрестные вопросы первому спикеру команды утверждения (У1) с целью доказать несостоятельность аргументов У1. У1 отвечает на вопросы.

Следующим вступает в игру первый спикер отрицающей команды (О1). За пять минут он должен:

- представить отрицающую команду;

- сформулировать основной тезис отрицания (одновременно отрицается тезис, заявленный утверждающей стороной);

- принять определения понятий и терминов, представленных утверждающей стороной;

- представить позицию отрицающей стороны;

- принять аспекты утверждающей стороны или представить другие аспекты;

- представить кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, то есть те аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);

- опровергнуть аргументы утверждающей стороны, выдвинутые спикером У1;

- закончить четкой формулировкой общей линии утверждающей команды.

После выступления первого спикера отрицающей команды (О1) наступает очередь третьего спикера команды утверждения (У3), который в течении двух минут задает вопросы первому спикеру (О1) отрицающей команды.

Продолжает игру второй спикер утверждающей команды, который в течении четырех минут:

- восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров и доказательств;

- восстанавливает утверждающий кейс, позицию за позицией, следуя первоначальной структуре, представленной первым спикером его команды (У1);

- приводит новые доказательства;

- повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;

- подробно развивает утверждающую позицию и утверждающий кейс;

- новые аргументы не приводятся;

- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды.

После выступления второго спикера утверждающей команды (У2) первый спикер отрицающей стороны задает перекрестные вопросы второму спикеру (У2) утверждающей команды. У2 отвечает на вопросы две минуты.

Теперь наступает очередь второго спикера отрицающей команды (О2). В течении четырех минут он:

- восстанавливает отрицающую позицию, использует гипотезы, примеры, доказательства;

- продолжает опровергать утверждающую позицию;

- приводит новые доказательства, но при этом не приводит новых аргументов;

- заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей стороны.

Его выступление, как и выступления предыдущих спикеров, заканчивается перекрестными вопросами, задаваемыми первым спикером (У1) утверждающей команды, О2 отвечает на вопросы две минуты.

Заключительный раунд дебатов открывает третий спикер утверждающей команды. За четыре минуты он:

- еще раз акцентирует узловые моменты дебатов (обозначает самые важные вопросы);

- следует структуре утверждающего кейса;

- возвращается к критериям (аспектам), выдвинутым первым спикером (У1) утверждающей команды и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;

- выявляет уязвимые места в отрицающей кейсе;

- сосредотачивает на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет почему аргументы утверждения более убедительны;

- не приводит новых аргументов;

- завершает линию утверждения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других).

Заключает дебаты третий спикер (О3) отрицающей стороны. В течении четырех минут ему предстоит:

- еще раз акцентировать узловые моменты (обозначает самые важные вопросы);

- следовать структуре отрицающего кейса;

- возвратиться к критериям (аспектам), выдвинутым первым спикером (О1) отрицающей стороны и объяснить, как они объяснят позицию отрицания;

- выявить уязвимые места в утверждающем кейсе;

- сравнить аргументы утверждающей и отрицающей сторон, доказать убедительность аргументов отрицающей стороны;

- завершить линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других), новых аргументов он не приводит.

В правилах игры «Дебаты» предусмотрено время на подготовку к выступлению или ответам на вопросы – тайм-аут. На тайм-аут каждая из команд имеет совокупные шесть минут, однако время взятого тайм-аута выбирается командой произвольно и не может превышать двух минут. Тайм-ауты предоставляются после устного обращения любого из членов команды.

 

Семинар 3. Тема: Воспитание как система

Цель занятия: сформировать у студентов понятие о воспитании как системе.

Вопросы для обсуждения

1. Противоречия и движущие силы воспитательной работы.

2. Определение понятия «воспитательная система», структурные компоненты воспитательной системы и этапы ее становления и развития.

3. Критерии эффективности воспитательной системы.

Творческие задания

I. Ознакомьтесь с воспитательными системами Л.Н. Толстого, В.Н. Сороки-Росинского, Р. Штайнера, А.С. Макаренко, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, М. Монтесори, В.А. Караковского и др. Проведите сравнительный анализ воспитательных систем по алгоритму:

• автор воспитательной системы, концепции воспитания;

• цели воспитательной системы;

• структура и содержание воспитательной системы;

• особенности деятельности педагога/воспитателя, методы воспитательной работы;

• особенности деятельности воспитанников;

• особенности взаимодействия внутри системы, особенности взаимодействия с окружающей средой.

II. Выберите воспитательную систему и сделайте ее презентацию c использованием программы «PowerPoint» в аудитории.

Требования к оформлению презентации:

1.Требования к содержанию информации: заголовки должны привлекать внимание аудитории; предложения должны быть простыми (короткими); временная форма глаголов – одинаковая; минимум предлогов, наречий.

2.Требования к расположению информации: горизонтальное расположение; наиболее важная информация в центре экрана; комментарии к картинке располагаются внизу; слайды не перегружать ни текстом, ни картинками; на одном слайде не более трех фактов, выводов, определений.

Литература

· Кибальченко И. А. Теория и практика воспитательной деятельности Изд-во: Феникс, 2009. - 384 с.

· Кукушин В. С. Методика воспитательной работы: Учеб.пособие, М.: МарТ, Феникс, 2010. - 352 с.

· Методика воспитательной работы: Учеб.пособие/ под ред. В. Сергеевой. Издательство: Академия, 2010 г.- 368 с.

· Методика воспитательной работы: М.: Издат. центр Академия, 2009. - 160 с.

· Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. 304 с.

· Романов, М. А.Теория и методика воспитания:рабочая тетрадь / М. А. Романо­ва, Ю. С. Мирошниченко. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2011. – 68 с.

· Сумина Т.Г. Методика воспитательной работы: учеб.пособие. – М.: Академия, 2014. 192 с.

· Худякова Н. Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Н. Л. Худякова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. 277 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: