ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ-РАЗМЫШЛЕНИЙ




Семинар 8.

Защита творческих работ (эссе)

Эссе студента по дисциплине «Философия».

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

В отличие от реферата,эссе - это:

- сочинение небольшого объема (от 3-х – до 10 стр. машинописного текста),

- написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе);

- свободной композиции (в студенческом эссе не требуется такого раздела, как «оглавление» с четким перечислением глав и параграфов в силу небольшого объема работы);

- выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу;

- эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.

 

Эссе как размышление

Эссе-размышление - это свободное размышление над каким-либо философским вопросом или афоризмом известного философа. Афоризм – законченная мысль, выраженная в емкой, сжатой форме – прекрасный материал для написания эссе, поскольку допускает различные трактовки; поиск ответа на вопрос «Что философ этим хотел сказать?» позволяет студенту максимально проявить свои творческие способности.

Несмотря на определенную (по сравнению с рефератом) свободу самовыражения, эссе не следует писать спонтанно. Хорошее эссе может получиться только в результате серьезной работы и тщательной предварительной подготовки. Необходимо помнить о том, что эссе по философии – это учебная работа, в которой для анализа проблемы обязательно должны быть использованы изученные философские концепции и основные философские категории.

Студентам можно порекомендовать следующие этапы работы по написанию эссе как размышление над проблемой:

1)Необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе.

2) Найти в литературе или сформулировать самому иные, в том числе - альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме.

3) Изучить дополнительную литературу с целью подбора примеров и цитат, которые помогут аргументировано обосновать свою точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с вашей позицией; здесь можно использовать не только тексты философских произведений, но и литературные источники, материалы из средств массовой информации, конспекты лекций, дискуссии на семинарских занятиях и т.п.;

4) В заключении не забыть сформулировать вывод, обобщающий свою точку зрения.

 

Структура эссе-размышления

Эссе, ввиду его небольшого объема, обычно формально не структурируют (то есть, не разбивают на главы, параграфы, не выделяют в качестве особых разделов «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список литературы»). Тем не менее, в содержательном плане в тексте должны быть введение, основная часть и заключение.

Эссе начинается с изложения того, как студент сам понимает сущность поставленной в работе проблемы и с обоснования выбора именно этой темы, то есть с ответов на вопросы «о чем?» и «почему?» (Это, по сути, и есть «введение»). Если эссе небольшое (3 – 5 стр.), то и вводная часть может быть в пределах 0.5 стр., при объеме эссе до 8 – 10 стр. текста, введение может достигать 1 стр.

Следующий раздел – основная часть, посвященная анализу главной проблемы, занимает большую часть объема эссе. Студентам необходимо помнить, что выполняемая ими работа не может быть механической компиляцией чужих идей и цитат. Цитаты бывают необходимы для подтверждения той или иной точки зрения, но не следует злоупотреблять их количеством и использовать слишком громоздкие цитаты. Если цитаты используются, то внизу страницы на них делаются сноски; нумерация сносок постраничная. Основную часть эссе должен составлять самостоятельно написанный текст, выражающий личное мнение, субъективную позицию студента – автора эссе.

Заключительная часть работы (по объему практически совпадает с введением) должна содержать обобщения и аргументированные выводы по теме эссе, причем здесь допустимы повторы идей и положений, высказанных в основной части. Главное назначение этого раздела – дать понять преподавателю (или любому другому читателю этого эссе), к каким выводам и почему в итоге пришел студент.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ-РАЗМЫШЛЕНИЙ

1. "Приобретать познания ещё недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост" (И. Гете).

2. "Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое – мысли" (Демокрит).

3. "Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения" (Р. Милликен).

4. "Познать – это значит вполне понять всю природу" (Ф. Ницше).

5. "В человеке обязанности царя осуществляет разум" (Эразм Роттердамский).

6. "Человек немыслим вне общества" (Л. Толстой).

7. "Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя" (Н.Н. Пирогов).

8. "История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело" (П. Сартр).

9. "Мир – иероглиф истины" (С.Н. Булгаков).

10. "Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить" (У. Шекспир).

11. "Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим" (А. Поп).

12. "Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать" (Б. Рассел).

13. "Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим её наделить" (И. Бергман).

14. "У каждого века своё средневековье" (С. Лец).

15. "Прогресс наук и машин – это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека" (Э. Флайано).

16. "Чем полнее и глубже будет объяснение теории, тем надёжнее и точнее будет предсказание" (Г. Рузавин).

17. "Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий…" (Т.И. Ойзерман).

18. "Исторический путь – не тротуар Невского проспекта" (Н.Г. Чернышевский).

19. "Человек противостоит природе, но вместе с тем является частью биосферы" (С.А. Хмелевская).

20. "Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, небиологическим" (Э.В. Ильенков).

21. "Жизнь – это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным" (Д.С. Лихачёв).

22. «Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные» (Аристотель).

23. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице также всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (И. Кант).

24. «Общество есть, таким образом, подлинная целостная реальность, а не производное объединение отдельных индивидов; более того, оно есть единственная реальность, в которой нам конкретно дан человек» (С.Л. Франкл).

25. «Я знаю только то, что ничего не знаю» (Сократ).

26. «Человек – существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях» (Платон).

27. «Самый непобедимый человек – это тот, кому не страшно быть глупым» (В.О. Ключевский).

28. «Многие вещи управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа» (Ш. Монтескье).

29. «Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя» (Л. Н. Толстой).

30. «Хорошо и почетно идти по стопам предков, если, конечно, они шли прямым путем» (Плиний Младший – Гай Плиний Цецилий).

31. «Государства более не могут стремиться к укреплению своей безопасности за счет друг друга; ее можно добиться только путем совместных усилий» (У. Пальме).

32. «Кто раздувает пламя ссоры и ворочает головни, тот не должен жаловаться, если искры попадают ему в лицо» (Б. Франклин).

33. «Если внутри нас нет мира, то бесполезно искать его в каких-то внешних источниках» (Ф. Ларошфуко).

34. «Национализм – детская болезнь, корь человечества» (А. Эйнштейн).

35. «Каждая народность, если получила уже и не утратила еще сознание своего самобытного исторического национального значения, должна составлять государство» (Н.Я. Данилевский).

36. «Существование нации есть ежедневный плебисцит» (Э. Ренан).

37. «Войны подобны судебной тяжбе, где судебные издержки превышают спорную сумму» (Л. Вовенарг).

38. «Истребляя друг друга на войнах, мы, как пауки в банке, ни к чему иному не можем прийти, как только к уничтожению друг друга» (Л.Н. Толстой).

39. «Знание – сила» (Ф. Бэкон).

40. «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать многое, не зная самого нужного» (Л. Н. Толстой).

41. «Если вы делаете что-то точно так же, как делали это двадцать лет назад, значит, наверняка, существует более удачный способ это делать» (Т. Эдисон).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: