Показатели неблагоприятной психологической адаптации.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дополнительной образовательной программе

Арт-терапия «Гармония»

Уровень начальный общий

Направление: социальное.

СОСТАВИЛА: ШИРИНСКАЯ ГУЛЬМИРА ЮНУСОВНА,

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПСИХОЛОГ

 

Пояснительная записка

Программа педагогической арт-терапии «Гармония» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.

 

Общая характеристика курса

 

Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Уникальность программы арт-терапия «Гармония» заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Программа успешно применяется для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.

Цели и задачи программы

Цель программы педагогической арт-терапия «Гармония» – инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях нового коллектива средствами художественных видов деятельности, содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;

2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;

3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.

4. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;

5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.

6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

7. Профилактика школьной дезадаптации.

8. Способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;

9. Формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства;

10. Обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;

11. Способствовать повышению адаптационных способностей личности в коллективе, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.

 

 

Формы и методы работы:

1. Изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

2. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

3. Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.

4. Игровая терапия - воздействие с использованием игры.

 

 

Критерии эффективности программы:

- повышение уверенности в себе;

-снижение тревожности, агрессивности;

-улучшение взаимоотношений.

 

Ожидаемые результаты:

Коррекционно-развивающая программа педагогической арт-терапии «Гармония» обеспечивает наиболее оптимальное достижение цели выявления перспектив социокультурного развития личности ребенка через активизацию и интенсификацию арт-деятельности дошкольников и младших школьников в условиях временного коллектива:

· выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,

· обогащения новым опытом художественной деятельности,

· развития эмоциональной сферы и творческой активности,

· повышения мотивации к различным видам искусства,

· максимально быстрой адаптации средствами искусства в новом коллективе,

· развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.

· активное участие в процессе создания творческих работ;

· позитивный настрой детей в работе.

Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов

- установление контакта с обучающимися, с учителем;

- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;

- овладение навыками учебной деятельности;

- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Показатели неблагоприятной психологической адаптации.

- Физиологический уровень: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

- Познавательный уровень, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

- Эмоциональный уровень, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.

- Социально-психологический уровень: упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.

- Поведенческий уровень, проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции.

Сформированность УУД.

1. Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Содержание учебного предмета

 

Программа рассчитана на 9 месяцев, количество занятий 33, периодичность занятий – 1 раз в неделю, для детей младшего школьного возраста.

Программа арт-терапии «Гармония» включает 4 блока: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игровая терапия.

Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение.

Изотерапия способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Музыкотерапия помогает детям осваивать окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Сказкотерапия расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.

Игротерапия дает положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей.

Это далеко не полный перечень коррекционных возможностей арт-терапии в образовании.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арт-терапии.

 

Список литературы

1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

2. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.

3. Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2002.

4. Богданович В. "Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы". Золотое Сечение, 2008.

5. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.

6. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004

7. Вальдес Одриосола М. - "Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности." Методическое пособие. Владос, 2005.

8. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2001.

9. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

10. Дженингс С., Минде А. "Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии". М., 2003.

11. "Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А.И.Копытина. СПб., 2002.

12. Дрешер Ю.Н. "Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие". Профессия, 2007.

13. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб.: Златоуст, 2005.

15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. "Практикум по креативной терапии". М.: ТЦ Сфера, 2003.

16. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. "Психотерапия зависимостей: Метод арт-терапии". СПб.: Речь 2002.

17. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

18. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.

19. Кожохина С.К. "Растём и развиваемся с помощью искусства". СПб.: Речь, 2006.

20. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.

21. Копытин А.И. "Системная арт-терапия". СПб.: Питер, 2001.

22. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. "Арт - терапия детей и подростков". М.: Когито

23. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

24. Красный Ю.Е. "Арт - всегда терапия". 2006.

25. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми./ М. В.Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160с.

26. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии/ Л. Д.Лебедева. – Спб.: ЛОИРО, 2000. – 200с.

27. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л. Д. Лебедева. – Спб.: Речь, 2003. – 256с.

28. Лебедева, Л. Д. Теоретические основы арт-терапии/ Л. Д.Лебедева//«Школьный психолог» – 2006г. – №3(361). – С.9-11.

29. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248с.

30. Остер, Дж., Гоулд П. "Рисунок в психотерапии". М., 2000.

31. Сизова, А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии/ А. В.Сизова// научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» – 2005. – №3(9). – С.76-80.

32. Хрисанова, Е., Сергеева, Н. Артпедагогика в системе современного воспитания/ Е. Хрисанова// Народное образование. – 2003. – № 7. – С.137-143.

 


Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п Дата Тема Цель Материалы
    Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в группе. Знакомство с изобразительной техникой марания. Цель: Знакомство участников группы между собой и с тренером, создание благоприятной атмосферы в классе. Знакомство с методами арт-терапии.   Материалы:бумага разного формата; краски, губки, кисточки, клубок ниток, одноразовые тарелочки.
Ход занятия
  1. Ритуал начала занятия «Клубок»
Дети сидят на стульях по кругу. Тренер передает клубок ниток ребенку. ребенок при этом называет ласковое, вежливое слово, пожелание, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.
  1. Упражнения для первичного знакомства «Снежный ком».
Все играющие усаживаются в круг. Ведущий объясняет условия игры: он называет свое имя, следующий игрок называет имя предыдущего игрока, а затем свое, следующий игрок называет имена двух предыдущих игроков и свое, и т.д.
  1. «Мое настроение» техника марания.
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках школьников, выполненных в абстрактной манере. Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Беседа на тему «Какое мое настроение сегодня?». От чего может меняться настроение? Затем дети на листах бумаги с помощью кисточек, губок, пальцев изображают свое настроение. Затем идет обсуждение. Какие эмоции и чувства вызывает рисунок?
  1. Ритуал прощания «Солнечные лучики»
Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.
    «Осенняя фантазия». Работа с сухими листьями. Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие смекалки, воображения, стимулирование положительных эмоций. Материалы: клубок, сухие листья, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, тарелочки.
Ход занятия
  1. Ритуал начала занятия «Клубок»
  2. Беседа на тему: Что такое осень? Какая она осень? Что происходит осенью? Какие листья вы знаете?
  3. Просмотр картинок с осенними пейзажами.
  4. «Брызги осени»
Каждый участник придумывает то, что хотел бы изобразить на листе бумаги. Затем, на лист бумаги простым карандашом наносится рисунок. Клеем, который выдавливается из тюбика, обводится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Клею дают высохнуть. Работы обсуждаются.
  1. «Я - листочек»
Все ребята встают в круг. «Закройте глазки. Я считаю: раз-два-три. Вот вы и листочки. Кто желтый листочек, кто красный, кто зеленый. Живут наши листочки на могучем дереве. Вот такое могучее дерево(Все тянут руки вверх). Листочкам хорошо. Солнышко их пригревает. Но вдруг подул сильный ветер. От сильного ветра листочки один за другим стали падать на землю. Падают листочки неслышно, плавно. Легли на землю и отдыхают. Солнышко пригревает. Пришли жучки паучки пощекотали листики, прилетели птички потоптали наши листики. Подул теплый ветерок и поднял наши листики…..полетели листики…далеко…далеко…там тепло…и светит солнышко…Я считаю раз-два-три. И мы вернулись обратно в класс.
  1. Ритуал прощания «Круг друзей»
Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.
    «Свободный рисунок в круге». Групповое рисование ватными полочками. Цель: благодаря «раскачивания» двигательных и функциональных стереотипов создать почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшение зависимости от стереотипов, повышение настроения, развитие воображения, налаживание коммуникации, объединение. Материалы: клубок, альбом, краски, ватные палочки.  
Ход занятия
  1. Ритуал начала занятия «Клубок»
  2. «Свободный рисунок в круге».
Ребята удобно рассаживаются за столами, делая круг, перед каждым альбом, краски и ватные палочки. Каждый начинает рисовать на свободную тему. Через определенное кол-во времени рисунок передается по кругу, каждый следующий привносит что-то свое в рисунок. После того как рисунки возвращаются к хозяевам происходит обсуждение. Что получилось? Нравится ли это обладателю. Хотелось бы что- нибудь дорисовать?
  1. Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук “Лимон”.Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Выполнить это же упражнение левой рукой.
  1. Ритуал прощания «Круг друзей»
Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.
    «Музыка-настроение». Музыкотерапия.   Цель: способствовать умению передавать настроение музыки, снятие эмоционального напряжения, развитие творческого самовыражения. Материалы: краски, альбомы, музыка.  
Ход занятия
  1. Ритуал начала занятия «Клубок настроения»
Дети говорят о том, какое у каждого сегодня настроение, перечисляя по очереди, передавая клубок по кругу.  
  1. «Музыка-настроение»
Упражнение с использованием музыкальных композиций. Дети прослушивают 4 музыкальные композиции совершенно разных по направлению и стилю. После каждой композиции дети пытаются передать на бумагу то впечатление, эмоции от прослушанной музыки. Так 4 раза. После чего идет обсуждение всех работ. «какие эмоции вызвала музыка, какая композиция больше подходит ребенку?»
  1. «Массажная гимнастика»
Встаньте друг за другом в круг. Положите руки на плечи впереди стоящего. А теперь слушаем и повторяем за мной массажные движения: - «Царь, царица по саду гуляют» -«Царь уехал за границу, а царица в Ленинград» «царь посеял пшеницу, а царица виноград» - «Винограда- много-много, а пшеницы – ни шиша!» - «Царь заплакал, а царица – ха-ха-ха» 4. Ритуал прощания «Солнечные лучики»
    «Несуществующий зверек». Взаимодействие с бумагой.   Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения. Материалы: цветная бумага, фольга, бусины, скотч, ножницы, клей, фломастеры.
Ход занятия
  1. Ритуал начала занятия «Клубок»
  2. «Несуществующий зверек». Используя бумагу, создайте объёмную композицию. Тема композиции: «Не существующий зверек». Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр.
Сначала дети передают по кругу лист бумаги, фольгу, участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать.); затем из получившегося материала нужно создать композицию. Можно вырезать фигурки из бумаги (гофрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет, использовать клей, скотч.
  1. Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук “Лимон”.Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Выполнить это же упражнение левой рукой.
  1. Ритуал прощания «Круг друзей»
Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрыгать, попрощаться.
    Тренинг эффективного межличностного взаимодействия.   Цель: установление доверительных отношений, снижение уровня тревоги у детей, запуск процесса самораскрытия.  
Ход занятия
  1. «Будни и выходные»
Два дня недели назначают выходным. А все остальные буднями. Ведущий начинает перечислять все дни в беспорядке. Задача игроков хлопать в ладоши лишь тогда, когда ведущий называет выходные.
  1. «Дотронуться до …»
Игра способствует: созданию благоприятной атмосферы. Игровая площадка: помещение, обеспечивающее свободное движение всех участников. Если игра проходит на улице, то необходимо очертить границы игрового поля. Описание игры. Участники хаотично двигаются по комнате. Затем ведущий просит всех дотронуться до предмета, детали какого-либо предмета, определенного цвета в одежде и украшениях участников. Фраза, произносимая ведущим, звучит так: «Дотронуться до …. (пуговицы; белого цвета; правой коленки; левого уха и т.п.). Участникам, после слов ведущего необходимо найти названный предмет (деталь предмета) не на себе, а на другом игроке. После того, как все участники выполнили задание, они вновь продолжают движение по комнате.
  1. Упражнение «Зоопарк». Каждый из участников выбирает животное, птицу, рыбу и т. д. Затем в течение 2-3 минут все должны побыть этим существом, переняв его манеру движения, повадки, звуки и т. д. Но о своем выборе нельзя говорить вслух, нужно постараться изобразить это существо... Затем группа обменивается впечатлениями, угадывая, кто же какое существо изображал.
  2. Упражнение: «Ручки»
Раздаются ручки. Ученики делятся по парам. Удерживая ручки только указательными пальцами, должны одновременно сесть и встать, не уронив ручки. Затем упражнение выполняется в тройках, затем всем классом.
  1. Упражнение: «Путаница»
Все берутся за руки. Затем дается команда запутаться неотпускная рук. Затем договариваясь распутаться, не отпуская рук.
  1. Ритуал прощания «Круг друзей»
    Чтение сказки «Найда». Сказкотерапия   Цель: на вербальном и эмоциональном уровне показать ребенку что такое хорошо, что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, развивать умение высказывать свое мнение по проблеме. Материалы: альбом, карандаши.  
Ход занятия
  1. Чтение сказки «Найда»
Нравственный урок: Зависть и злоба не приносят счастья в дом. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
  1. Обсуждение. Воспитание добрых чувств:
— Какое доброе дело сделала Мария? — Какое злое дело совершила Анисья? Почему ты так думаешь? — Хотели бы вы быть похожими на Марию? Почему? — Что такое зависть? — Почему можно сказать, что Найда и после смерти делала людям добро? — Что поняла Анисья в конце сказки и почему приняла щенка в свой дом?
  1. Рисунок «Найды»
Детям предлагается нарисовать Собаку из сказки. Затем каждый рассказывает про свою «найду». Какая она? Добрая ли? Помогает людям? Любит ли играть? и т.д.
    Я и мои эмоции. Часть 1.   Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции. Материалы: клубок, карточки с названиями эмоций, альбомы, краски, карандаши.
Ход занятия
  1. Беседа на тему: «Эмоции. Какие бывают эмоции. Кто может вызвать эмоции?»
  2. Ритуал начала занятия «Клубок эмоций»
Дети сидят на стульях по кругу. Тренер передает клубок ниток ребенку. Ребенок при этом называет эмоцию, которую знает, передавая клубок следующему участнику. Так клубок раскручивается пока не пройдет через всех участников.
  1. «Рисование собственной эмоции»
Детям на листах бумаги предлагается изобразить собственную эмоцию. После окончания работы каждый участник рассказывает про свои эмоции, называя их.
  1. «Угадай- ка»
Участникам готовятся карточки с названиями эмоций. Выбирается желающий. С помощью мимики и жестов участник должен изобразить эту эмоцию. Остальные ребята отгадывают. После проходит обсуждение что было тяжело, что легко.
  1. Ритуал прощания «Ладошки»
Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе о других членах группы, на другу ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.
    Я и мои эмоции. Обида. Злость. Часть 2.   Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, различать положительные и отрицательные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции, выплеск негативных эмоций, коррекция детских обид. Материалы: клубок, карточки с названиями эмоций, альбомы, краски, карандаши, кисти, губки.  
Ход занятия
  1. Ритуал начала занятия «Клубок эмоций»
Дети вспоминают, какие эмоции обсуждали на прошлом занятии, перечисляют их по очереди, передавая клубок по кругу.
  1. Беседа на тему: «Положительные и отрицательные эмоции». Дети вспоминают какие знают «+» и «- «эмоции.
  1. Рисование «Обида. Злость»
С помощью кисточек, губок, ребята на своих листах изображают обиду и злость. Затем рисунки демонстрируются окружающим. После чего ребенок должен порвать, помять свою злость и обиду и выбросить в мусор.
  1. «Прощание с обидой и злостью.
Все ребята сидят в круге. Мысленно берут в ладони свою злость и обиду, и начинают хлопать, стучать по полу ладонями, тем самым избавляясь от негативных эмоций.
  1. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник - он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
    Я и мои эмоции. Радость. Часть 3.   Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, различать положительные и отрицательные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции, выплеск негативных эмоций, коррекция детских обид. Материалы: клубок, карточки с названиями эмоций, альбомы, краски, карандаши, кисти, губки.  
Ход занятия
1. Ритуал начала занятия «Клубок эмоций» Дети вспоминают, какие эмоции обсуждали на прошлом занятии, перечисляют их по очереди, передавая клубок по кругу. 2. Беседа на тему: «Положительные и отрицательные эмоции». Дети вспоминают какие знают «+» и «- «эмоции. 3. Рисование «Радость» С помощью кисточек, губок, ребята на своих листах изображают обиду и злость. Затем рисунки демонстрируются окружающим. После чего ребенок должен порвать, помять свою злость и обиду и выбросить в мусор. 4. «Радость всюду и везде». Все ребята сидят в круге. Каждый рассказывает в каких ситуациях он испытывает радость. 5. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик» Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник - он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
    Групповой коллаж. «Мой мир»   Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие. Материалы: ватманы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, журналы, фото.  
Ход занятия
  1. Ритуал начала занятия «Клубок».
Дети передают друг другу клубок и рассказывают о том, какой он идеальный мир, кто в нем живет, какие деревья растут, какие в нем здания, сколько жителей и т.д.
  1. Просмотр картинок с изображением коллажей.
  2. Создание группового коллажа «Мой мир»
Дети делятся на группы. В группах обсуждаются «миры». Каждая группа создает свой идеальный мир. Каким бы его хотели видеть. В процессе можно использовать фото, вырезки из газет и журналов, рисунки. Затем каждая команда придумывает название своего мира. Затем идет обсуждение работ каждой команды. Ребята все участвуют в обсуждении своего мира.
  1. Релаксационное упражнение на расслабление мышц рук “Лимон”.Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Выполнить это же упражнение левой рукой.
    Продолжение создания группового коллажа. «Мой мир»   Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие. Материалы: ватманы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, журналы, фото.  
Ход занятия
  1. Ритуал начала занятия "Комплименты"
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать соседу несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент говорит: " спасибо, мне очень приятно! " Затем он произносит компл


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: