РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дополнительной образовательной программе
Арт-терапия «Гармония»
Уровень начальный общий
Направление: социальное.
СОСТАВИЛА: ШИРИНСКАЯ ГУЛЬМИРА ЮНУСОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПСИХОЛОГ
Пояснительная записка
Программа педагогической арт-терапии «Гармония» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.
Общая характеристика курса
Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.
Уникальность программы арт-терапия «Гармония» заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Программа успешно применяется для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.
Цели и задачи программы
Цель программы педагогической арт-терапия «Гармония» – инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях нового коллектива средствами художественных видов деятельности, содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;
3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.
4. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.
6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
7. Профилактика школьной дезадаптации.
8. Способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
9. Формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства;
10. Обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
11. Способствовать повышению адаптационных способностей личности в коллективе, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.
Формы и методы работы:
1. Изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
2. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
3. Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.
4. Игровая терапия - воздействие с использованием игры.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
-снижение тревожности, агрессивности;
-улучшение взаимоотношений.
Ожидаемые результаты:
Коррекционно-развивающая программа педагогической арт-терапии «Гармония» обеспечивает наиболее оптимальное достижение цели выявления перспектив социокультурного развития личности ребенка через активизацию и интенсификацию арт-деятельности дошкольников и младших школьников в условиях временного коллектива:
· выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,
· обогащения новым опытом художественной деятельности,
· развития эмоциональной сферы и творческой активности,
· повышения мотивации к различным видам искусства,
· максимально быстрой адаптации средствами искусства в новом коллективе,
· развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
· активное участие в процессе создания творческих работ;
· позитивный настрой детей в работе.
Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Показатели неблагоприятной психологической адаптации.
- Физиологический уровень: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
- Познавательный уровень, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
- Эмоциональный уровень, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.
- Социально-психологический уровень: упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.
- Поведенческий уровень, проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции.
Сформированность УУД.
1. Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Содержание учебного предмета
Программа рассчитана на 9 месяцев, количество занятий 33, периодичность занятий – 1 раз в неделю, для детей младшего школьного возраста.
Программа арт-терапии «Гармония» включает 4 блока: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игровая терапия.
Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение.
Изотерапия способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Музыкотерапия помогает детям осваивать окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.
Сказкотерапия расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.
Игротерапия дает положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей.
Это далеко не полный перечень коррекционных возможностей арт-терапии в образовании.
Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арт-терапии.
Список литературы
1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
2. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
3. Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2002.
4. Богданович В. "Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы". Золотое Сечение, 2008.
5. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.
6. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
7. Вальдес Одриосола М. - "Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности." Методическое пособие. Владос, 2005.
8. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2001.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
10. Дженингс С., Минде А. "Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии". М., 2003.
11. "Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А.И.Копытина. СПб., 2002.
12. Дрешер Ю.Н. "Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие". Профессия, 2007.
13. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб.: Златоуст, 2005.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. "Практикум по креативной терапии". М.: ТЦ Сфера, 2003.
16. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. "Психотерапия зависимостей: Метод арт-терапии". СПб.: Речь 2002.
17. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
18. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
19. Кожохина С.К. "Растём и развиваемся с помощью искусства". СПб.: Речь, 2006.
20. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.
21. Копытин А.И. "Системная арт-терапия". СПб.: Питер, 2001.
22. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. "Арт - терапия детей и подростков". М.: Когито
23. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
24. Красный Ю.Е. "Арт - всегда терапия". 2006.
25. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми./ М. В.Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160с.
26. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии/ Л. Д.Лебедева. – Спб.: ЛОИРО, 2000. – 200с.
27. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л. Д. Лебедева. – Спб.: Речь, 2003. – 256с.
28. Лебедева, Л. Д. Теоретические основы арт-терапии/ Л. Д.Лебедева//«Школьный психолог» – 2006г. – №3(361). – С.9-11.
29. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248с.
30. Остер, Дж., Гоулд П. "Рисунок в психотерапии". М., 2000.
31. Сизова, А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии/ А. В.Сизова// научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» – 2005. – №3(9). – С.76-80.
32. Хрисанова, Е., Сергеева, Н. Артпедагогика в системе современного воспитания/ Е. Хрисанова// Народное образование. – 2003. – № 7. – С.137-143.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Цель | Материалы |
Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в группе. Знакомство с изобразительной техникой марания. | Цель: Знакомство участников группы между собой и с тренером, создание благоприятной атмосферы в классе. Знакомство с методами арт-терапии. | Материалы:бумага разного формата; краски, губки, кисточки, клубок ниток, одноразовые тарелочки. | ||
Ход занятия | ||||
| ||||
«Осенняя фантазия». Работа с сухими листьями. | Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие смекалки, воображения, стимулирование положительных эмоций. | Материалы: клубок, сухие листья, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, тарелочки. | ||
Ход занятия | ||||
| ||||
«Свободный рисунок в круге». Групповое рисование ватными полочками. | Цель: благодаря «раскачивания» двигательных и функциональных стереотипов создать почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшение зависимости от стереотипов, повышение настроения, развитие воображения, налаживание коммуникации, объединение. | Материалы: клубок, альбом, краски, ватные палочки. | ||
Ход занятия | ||||
| ||||
«Музыка-настроение». Музыкотерапия. | Цель: способствовать умению передавать настроение музыки, снятие эмоционального напряжения, развитие творческого самовыражения. | Материалы: краски, альбомы, музыка. | ||
Ход занятия | ||||
| ||||
«Несуществующий зверек». Взаимодействие с бумагой. | Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения. | Материалы: цветная бумага, фольга, бусины, скотч, ножницы, клей, фломастеры. | ||
Ход занятия | ||||
| ||||
Тренинг эффективного межличностного взаимодействия. | Цель: установление доверительных отношений, снижение уровня тревоги у детей, запуск процесса самораскрытия. | |||
Ход занятия | ||||
| ||||
Чтение сказки «Найда». Сказкотерапия | Цель: на вербальном и эмоциональном уровне показать ребенку что такое хорошо, что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, развивать умение высказывать свое мнение по проблеме. | Материалы: альбом, карандаши. | ||
Ход занятия | ||||
| ||||
Я и мои эмоции. Часть 1. | Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции. | Материалы: клубок, карточки с названиями эмоций, альбомы, краски, карандаши. | ||
Ход занятия | ||||
| ||||
Я и мои эмоции. Обида. Злость. Часть 2. | Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, различать положительные и отрицательные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции, выплеск негативных эмоций, коррекция детских обид. | Материалы: клубок, карточки с названиями эмоций, альбомы, краски, карандаши, кисти, губки. | ||
Ход занятия | ||||
| ||||
Я и мои эмоции. Радость. Часть 3. | Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, различать положительные и отрицательные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих, обучение навыкам саморегуляции, выплеск негативных эмоций, коррекция детских обид. | Материалы: клубок, карточки с названиями эмоций, альбомы, краски, карандаши, кисти, губки. | ||
Ход занятия | ||||
1. Ритуал начала занятия «Клубок эмоций» Дети вспоминают, какие эмоции обсуждали на прошлом занятии, перечисляют их по очереди, передавая клубок по кругу. 2. Беседа на тему: «Положительные и отрицательные эмоции». Дети вспоминают какие знают «+» и «- «эмоции. 3. Рисование «Радость» С помощью кисточек, губок, ребята на своих листах изображают обиду и злость. Затем рисунки демонстрируются окружающим. После чего ребенок должен порвать, помять свою злость и обиду и выбросить в мусор. 4. «Радость всюду и везде». Все ребята сидят в круге. Каждый рассказывает в каких ситуациях он испытывает радость. 5. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик» Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник - он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. | ||||
Групповой коллаж. «Мой мир» | Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие. | Материалы: ватманы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, журналы, фото. | ||
Ход занятия | ||||
| ||||
Продолжение создания группового коллажа. «Мой мир» | Цель: раскрытие потенциальных возможностей детей, эффективным методом взаимодействия в группе, развитие положительных эмоциональных переживаний, творческое саморазвитие. | Материалы: ватманы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, журналы, фото. | ||
Ход занятия | ||||
|
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных