Перечислим преимущества и недостатки функционально-стоимостного анализа. Преимущества:
Более точное знание стоимости продукции дает возможность принимать верные стратегические решения по следующим вопросам:
1. назначения цен на продукцию;
2. оптимального сочетания продуктов;
3. выбора между возможностями изготавливать самостоятельно или приобретать;
4. вложения средств в научно-исследовательские работы, автоматизацию процессов, продвижение продукции и т.п.
Метод способствует:
1. качественной реализации управленческих функций, таких как повышение эффективности дорогостоящих операций;
2. выявлению и сокращению объемов операций, не повышающих ценность продукции.
Недостатки данного метода:
– процесс описания функций может оказаться излишне детализированным, а модель учета иногда слишком сложна и ее трудно адаптировать к реальным условиям;
– этап сбора данных об источниках затрат по функциям (activity drivers) часто недооценивается;
– для качественной реализации метода требуются специальные программные средства;
– изменения, вносимые в модель не соответствуют скорости организационных изменений;
– реализация рассматривается как «прихоть» финансового менеджмента и недостаточно поддерживается оперативным руководством.
Основными проблемами внедрения ФСА могут стать:
– трудности психологического характера, связанные с высоким уровнем тревожности и низким уровнем мотивации менеджеров по отношению к внедрению прогрессивных методов управления затратами;
– трудности информационного характера, связанные со слабой степенью развития методологического аппарата проведения ФСА, недостатком программного обеспечения и средств автоматизации процесса управления затратами.
|
II. Расчетная часть
Задача №1
Организация производит посудомоечные машины. Ассортиментный перечень представлен четырьмя моделями «Коммунист», «Комсомолец», «Пионер», «Октябренок».
Для производства используется автоматизированная сборочная линия, одна для всех четырех моделей. Линия загружена на 70%.
Для перехода с одной модели на другую, линию приходится перенастраивать, т.е. производить пуско-наладочные работы.
Сокращение ассортимента нецелесообразно из-за высокой конкуренции на рынке. Модели «Коммунист» и «Комсомолец» продаются на независимых друг от друга сегментах рынка.
Маркетинговая служба способна повысить натуральный объем продаж одной модели (за исключением модели «Коммунист») за счет уменьшения натурального объема продаж другой модели, в пределах 20%.
Производство является машиноемким.
Таблица 1. Данные для расчета.
Показатели | Коммунист | Комсомолец | Пионер | Октябренок |
Продажи, шт. | ||||
Цена единицы, руб. | ||||
Прямые расходы, руб. | ||||
в том числе: | ||||
материалы, руб. | ||||
труд, руб. | ||||
Накладные расходы, руб. |
Таблица 2. Данные для распределения накладных расходов.
Показатели | Коммунист | Комсомолец | Пионер | Октябренок |
Механическая обработка, час. | ||||
Настройка оборудования, раз | ||||
Обработка заявки на материал, раз | ||||
Контроль качества, раз | ||||
Обработка заказа на продажу, раз |
|
Таблица 3. Стоимость операций.
Вид операции | Стоимость |
Настройка сборочной линии (на один прогон), руб. | |
Контроль качества после настройки, руб. | |
Обработка одного сбытового заказа, руб. | |
Обработка одного заказа материалов, руб. | |
Стоимость одного машинного часа, руб. |
Определите:
1. Рентабельность каждой из моделей на основании метода учета полных затрат, разнесенных по ставке распределения (cost-driver).
2. Рентабельность каждой из моделей по методу direct-cost.
3. Определите оптимальный ассортиментный перечень (по методу direct-cost).
4. Уточните результаты расчета с точки зрения метода ФСА, используя данные таблиц 2, 3.
Решение:
«Директкостинг» – система раздельного учета переменных и постоянных затрат. Для оценки себестоимости продукции используются только переменные затраты, постоянные признаются убытком периода, в котором они были произведены.
Переменные затраты меняются с изменением степени загрузки производственных мощностей, но в расчете на единицу продукции они являются постоянными. Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности, но в расчете на единицу продукции они зависят от объема производства.
Исчисление себестоимости продукции методом полных затрат предполагает учет всех затрат, включая прямые и косвенные (распределенные накладные) расходы.
1. Найдем рентабельность по каждой из моделей на основании метода учета полных затрат, разнесенных по ставке распределения (cost-driver) по формуле:
|
П
Rп = ––––– * 100,0%, где
ПС
П - прибыль от реализации продукции;
ПС - полная себестоимость реализованной продукции.
Коэффициент распределения на конкретный продукт будет составлять: отношение суммы операций по данному продукту к общей сумме операций (см. табл. №1).
Таблица №1.
Расчет рентабельности каждой модели на основании метода (cost-driver) | ||||
Показатели | Коммунист | Комсомолец | Пионер | Октябренок |
Всего механическая обработка, час. | ||||
Коэффициент распределения | 0,46875 | 0,28125 | 0,1 | 0,15 |
Накладные расходы продукта, руб. | 135468,75 | 81281,25 | 28900,00 | 43350,00 |
Полная себестоимость продукта, руб. | 217468,75 | 187281,25 | 63700,00 | 85750,00 |
Выручка продукта, руб. | 195000,00 | 210000,00 | 77600,00 | 96000,00 |
Прибыль (убыток) продукта, руб. | -22468,75 | 22718,75 | 13900,00 | 10250,00 |
Рентабельность модели, % | -10,3 | 12,1 | 21,8 | 12,0 |
Вывод: Рассчитав рентабельность по каждой из предложенных моделей, на основе метода учета полной себестоимости изделия, можно сделать вывод, что модели «Комсомолец», «Пионер», «Октябренок» являются более прибыльными и убыточной - модель «Коммунист». Общая прибыль составляет 24400 руб. Если следовать этому расчету, то прибыль можно увеличить на 22469 руб., сняв с производства модель «Коммунист».
2. Находим рентабельность каждой из моделей по методу direct-cost.
Система «директ-костинг» заключается в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, т.е. лишь переменные расходы распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счете, в калькуляцию не включают и периодически списывают на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы — остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.
Таблица №2.
Расчет рентабельности каждой модели по методу direct-cost | |||||
Показатели | Коммунист | Комсомолец | Пионер | Октябренок | |
Выручка продукта, руб. | 195000,00 | 210000,00 | 77600,00 | 96000,00 | |
Маржинальная прибыль продукта, руб. | 113000,00 | 104000,00 | 42800,00 | 53600,00 | |
Всего маржинальная прибыль продукта, руб. | 313400,00 | ||||
Доля вклада (рентабельность модели), % | 36,1 | 33,2 | 13,7 | 17,1 | |
Вывод: Рассчитав рентабельность по каждой из моделей по системе «директ-костинг» можно отметить, что если предприятие снимет с производства модель «Коммунист», то прибыль предприятия уменьшится на 113000 руб.
Повышение объема продаж одной модели (за исключением модели «Коммунист») за счет уменьшения натурального объема продаж другой модели (20%), прибыль уменьшится в размере 13,7%.
3. Определим оптимальный ассортиментный перечень (по методу direct-cost).
Произведя необходимые расчеты можно сказать, что наиболее оптимальным объемом производства является рост объема продаж модели «Октябренок», за счет снижения объема продаж модели «Комсомолец».
4. Уточним результаты расчета с точки зрения метода ФСА.
Функционально-стоимостной анализ – это метод системного исследования функций объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации при сохранении (повышении) качества и полезности объекта.
Итогом проведения ФСА должно быть снижение затрат на единицу полезного эффекта, это достигается путем сокращения затрат (20 –30%) при повышении потребительских свойств продукции, при сохранении заданного уровня качества.
Таблица №3.
Расчет рентабельности каждой модели по методу ФСА | ||||
Показатели | Коммунист | Комсомолец | Пионер | Октябренок |
Переменные общепроизводственные расходы продукта, руб. | 69250,00 | 50950,00 | 56200,00 | 53600,00 |
Накладные расходы продукта, руб. | 59000,00 | |||
Коэффициент распределения | 0,46875 | 0,28125 | 0,1 | 0,15 |
Распределенные накладные расходы продукта, руб. | 27656,25 | 16593,75 | 5900,00 | 8850,00 |
Полная себестоимость продукта, руб. | 178906,25 | 173543,75 | 96900,00 | 104850,00 |
Выручка продукта, руб. | 195000,00 | 210000,00 | 77600,00 | 96000,00 |
Прибыль (убыток) продукта, руб. | 16093,75 | 36456,25 | -19300,00 | -8850,00 |
Рентабельность модели, % | 9,0 | 21,0 | -19,9 | -8,4 |
Вывод: Произведя необходимые расчеты и проанализировав полученные результаты, можно с уверенностью сказать, что наиболее рекомендуемым методом для работы любого предприятия является метод ФСА. Этот метод дает наиболее точные результаты, не смотря на то, что по сравнению с двумя другими методами он является более затратным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Критерием эффективности маркетинговой деятельности промышленного предприятия является качество выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках. Это вынуждает руководителей промышленных предприятий искать и использовать в своей деятельности наиболее эффективные механизмы и инструменты.
Наиболее эффективным инструментом маркетинга, который может ответить на вопросы «какой товар производить?», «какие функции товар должен выполнять?», «с какими затратами товар производить?», на наш взгляд, является функционально-стоимостной анализ (ФСА), позволяющий исследовать все факторы в процессе движения продукции от источника сырья, т. е. с момента ее зарождения, до момента потребления и утилизации, включая два основных фактора конкурентоспособности: цену и качество продукции. Такие возможности ФСА обусловливают его актуальность, поскольку он выявляет источники, экономит материалы и затраты труда, и целенаправленно обеспечить необходимый уровень качества продукции при снижении затрат на ее изготовление, а также способствует созданию органического единства функциональных возможностей и цены товара, т. е. функциональной пригодности товара запросам потребителей. Поэтому следует считать ФСА внутрифирменным методом маркетинговых исследований качества продукции и управления маркетингом на предприятии.
В итоге можно сказать, что основные методические положения метода функционально-стоимостного анализа в условиях рынка не теряют своей значимости и целесообразности применения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гордашникова О.Ю. Функционально-стоимостной анализ качества продукции и управления маркетингом на предприятии. – М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2006. – 88 с.
2. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. пособие/ Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 305.
3. Селезнва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 639 с.
4. Соколова Н.А., Каверина О.Д. Управленческий анализ: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2007. – 184 с.
5. Иванов В,В., Хан О.К. Управленческий учет эффективного менеджмента. – М.: ИНФРА - М, 2007. –208 с. (Национальные проекты).
6. Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. - 400 с.: ил.