Проблематика внедрения учета по методу ФСА




 

Перечислим преимущества и недостатки функционально-стоимостного анализа. Преимущества:

Более точное знание стоимости продукции дает возможность принимать верные стратегические решения по следующим вопросам:

1. назначения цен на продукцию;

2. оптимального сочетания продуктов;

3. выбора между возможностями изготавливать самостоятельно или приобретать;

4. вложения средств в научно-исследовательские работы, автоматизацию процессов, продвижение продукции и т.п.

Метод способствует:

1. качественной реализации управленческих функций, таких как повышение эффективности дорогостоящих операций;

2. выявлению и сокращению объемов операций, не повышающих ценность продукции.

Недостатки данного метода:

– процесс описания функций может оказаться излишне детализированным, а модель учета иногда слишком сложна и ее трудно адаптировать к реальным условиям;

– этап сбора данных об источниках затрат по функциям (activity drivers) часто недооценивается;

– для качественной реализации метода требуются специальные программные средства;

– изменения, вносимые в модель не соответствуют скорости организационных изменений;

– реализация рассматривается как «прихоть» финансового менеджмента и недостаточно поддерживается оперативным руководством.

Основными проблемами внедрения ФСА могут стать:

– трудности психологического характера, связанные с высоким уровнем тревожности и низким уровнем мотивации менеджеров по отношению к внедрению прогрессивных методов управления затратами;

– трудности информационного характера, связанные со слабой степенью развития методологического аппарата проведения ФСА, недостатком программного обеспечения и средств автоматизации процесса управления затратами.


II. Расчетная часть

 

Задача №1

 

Организация производит посудомоечные машины. Ассортиментный перечень представлен четырьмя моделями «Коммунист», «Комсомолец», «Пионер», «Октябренок».

Для производства используется автоматизированная сборочная линия, одна для всех четырех моделей. Линия загружена на 70%.

Для перехода с одной модели на другую, линию приходится перенастраивать, т.е. производить пуско-наладочные работы.

Сокращение ассортимента нецелесообразно из-за высокой конкуренции на рынке. Модели «Коммунист» и «Комсомолец» продаются на независимых друг от друга сегментах рынка.

Маркетинговая служба способна повысить натуральный объем продаж одной модели (за исключением модели «Коммунист») за счет уменьшения натурального объема продаж другой модели, в пределах 20%.

Производство является машиноемким.

Таблица 1. Данные для расчета.

 

Показатели Коммунист Комсомолец Пионер Октябренок
Продажи, шт.        
Цена единицы, руб.        
Прямые расходы, руб.        
в том числе:
материалы, руб.        
труд, руб.        
Накладные расходы, руб.  

 


Таблица 2. Данные для распределения накладных расходов.

 

Показатели Коммунист Комсомолец Пионер Октябренок
Механическая обработка, час.        
Настройка оборудования, раз        
Обработка заявки на материал, раз        
Контроль качества, раз        
Обработка заказа на продажу, раз        

 

Таблица 3. Стоимость операций.

 

Вид операции Стоимость
Настройка сборочной линии (на один прогон), руб.  
Контроль качества после настройки, руб.  
Обработка одного сбытового заказа, руб.  
Обработка одного заказа материалов, руб.  
Стоимость одного машинного часа, руб.  

 

Определите:

1. Рентабельность каждой из моделей на основании метода учета полных затрат, разнесенных по ставке распределения (cost-driver).

2. Рентабельность каждой из моделей по методу direct-cost.

3. Определите оптимальный ассортиментный перечень (по методу direct-cost).

4. Уточните результаты расчета с точки зрения метода ФСА, используя данные таблиц 2, 3.

Решение:

«Директкостинг» – система раздельного учета переменных и постоянных затрат. Для оценки себестоимости продукции используются только переменные затраты, постоянные признаются убытком периода, в котором они были произведены.

Переменные затраты меняются с изменением степени загрузки производственных мощностей, но в расчете на единицу продукции они являются постоянными. Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности, но в расчете на единицу продукции они зависят от объема производства.

Исчисление себестоимости продукции методом полных затрат предполагает учет всех затрат, включая прямые и косвенные (распределенные накладные) расходы.

1. Найдем рентабельность по каждой из моделей на основании метода учета полных затрат, разнесенных по ставке распределения (cost-driver) по формуле:

П

Rп = ––––– * 100,0%, где

ПС

П - прибыль от реализации продукции;

ПС - полная себестоимость реализованной продукции.

Коэффициент распределения на конкретный продукт будет составлять: отношение суммы операций по данному продукту к общей сумме операций (см. табл. №1).

Таблица №1.

 

Расчет рентабельности каждой модели на основании метода (cost-driver)
Показатели Коммунист Комсомолец Пионер Октябренок
Всего механическая обработка, час.  
Коэффициент распределения 0,46875 0,28125 0,1 0,15
Накладные расходы продукта, руб. 135468,75 81281,25 28900,00 43350,00
Полная себестоимость продукта, руб. 217468,75 187281,25 63700,00 85750,00
Выручка продукта, руб. 195000,00 210000,00 77600,00 96000,00
Прибыль (убыток) продукта, руб. -22468,75 22718,75 13900,00 10250,00
Рентабельность модели, % -10,3 12,1 21,8 12,0

 

Вывод: Рассчитав рентабельность по каждой из предложенных моделей, на основе метода учета полной себестоимости изделия, можно сделать вывод, что модели «Комсомолец», «Пионер», «Октябренок» являются более прибыльными и убыточной - модель «Коммунист». Общая прибыль составляет 24400 руб. Если следовать этому расчету, то прибыль можно увеличить на 22469 руб., сняв с производства модель «Коммунист».

2. Находим рентабельность каждой из моделей по методу direct-cost.

Система «директ-костинг» заключается в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, т.е. лишь переменные расходы распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счете, в калькуляцию не включают и периодически списывают на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы — остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.

Таблица №2.

 

  Расчет рентабельности каждой модели по методу direct-cost
Показатели Коммунист Комсомолец Пионер Октябренок
Выручка продукта, руб. 195000,00 210000,00 77600,00 96000,00
Маржинальная прибыль продукта, руб. 113000,00 104000,00 42800,00 53600,00
Всего маржинальная прибыль продукта, руб. 313400,00
Доля вклада (рентабельность модели), % 36,1 33,2 13,7 17,1
           

 

Вывод: Рассчитав рентабельность по каждой из моделей по системе «директ-костинг» можно отметить, что если предприятие снимет с производства модель «Коммунист», то прибыль предприятия уменьшится на 113000 руб.

Повышение объема продаж одной модели (за исключением модели «Коммунист») за счет уменьшения натурального объема продаж другой модели (20%), прибыль уменьшится в размере 13,7%.

3. Определим оптимальный ассортиментный перечень (по методу direct-cost).

Произведя необходимые расчеты можно сказать, что наиболее оптимальным объемом производства является рост объема продаж модели «Октябренок», за счет снижения объема продаж модели «Комсомолец».

4. Уточним результаты расчета с точки зрения метода ФСА.

Функционально-стоимостной анализ – это метод системного исследования функций объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации при сохранении (повышении) качества и полезности объекта.

Итогом проведения ФСА должно быть снижение затрат на единицу полезного эффекта, это достигается путем сокращения затрат (20 –30%) при повышении потребительских свойств продукции, при сохранении заданного уровня качества.

Таблица №3.

 

Расчет рентабельности каждой модели по методу ФСА
Показатели Коммунист Комсомолец Пионер Октябренок
Переменные общепроизводственные расходы продукта, руб. 69250,00 50950,00 56200,00 53600,00
Накладные расходы продукта, руб. 59000,00
Коэффициент распределения 0,46875 0,28125 0,1 0,15
Распределенные накладные расходы продукта, руб. 27656,25 16593,75 5900,00 8850,00
Полная себестоимость продукта, руб. 178906,25 173543,75 96900,00 104850,00
Выручка продукта, руб. 195000,00 210000,00 77600,00 96000,00
Прибыль (убыток) продукта, руб. 16093,75 36456,25 -19300,00 -8850,00
Рентабельность модели, % 9,0 21,0 -19,9 -8,4

 

Вывод: Произведя необходимые расчеты и проанализировав полученные результаты, можно с уверенностью сказать, что наиболее рекомендуемым методом для работы любого предприятия является метод ФСА. Этот метод дает наиболее точные результаты, не смотря на то, что по сравнению с двумя другими методами он является более затратным.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Критерием эффективности маркетинговой деятельности промышленного предприятия является качество выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность на отече­ственном и мировом рынках. Это вынуждает руководителей промышленных предприятий искать и использовать в своей деятельности наиболее эффективные механизмы и инструменты.

Наиболее эффективным инструментом маркетинга, который может ответить на вопросы «какой товар производить?», «какие функции товар должен выполнять?», «с какими затратами товар производить?», на наш взгляд, является функционально-стоимостной анализ (ФСА), позволяющий исследовать все факторы в процессе движения продукции от источника сырья, т. е. с момента ее зарождения, до момента потребления и утилизации, включая два основных фактора конкурентоспособности: цену и качество продукции. Такие возможности ФСА обусловливают его актуальность, поскольку он выявляет источники, экономит материалы и затраты труда, и целенаправленно обеспечить необходимый уровень качества продукции при снижении затрат на ее изготовление, а также способствует созданию органического единства функциональных возможностей и цены товара, т. е. функциональной пригодности товара запросам потребителей. Поэтому следует считать ФСА внутрифирменным методом маркетинговых исследований качества продукции и управления маркетингом на предприятии.

В итоге можно сказать, что основные методические положения метода функционально-стоимостного анализа в условиях рынка не теряют своей значимости и целесообразности применения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гордашникова О.Ю. Функционально-стоимостной анализ качества продукции и управления маркетингом на предприятии. – М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2006. – 88 с.

2. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. пособие/ Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 305.

3. Селезнва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 639 с.

4. Соколова Н.А., Каверина О.Д. Управленческий анализ: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2007. – 184 с.

5. Иванов В,В., Хан О.К. Управленческий учет эффективного менеджмента. – М.: ИНФРА - М, 2007. –208 с. (Национальные проекты).

6. Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. - 400 с.: ил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: