Тема урока: Демократические революции и гражданские войны в Восточной и Центральной Европе.




Цели урока: познакомиться с причинами краха социалистической модели в Восточной Европе, особенностями демократических революций в странах региона и демократическими преобразованиями.

План

1. Причины краха социалистической модели в Восточной Европе.

2.Особенности демократических революций.

3.Демократические преобразования в Восточной Европе. Особенности посттоталитарного общества.

 

В 1989-1990 г. во всех восточноевропейских государствах произошли радикальные перемены, в результате которых коммунистические партии были отстранены от власти. Они получили два названия:

а) «бархатные» революции (имеется в виду, что смена правящих политических сил произошла мирно, без насилия и крови, определенное исключение составили лишь Румыния и Югославия); б) демократические революции (подразумевается переход от тоталитаризма к демократии).

К концу 80-х годов возможности развития государств Центральной и Восточной Европы в рамках советской модели социализма были исчерпаны.

Причины:

Катастрофически увеличивалось экономическое и технологическое отставание от стран Запада, увеличивался разрыв между уровнем жизни в социалистических и западных странах. Все менее эффективно работала плановая экономика советского образца. Хозяйственные трудности вызывали социальное напряжение в обществе, достигшее высокого уровня. Активизировалась политическая оппозиция и другие элементы гражданского общества (церковь, творческие союзы, университетские центры и т.д.). Резко снизился авторитет коммунистических партий и возглавляемых ими режимов, не подвергавшихся реформированию из-за монополии на власть партийно-государственной бюрократии.

Важной предпосылкой революций конца 80-х - начале 90-х годов стала советская перестройка и отказ СССР от «доктрины Брежнева».

События:

Впереди всех революционные изменения начались в Польше и Венгрии. В Польше в 1989 г. была легализована «Солидарность», на парламентских выборах оппозиция получила треть голосов. Президентом страны был избран коммунист, генерал

В. Ярузельский. Однако коммунисты потеряли ведущие позиции в правительстве, которое возглавил представитель «Солидарности». Авторитет компартии продолжал падать, и в 1990 г. она заявила о своем самороспуске. Демонтаж политической системы, сложившейся в послевоенной Польше, был завершен, когда в декабре 1990 г. президентом страны был избран лидер «Солидарности» Л. Валенса.

В Венгрии в 1989 г. коммунистам пришлось начать переговоры с демократической оппозицией, в результате которых были выработаны условия перехода к правовому государству. Осенью коммунистическая партия распалась, ее реформаторское крыло заявило о разрыве с прошлым. На выборах 1990 г. победу одержала демократическая оппозиция.

В ГДР массовые демонстрации и митинги привели к отставке 18 октября 1989г. Э. Хонеккера. Вскоре была разрушена Берлинская стена, а в октябре 1990г. ФРГ и ГДР объединились.

«Бархатные» революции произошли также в Чехословакии и Болгарии. В Болгарии компартия отмежевалась от диктатуры Т. Живкова, и изменила свое название, став социалистической, и программу. Новая БСП вошла в Союз демократических сил, состоящий из16 партий. Летом 1990г. БСП добилась значительного успеха на выборах в парламент, президентом Болгарии стал ее член Ж. Желев. Правление социалистов продолжалось до ноября 1996г.

Многотысячные манифестации и забастовки в ноябре 1989 вынудили коммунистическое руководство во главе с Г. Гусаком подать в отставку. 18 ноября участники диссидентского движения «Хартия-77» создали широкий патриотический фронт в Чехии-Гражданский Форум. Начавшаяся в стране революция происходила мирным путем. Президентом стал лидер оппозиции, писатель и драматург В. Гавел. События в Чехословакии получили название «бархатной революции». В июне 1990г. на выборах в парламент – Федеральное собрание победил Гражданский Форум. Главой Федерального собрания стал лидер «Пражской весны» А. Дубчек. Государство стало называться ЧСФР – Чешская и Словацкая Федеративная Республика. В 1ё991г. из Чехо-Словакии были выведены советские войска. В конце 1992 г. страна разделилась на две части – Чехию и Словакию, обе республики встали на демократический путь развития.

В Румынии же отказ от тоталитарного социализма происходила в ходе кровавых столкновений. Началом революции стали события в городе Тимишоаре, где власть пыталась подавить выступление венгерских этнических меньшинств. Беспорядки перекинулись в столицу страны Бухарест. 21 декабря 1989 грандиозный митинг в центре города перерос в вооруженные столкновения и бои народа с армейскими частями. В этих боях погибло около тысячи человек. Н. Чаушеску, правивший страной с 1965 г., и его жена были арестованы и по приговору военного трибунала расстреляны 25 декабря 1989 г. Основной политической силой страны стал Фронт национального спасения, который возглавил бывший коммунист И. Илиеску. В 1990 г. он был избран президентом страны.

Последней страной, где на смену коммунистам пришли демократы, была Албания (1992 г.).

Федеративная Республика Югославия перестала существовать как единое государство в 1991г. Здесь переход от тоталитаризма к демократии осложнился межнациональными и религиозными конфликтами. С 1991 по 1996гг. в Югославии шла кровопролитная война между бывшими республиками. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Боснии и Герцеговине, где происходила «война всех против всех». Православные сербы противостояли католикам-хорватам, и обе стороны воевали с мусульманами, стремившимися создать в Боснии и Герцеговине исламское государство. Международное сообщество возложило вину за гражданскую войну лишь на сербов. 30 мая 1992г. Совет Безопасности ООН принял решение об изоляции Союзной Республики Югославии (Сербия и Черногория). В ноябре 1995г. в городе Дейтон (США) достигнуто соглашение и подписаны документы о мирном урегулировании в Боснии и Герцеговине. После окончания гражданской войны страны бывшей Югославии продолжают находиться в сложном и противоречивом положении. Острым было сербо-албанское противостояние в Косово. 24 марта 1999г. авиация НАТО начала бомбардировки территории Югославии. Политические деятели России выступали за разрешение кризиса дипломатическими средствами. 5 июня 1999г. С. Милошевич-президент СРЮ, согласился на мирный план. Разработанный США, Россией и ЕС. Сербские войска и полиция были выведены из Косово, в крае были размещены миротворческие силы ООН. В 2008г. Косово провозгласило независимость, которая была признана рядом государств Запада.

1)Внутренние факторы:

1.Экономические— резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям.

2.Накопление социальных проблем— падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).

3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.

4.Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия — 77»в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).

Федеративная Республика Югославия перестала существовать как единое государство в 1991г. Здесь переход от тоталитаризма к демократии осложнился межнациональными и религиозными конфликтами. С 1991 по 1996гг. в Югославии шла кровопролитная война между бывшими республиками. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Боснии и Герцеговине, где происходила «война всех против всех». Православные сербы противостояли католикам-хорватам, и обе стороны воевали с мусульманами, стремившимися создать в Боснии и Герцеговине исламское государство. Международное сообщество возложило вину за гражданскую войну лишь на сербов. 30 мая 1992г. Совет Безопасности ООН принял решение об изоляции Союзной Республики Югославии (Сербия и Черногория). В ноябре 1995г. в городе Дейтон (США) достигнуто соглашение и подписаны документы о мирном урегулировании в Боснии и Герцеговине. После окончания гражданской войны страны бывшей Югославии продолжают находиться в сложном и противоречивом положении. Острым было сербо-албанское противостояние в Косово. 24 марта 1999г. авиация НАТО начала бомбардировки территории Югославии. Политические деятели России выступали за разрешение кризиса дипломатическими средствами. 5 июня 1999г. С. Милошевич-президент СРЮ, согласился на мирный план. Разработанный США, Россией и ЕС. Сербские войска и полиция были выведены из Косово, в крае были размещены миротворческие силы ООН. В 2008г. Косово провозгласило независимость, которая была признана рядом государств Запада.

2) Внешний фактор:

Политические преобразования в СССР (перестройка) ускорили демократические преобразования в странах Восточной Европы.

28 июня 1991г. представители стран-членов СЭВ подписали в Будапеште протокол о расформировании организации; действие Варшавского Договора было прекращено 1июля 1991г. протоколом пражского совещания Политического консультативного комитета государств-участников.

Характер революций был антитоталитарным, антикоммунистическим, демократическим

«Шоковая терапия»-это реформы. Имевшие негативные последствия в виде инфляции, роста дороговизны. Безработицы. В ряде случаев произошла ломка того механизма социального обеспечения, который многими расценивался как позитивная черта социализма. В результате в обществе усилилось социальное расслоение и в то же время произошло размежевание интересов социальных групп.

В итоге распались те форумы, которые определили победу политической оппозиции. Разочарование населения привело в ряде стран на выборах 1994г. к власти социал-демократические партии, т.е. фактически бывших коммунистов. Однако вскоре и эти политические силы показали свою беспомощность. Поэтому в Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии и ряде других стран в 1996-1997 гг. социал-демократические группировки вновь оттесняются и у власти оказываются новые политические силы.

Последствия «шоковой терапии», т.е. либерализация экономики. Переход к рыночным отношениям, определялись различными факторами. Главное противоречие послереволюционной эпохи- это противеречие между завышенными ожиданиями улучшения жизни и реальными проблемами перехода к рыночным отношениям. Важно было, по мнению ряда экономистов. Провести реформы быстро. Использовать революционный подъем людей. Таким путем пошли в Польше (план Л. Бальцеровича). В других странах реформы были менеее радикальными, но быстрыми и последовательными (Чехия, Венгрия, Словения).

Начатые значительно раньше (в 1980-е гг.), реформы в Польше и Венгрии позволили ослабить тяжелые удары «шоковой терапии» и ускорить переход к стабилизации.

В отличие от Польши, для других восточноевропейских стран в эти кризисные годы характерен менее радикальный путь приватизации и либерализации.

В Болгарии, где в 1990-е гг. правительство возглавляли социалисты. Произошло торможение реформ и социально-экономическое положение оказалось критическим. Стране угрожали голод и финансовое банкротство. В это время произошла смена власти. В 1997г. президентом был избран представитель правой оппозиции и состоялись досрочные выборы парламента.

Поздний переход Албании к реформам и «шоковая терапия», низкий уровень политической культуры, отсутствие демократических традиций, коррупция во властных структурах вызвали в 1997г. в стране глубокий политический кризис, который перерос в восстание, и «власть толпы» разрушила государственные институты, ввергла страну в хаос.

Аграрный сектор в восточноевропейских странах подвергся наиболее болезненной ломке в период «социалистических преобразований».

Создание новой системы власти в сельской местности проходило в различных странах неодинаково. Общим явлением было стремление возвратиться к системам местного самоуправления, исторически сложившимся до коммунистического правления.

Местные новые власти старались привить населению новое понимание идентичности национального и гражданского самосознания через восстановление исторической памяти, обычаев, традиций, фольклора, народных и религиозных празднеств. Таким образом, шел процесс воссоздания гражданского общества и освобождения от последствий тоталитаризма.

В Польше и Югославии кооперирование сельского хозяйства не имело столь большого распространения, как в ряде других стран ЦВЕ, и поэтому экономические отношения на селе не претерпели большой ломки. Что касается других стран, то там были приняты законы о роспуске кооперативов и возвращении земли крестьянам. Они становились фермерами, возникали новые проблемы. Ситуация сложная: нет капитала. Нет рабочей силы, малоземелье, не установились новые каналы сбыта продукции, отсутствие источников получения кредита и сельскохозяйственного инвентаря, отстает развитие мелкого и среднего бизнеса на селе.

Польша, Венгрия, Чехия, Словения сумели быстрее, чем другие страны, побороть инфляцию, остановить рост безработицы. Выйти на высокий уровень роста экономики. Эти страны приблизились к главным развитым странам мира по основным показателям (ВВП на душу населения и др.).

Общая болезненная проблема для всех стран бывшего социалистического лагеря- это растущая социальная дифференциация. Бедные и богатые – эти контрасты все больше заметны и в городе, и на селе.

В странах Восточной Европы в результате революций были созданы многопартийные системы. В 1999г. Чехия, Польша и Венгрия приняты в НАТО.

«Назад в Европу!» -таким стал общенациональный лозунг большинства стран Центральной и Восточной Европы. Евросоюз не стремился к столь масштабному расширению, но, увидев трудности реформ. Опасаясь дестабилизации в регионе. Решил форсировать прием новых членов. С этого времени вся внутренняя политика стран ЦВЕ была направлена на выполнение требований по демократизации и экономическому реформированию. В законы были внесены поправки. В 2004г. членами Евросоюза стали Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия, Эстония Латвия, Литва, в 2007г.- Болгария и Румыния, в 2013г. – Хорватия.

 

Д/з: §21 учебника «Всеобщая история» 11 класс и материалы видео проработать;

Выполнить задания:

1. «Бархатная революция»— это: а) отказ от радикальных преобразований революционного типа; б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный; в) распад федеративного государства.

2. Соотнесите название страны и имя политического деятеля:

Страна Государственный деятель
  Албания   Т. Живков
  Болгария   В. Гавел
  Венгрия   Н. Чаушеску
  ГДР   С. Милошевич
  Польша   Э. Ходжа
  Румыния   В. Пик
  Чехословакия   И. Надь
  Югославия   В. Ярузельский

3..Выберите «лишний элемент», аргументируйте выбор:

1) а)Л. Валенса; б)В. Гавел; в)Т.Живков;

2) а)Албания; б)Болгария; в)ГДР; г)Польша;

3) а)Югославия; б)Чехословакия; в)Румыния;

4) а)1953г.; б)1955г.; в)1956г.; г)1968г.;

4. а)диктатура коммунистических партий; б)ущемление политических прав и свобод граждан; в)реституция; г)плановое ведение хозяйства.

5.Соотнесите лозунг, политическую идею или исторический факт и страну, с которой связано это явление:

Страна Лозунг, идея или факт
  Албания   «Кадаровский социализм»
  Болгария   Политика балансирования между Востоком и Западом
  Венгрия   Социализм с человеческим лицом
  ГДР   «Система самоуправления»
  Польша   «Опора на собственные силы»
  Румыния   Стремление войти в состав СССР
  Чехословакия   «Витрина социализма»
  Югославия   Коллективизация с учетом национальных традиций

6. Соотнесите имя политического деятеля и факты его биографии (политические деятели: а)Л.Валенса; б)А. Дубчек):

1. Родился в 1921г. По образованию юрист. В детские и юношеские годы жил с родителями в СССР. С 1939г..— член КПЧ. Возглавил партию в критический для страны период, впоследствии был исключен из партии и освобожден от всех занимаемых должностей. Возвращение в большую политику состоялось в ходе демократической революции.

2. Родился в 1943г. в крестьянской семье. Высшего образования не имеет. Работал электриком. Защищал экономические и политические права рабочих как профсоюзный лидер. Был в оппозиции правительству, подвергался преследованиям, находился в заключении. Был избран первым президентом посткоммунистического государства.

 

 

Список источников:

1. Сороко-Цюпа О. С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа.]; под ред. Искендерова А. А. – М.: Просвещение, 2016 – 304 с.

2.Улунян А. А. История. Всеобщая история. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев; под ред. А. О. Чубарьяна – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016 – 287 с.

 

Уважаемый студент, сфотографируйте выполненное задание и пришлите на электронный адрес: nadejdaurutina@yandex.ua



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: