Цели урока: познакомиться с причинами краха социалистической модели в Восточной Европе, особенностями демократических революций в странах региона и демократическими преобразованиями.
План
1. Причины краха социалистической модели в Восточной Европе.
2.Особенности демократических революций.
3.Демократические преобразования в Восточной Европе. Особенности посттоталитарного общества.
В 1989-1990 г. во всех восточноевропейских государствах произошли радикальные перемены, в результате которых коммунистические партии были отстранены от власти. Они получили два названия:
а) «бархатные» революции (имеется в виду, что смена правящих политических сил произошла мирно, без насилия и крови, определенное исключение составили лишь Румыния и Югославия); б) демократические революции (подразумевается переход от тоталитаризма к демократии).
К концу 80-х годов возможности развития государств Центральной и Восточной Европы в рамках советской модели социализма были исчерпаны.
Причины:
Катастрофически увеличивалось экономическое и технологическое отставание от стран Запада, увеличивался разрыв между уровнем жизни в социалистических и западных странах. Все менее эффективно работала плановая экономика советского образца. Хозяйственные трудности вызывали социальное напряжение в обществе, достигшее высокого уровня. Активизировалась политическая оппозиция и другие элементы гражданского общества (церковь, творческие союзы, университетские центры и т.д.). Резко снизился авторитет коммунистических партий и возглавляемых ими режимов, не подвергавшихся реформированию из-за монополии на власть партийно-государственной бюрократии.
Важной предпосылкой революций конца 80-х - начале 90-х годов стала советская перестройка и отказ СССР от «доктрины Брежнева».
События:
Впереди всех революционные изменения начались в Польше и Венгрии. В Польше в 1989 г. была легализована «Солидарность», на парламентских выборах оппозиция получила треть голосов. Президентом страны был избран коммунист, генерал
В. Ярузельский. Однако коммунисты потеряли ведущие позиции в правительстве, которое возглавил представитель «Солидарности». Авторитет компартии продолжал падать, и в 1990 г. она заявила о своем самороспуске. Демонтаж политической системы, сложившейся в послевоенной Польше, был завершен, когда в декабре 1990 г. президентом страны был избран лидер «Солидарности» Л. Валенса.
В Венгрии в 1989 г. коммунистам пришлось начать переговоры с демократической оппозицией, в результате которых были выработаны условия перехода к правовому государству. Осенью коммунистическая партия распалась, ее реформаторское крыло заявило о разрыве с прошлым. На выборах 1990 г. победу одержала демократическая оппозиция.
В ГДР массовые демонстрации и митинги привели к отставке 18 октября 1989г. Э. Хонеккера. Вскоре была разрушена Берлинская стена, а в октябре 1990г. ФРГ и ГДР объединились.
«Бархатные» революции произошли также в Чехословакии и Болгарии. В Болгарии компартия отмежевалась от диктатуры Т. Живкова, и изменила свое название, став социалистической, и программу. Новая БСП вошла в Союз демократических сил, состоящий из16 партий. Летом 1990г. БСП добилась значительного успеха на выборах в парламент, президентом Болгарии стал ее член Ж. Желев. Правление социалистов продолжалось до ноября 1996г.
Многотысячные манифестации и забастовки в ноябре 1989 вынудили коммунистическое руководство во главе с Г. Гусаком подать в отставку. 18 ноября участники диссидентского движения «Хартия-77» создали широкий патриотический фронт в Чехии-Гражданский Форум. Начавшаяся в стране революция происходила мирным путем. Президентом стал лидер оппозиции, писатель и драматург В. Гавел. События в Чехословакии получили название «бархатной революции». В июне 1990г. на выборах в парламент – Федеральное собрание победил Гражданский Форум. Главой Федерального собрания стал лидер «Пражской весны» А. Дубчек. Государство стало называться ЧСФР – Чешская и Словацкая Федеративная Республика. В 1ё991г. из Чехо-Словакии были выведены советские войска. В конце 1992 г. страна разделилась на две части – Чехию и Словакию, обе республики встали на демократический путь развития.
В Румынии же отказ от тоталитарного социализма происходила в ходе кровавых столкновений. Началом революции стали события в городе Тимишоаре, где власть пыталась подавить выступление венгерских этнических меньшинств. Беспорядки перекинулись в столицу страны Бухарест. 21 декабря 1989 грандиозный митинг в центре города перерос в вооруженные столкновения и бои народа с армейскими частями. В этих боях погибло около тысячи человек. Н. Чаушеску, правивший страной с 1965 г., и его жена были арестованы и по приговору военного трибунала расстреляны 25 декабря 1989 г. Основной политической силой страны стал Фронт национального спасения, который возглавил бывший коммунист И. Илиеску. В 1990 г. он был избран президентом страны.
Последней страной, где на смену коммунистам пришли демократы, была Албания (1992 г.).
Федеративная Республика Югославия перестала существовать как единое государство в 1991г. Здесь переход от тоталитаризма к демократии осложнился межнациональными и религиозными конфликтами. С 1991 по 1996гг. в Югославии шла кровопролитная война между бывшими республиками. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Боснии и Герцеговине, где происходила «война всех против всех». Православные сербы противостояли католикам-хорватам, и обе стороны воевали с мусульманами, стремившимися создать в Боснии и Герцеговине исламское государство. Международное сообщество возложило вину за гражданскую войну лишь на сербов. 30 мая 1992г. Совет Безопасности ООН принял решение об изоляции Союзной Республики Югославии (Сербия и Черногория). В ноябре 1995г. в городе Дейтон (США) достигнуто соглашение и подписаны документы о мирном урегулировании в Боснии и Герцеговине. После окончания гражданской войны страны бывшей Югославии продолжают находиться в сложном и противоречивом положении. Острым было сербо-албанское противостояние в Косово. 24 марта 1999г. авиация НАТО начала бомбардировки территории Югославии. Политические деятели России выступали за разрешение кризиса дипломатическими средствами. 5 июня 1999г. С. Милошевич-президент СРЮ, согласился на мирный план. Разработанный США, Россией и ЕС. Сербские войска и полиция были выведены из Косово, в крае были размещены миротворческие силы ООН. В 2008г. Косово провозгласило независимость, которая была признана рядом государств Запада.
1)Внутренние факторы:
1.Экономические— резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям.
2.Накопление социальных проблем— падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).
3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.
4.Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия — 77»в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).
Федеративная Республика Югославия перестала существовать как единое государство в 1991г. Здесь переход от тоталитаризма к демократии осложнился межнациональными и религиозными конфликтами. С 1991 по 1996гг. в Югославии шла кровопролитная война между бывшими республиками. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Боснии и Герцеговине, где происходила «война всех против всех». Православные сербы противостояли католикам-хорватам, и обе стороны воевали с мусульманами, стремившимися создать в Боснии и Герцеговине исламское государство. Международное сообщество возложило вину за гражданскую войну лишь на сербов. 30 мая 1992г. Совет Безопасности ООН принял решение об изоляции Союзной Республики Югославии (Сербия и Черногория). В ноябре 1995г. в городе Дейтон (США) достигнуто соглашение и подписаны документы о мирном урегулировании в Боснии и Герцеговине. После окончания гражданской войны страны бывшей Югославии продолжают находиться в сложном и противоречивом положении. Острым было сербо-албанское противостояние в Косово. 24 марта 1999г. авиация НАТО начала бомбардировки территории Югославии. Политические деятели России выступали за разрешение кризиса дипломатическими средствами. 5 июня 1999г. С. Милошевич-президент СРЮ, согласился на мирный план. Разработанный США, Россией и ЕС. Сербские войска и полиция были выведены из Косово, в крае были размещены миротворческие силы ООН. В 2008г. Косово провозгласило независимость, которая была признана рядом государств Запада.
2) Внешний фактор:
Политические преобразования в СССР (перестройка) ускорили демократические преобразования в странах Восточной Европы.
28 июня 1991г. представители стран-членов СЭВ подписали в Будапеште протокол о расформировании организации; действие Варшавского Договора было прекращено 1июля 1991г. протоколом пражского совещания Политического консультативного комитета государств-участников.
Характер революций был антитоталитарным, антикоммунистическим, демократическим
«Шоковая терапия»-это реформы. Имевшие негативные последствия в виде инфляции, роста дороговизны. Безработицы. В ряде случаев произошла ломка того механизма социального обеспечения, который многими расценивался как позитивная черта социализма. В результате в обществе усилилось социальное расслоение и в то же время произошло размежевание интересов социальных групп.
В итоге распались те форумы, которые определили победу политической оппозиции. Разочарование населения привело в ряде стран на выборах 1994г. к власти социал-демократические партии, т.е. фактически бывших коммунистов. Однако вскоре и эти политические силы показали свою беспомощность. Поэтому в Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии и ряде других стран в 1996-1997 гг. социал-демократические группировки вновь оттесняются и у власти оказываются новые политические силы.
Последствия «шоковой терапии», т.е. либерализация экономики. Переход к рыночным отношениям, определялись различными факторами. Главное противоречие послереволюционной эпохи- это противеречие между завышенными ожиданиями улучшения жизни и реальными проблемами перехода к рыночным отношениям. Важно было, по мнению ряда экономистов. Провести реформы быстро. Использовать революционный подъем людей. Таким путем пошли в Польше (план Л. Бальцеровича). В других странах реформы были менеее радикальными, но быстрыми и последовательными (Чехия, Венгрия, Словения).
Начатые значительно раньше (в 1980-е гг.), реформы в Польше и Венгрии позволили ослабить тяжелые удары «шоковой терапии» и ускорить переход к стабилизации.
В отличие от Польши, для других восточноевропейских стран в эти кризисные годы характерен менее радикальный путь приватизации и либерализации.
В Болгарии, где в 1990-е гг. правительство возглавляли социалисты. Произошло торможение реформ и социально-экономическое положение оказалось критическим. Стране угрожали голод и финансовое банкротство. В это время произошла смена власти. В 1997г. президентом был избран представитель правой оппозиции и состоялись досрочные выборы парламента.
Поздний переход Албании к реформам и «шоковая терапия», низкий уровень политической культуры, отсутствие демократических традиций, коррупция во властных структурах вызвали в 1997г. в стране глубокий политический кризис, который перерос в восстание, и «власть толпы» разрушила государственные институты, ввергла страну в хаос.
Аграрный сектор в восточноевропейских странах подвергся наиболее болезненной ломке в период «социалистических преобразований».
Создание новой системы власти в сельской местности проходило в различных странах неодинаково. Общим явлением было стремление возвратиться к системам местного самоуправления, исторически сложившимся до коммунистического правления.
Местные новые власти старались привить населению новое понимание идентичности национального и гражданского самосознания через восстановление исторической памяти, обычаев, традиций, фольклора, народных и религиозных празднеств. Таким образом, шел процесс воссоздания гражданского общества и освобождения от последствий тоталитаризма.
В Польше и Югославии кооперирование сельского хозяйства не имело столь большого распространения, как в ряде других стран ЦВЕ, и поэтому экономические отношения на селе не претерпели большой ломки. Что касается других стран, то там были приняты законы о роспуске кооперативов и возвращении земли крестьянам. Они становились фермерами, возникали новые проблемы. Ситуация сложная: нет капитала. Нет рабочей силы, малоземелье, не установились новые каналы сбыта продукции, отсутствие источников получения кредита и сельскохозяйственного инвентаря, отстает развитие мелкого и среднего бизнеса на селе.
Польша, Венгрия, Чехия, Словения сумели быстрее, чем другие страны, побороть инфляцию, остановить рост безработицы. Выйти на высокий уровень роста экономики. Эти страны приблизились к главным развитым странам мира по основным показателям (ВВП на душу населения и др.).
Общая болезненная проблема для всех стран бывшего социалистического лагеря- это растущая социальная дифференциация. Бедные и богатые – эти контрасты все больше заметны и в городе, и на селе.
В странах Восточной Европы в результате революций были созданы многопартийные системы. В 1999г. Чехия, Польша и Венгрия приняты в НАТО.
«Назад в Европу!» -таким стал общенациональный лозунг большинства стран Центральной и Восточной Европы. Евросоюз не стремился к столь масштабному расширению, но, увидев трудности реформ. Опасаясь дестабилизации в регионе. Решил форсировать прием новых членов. С этого времени вся внутренняя политика стран ЦВЕ была направлена на выполнение требований по демократизации и экономическому реформированию. В законы были внесены поправки. В 2004г. членами Евросоюза стали Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия, Эстония Латвия, Литва, в 2007г.- Болгария и Румыния, в 2013г. – Хорватия.
Д/з: §21 учебника «Всеобщая история» 11 класс и материалы видео проработать;
Выполнить задания:
1. «Бархатная революция»— это: а) отказ от радикальных преобразований революционного типа; б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный; в) распад федеративного государства.
2. Соотнесите название страны и имя политического деятеля:
Страна | Государственный деятель | ||
Албания | Т. Живков | ||
Болгария | В. Гавел | ||
Венгрия | Н. Чаушеску | ||
ГДР | С. Милошевич | ||
Польша | Э. Ходжа | ||
Румыния | В. Пик | ||
Чехословакия | И. Надь | ||
Югославия | В. Ярузельский |
3..Выберите «лишний элемент», аргументируйте выбор:
1) а)Л. Валенса; б)В. Гавел; в)Т.Живков;
2) а)Албания; б)Болгария; в)ГДР; г)Польша;
3) а)Югославия; б)Чехословакия; в)Румыния;
4) а)1953г.; б)1955г.; в)1956г.; г)1968г.;
4. а)диктатура коммунистических партий; б)ущемление политических прав и свобод граждан; в)реституция; г)плановое ведение хозяйства.
5.Соотнесите лозунг, политическую идею или исторический факт и страну, с которой связано это явление:
Страна | Лозунг, идея или факт | ||
Албания | «Кадаровский социализм» | ||
Болгария | Политика балансирования между Востоком и Западом | ||
Венгрия | Социализм с человеческим лицом | ||
ГДР | «Система самоуправления» | ||
Польша | «Опора на собственные силы» | ||
Румыния | Стремление войти в состав СССР | ||
Чехословакия | «Витрина социализма» | ||
Югославия | Коллективизация с учетом национальных традиций |
6. Соотнесите имя политического деятеля и факты его биографии (политические деятели: а)Л.Валенса; б)А. Дубчек):
1. Родился в 1921г. По образованию юрист. В детские и юношеские годы жил с родителями в СССР. С 1939г..— член КПЧ. Возглавил партию в критический для страны период, впоследствии был исключен из партии и освобожден от всех занимаемых должностей. Возвращение в большую политику состоялось в ходе демократической революции.
2. Родился в 1943г. в крестьянской семье. Высшего образования не имеет. Работал электриком. Защищал экономические и политические права рабочих как профсоюзный лидер. Был в оппозиции правительству, подвергался преследованиям, находился в заключении. Был избран первым президентом посткоммунистического государства.
Список источников:
1. Сороко-Цюпа О. С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / [О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа.]; под ред. Искендерова А. А. – М.: Просвещение, 2016 – 304 с.
2.Улунян А. А. История. Всеобщая история. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев; под ред. А. О. Чубарьяна – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2016 – 287 с.
Уважаемый студент, сфотографируйте выполненное задание и пришлите на электронный адрес: nadejdaurutina@yandex.ua