Что мы копируем?
• Поведенческие реакции (социальные ритуалы)
• Эмоциональные проявления
• Отношение к различным категотория людей
СПИСОК ЛЮДЕЙ С КОТОРЫМИ Я КОНТАКТИРОВАЛА В ДЕТСТВЕ | 20 ХАРАКТЕРИСТИК КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА | ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ И ОТМЕТИТЬ КАЧЕСТВА И МАНЕРЫКОТОРЫЕ Я ЗАМЕЧАЮ У СЕБЯ |
Условное подкрепление на уровне поступков vs. Условное подкреплении на уровне личности
Уровень поступков соответствует безусловной любви и позволяет сформировать у ребенка базовую установку «Я»;
Уровень личности это проявление условной любви при которой формируется базовая установка: «Я-», но я могу стать «Я+» при выполнение определенных условий.
КАК И ЗА ЧТО МЕНЯ ХВАЛИЛИ В ДЕТСВЕ? | МОЯ РЕАКЦИЯ. КАКИЕ ЧУВСТВА ИСПЫТЫВАЛА? | ОЦЕНКА ИНТЕНСИВНОСТИ СВОИХ ЧУСТВ | АНАЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ. | КАК И ЗА ЧТО МЕНЯ РУГАЛИ В ДЕТСВЕ? | МОЯ РЕАКЦИЯ. КАКИЕ ЧУВСТВА ИСПЫТЫВАЛА? | ОЦЕНКА ИНТЕНСИВНОСТИ СВОИХ ЧУСТВ | АНАЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ. |
Механизмы формирования самооценки:
• Копирование
• Условное подкрепление
• Интерпретации
Первичные интерпретации формируют ту или иную установку в голове ребенка или определенный механизм реакций.
Вторичные интерпретации возникают когда установка уже сформирована и ребенок использует новую интерпретацию чтобы подтвердить и закрепить уже существующую установку.
|
Задание.
Вспомните ситуацию из детства в которой ваше восприятие кардинально отличалось от восприятий окружающих.
Как вы воспринимали саму ситуацию, себя в этой ситуации, отношение к вам со стороны окружающих?
Какие чувства вы при этом испытывали?
Вспомните ситуацию из взрослой жизни которая вызывала у вас аналогичные чувства.
Попытайтесь сделать вывод о том как механизм интерпретации (если он повторялся многократно) повлиял на отношение к себе и к окружающим.
Протест и адаптация - наиболее распространенные реакции ребенка на родительское воздействие.
В адаптации ребенок считает что ему следует подчиниться требованиям взрослых и тогда они будут его принимать и любить что даст ему возмодность чувствовать себя «хорошим» и сохраняет его «Я».
Протестная реакция тоже направлена на защиту «Я» которое уйдут в глубокий минус если человек поддастся давлению. Именно поэтому чем сильнее давят на людей тем с протестным типом реакции тем меньше шансов получить желаемый результат.
Свободный выбор - третий тип реакции который (на взгляд Бориса Литвака) и является целью работы над собой.
Задание.Ваш жизненный путь.
Ответьте на следующие вопросы.
• Почему вы выбрали тот путь развития на котором находитесь сейчас?
• Это ваш осознанный выбор?
• Довольны ли вы текущим положением дел или хотели бы изменить вектор развития?
• Чем бы вы занимались если бы в нашем мире люди вне зависимости от специальности имели одинаковый достаток?
Два вида мотивации:
|
Мотивация избегания
Мотивация достижения
Мотивация достижения подразумевает что мое стремление мои действия для приближения к той или иной цели продиктованы интересом и желанием. Ничего страшного в моей жизни не произойдет если я этого не получу. Но я хочу этого добиться потому что хочу.
Мотивация избегания проявляется когда человек предпринимает действия убегая от чего то плохого.
В мотивации избегания ключевой момент-это страх последствий совершенного действия либо бездействия.
Бывает внешняя мотивация избегания (страх что тебя накажут) и внутренняя( страх внутреннего ощущения своей неполноценности).
Задание. Механизмы мотивации.
Ответьте на следующие вопросы.
1. Что вы делаете с удовольствие без напоминания и понукания извне?
2. Какие цели вы ставите но испытываете недостаток мотивации чтобы начать что то делать для их достижения?
3. Постарайтесь определить свой тип мотивации: мотивация избегания или мотивация достижения? Если речь идет о мотивации избегания, то внутренняя или внешняя?
4. Определите что из вашего списка «Если» мотивирует вас на действия.
«Успех - это путь от неудачи к неудаче с нарастающим энтузиазмом.» Уинстон Черчиль.
Задание.Диагностика самооценки.
Как вы реагируете на неудачи и проблемы?
Как долго вы переживаете неудачи и проблемы?
Как изменяется ваша мотивация при возникновении проблем?
Какие мысли и чувства возникают у вас при нарастании проблем?
Когда вы планируете что то сделать на чем вы концентрируетесь: на проблемах или на возможностях?
|
Когда вы сталкиваетесь с какой то проблемой или неудачей какие мысли у вас возникают? Не начинаете ли вы вместо того чтобы решать проблемы думать о том «зачем я сюда полез» пытаться бросить все и больше не заниматься этой проблемой? Искать «виноватых» в ситуации? Уходить в самокопание и чувствовать себя несчастным невезучим и прочее?
Опишите ситуацию которая привела к повышению самооценки | До какого уровня повысилась самооценка? (от 0 до 10) | Причины повышения самооценки | Эмоции и чувства | Изменение мотивации |
Опишите ситуацию которая привела к падению самооценки | До какого уровня упала самооценка? (от 0 до 10) | Причины падения самооценки | Эмоции и чувства | Изменение мотивации |
Для человека с нестабильной самооценкой характерны два процесса по отношению ко всем с кем он общается:
1. Он оценивает окружающих;
2. По результатам оценки он классифицирует людей по принципу «выше-ниже» относительно себя.
Пример.
Когда самооценка зависит от денег, социального статуса и других материальных благ: квартиры, машины, мест отдыха и тд.
Когда у меня в списке «Если» основные пункты связаны с материальной составляющей то по ней я. буду оценивать окружающих людей. Смотрю на человека и вижу что у него денег больше бизнес крупнее машина лучше и летает он бизнес классом. Соответственно мой список «Если» он выполнил лучше меня и я его классифицирую выше и вполне возможно предполагаю что он лучше меня.
Поведение человека с нестабильной самооценкой с людьми из категории «ниже» может кардинальным образом отличаться от поведения с людьми которых он ставит выше.
Резюме.
• Колебания самооценки от минуса к плюсу и обратно находятся в непосредственной зависимости от внешних обстоятельств.
• Причины колебания самооценки связаны со списками «Я+,если» и «Я-, если», которые защищают бедовое неблагополучное «Я».
• Колебания самооценки в большинстве случаев не свидетельствуют о реальном изменении в ситуации в жизни.Степень изменений не соответсвует степени реакции.
• Для некоторых людей характерны механизмы «застреливания» и «накручивания».
• Когда самооценка находится в положительной или отрицательной зоне, человек может вести себя кардинально противоположным образом. У него также может разительно отличаться восприятие себя, своей жизни, настоящего, будущего и даже прошлого.
• Колебания самооценки приводят к резкому изменению эмоционального фона, определяющего общее состояние человека.
• При колебаниях самооценки происходит изменение мотивации. Падение самооценки часто сопровождается включением механизма избегания, который со временем приводит к пассивности в целом, поскольку позволяет не подвергать самооценку новым испытаниям.
• НА цели, которые человек ставит перед собой, большое влияние оказывает его список «Если», хотя он этого может не понимать.
• Специфическое отношение к людям которое определяется механизмом идеализации - обесценивания. Оценка и классификация окружающих происходит по принципу «выше-ниже», что во многом определяет формат построения отношений, в том числе личных.
ДИАГНОСТИКА
• Поведенческие признаки (Как человек ведет себя в той или иной ситуации и почему.
• Восприятие мира и принятие решений (Почему различается восприятия мира у представителей разных типов самооценки. Какие решения склонны принимать люди в рамках собственной картины мира, обусловленной типом самооценки)
• Выбор карьерного пути и уровень достижений (Закономерности выбора жизненного пути, конкретных профессий, к котором тяготеют люди с различными типами самооценки)
• Личная жизнь и модели построения близких отношений (Разбор как представители разных типов самооценки выбирают себе партнеров и взаимодействуют с ними)
• Специфика отношений с окружающими и характер коммуникации (Как представители различных типов самооценки проявляют себя в общении с друзьями коллегами и дальним кругом)
Самооценка «Я+, если я лучший »
«Лучший» воспринимает свою ценность:
• В контексте определенных достижений
• В контексте превосходства над другими людьми
• В контексте признания со стороны других людей.
Поведенческие признаки:
Оригинальность в общении
Болезненная реакция на неудачи и критику
Жаждет лидерства но боится открыто заявить о лидерских амбициях
Стремление к быстрому результату
Изменение мотивации
Обесценивание достижений
Сильные стороны «Лучших»
Креативность
Широкий кругозор
Быстро схватывают новое
Выбор карьерного пути и уровень достижений
Концентрация на атрибутах профессии, а не на процессе
Быстрый результат
Признание.Публичность
Новизна и проектность
Личная жизнь и модели построения близких отношений
От идеализации к обесцениванию
Резюме по типу самооценки «Я+, если я лучший »
• Вы оцениваете себя с точки зрения достижений (материальных,статусных, ранговых)
• Вы оцениваете свои достижения относительно достижений других людей
• Вы не доводите дела до конца: зажигаетесь вначале но тухните по мере реализации задуманного
• Вам свойственна зависть
• Вы считаете себя умнее других
• Вы болезненно переносите любую критику в том числе конструктивную
• Вы склонны ловить людей на противоречиях и подмечать ошибки
• Вы стараетесь быть оригинальным, шутить, рассказывать анекдоты
• В неудачах вы склонны винить других людей и обстоятельства
• Неудачи и критика вызывают желание все бросить
• Вам кажется что то чего вы достигли это слишком мало.Вы обесцениваете свои достижения
• Вам кажется что то чем вы сейчас занимаетесь не совсем ваше
• Вы переодически подумываете заняться чем то другим
• Для вас характерно сначала превозносить людей а потом разочаровываться изыскивая в них недостатки
• Вам кажется что вас не ценят и вы на это периодически обижаетесь
• Вы хотели бы открыто заявить о своих амбициях но боитесь что не справитесь
Что надо делать
• Перестать сравнивать себя с другими
• Научиться доводить дело до конца
• Перестать ранжировать людей на «лучше» и «хуже» меня
• Важный момент- мотивация! Не поддавайтесь демотивирующему желанию все бросить и уйти
• Понимание цели: для чего вам нужно это достижение? Чтобы выделиться или вам действительно интересно?
Самооценка «Я+, если радую других »
«Я+, если я полезных»
Резюме по типу самооценки «Я+, если радую других »
• Ориентируется на мнение других
• Сдерживает чувства
• Имеет трудности с отстаиванием своих интересов (подавленная агрессия)
• Не знает чего хочет
• Трудно делать что либо для себя
• Не верит что может добиться существенных успехов
Что надо делать
• Радовать себя
• Восстановить баланс эмоциональной сферы
• Отстаивать свои интересы
• Учиться просить
• Культивировать собственное «хочу»
• Планировать жизнь
Самооценка «Я+, если я сильный »
Не поддается давлению
Не склонен признавать ошибки
Недоверие к людям
Категоричность в суждениях
Мотивация и график самооценки
Сильные стороны
• Усиление мотивации в случае падения самооценки
• Целеустремленность, готовность достигать высоких целей
• Выносливость, способность преодолевать любые препятствия
• Самостятельнось
• Активность, энергичность
Слабые стороны
• Конфликтность
• Отчужденность, закрытость, недоверие к людям
• Неумение признавать свои ошибки, склонность перекладывать вину на других
• Не всегда могут себя контролировать, точнее- не все
• Жестокость, игнорирование своих и чужих чувств
Признаки, помогающие в диагностике
Повышенная конфликтность
Вступаете в конфликт когда разумнее уступить
Презрение любой ценой
Конфликты на ровном месте
Трудно признавать свои ошибки
Что надо делать
• Противоядие для позиции «Я+, если я сильный» - это «Расслабься!»
• Ключевой момент - принятие собственных эмоций
• Общаясь с людьми, старайтесь больше слушать чем говорить
• Попробуйте рассматривать людей вокруг себя и ситуации не с позиции противоположностей: слабый - сильный, выиграл- проиграл, а с позиции выявления особенностей
• Каждый раз, когда кто то ведет себя не так как вам хотелось бы: отслеживайте свою привычку реагировать агрессивно. Привычка- такая же слабость которую вам действительно стоит победить
Универсальные механизмы
Механизм «Я сам смогу»
Механизм «Будь занят»
Самооценка «Я+, если я - (прочерк)»
Ищите специалиста…
Задание.
Фиксируйте все ситуации из прошлого и настоящего на которые вы эмоционально реагируете
Фиксируйте как действия так и отказ от действий (Например, хотел подать резюме, но не подал)
Определите мотив своего поведения
Определите для какого типа самооценки характерно подобное поведение
Тип самооценки | Проявление | Пример | Мотив |
«Лучший! | |||
«Радую других» | |||
«Сильный» |
Альберт Эйнштейн «Проблема никогда не может быть решена при помощи того же самого образа мыслей благодаря которому она возникла».
Рекомендации по планированию
«Я+, если я лучший»
1. Доводите все дела до конца
2. Начните с простых дел
3. Забудьте слово «ну могу». Вместо того чтобы утверждать «я не могу сделать этого» попробуйте спросить себя «как могу сделать это?
4. Освободитесь от перфекционизма
5. Больше слушайте меньше говорите
6. Избегайте сравнивать себя с другими людьми. Сравнивать СЕБЯ настоящего с самим собой в прошлом - лучший способ избегать конкуренции и двигаться по пути личного саморазвития
7. Цените свои текущие достижения. Любые успехи любого человека можно повторить. С каждым разом вы будете хотеть от жизни все большего и большего вслед за теми успехами которые вы наблюдаете у людей в своем окружении.
8. Не гонитесь за результатом
9. Довольствуйтесь постепенным приближением к цели
10. Поддерживайте свою мотивацию. Приучите себя анализировать такие моменты: что пошло не так, по какой причине, как избежать этого в будущем, какие новые перспективы возникли перед вами в результате этой неудачи.
11. Возьмите ответственность на себя
12. Ведите дневник
«Я+, если радую других»
1. Почувствуйте что вы достойны. Например возьмите дорогую машину на тест драйв. Это не обязывает вас к покупке но сидя за рулем шикарного авто вы примеряете на себя образ по умолчанию достойного человека к которому вам необходимо привыкнуть. Прорабатывать эмоциональный опыт.
2. Разрешите себе быть агрессивным.
3. Развивайте любопытство.Что способно вызвать у вас ощущение будто вы оживаете и раскрываетесь?
4. Учитесь давать окружающим обратную связь.
5. Приготовьтесь к тому что вами будут недовольны.
6. Обращайтесь за помощью.
7. Преодолейте свою застенчивость. Оьявляйте остановки в автобусе, спросите у прохожего где туалет, уточнить о комфорте.
8. Делайте что то только для себя.
9. Ставьте цели и двигайтесь к ним.
«Я+, если я сильный»
1. Не бойтесь проиграть. Стоит делать именно то чего вы боитесь.
2. Обратите внимание какие чувства вы запрещаете себе испытывать.
3. Раскрепощайте агрессию
4. Не делите людей на слабых и сильных
5. Не берите на себя все. Все ли обязанности соответствуют моему уровню? Какие из этих дел я могу сделать только сам, а какие могу доверить другим людям? Что необходимо делать в первую очередь а что во вторую? Какие дела можно не делать вообще? Трата и накопление энергии должны происходить в разных местах.
6. Научитесь просить.
Механизм | Описание ситуации | Желаемая реакция | Упражнения | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
Механизм - «Терплю ситуацию которая меня не устраивает»
Описание ситуации - В этой колонке фиксировать вы будете фиксировать ситуации в которых проявляется обозначенный механизм. Это необходимо чтобы отследить этот механизм в различных обстоятельствах. «Терплю на работе, дома с мужем, в кафе»
Желаемая реакция - Подумайте какая реакция вместо вашей привычной была бы более конструктивной в этой ситуации
Упражнение - Выберите и запишите какие упражнения вы готовы делать чтобы разобраться с механизмом
Сроки выполнения - Обозначьте временной отрезок в течении которого вы выполните выбранные упражнения