Психологическое консультирование




Аналитический отчет педагога-психолога

ГБОУ ЦДТ «Свиблово»

Кузнецовой М.В.

Уч. г.

 

Аналитический отчет психологической службы

Учебного года.

В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых планом учебно-воспитательной работы. Деятельность педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» в рамках психолого-педагогического сопровождения организуется по следующим направлениям: психологическое консультирование и просвещение, психопрофилактика, психологическая диагностика, развивающая работа. В течение учебного года в учреждении психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через следующие виды деятельности:

· работа с педагогами дополнительного образования;

· работа с обучающимися;

· работа с родителями.

Психологическая служба центра строилась традиционно по следующим направлениям:

· психолого-педагогическая диагностика;

· развивающая работа;

· психолого-педагогическое консультирование;

· методическая работа;

· просветительская деятельность.

В течение учебного года педагогом — психологом посещаются занятия педагогов центра с целью оказания методической помощи по психологическим основам построения занятия.

Для организации психологического сопровождения учебного процесса в следующем учебном году, в мае проводится анкетирование педагогов центра по следующим методикам:

  • уровень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в центре;
  • выявление возможных проблем педагогов профессиональной деятельности;
  • выявление потребностей и запросов в психолого-педагогическом сопровождении деятельности педагогов в следующем учебном году.

Гармоническое развитие личности обучающегося складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой. В работе учитывается влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в объединении, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям:

  • диагностическое;
  • развивающее;
  • профилактическое.

Целью работы с педагогами дополнительного образования является повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с обучением и развитием обучающихся. Повышение психологической грамотности педагогов дополнительного образования центра по вопросам воспитания, формирования здорового образа жизни, межличностного взаимодействия проходит через консультативную работу психолога с педагогами. Консультирование педагогов организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения. В рамках реализации плана работы психологического объединения проводятся тренинги для педагогов.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Всего детей   Мальчиков   Девочек  
Возрастные группы 5-7 лет 7-10 лет 10-12 лет 12-15 лет Старше 15 лет
         
Всего приемов взрослых   Родителей   Специалистов  
Проведено индивидуальных обследований   Первичных   Повторных  
Проведено групповых консультаций   Детей   Специалистов/ родителей  
Проведено групповых диагностик   Количество детей на групповой диагностике   Количество специалистов /родителей на групповой диагностике 2/3
Проведено индивидуальных развивающих занятий     С детьми   Специалисты, родители  
Проведено групповых развивающих занятий   С детьми   Специалисты, родители  
Участие, проведение методических заседаний   Плановых   Внеплановых  
Проведено семинаров   Для педагогов   Для родителей обучающихся  
Проведено психологических анализов занятий по запросам педагогов  
Посещено мастер-классов и круглых столов  

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Психологическая диагностика определяется задачами центра и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся.

По запросу администрации и педагогов ГБОУ ЦДТ «Свиблово» с целью выявления одаренных и талантливых детей было проведено комплексное обследование обучающихся коллектива «Столица» и коллектива «Светлана».

Для диагностики общей и специальной одаренности использовался следующий пакет методик.

Основные:

· Карта интересов для школьников.

· Методика «Карта одаренности».

· Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

Дополнительные:

· Самооценка творческих характеристик личности. Опросник.

· Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер).

· Диагностика «Мотивация успеха и боязнь неудач» (МУН) Опросник А.А.Реана

· Тест Д.Голланда по определению типа личности.

· Тест дивергентного творческого мышления (в рамках теста Креативности Вильямса.

· Батарея тестов «Творческое мышление.

· Тест Торренса.

С целью изучения психологической ситуации были проведены следующие психодиагностические обследования:

· Анкетирование учащихся с целью изучения адаптации.

· Рисуночный тест «Несуществующее животное».

· Собеседование с обучающимися и педагогами.

· Наблюдение за обучащимися на уроках и внеурочное время.

Поскольку оценивание одаренности должно быть комплексным и долговременным, необходимо пролонгированное (дополнительное) обследование обучающихся в течение учебного года.

Результаты исследования демонстрирует следующая диаграмма:

Одаренные дети-3,7 % от общего числа испытуемых.

В сопровождении одаренных детей решаются следующие задачи:

ü разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

ü формирование адекватной самооценки;

ü охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

ü профилактика неврозов;

ü предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.

В работе с одаренными детьми педагогам были даны следующие рекомендации:

· побуждать обучающихся к самостоятельному формированию поисковых вопросов, поощрять оригинальные решений, необычные комбинации, поисковую активность, постановку комплексных заданий достаточного объема и использование заданий, позволяющих допускать несколько вариантов способов их выполнения, сочетание индивидуальную и групповую работу и корректировка индивидуального маршрута работы с обучающимися с учетом сдвигов в их развитии.

· Необходимость предоставить обучающимся возможность самостоятельного конструирования творческих задач, поэтапное и поэлементное формирование умений творческой деятельности с последующей их интеграцией в способы действий, перекрестная постановка заданий, специфическое структурирование учебного материала и изучение его ребенком в такой последовательности, которая обеспечивала бы не только усвоение, а и синхронное ускоренное развитие его способностей.

· Использование сравнений, гипербол, метафор, задействование воображения обучающихся, предоставление информации для широкого комплекса ощущений и воображения, моделирование критических моментов для обострения восприятия и реакции.

С целью изучения психологической ситуации по запросу родителей обучающихся были проведены следующие психодиагностические обследования:

· Рисуночный тест «Несуществующее животное»

· Рисуночный тест «Клумба».

· Рисуночные тесты «Дом. Дерево. Человек».

· Определение уровня и характера тревожности учащихся, связанной со школой, с помощью теста школьной тревожности Филипса.

· Диагностика показателей и форм агрессии (А.Басс).

· Рисуночный тест «Моя семья».

Диагностика в педагогическом коллективе включает:

· Оценку психологического климата в педколлективе;

· Выявление типологических особенностей личности;

· Оценку профессиональной направленности личности.

В работе были использованы:

· Опросник для оценки синдрома психического выгорания (предназначен для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений).

· Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания ("напряжение", "резистенция" и "истощение").

 

родителей:

1. изучение родительско-детских отношений;

2. стиль воспитания.

На основании анализа банка данных по всем видам диагностик, составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с обучающимися, планы консультаций педагогов и родителей по разрешению тех или иных проблем.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

С целью предупреждения «профессионального выгорания» в педагогической среде было проведено анонимное анкетирование педагогов с целью выявления педагогов, находящихся на одной из стадий профессионального выгорания.

Подготовлены презентации для семинаров:

· «Профессиональное выгорание. Навыки личной эффективности».

· «Ресурсный подход к профилактике выгорания».

Планируемая дата проведения семинаров – II полугодие 2013-2014 уч.г.

Кроме психологических консультаций и индивидуальных занятий с детьми и взрослыми большое внимание отводится работе по профилактике нарушений психологического здоровья детей и подростков, целью которой является создание условий для переживания жизненных трудностей и восстановление душевного равновесия, преодоления внутренних конфликтов и противоречий во взаимоотношениях.

РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Развивающее направление включает работу по развитию навыков общения, коррекции эмоциональных состояний и нежелательного поведения. Ведется активная работа с детьми, требующими особого педагогического внимания по созданию социально-психологических условий для оказания им помощи преодоления проблем в психологическом развитии, обучении и поведении.

Цели развивающей работы:

ü самоактуализация, развитие личности ребенка и раскрытие его потенциала, расширение форм опыта, отличных от интеллектуального, самовыражение;

ü повышение стрессоустойчивости ребенка, совершенствование механизмов психической защиты, формирование адекватной самооценки и форм межличностных отношений (психокоррекция);

ü установление контакта со «своим миром», гармонизация личности и установление взаимодействия с разными субперсоналиями;

ü дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам;

ü проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;

ü сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию;

ü развить художественные способности и повысить самооценку.

Развивающая работа включала:

· Работу с метафорическими ассоциативными картами.

Для детей: Saga, Personita, Morena, Она, Шкатулка доброго волшебника.

Для родителей и педагогов: Persona, Personita, Morena, Ecco, Он.

· Работу с песочницей sandplay.

· Изобразительная деятельность: работа с пластилином, графическими материалами, красками, куклами и т.д.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

В конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (обучающийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.

Консультирование ориентировалось на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера.

Консультировались также учащиеся, педагоги и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.

Консультирование выполнялось с учётом стоящих задач в настоящем и будущем клиента. Стремясь помочь клиенту, психолог выполнял задачу вместе с клиентом, но не вместо него. Консультирование проходило в тесном взаимодействии с выполнением развивающих задач.

Психологическое консультирование преследовало следующие основные цели:

· способствовать изменению поведения клиента (обучающийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;

· развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или иными обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы:

· развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;

· облегчать реализацию и повышение потенциала личности.

Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:

· поведенческую;

· эмоциональную;

· конфликтологическую;

· диагностическую.

Соотношение этих направленностей представим в виде диаграммы:

 

Поводами для обращения обучающихся за консультативной помощью служили:

· конфликты с товарищами по классу;

· конфликтные ситуации в отношениях с учителями;

· семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;

· неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;

· страх самовыражения:

· излишнее волнение.

Поводами для обращения родителей за консультативной помощью служили:

· конфликтность ребенка в семье;

· агрессия ребенка в среде сверстников;

· невротические проявления у ребенка;

· страхи у детей.

В течение первого полугодия было проведено 56 индивидуальных консультаций.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Работа с родителями обучающихся направлена на повышение их психологической компетентности в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей, на создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей за воспитание и развитие ребёнка.

В течение первого полугодия были организованы групповые и индивидуальные консультации, круглые столы и тренинги для родителей, проводилась работа по диагностике детско-родительских отношений.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Цель: Повышение педагогической и родительской компетентности, психологическое образование родителей и педагогов.

Ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями обучающихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр.

В связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической помощи семьям, имеющих проблемы межличностного общения, возникла необходимость в разработке мероприятий для реабилитации семьи.

Среди основных задач работы с семьями, имеющими проблемы межличностного общения, можно выделить следующие направления работы:

1) восстановление механизмов интеграции семьи;

2) работа с неэффективной родительской позицией.

Для педагогов и родителей обучающихся было проведено семинаров:

· Стили родительского воспитания.

· Этапы формирования личности и жизненные кризисы.

· Психологические защиты.

· Психология общения.

· Роль семьи в развитии гармоничной личности.

Для педагогов был проведен семинар:

· Одаренные дети. Как распознать одаренность у детей.

По каждой из тем была составлена презентация, с которой можно ознакомиться на сайте учреждения в разделе «психолого-педагогическая поддержка образовательного процесса».

Результаты просветительской работы:

· обращения некоторых родителей за консультационной помощью к психологу;

· запросы педагогов по выявлению одаренных и талантливых детей с целью составления портфолио одаренного ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: