Родительские установки
Очень часто родители не замечают, как «вкладывают» в процессе воспитания в ребенка свои душевные переживания, комплексы, проблемы. И, к сожалению, многие это делают «не специально», а потому что по-другому не умеют, не знают, не привыкли. Так сказать, учат тому, что знают сами.
В психологии существует концепция, о том, что многие нерешенные душевные проблемы передаются от родителей к детям в форме «установок», скрытых приказаний, высказываний-внушений; Р. и М. Гулдинг назвали их «директивами». Простые неосознанные высказывания родителей в адрес ребенка, оказывают очень сильно влияние на растущего человека, и, откладываясь в его подсознании, в последствие, неосознанно разрушают его жизнь. (Вот, казалось бы, взрослый человек, а имеет зависимости от алкоголя, сигарет, компьютерных игр, и т.д., а всё это последствие различных родительских установок, как «НЕ надоедай!», «Горе ты мое!», «Все дети, как дети, а ты…», «Не делай, я сам, у тебя не получится» и т.д.. Ребенок растет, на бессознательном уровне запоминая все, не достигая жизненного успеха - живет со своими «проблемами»).
Многие родители даже и думать не хотят, что проблемы в воспитании возникают из-за них самих, обвиняют педагогов, соседских детей, телевизор и компьютер, или вообще говорят «время такое, вот и дети такие», хотя стоит всего лишь обратить внимание на себя, на свои проблемы, решить их и задуматься над тем, что бы изменить свой стиль общения с собственными детьми. Очень важно слышать своих детей, и контролировать свою речь. Дети все понимают в буквальном смысле, и не важно, сколько им лет, год или двенадцать! Поэтому даже простая фраза «Посмотри на других детей, у них все получается, а у тебя нет!» впоследствии может быть жизненной установкой, «у всех все хорошо, а у меня нет, и не может быть». А представьте, ребенок все же хочет доказать, что у него все получиться, и в итоге происходит «внутри личностный конфликт», ведь он пытается опровергнуть слова папы или мамы – авторитетной личности, взрослого, который всегда прав! Отсюда и сложности в поведении ребенка, да и в разного рода неприятностей он попадает намного чаще, идет по «заданному маршруту».
|
Успехи или неудачи уже сформировавшейся личности зависит от тех или иных установок со стороны родителей. Поэтому если вы обнаружили в себе одну из установок, избавьтесь от нее, и постарайтесь не пользоваться подобными «фразами» в воспитании своих детей.
Обратимся к таблице, где представлены директивы Р. и М. Гулдинг под редакцией О. В. Кузьменковой.
Родительская директива и ее глубинный смысл | Внешнее выражение родительской директивы | Негативное влияние родительской директивы |
«не живи» - желание родителей управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины. | «Глаза бы мои на тебя не смотрели», «Как мне трудно с тобой», «Ты мне мешаешь» и пр. | Ребенок считает, что он является источником всех возможных бед в жизни родителей, что он их вечный должник. Для снижения чувства вины ребенок может подсознательно стремится к наказанию, т.к. ему проще чувствовать себя виноватым за конкретное событие (например, драка), а не за факт собственного рождения. Реальное наказание служит ребенку средством разрядки эмоционального напряжения |
«не будь ребенком» - обесценивание родителями эмоциональных проявлений. | «Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький», «Скорее бы ты вырос» и пр. | Дети, принимающие данную директиву, в будущем испытывают трудности в общении с собственными детьми, как неспособные к раскованному поведению |
«не расти» - панический страх родителей повзросления ребенка | «Мама всегда будет с тобой», «Ты еще мал, чтобы так рассуждать», «Ну ты же не маленький, чтобы...» пр. | Такая директива часто обращена к единственным или младшим детям в семье. Дети, принимающие эту директиву, часто демонстрируют поведение, не несоответствующее их возрасту. Подсознательно они стремятся вести себя «как маленькие», рассчитывая на родительскую поддержку. Став взрослыми, испытывают трудности в создании собственной семьи и отделении от своих родителей |
«не думай» - трансляция ребенку родительского страха перед проблемами | «не умничай», «не рассуждай, а делай», «не бери в голову» пр. | Дети, выполняющие такую директиву, либо избегают интеллектуального напряжения при решении проблем, либо стремятся «размыть» эти проблемы при помощи развлечений |
«не сближайся с другими людьми» - внушение ребенку, что нельзя доверять, никому, кроме родителей | «Делиться проблемами можно только с родителями», «никому ничего не рассказывай» | Принятие запрета на любую близость приводит к страху перед контактами с людьми. В результате ребенок везде чувствуют себя «не как все», кроме как в родительской семье |
«не чувствуй» - запрет родителей ребенку на проявление чувств | «Как ты смеешь злиться на маму, …», «Не сахарный – не растаешь» | Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к родителям, может начать раздражаться на младших или более слабых по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму. |
«Не делай», то есть не делай сам, я буду делать это за тебя | «Не делай сам, подожди меня» | При такой директиве активности инициатива ребенка практически полностью блокируется. Ребенок начинает испытывать трудности в начале каждого дела. Он постоянно откладывает важные дела на «потом». |
«Не достигай успеха» - лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка или наоборот амбиции родителей | «Я так и сказала, что у тебя не чего не получиться», «Один ты делаешь много ошибок», «Зачем ты хочешь быть лучше других?». | Ребенок, выполняя такую директиву, пугаясь собственных успеха, может на бессознательном уровне вредить своему делу – делает ошибки, плохо себя ведет или у него снижается самооценка («У меня ничего не получится»). |
|
|