ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ КУРЧАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ




ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ,

 

Методическое пособие

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В методическом пособии приводятся рекомендации по содержанию представляемых на Чтения работ, требования к их оформлению, порядок представления работ.

За основу требований по содержанию и оформлению работ положены методические рекомендации, разработанные отделом диссертаций Государственной библиотеки им. В.И.Ленина, КЦО «Школа космонавтики» г. Железногорск, ООО «Институт учебника «Пайдейя».

Предъявляемые требования в наибольшей степени ориентированы на выявление индивидуальности работы, ее актуальности, новизны и практической значимости.

Идентичные требования предъявляются и в высших учебных заведениях при подготовке курсовых и дипломных работ, что позволит учащимся не только качественно оформить и представить свою работу на Чтениях, но и одновременно дает навыки для дальнейшей учебы с ВУЗах.

Пособие предназначено для преподавателей и учащихся старших классов.

 

2. СТРУКТУРА ОТЧЕТА

Работа оформляется в виде творческого проекта (исследовательской или аналитической разработки, эссе, статьи для публикации в СМИ), содержащего титульный лист, оглавление (содержание), введение, исследовательская часть, заключение, список использованных источников, приложения. Объем работы: основной текст пояснительной записки не более 15 машинописных листов, плюс приложения.

Титульный лист включает наименование учебного заведения, где выполнена работа, название работы, вид отчетности (исследовательская работа, эссе…), тему, фамилии и инициалы исполнителей, руководителя и консультанта (если такой имеется), город и год.

Название работы должно быть кратким и точно соответствовать ее содержанию.

Оглавление – это перечень разделов и подразделов, составленный в той последовательности, в которой они приводятся в работе, с указанием номера страницы.

Оглавление печатается на отдельном листе и приводится после титульного листа.

Введение должно содержать краткое освещение рассматриваемой в работе проблемы.

Сжато дается изложение основных этапов развития научной мысли по рассматриваемой проблеме. Отмечаются вопросы оставшиеся не решенными или требующие уточнения и развития. Перечисляются задачи, которые будут рассмотрены в работе.

Формулируется основная цель проводимых исследований, их актуальность и практическая значимость. Отмечается личный творческий вклад авторов в решение конкретных задач.

Объем введения не должен превышать 2 листов.

В разделах исследовательской части излагается существо проводимых исследований. Необходимо стремиться к четкому обоснованию решения поставленной задачи. Логичность построения достигается тогда, когда каждый раздел имеет определенное целевое назначение и является базой для последующих. Желательно каждый раздел заканчивать изложением выводов. Это позволит освободить заключение от второстепенных подробностей.

В заключении приводятся основные выводы по результатам исследований. Они обычно содержат от 2 до 5 пунктов цифрами, авторское видение решения проблемы.

В списке использованных источников в алфавитном порядке, соответствующем приведенным в тексте ссылкам, перечисляются использованные источники информации.

В приложении обычно дается перечень принятых сокращений и условных обозначений, промежуточные результаты, не вошедшие в основной текст, чертежи, схемы и т.д.

 

3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ

 

Текст работы набирается и распечатывается с компьютера на одной стороне стандартного белого листа формата А4 (210х297 мм) через 1,5 интервала. Рекомендуемый шрифт Times New Roman или Arial, размер шрифта 14пк.

Текст печатают, соблюдая следующие размеры полей (от края листа):

- правое – 10 мм;

- верхнее – 20 мм;

- нижнее – 20 мм;

- левое – 20 мм.

Параметры абзаца:

- отступ слева – 0;

- отступ справа – 0;

- интервал перед – 0;

- интервал после – 0;

- первая строка – отступ на 1,25 см (12,5 мм);

- интервал междустрочный – полуторный;

- выравнивание – по ширине.

Все страницы текстового документа нумеруются. Нумерация страниц - сквозная, начиная с титульного листа. Титульный лист не нумеруется, но в общем объеме документа учитывается под номером 1.

Нумерация выполняется на нижнем поле листа по центру, арабскими цифрами без точки и других знаков.

 

Оформление структурных элементов, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов

Структурные элементы такие как: “Оглавление”, “Введение”, “Заключение”, “Список использованных источников”, “Приложение” располагают по центру и пишут прописными буквами, полужирным шрифтом.

Пример:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список использованных источников

Исследовательскую часть следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы записывают прямым полужирным шрифтом, подразделы курсивом полужирным шрифтом.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Нумерация выполняется в пределах каждого раздела арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Между заголовком раздела и подраздела должна быть свободная строка.

Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:

Пример:

1 Адаптация персонала на производстве (заголовок первого раздела)

- свободная строка-

1.1 Виды адаптации

Текст.

- свободная строка-

1.2 Методы адаптации

Текст.

- свободная строка-

2 Комплекс мер по адаптации персонала (заголовок второго раздела)

- свободная строка-

Текст.

3 Методы исследования

- свободная строка-

3.1 Эмпирические методы исследования

3.1.1 Текст.

3.1.2 Текст.

- свободная строка-

3.2 Подготовка к исследованию

и т.д.

 

Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Наличие одного подраздела в разделе эквивален­тно их фактическому отсутствию.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением следует ставить строчную букву (за исключением ё, з, о, ч, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример

а)______;

б)_______:

1)_______;

2)_______;

в)_______.

Можно использовать маркированные списки с небольшими квадратными или круглыми маркерами (одинаковые маркеры в рамках всей работы).

Каждый структурный элемент и раздел следует начинать с нового листа (страницы).

 

Оформление таблиц

Таблицей называют особую форму подачи числовых или словесных сведений, в которой сведения располагаются в определенном порядке. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.

Размеры таблицы выбираются произвольно, в зависимости от помещаемого материала. Допускается располагать таблицу вдоль длинной стороны листа, поворачивая страницу по часовой стрелке. Горизонтальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Записи в строках производят в один ряд. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте (но не менее 10). В таблице допускается установка одинарных интервалов. Строки граф не должны быть пустыми. Текст строк выполняют строчными буквами (кроме первой прописной).

Таблица должна иметь название (тематический заголовок), которое должно отражать ее содержание, быть точным и кратким.

Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Тематический заголовок набирается строчными буквами, кроме первой прописной. Точка в конце заголовка не ставится.

Между предыдущим текстом и словом «Таблица - название таблицы» должна быть оставлена одна свободная строка:

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. Слова в заголовках не сокращают, их приводят в единственном числе и именительном падеже (если заголовок не объединяет несколько столбцов), точку в конце не ставят.

Если таблица не умещается на одном листе, следует делать ее продолжение на других. При переносе части таблицы на другую страницу нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Головку таблицы повторяют, и над ней слева ставится обозначение «Продолжение таблицы 1». Название таблицы не пишется.

Например, таблица начинается в конце страницы:

 

Таблица 1 – Методы обучения

Метод Описание Преимущества Недостатки
       
       
       

 

И эта же таблица продолжается на следующей странице:

 

Продолжение таблицы 1

       
       

 

На таблицы в тексте должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее порядкового номера, например: «в таблице 1 приведены…»

В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Если данные отсутствуют, то ставится тире или пишется «данные отсутствуют».

В качестве иллюстраций могут использоваться рисунки, схемы, графики, фотографии. Под ними пишется слово «рисунок» с порядковым номером указанным через дефис названием, например:

 

Напряжение, В

  2,2          
  2,0          
  1,8            
  1,6            
  1,4            

 

Рисунок 1 - Зависимость напряжения аккумулятора от времени заряда

1 - заряд, 2 - разряд

 

Название рисунка располагается по центру.

На рисунки обязательно оформляются ссылки по тексту. Пишется слово «рисунок» и его порядковый номер, например: «на рисунке 1 показана зависимость….» или «(рисунок 1)».

Перед рисунком и после его наименования необходимо оставлять свободную строку.

 

Оформление формул

Набор формул производится с помощью редактора формул.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку и располагать с красной строки или по центру. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (·), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак “·”.

В качестве знака умножения следует применять только точку (·).

После формулы ставится запятая.

Единицы измерения в строку с формулами не помещают. Обозначения единицы измерения в математическую формулу следует помещать только после конечного результата вычисления.

Расшифровка значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа расшифровывается с новой строки. Первая строка расшифровки без абзаца начинается со слова «где» без двоеточия. В конце каждой расшифровки ставится точка с запятой, а в конце последней расшифровки – точка. Например:

(5.2)

 

где - скорость, м/с;

S - путь, м;

t - время, с.

 

м/с

 

Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Нумерация может быть сквозная или в пределах раздела. При необходимости формулы нумеруются арабскими цифрами в круглых скобках, которые размещаются у правого края страницы на уровне формулы. Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте.

Надстрочные и подстрочные индексы, показатели степени и т.п. должны быть меньших размеров по сравнению с размером шрифта формул.

 

Правила оформления списка использованных источников

В список использованных источников включают источники, содержащие материал, использованный в работе. Источники располагают в следующем порядке:

1. законодательные и нормативные документы и акты (стандарты, нормы, указы, законы и т.д.) в порядке от более значимых к менее значимым, а документы равной значимости в хронологическом порядке по датам опубликования;

2. остальная литература в порядке русского алфавита по фамилии автора или названия источника;

3. источники на иностранных языках в порядке латинского алфавита;

4. Internet - источники.

Все перечисленные источники нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами без точки и с абзацного отступа.

В список не следует включать не опубликованные в широкой печати материалы и устаревшие издания.

При необходимости в тексте дают ссылку на использованные источники. В квадратных скобках указывают номер источника по перечню использованных источников и через запятую – номер страницы (или номера страниц), например, [5, с. 35], [12, с. 12-15].

При оформлении источников фамилию автора указывают в именительном падеже. Если книга написана двумя или тремя авторами, то указывают фамилию и инициалы первого из них, а после названия книги через косую черту, фамилии всех авторов указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге (через запятую). При наличии более трех авторов указывают фамилию и инициалы первого из них, а после названия книги указывают инициалы и фамилию первого автора, а в квадратных скобках пишут словосочетание "и др."

Название книги приводят в том виде, в каком оно дано на титульном листе. Здесь же указывают, сведения о виде, литературном жанре, назначении книги, указание о том, что книга является переводом с другого языка, и т. п.

Сведения об ответственности содержат информацию о лицах и учреждениях, участвовавших в создании и подготовке книги к публикации.

Наименование места издания указывают в именительном падеже; допускается сокращение названия некоторых городов: Москва (М.), Ленинград (Л.), Санкт-Петербург (СПб.).

Год издания обозначают арабскими цифрами. Слово "год" не пишется. При отсутствии сведений о годе издания, следует в квадратных скобках привести приблизительный год издания со знаком вопроса, например [2002?].

В сведениях об объеме указывают фактическое количество страниц арабскими цифрами.

Сведения о книге одного автора:

­ фамилия и инициалы автора;

­ название книги;

­ сведения об ответственности;

­ сведения об издании;

­ выходные данные (место издания, издательство, год издания);

­ объем.

Например: Плетнев Г. П. Автоматическое управление и защита теплоэнергетических установок электростанций: учебник для техникумов / Г. П. Плетнев. – 3-е изд., перераб. - М.: Энергоатомиздат, 1986. - 344 с.

Сведения о книге под редакцией:

­ название книги;

­ инициалы и фамилия редактора;

­ сведения об ответственности;

­ сведения об издании;

­ выходные сведения (место издания, издательство, год издания);

­ объем.

Например: Тепловые и атомные электрические станции: справочник / под общ. ред. В. А. Григорьева, В. М. Зорина. - М.: Энергоатомиздат, 1989. - 330 с.

Сведения о книге при числе авторов от 2 до 3:

­ фамилия и инициалы первого автора;

­ название книги;

­ инициалы и фамилии авторов;

­ сведения об ответственности;

­ сведения об издании;

­ выходные сведения (место издания, издательство, год издания);

­ объем.

Например: Плютинский В. И. Автоматическое управление и защита теплоэнергетических установок АЭС: учебник для техникумов / В. И. Плютинский, В. И. Погорелов. - М.: Энергоатомиздат, 1983. - 296 с.

Сведения о книге при числе авторов более 3:

­ название книги;

­ инициалы и фамилия любого из авторов (чаще всего, первого) и словосочетание «и др.» в квадратных скобках;

­ сведения об ответственности;

­ сведения об издании;

­ выходные сведения (место издания, издательство, год издания);

­ объем.

Например: Справочник по наладке автоматических устройств контроля и регулирования / А. Д. Нестеренко [и др.]. – Киев: Наукова думка, 1976. - 840 с.

Сведения о статье из журнала:

­ фамилию и инициалы автора;

­ название статьи;

­ сведения об ответственности;

­ название журнала;

­ год издания;

­ номер журнала;

­ страницы.

Например: Шицман М. Е. О книге "Коррозия и борьба с ней" / М. Е. Шицман // Электрические станции. - 1990. - № 7. - С. 94 - 95.

Сведения о нормативном документе (стандарте):

­ название;

­ сведения об издании;

­ даты введения и сроки действия документа;

­ выходные сведения (место издания, издательство, год издания);

­ объем.

Например: Автоматизация технологических процессов. Обозначения условные приборов и средств автоматизации в схемах: ГОСТ 21.404–85. – Введ. 1986-01–01. – М.: Изд-во стандартов, 1985. – 16 с.

Сведения об Internet-источнике:

­ автор;

­ название;

­ адрес.

Например: Бюрер К. От ремесла к науке: поиск основных принципов разработки. – Режим доступа: https://www.interface.ru/rational/science.htm.

При оформлении литературы следует иметь в виду, что перед точкой (.) и запятой (,) пробела нет, а после них - оставляют пробел. Перед и после знаков: двоеточие (:), тире (-), косая черта (/, //) нужно обязательно оставлять пробел. Пример оформления списка использованных источников приведен ниже.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы [Электронный ресурс]: ГОСТ 9327-60. – Введ. 1968–01–01. – Режим доступа: https://fpf.referent.ru:4005/1/58049.

2 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [Текст ]: ГОСТ 2.105-95. – Введ. 1996-07-01. – Минск: Изд–во стандартов, 1997. – 28 с.

3 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]: ГОСТ 7.32–2001. – Введ. 2002–06–01. – Минск: Изд–во стандартов, 2001. – 25 с.

4 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]: ГОСТ 7.1-2003. – Введ. 2004-07-01. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 190 с.

5 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила [Текст]: ГОСТ 7.12-93. – Введ. 1995-07-01. - М.: Изд-во стандартов, 1997. – 18 с.

6 Стандарт предприятия. Система управления качеством образовательных процессов. Учебные рефераты. Общие требования к построению, содержанию и оформлению [Электронный ресурс]: СТП ЮУрГУ 17-2004 / составители: Т. И. Парубочая, Н. В. Сырейщикова, В. А. Смолко, Л. В. Винокурова. - 2-е изд., перераб. – Челябинск: ЮУрГУ, 2005. – 39 с.

7 Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления [Текст]: учебно-методическое пособие / И. Н. Кузнецов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 352 с.

 

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

 

При выполнении работы (проекта) допускается использование информации из сети «Интернет» - в режиме информационного поиска с последующей творческой переработкой и ссылкой на первоисточник, но без дословного заимствования материалов в целом.

 

5. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Цель исследования – решение творческой задачи с результатом, который не может быть известен заранее. При проведении исследования рекомендуется:

- выбрать актуальную проблему и на её основе сформулировать тему исследовательской работы;

- чётко представлять цели и задачи работы;

- определиться с источниками информации по данной тематике (литературные источники, «Интернет» и т.д.);

- определить круг консультантов (педагоги, специалисты);

- собрать и проанализировать информацию, сделать выводы, подобрать методики;

- предложить эффективный (желательно – нестандартный) способ решения проблемы;

- проанализировать возможности, достоинства и недостатки предлагаемого способа.

 

6. СОСТАВЛЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЗОРА

 

Аналитический обзор – уникальный информационный продукт, представляющий полную информацию по определённой теме при помощи классификации, анализа, оценки и концентрации разбросанного по различным источникам исходного материала, в том числе из разных сфер исследований и наблюдений; а также – разработку на основе обобщения полученной информации новых концепций и сценариев развития.

Аналитика – это разбор, способ решения вопроса от следствий к началам или от действий (явлений) к их причинам. Анализировать – значит, доискиваться подробностей.

Аналитический обзор специальной литературы предваряет любое исследование. Он представляет собой связное изложение проблемы на основе использованных источников, с обоснованием актуальности темы, степени её разработанности, раскрытием основных дискуссионных моментов и определением возможных путей решения проблемы.

Отличие аналитического обзора от традиционного реферата по литературным источникам – именно в «аналитичности», то есть в наличии анализа, обобщения, оценки, критических выводов. По большинству рассматриваемых проблем существуют различные точки зрения различных авторов (вплоть до отрицания самого существования этих проблем). В аналитическом обзоре желательно представить весь существующий спектр мнений признанных специалистов в данной отрасли, реальное столкновение мнений учёных, их анализ и обобщение, собственную позицию автора обзора, его выводы и предложения.

 

7. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ РЕЦЕНЗИИ

 

Рецензия – это критическая оценка творческой работы, сделанная признанным специалистом по рассматриваемой тематике.

В рецензии должны присутствовать:

- краткая характеристика работы, соответствие заданной теме и установленным требованиям (объём, степень проработки, структурное построение по разделам), с указанием объёма пояснительной записки и графического материала;

- актуальность тематики;

- новизна и практическая значимость проекта;

- качество обзора и полнота использования источников информации, новейших научных знаний и технических идей по данной тематике;

- основные полученные в работе результаты, глубина и качество разработки основного содержания;

- оригинальность предлагаемых решений;

- качество выполнения текстовой и графической части работы, языковая грамотность;

- оценка работы, ее достоинства и недостатки, рекомендации автора, заключение о возможности представления работы на конкурсные Чтения.

В конце рецензии ставится подпись и разборчиво указываются обязательные атрибуты рецензента: фамилия и инициалы, должность и место работы, учёная степень и звание (если есть). Текст рецензии набирается и распечатывается на компьютере, электронный файл прилагается к электронной версии работы (проекта).

 

8. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В ЧТЕНИЯХ

 

Для участия в Чтениях в установленные сроки подаётся заявка в соответствии с «Положением о Региональных Курчатовских чтениях школьников».

Непосредственно на Чтения представляется (на бумажном носителе и в электронном виде): работа, рецензия на неё, необходимые для доклада иллюстративные материалы и согласие на обработку персональных данных (Приложение 8).

Для доклада дается 10 мин. Начинать доклад следует с названия темы и четкой формулировки цели работы. Далее излагается современное состояние проблемы и сущность работы, как была достигнута поставленная цель, какие использовались методы. Четко формулируются наиболее важные полученные результаты.

В ходе доклада для пояснений необходимо использовать имеющийся иллюстративный материал в виде компьютерных презентаций или вычерченных на ватмане плакатов. Надписи и графические изображения делаются с толщиной линии, позволяющей видеть их комиссии и слушателям.

Закончить выступление можно примерно так: «Доклад закончен. Благодарю за внимание».

Если по одной работе выступает двое докладчиков, то выступающий докладчик должен передать слово следующему, например: «Технологию обработки Вам доложит Бадаев Роман». При совместном докладе общее время увеличивается не более, чем на 50% (на дополнительного докладчика).

При подготовке доклада и представлении материалов обычно встречаются следующие недостатки, которых следует избегать:

- небрежное оформление работы и иллюстративного материала;

- неумение изложить материал в отведенное время;

- излишнее внимание второстепенным вопросам;

- неумение сделать четкие выводы;

- неумение четко и кратко ответить на заданные комиссией вопросы.

 

9. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ

 

При оценке работ будут учитываться:

- актуальность решаемой проблемы,

- соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам,

- структура работы,

- аналитичность обзора литературных и «Интернет»-источников информации,

- оригинальность концепции,

- обоснованность предложенных решений,

- владение знаниями по предмету исследований,

- точность, ясность и лаконичность изложения материала,

- творческий подход, отступление от шаблонных разработок,

- имеющиеся практические результаты (если есть) и возможность реального использования выводов и предложений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: