Методическая разработка по направлению познавательного развития детей




«Ознакомление с неживой природой детей старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования»

Современный образовательный процесс дошкольных учреждений ориентирован с 1 января 2014 года на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в которых указано на необходимость «…построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».

Реализация познавательного направления в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы, как:

экспериментирование;

исследование;

коллекционирование;

проектирование.

Эти формы работы позволяют обеспечить достижение интегративного качества выпускника дошкольного учреждения.

Задаче формирования детской любознательности и активности оптимально соответствует экспериментирование как форма детской познавательной деятельности и как метод ее организации. (Н.Н.Поддъяков, Ф.А.Сохин, С.Н.Николаева).

В дошкольной педагогике по-разному определяется понятие «экспериментирование».

«Экспериментирование – деятельность, в которой проводится научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий» (М.А. Поваляева).

«Экспериментирование – особая форма поисковой деятельности ребенка» (С.А.Козлова; Т.А. Куликова)

«Экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой» (Н.Н.Поддъяков)

Так в чём же заключается главное преимущество экспериментирования?

Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддьякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.

Во – первых, даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Во вторых, в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения.

В третьих, экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В четвертых, детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Таким образом, экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов: Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина, С.Н.Николаевой, Л.А.Венгера, Н.А.Ветлугиной, И.Д.Зверева и др. Ученые предлагают организовывать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности, но его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, т.к. возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

Реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой», определяет свои требования к уровню знаний и умений детей в разделе «Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой» старшей и подготовительной к школе группе.

1.Расширять представления детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.

2.Наблюдать такие явления природы, как иней град туман, дождь Наблюдать такие явления природы, как иней град туман, дождь Наблюдать такие явления природы, как иней град туман, дождь

3.Формировать представления детей о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот.

4.Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку осмысливать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимости, закономерности.

Анализируя же программу, методическую литературу по данной проблеме, я сделала следующий вывод: в настоящее время значение для развития детей имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались.

ФГОСы диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

Поэтому целью своей работы считаю:

Цель: Развитие элементарных естественнонаучных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы

Деятельность, направленная на формирование научных знаний через экспериментирование предполагает решение следующих задач:

Задачи:

1. Научить детей анализировать.

2. Правильно задавать вопросы.

3. Доказывать свою точку зрения.

4. Расширить и углубить знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды.

5. Почему же мы делаем акцент на неживой природе? Неживая природа вызывает у детей не меньший интерес, чем живая. Дети с удовольствием тянутся к играм с песком, водой, глиной. Пытаются выявить их признаки, свойства. Усвоение скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. Опыты помогают ребенку лучше понять явления, происходящие в природе.

6. Поисковые действия представляют собой одну из форм наглядно-действенного мышления и направлены на познавательный результат.

В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:

Ø Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

Ø Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Ø Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

Ø Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

Ø Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

Поставленные цели и задачи реализовывались поэтапно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: