Общегосударственные гарантии защиты прав и свобод человека




Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов по международному праву и законодательству Российской Федерации

 

Деятельность полиции по обеспечению прав и свобод человека имеет определенные особенности, обусловленные ее полномочиями Прежде всего следует отметить, что деятельность милиции должна быть гуманной, беспристрастной и иметь четкую согласованность закону. Компетенция полиции по реализации европейских стандартов прав человека получает проявление в разных сферах ее деятельности, в частности во время охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, проведения дознания, исполнения судебных приговоров и постановлений и т.п.

главой Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» регламентируется порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В ст. 18 ФЗ «О полиции» говориться о том, что Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеют сотрудники полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия, сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

Согласно ст. 19 ФЗ «О полиции» перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан:

сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о том, что он является сотрудником полиции (исключения составляют случаи, когда промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия);

предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба, а при нанесении ущерба гражданину - оказать первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина, а при причинении ранения или наступлении смерти гражданина - прокурора в течение 24 часов.

Применение физической силы (ст. 20 ФЗ «О полиции»).

Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях: для пресечения преступлений и административных правонарушений; для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц; для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Кроме того, полицейские имеют право применять физическую силу во всех случаях, когда ФЗ «О полиции» разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия (см. далее по тексту).

Применение специальных средств (ст. 21 ФЗ «О полиции»)

Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства в следующих случаях:

) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

) для пресечения преступления или административного правонарушения;

) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Применение огнестрельного оружия (ст. 23 ФЗ «О полиции»)

Сотрудники полиции имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

) для освобождения заложников;

) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 ст. 23 ФЗ «О полиции», признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Сотрудники полиции также имеют право применять огнестрельное оружие:

) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Международные стандарты по правам человека довольно высоки и плодотворно взаимодействуют с правами, провозглашенными в национальных конституциях и законах. Государства готовы принять данные международные стандарты и многие из них приняли на себя правовые обязательства следовать им. Государства менее охотно соглашаются подчиняться международным органам контроля за соответствием, данным стандартам что, в свою очередь, не может не сказаться на действенности международно-правовых норм.

Более сложный вопрос состоит в том, является ли международная программа по защите прав человека эффективной. Некоторые нарушения прав человека существуют в каждой стране, а вопиющие нарушения существуют в слишком большом числе государств. Везде существуют силы, которые ведут к нарушениям прав, а институты, которые «воспитывают» уважение к правам человека, слабы во многих странах. Чтобы компенсировать внутригосударственные недостатки требуется больше, чем международные инструменты и примитивные международные институты. Международное сообщество не должно отказываться или воздерживаться от поддержки международной программы по правам человека, даже если будут серьезные сомнения в ее эффективности.

Следует отметить, что уже в начале 80-х гг. указывалось о самостоятельном применении международно-правовых норм как регулятора определенных внутригосударственных отношений и о совместном применении в некоторых случаях международно-правовых и внутригосударственных правовых норм. Не вызывает сомнение, что норм первой группы в настоящее время гораздо больше.

 

Общегосударственные гарантии защиты прав и свобод человека

 

В настоящее время права человека как юридическая категория переживают новый этап в своем развитии. С одной стороны, идея прав человека оформилась как универсальная и интернациональная концепция, с другой, наблюдается повышение роли международных региональных и внутригосударственных стандартов.

Следует констатировать тот факт, что права человека перестали быть объектом только конституционного и декларативного регулирования. Они закреплены в различных нормативных актах, а также влияют на все отрасли права. Данное явление можно наблюдать не только в Российской Федерации, но и в других странах. На внутригосударственном и международном уровнях все больше правоотношений регулируется через закрепление и реализацию субъективных прав.

На особую значимость данного вопроса указывает также тот факт, что права человека выходят за рамки юридической категории, что позволило некоторым ученым назвать права человека одним из основных факторов устойчивого развития общества.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина - условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина. Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина.

) Государственная защита прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите.

) Право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (ст. 45 Конституции РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (ст. 14 ГК РФ «Самозащита гражданских прав»), в уголовном законодательстве (ст. 37 «Необходимая оборона», ст. 39 «Крайняя необходимость» УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

) Судебная защита прав и свобод. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

) Право на международную защиту. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

) Квалифицированная юридическая помощь. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.

) Защита прав потерпевших. В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

) Право на возмещение вреда. Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 1069 ГК РФ устанавливает ответственность государства за вред, причинённый государственными органами (а также органами местного самоуправления) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ - ответственность государства за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда,

) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Характер гарантий прав и свобод человека и гражданина имеют также недопустимость осуществления прав и свобод человека и гражданина в нарушение прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17), обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 24), запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрет произвольного лишения имущества (ч. 4 ст. 35), запрет должностным лицам скрывать факты и обстоятельства, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41), право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением (ст. 42), общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях (ч. 2 ст. 43), запрет устанавливать обратную силу законов, вводящих новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков (ст. 57), а также некоторые другие конституционные нормы.


Рекомендуемая литература

огнестрельный правоохранительный право человек

1. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций / Под ред. Ю.В. Анохина, В.Н. Бутылина. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 304 с.

2. Глущенко П.П., Кикоть В.Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в Российской Федерации: Учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2006.

3. Право прав человека и гуманитарные принципы: Карманный справочник для сотрудников ОВД / Под общ. ред. В.Я. Кикотя - Смоленск, 2003.

4. Игнатов В.П., Берекашвили Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. Учебное пособие. - М. 2005.

5. Головисткова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: учебник, М.: Эксмо, 2006, - 448 с.

. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2001.

. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. М., 2002.

. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева, 2-е изд., доп., М., 2002.

. Гошуляк В.В. Исторический очерк развития прокуратуры как государственного органа, осуществляющего надзор за соблюдением прав и человека и гражданина // Право и политика. - 2003. - №7. - с. 32 - 34.

. Зеленская Е. Защита прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве // Закон и право. - 2003. - №11. - с. 37 - 41.

11. Энтин М.Л. Защита и обеспечение прав человека по праву Евросоюза: Курс лекций - М., МГИМО, 2003. - 126 с.

12. Европейская система защиты прав человека и её влияние на правовую систему Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / МГИМО (У). - М., МГИМО (У) МИД России, 2007. - 192 с.

. Проблемы правового и социального статуса жертв преступности в России: Стенограмма заседания «круглого стола» в Государственной Думе РФ. - М., Государственная Дума РФ, 2007.

. Правовые основы участия органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сборник документов в 7-ми томах / Отп. в ОАО «Типография МВД». М., 2006.

. Проблемы правового и социального статуса жертв преступности в России: Стенограмма заседания «круглого стола» в Государственной Думе РФ. - М., Государственная Дума РФ, 2007.

. Защита прав человека в деятельности милиции, взаимоотношение милиции и населения: Материалы международного семинара и круглого стола. - М., 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: