А. Рождественская Составь предложение со
словом чайник.
Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ч. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.
* Начиная с этого задания, детям предлагаются упражнения по обучению грамоте.
Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ч. Найди слова, в которых звук Чнаходится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.
Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цветомобозначь твёрдые согласные звуки, зелёным — мягкие согласные, красным — гласные.
Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия которых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ча — чайник, чашка, чайка. Придумай ещё слова на каждый слог.
Слова для справок: ча — чайник, чашка, чайка; чу — чучело, чулки; че — чемодан, черепаха, чеснок, черника.
Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги черепашке добраться домой. Для этого прочитай слоги ислова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.
Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у тебяполучились. Выполнить задание тебе помогут картинки.
|
Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их названия израссыпанных букв. Придумай по 2—3 предложения с каждым словом.
Упражнение «Собери слово». Помоги Зайчонку собрать слова. Запиши получившиеся слова в пустыеклеточки. Составь по 2—3 предложения с каждым словом.
Первый ход | — буква, отмеченная | Первый ход | — | буква, отмеченная |
красной звёздочкой. | зелёной звёздочкой. | |||
Второй ход | — три клетки вправо. | Второй ход | — | одна клетка вниз. |
Третий ход | — три клетка вниз. | Третий ход | — | одна клетка вправо. |
Четвёртый ход | — одна клетка вправо. | Четвёртый ход | — | две клетки вниз. |
Пятый ход | — три клетки вверх. | Пятый ход | — | одна клетка влево. |
Шестой ход | — три клетки влево. | Шестой ход | — | четыре клетки вверх. |
Упражнение «Расшифруй слова». Какие слова загадала бабочка? Расшифруй их. Составь их из первыхбукв слов — названий картинок — и запиши в пустые клетки.
Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом слове изапиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».
Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около домика.Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... — ведь именно этот звук слышится, когда подметают щёткой. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён.)
|
Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай внимательно иповторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым
произнесением звука Щ в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)
Лабиринт 1
Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку иназови слово. Образец: надежный, большой, красивый... — щит.
Упражнение «Мой, моя, мои»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои).
(Составь словосочетания по образцу. Образец: мои щипцы...)
Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше ответов.
Образец: Щека какая? — Розовая, пухлая, теплая...
Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложения пообразцу. Образец: Вчера щенок играл. Сегодня щенок играет. Завтра щенок будет играть.
* Кроме предложенных упражнений можно использовать задания из лабиринтов со звуком Ч (с. 4, 5). Перечень картинок лабиринта: шит, щипцы, <?>, щека, щепка, щенок, щегол, щётка, щука.
Лабиринт 2
Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: вещи —вещички. Есть ли такие слова, которые не изменились?
Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его часть (начало или конец). А ты до-бавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: я----------щик, ящик.
Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди нужное слово. (Логопед выкла-
|
дывает звуковую схему, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит нужное слово.)
Упражнение «Измени порядок слов в предложении». Придумай предложение с каждой из картинок.Измени порядок слов и назови новое предложение. (Упражнение выполняется с опорой на
схему.) Например: Овощи сложили в ящики. — В ящики сложили овощи.
Перечень картинок лабиринта: вещи, овощи, ящик, роща, площадь, лещ, пещера, плащ, плющ.
Упражнение «Четвёртый — лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок.
Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Щ.
Упражнение «Посчитай». К золотой рыбке приплыли гости. Посчитай щук, лещей. Образец: один лещ,два леща... Кого приплыло больше? Кого — меньше? Посчитай рыб в обратном порядке.
Образец: шесть лещей, пять лещей...
Упражнение «Закончи предложения по картинкам». Послушай (прочитай) предложения. Закончи их по
картинкам. Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук Щ.
Упражнение «Исправь предложение». Весёлый щенок учился составлять предложения. Но перепуталв них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки щенка.
На щеке есть лицо.
Из борща готовят овощи. Ящик лежит в клещах. Щётка тащит щенка. Плащ надевает Катю. Роща поёт в щегле. Вещи ищут Вову.
Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Коле и Оле по схемам с опорой на
картинки. Образец: Коля... щука. — Коля поймал щуку.
Упражнение «Сложи картинку». Послушай стихотворение. Сложи из счётных палочек (спичек)картинки по образцу. Вспомни и повтори стихотворение.
Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой — башмаки. Этой щёткой чищу брюки. Все три щётки мне нужны.
М. Пожарова Составь
предложение со словом щётка.
Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори каждое предложение, заменяя картинки словами.
Придумай название рассказу.
Ответь на вопросы. (Ребёнок должен отвечать полными предложениями.) Перескажи рассказ с самого начала.
Кого вчера подарили Тане?
Куда Таня посадила щенка?
Что делал щенок утром?
Кого щенок встретил во дворе?
Куда убежала от щенка ящерища?
Почему Таня унесла щенка домой?
Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде.Назови каждого пассажира, выделяя звук Щ. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает
с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.
* Начиная с этого задания, детям предлагаются упражнения по обучению грамоте. Слова для справок: лещ, Кощей, щенок, щеголь, ящерица, гонщики, крановщик, барабанщик.
Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Щ. Найди слова, в которых звук Щнаходится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.
Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цветомобозначь твёрдые согласные звуки, зелёным — мягкие согласные, красным — гласные.
Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия которых начинаютсяна эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ща — щавель. Придумай ещё слова на каждый слог.
Слова для справок: ща — щавель; щи — щиты; щу — щука; щё — щётка; ще — щегол, щенок.
Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги ящерице добежать до пещеры. Для этого прочитай слогии слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.
Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их названия израссыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.
Упражнение «Собери слово». Злой Кощей спрятал слова в лабиринте. Собери слова. Запиши их впустые клеточки. Составь по 2—3 предложения с каждым словом.
Первый ход — буква, отмеченная
красной звёздочкой.
Второй ход — две клетки вниз.
Третий ход — одна клетка вправо.
Четвёртый ход — три клетки вверх.
Пятый ход — две клетки влево.
Шестой ход — одна клетка влево.
Первый ход | — | буква, отмеченная |
зелёной звёздочкой. | ||
Второй ход | — | две клетки вверх. |
Третий ход | — | одна клетка вправо. |
Четвёртый ход | — | две клетки вверх. |
Пятый ход | — | три клетки вправо. |
Шестой ход | — | четыре клетки вниз. |
Упражнение «Расшифруй слова». Зайчик-барабанщик загадал слова. Расшифруй их.
Составь их из первых букв слов — названий картинок — и запиши в пустые клетки.
Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом словеи запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».
УДК 376.1-058.264
ББК 74.3 К63
Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России Издание
развивающего обучения
Комарова, Л.А.
К63 Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д,2009. — 32 с.
15ВЫ978-5-296-00931-9
В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звуков Ч, Щ у дошкольников 4—7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Вместе с их автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.
Автоматизация звуков Ч, Щ проводится по традиционной в логопедии схеме. Эффективность коррек-ционной работы обеспечивается использованием ряда вспомогательных приемов (работа с объемными и плоскими игрушками, счетными палочками, создание на занятии игровых ситуаций).
Пособие предназначено для проведения индивидуальной работы с ребенком и адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с нарушениями речи.
УДК 376.1-058.264
ББК 74.3
Комарова Лариса Анатольевна
учитель-логопед высшей категории