Введение в педагогическую профессию 11 класс
Модуль 1. Я В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Занятие 8 - 9. Коммуникативные способности (3 ч)
Практические задания
Задания на развитие умений речевого взаимодействия
1. Дидактическая игра «Хороший рассказчик и активный слушатель»
1. Учащимся дается установка: «Сейчас вы будете по очереди общаться с каждым учеником вашего класса и пересказывать ему интересный случай из своей жизни, а потом выслушивать его историю. Ваша задача как рассказчика: максимально заинтересовать собеседника. Ваша задача как слушателя: расположить к себе рассказчика, проявлять знаки большой заинтересованности в его речи, проявлять обратную связь, разделять его чувства и эмоции, но делать это искренно.
В конце игры каждый ученик назовет троих лучших, по его мнению, рассказчиков и троих самых внимательных и благодарных слушателей, которым ему было приятно повествовать свою историю (включать себя в тройку лучших запрещается).»
2. Напоминание ученикам приемов, которыми может пользоваться хороший рассказчик и активный слушатель.
Хорошему рассказчику необходимо:
- учитывать характер и интересы собеседника (одну и ту же историю можно рассказывать разным собеседникам в разной манере, акцентируя новые детали);
- использовать яркие образы, сравнения;
- рассказывать так, чтобы история звучала как интрига, и слушатель не мог догадаться, что будет дальше.
Активному слушателю необходимо:
- стимулировать говорящего своим вниманием и выражением интереса путем вставок типа «да-да», «м-да, это интересно», «представляю себе…», «о да, я бы на твоем месте…» и т. п.
- задавать рассказчику вопросы, позволяющие ему еще больше раскрыть сюжет «а разве нельзя было вместо этого…», «и как отреагировал на это…», «а почему он (она) вдруг стал делать то-то…» и др.;
- резюмировать мысли рассказчика «одним словом», «короче говоря», «после того, что произошло…» или перефразировать рассказчика в подтверждение своего понимания.
2. Тренинг речевого обращения к детям разного возраста (домашнее задание)
Представьте, что вам предстоит рассказать о вреде курения детям разного возраста. Вначале адресовать свой рассказ ребенку детского сада. Потом составить рассказ на эту же тему (но отличающийся по содержанию) для учащихся младших классов (детей 9 лет), и, наконец, такой же рассказ для подростков 14-15 лет.
Составьте три разных вариантов рассказа на одну и ту же тему о вреде курения для разных возрастных групп, но так, чтобы рассказ произвел сильное впечатление на слушателя.
Примечание: Тема рассказа может быть произвольной, главное, чтобы она была одинаковой для всех возрастных групп.
Задания на развитие нарративных умений и овладение техниками невербального общения
2. Групповая дискуссия «Что можно делать учителю»
Список характеристик невербального общения. В этом списке вы должны выбрать все способы невербального общения, которыми может пользоваться педагог во время контакта с учениками, не переходя границ дистанции общения.
Список характеристик невербального общения:
1) брать за руки ученика;
2) обнимать;
3) целовать;
4) класть руки на плечи, шею ученика;
5) слегка прикасаться кончиками пальцев к плечу, кисти руки ученика;
6) смотреть в глаза;
7) смотреть в лицо;
8) смотреть на тело ученика;
9) смотреть пристально;
10) отводить глаза в сторону при встрече с глазами ученика;
11) плакать;
12) скользить взглядом по ученику;
13) сидеть скрестив руки на груди, забросив одну ногу на другую;
14) сидеть слегка наклонившись вперед;
15) сидеть откинувшись на спинку стула;
16) сидеть прямо, положив руки на колени, ноги вместе;
17) сидеть положив руки перед собой;
18) сидеть в напряженной позе;
19) сидеть в расслабленной позе;
20) наклонять голову в сторону;
21) приподнимать голову вверх;
22) опускать голову вниз;
23) втягивать голову в плечи;
24) смеяться;
25) сжимать руки перед собой;
26) сжимать руки позади себя;
27) держать руки в карманах;
28) прикрывать рот рукой;
29) прикасаться к различным частям лица;
30) потирать различные части лица, туловища;
31) перекрещивать руки на груди;
32) интенсивно жестикулировать;
33) использовать жесты для того, чтобы подчеркнуть, усилить сказанное;
34) использовать жесты для описания предметов;
35) использовать жесты для выражения отношения к другому;
36) держать руки на бедрах;
37) брать ученика под руки;
38) громко разговаривать;
39) выражать радость;
40) выражать гнев;
41) выражать удивление;
42) выражать страдание;
43) выражать отвращение;
44) выражать восхищение;
45) выражать презрение;
46) выражать страх;
47) выражать любовь;
48) поворачиваться спиной к классу при передвижении от последнего ряда к переднему;
49) стоять, расставив ноги на ширине плеч;
50) постоянно говорить с улыбкой на лице.
3. Деловая игра «Ораторы и эксперты»
Примерные темы выступлений:
А. Диеты для похудения: вред или польза и есть ли альтернатива?
Б. Ранний брак: преимущества и недостатки.
В. Что нужно знать о наших правах потребителя?
Г. Компьютерные игры: полезные, самые полезные и бесполезные для развития мышления.
Д. Кто становится долгожителем или рецепт вечной молодости.
Примечание: желательно подбирать такие темы, которые можно использовать в педагогической деятельности учителя при работе с детьми, например, при проведении классного часа. Не исключено, что сами ученики, готовящиеся к выступлению, затем смогут его использовать в своих педагогических пробах.