Задания на развитие нарративных умений и овладение техниками невербального общения




Введение в педагогическую профессию 11 класс

Модуль 1. Я В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Занятие 8 - 9. Коммуникативные способности (3 ч)

Практические задания

Задания на развитие умений речевого взаимодействия

1. Дидактическая игра «Хороший рассказчик и активный слушатель»

1. Учащимся дается установка: «Сейчас вы будете по очереди общаться с каждым учеником вашего класса и пересказывать ему интересный случай из своей жизни, а потом выслушивать его историю. Ваша задача как рассказчика: максимально заинтересовать собеседника. Ваша задача как слушателя: расположить к себе рассказчика, проявлять знаки большой заинтересованности в его речи, проявлять обратную связь, разделять его чувства и эмоции, но делать это искренно.

В конце игры каждый ученик назовет троих лучших, по его мнению, рассказчиков и троих самых внимательных и благодарных слушателей, которым ему было приятно повествовать свою историю (включать себя в тройку лучших запрещается).»

2. Напоминание ученикам приемов, которыми может пользоваться хороший рассказчик и активный слушатель.

Хорошему рассказчику необходимо:

- учитывать характер и интересы собеседника (одну и ту же историю можно рассказывать разным собеседникам в разной манере, акцентируя новые детали);

- использовать яркие образы, сравнения;

- рассказывать так, чтобы история звучала как интрига, и слушатель не мог догадаться, что будет дальше.

Активному слушателю необходимо:

- стимулировать говорящего своим вниманием и выражением интереса путем вставок типа «да-да», «м-да, это интересно», «представляю себе…», «о да, я бы на твоем месте…» и т. п.

- задавать рассказчику вопросы, позволяющие ему еще больше раскрыть сюжет «а разве нельзя было вместо этого…», «и как отреагировал на это…», «а почему он (она) вдруг стал делать то-то…» и др.;

- резюмировать мысли рассказчика «одним словом», «короче говоря», «после того, что произошло…» или перефразировать рассказчика в подтверждение своего понимания.

2. Тренинг речевого обращения к детям разного возраста (домашнее задание)

Представьте, что вам предстоит рассказать о вреде курения детям разного возраста. Вначале адресовать свой рассказ ребенку детского сада. Потом составить рассказ на эту же тему (но отличающийся по содержанию) для учащихся младших классов (детей 9 лет), и, наконец, такой же рассказ для подростков 14-15 лет.

Составьте три разных вариантов рассказа на одну и ту же тему о вреде курения для разных возрастных групп, но так, чтобы рассказ произвел сильное впечатление на слушателя.

Примечание: Тема рассказа может быть произвольной, главное, чтобы она была одинаковой для всех возрастных групп.

 

Задания на развитие нарративных умений и овладение техниками невербального общения

2. Групповая дискуссия «Что можно делать учителю»

Список характеристик невербального общения. В этом списке вы должны выбрать все способы невербального общения, которыми может пользоваться педагог во время контакта с учениками, не переходя границ дистанции общения.

Список характеристик невербального общения:


1) брать за руки ученика;

2) обнимать;

3) целовать;

4) класть руки на плечи, шею ученика;

5) слегка прикасаться кончиками пальцев к плечу, кисти руки ученика;

6) смотреть в глаза;

7) смотреть в лицо;

8) смотреть на тело ученика;

9) смотреть пристально;

10) отводить глаза в сторону при встрече с глазами ученика;

11) плакать;

12) скользить взглядом по ученику;

13) сидеть скрестив руки на груди, забросив одну ногу на другую;

14) сидеть слегка наклонившись вперед;

15) сидеть откинувшись на спинку стула;

16) сидеть прямо, положив руки на колени, ноги вместе;

17) сидеть положив руки перед собой;

18) сидеть в напряженной позе;

19) сидеть в расслабленной позе;

20) наклонять голову в сторону;

21) приподнимать голову вверх;

22) опускать голову вниз;

23) втягивать голову в плечи;

24) смеяться;

25) сжимать руки перед собой;

26) сжимать руки позади себя;

27) держать руки в карманах;

28) прикрывать рот рукой;

29) прикасаться к различным частям лица;

30) потирать различные части лица, туловища;

31) перекрещивать руки на груди;

32) интенсивно жестикулировать;

33) использовать жесты для того, чтобы подчеркнуть, усилить сказанное;

34) использовать жесты для описания предметов;

35) использовать жесты для выражения отношения к другому;

36) держать руки на бедрах;

37) брать ученика под руки;

38) громко разговаривать;

39) выражать радость;

40) выражать гнев;

41) выражать удивление;

42) выражать страдание;

43) выражать отвращение;

44) выражать восхищение;

45) выражать презрение;

46) выражать страх;

47) выражать любовь;

48) поворачиваться спиной к классу при передвижении от последнего ряда к переднему;

49) стоять, расставив ноги на ширине плеч;

50) постоянно говорить с улыбкой на лице.


 

3. Деловая игра «Ораторы и эксперты»

Примерные темы выступлений:

А. Диеты для похудения: вред или польза и есть ли альтернатива?

Б. Ранний брак: преимущества и недостатки.

В. Что нужно знать о наших правах потребителя?

Г. Компьютерные игры: полезные, самые полезные и бесполезные для развития мышления.

Д. Кто становится долгожителем или рецепт вечной молодости.

Примечание: желательно подбирать такие темы, которые можно использовать в педагогической деятельности учителя при работе с детьми, например, при проведении классного часа. Не исключено, что сами ученики, готовящиеся к выступлению, затем смогут его использовать в своих педагогических пробах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: