1. Как форма научной работы, доклад может быть:
- информационным (например, сообщается о новых публикациях по какой-либо теме или проблеме в интересующей докладчика области деятельности);
- аналитическим (дается системно – структурный анализ какой-либо научной проблемы или области практической деятельности);
- постановочным (заявляется какая-либо новая тема или проблема, раскрываются её суть и содержание, рекомендуются возможные направления углубленных исследований);
- отчетным (подводятся итоги проведенного исследования фронтального или локального характера);
- проблемным (выдвигается и характеризуется какая-либо злободневная тема или проблема, требующая безотлагательного решения)
2. Требования к научному докладу:
- доклад может быть устным (выступление докладчика перед аудиторией), письменным (текст передается для печати или ознакомления в письменном виде) или стендовым (представляется в виде материалов, экспонируемых на приуроченной к конференции выставке);
- объем содержащейся в докладе информации определяется его местом в программе конференции (доклад на пленарном заседании или в рамках одной из секций конференции);
- формат времени (определяется регламентом конференции; к примеру, для «пленарных» докладов отводится 20-25 минут, в то время как в формате отдельной секции отведенное для доклада время не превышает, как правило, 10 минут);
3. Рекомендуемая структура доклада:
- вступительная часть: обращение к аудитории, подтверждение или корректировка темы выступления, общая характеристика предлагаемого доклада (постановка проблемы, подведение итогов исследования, часть более крупной темы, апробация полученных результатов эмпирического исследования, теоретического анализа и т.д.);
- организационный раздел: (актуальность темы, цели и задачи, объект и предмет исследования, источники информации, методы исследования, география исследования, инструментарий – все это только на уровне констатации, без подробной характеристики);
- основная часть: (излагается содержание проделанной работы; к примеру: изучена литература по теме исследования, проанализированы материалы прессы на данную тему, проведены беседы, письменный опрос. организованы интервью, получены оценки экспертов, осуществлено наблюдение и т.п.);
- полученные результаты: (подводятся итоги проведенной работы, раскрываются обнаруженные закономерности и противоречия, характеризуются (позитивно или негативно) те или иные явления теории и практики, формулируются выводы по изученной теме или исследуемой проблеме);
- научные рекомендации: (кому могут быть полезными полученные выводы, что из обнаруженного может быть применено на практике, над чем надо бы еще поработать, в каком направлении хорошо бы продолжить изучение и исследование).
- заключительная часть: (ответы на поступившие вопросы, благодарность научному руководителю и аудитории за проявленное внимание к докладу).
4. Дополнительные требования и рекомендации:
1. Текст доклада, в его завершенном виде, необходимо заблаговременно распечатать в 2-х экземплярах, один из которых представляется в оргкомитет конференции в день выступления с докладом, другой остается у докладчика и используется во время выступления, а затем - по его усмотрению, например, для портфолио.
2. Одновременно в оргкомитет представляется электронная версия текста, выполненная с соблюдением общепринятых правил:
- текст набирается в формате Word, шрифтом кегль14;
-междустрочный интервал – полуторный;
- объем текста – не более 3 стр.
-поля по 2,5 см. со всех сторон;
- обязательны ссылки на литературу и источники (если таковые использовались) по форме: [ 25, с. 144].
-список цитируемой литературы, сделанный по правилам библиографии,
например: 1. Котлер Ф. Основы маркетинга.- М.: Прогресс,1992.
2. Харрисон Ш. Связи с общественностью.- СПб.: Нева,2003.
и т.д.
3. Во время устного выступления рекомендуется использование наглядных
средств: плакатов, крупноформатных фотоснимков, слайдов,
материальных предметов и т.д.
4. В случае обращения докладчика к электронной презентации, ему необходимо сообщить об этом в оргкомитет конференции заблаговременно.
5. Рекомендуется придерживаться общепринятой в научной среде формы
употребления местоимений, например: «нами осуществлено …», «мы провели...» «на наш взгляд,..», «по нашему мнению,..», «мы пришли к выводу…» и т.п. Множественное число при этом означает совместную работу над докладом студента и преподавателя – научного руководителя.
6. Допускаются «бинарные» доклады, если над ним работали два исследователя; в этом случае время, отводимое для устного выступления, может быть увеличено. В других случаях выступающие
сами решают, кто из них будет непосредственно представлять доклад
аудитории.
7.В процессе подготовки к устному докладу рекомендуется заранее прохронометрировать время выступления с тем, чтобы избежать нежелательных ограничений непосредственно в ходе конференции.
За более подробными разъяснениями обращаться: vnovatorov@mail.ru
Подготовил: проф. Новаторов В.Е.
9 апреля 2013 г. г. Санкт -Петербург