Практическая работа № 30.
Тема: Проведение инвентаризации основных средств.
Цель: получить умения составлять документацию, заполняемую в ходе и результате проведения инвентаризации объектов основных средств заданной организации (ЗАО «Новая мебель».
Материальное обеспечение (оборудование, техническое оснащение):
1. Методические указания к практической работе.
2. Компьютер.
3. ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств
4. ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств",
Ход работы (методические указания)
Теоретические сведения
УКАЗАНИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ И ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМ
Инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1)
Применяется для оформления данных инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, передаточных устройств машин и оборудования, транспортных средств, инструмента, вычислительной техники, производственного и хозяйственного инвентаря и т.п.). Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту хранения ценностей и лицом, ответственным за сохранность основных средств. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй - остается у материально ответственного(ых) лица (лиц).
До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы.
Инвентаризационная опись по форме N ИНВ-1 печатается с вкладными листами по образцу 2-й страницы формы, количество которых определяет заказчик бланков.
При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма N ИНВ-1 выдается комиссии на бумажных или машинных накопителях информации с заполненными графами с 1 по 9.
В описи ответственное лицо комиссии заполняет графу 10 о фактическом наличии объектов. При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а также объектов, по которым отсутствуют данные, характеризующие их, ответственные лица комиссии должны включить в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели по этим объектам. По решению инвентаризационной комиссии эти объекты должны быть оприходованы. В этом случае их первоначальную стоимость определяют с учетом рыночных цен, а сумму износа определяют по техническому состоянию объектов с обязательным оформлением соответствующих актов.
Описи составляются отдельно по группам основных средств (производственного и непроизводственного назначения).
Графа 9 "Номер паспорта" заполняется на основные средства, содержащие драгоценные металлы и камни.
На основные средства, принятые в аренду, опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому арендодателю с указанием срока аренды. Один экземпляр инвентаризационной описи высылают в адрес арендодателя.
Сличительные ведомости (формы N N ИНВ-18, ИНВ-19)
Применяются для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно - материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета.
В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
На ценности, не принадлежащие, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении или арендованные, полученные для переработки) составляются отдельные сличительные ведомости.
Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному(ым) лицу (лицам).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
(приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49) (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"
1. До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
2. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
3. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
4. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
5. Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
6. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
7. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Порядок выполнения работы
Информация 1
26.01.201__ г. станок СДУ-11 веден в эксплуатацию в подразделении «Столярный цех». Принятие к учету оформлено актом о приемке – передаче объекта основных средств по форме ОС-1 от 26.01.201__ г..
Сведения о деревообрабатывающем станке СДУ-11 | |
Наименование объекта | Станок деревообрабатывающий СДУ-11 |
Изготовитель | Завод «Гигант» |
Номер паспорта | |
Заводской номер | |
Дата выпуска | 10.12.201__г. (предыдущий год) |
ОКОФ | Машины и оборудование, не включенные в другие группировки |
Группа учета ОС | Машины и оборудование (кроме офисного) |
Инвентарный номер | Присваивается в бухгалтерии (присвоить № 4001) |
Место эксплуатации | Столярный цех |
Ответственное лицо | Ветров Владимир Петрович |
Срок полезного использования | 144 месяца |
Метод начисления амортизации | Линейный метод |
Счет отнесения расходов по начисленной амортизации |
27.01.201___ автомобиль «Газель» введен в эксплуатацию (для упрощения в учебном примере опущена процедур» постановки транспортного средства в органах ГИБДД). Ввод в эксплуатацию оформлен актом о приемке-передаче объекта основных средств по форме № ОС-2 от 27.01.201___.
Сведения об автомобиле «Газель» | |
Наименование объекта: | Автомобиль «Газель» |
Изготовитель | Автозавод «ГАЗ» |
Номер паспорта | |
Заводской номер | |
Дата выпуска | 15.12.201___ (2 года назад) |
ОКОФ | Транспортные средства |
Группа учета ОС | Транспортные средства |
Инвентарный номер | присваивается в бухгалтерии (присвоить № 4002) |
Место эксплуатации | Столярный цех |
Ответственное лицо | Водитель-экспедитор Крохин Д.Ю. |
Срок полезного использования для целей бухгалтерского учета | 80 месяцев |
Способ начисления амортизации (бухгалтерский учет) | Линейный метод |
Счет отнесения расходов по начисленной амортизации (бухгалтерский учет) | 25 «Общепроизводственные расходы» |
Амортизационная группа | Четвертая |
Срок полезного использования для целей налогового учета | 80 месяцев |
Способ начисления амортизации (налоговый учет) | Линейный метод |
Счет отнесения расходов по начисленной амортизации (налоговый учет) | 25.01 «Прямые общепроизводственные расходы» |
30.01.201___ станок СДС-1 по акту № 3 по форме ОС-1 передан в эксплуатацию в столярный цех.
Сведения о сверлильном станке СДС - 1 | |
Наименование объекта: | Станок сверлильный СДС-1 |
Изготовитель | завод «Фрезер» |
Заводской номер | |
Дата выпуска | 15.12.201__ (предыдущий год) |
ОКОФ | Машины и оборудование не вошедшие в другие группировки |
Группа учета ОС | Машины и оборудование |
Инвентарный номер | присваивается в бухгалтерии (присвоить № 4003) |
Место эксплуатации | Столярный цех |
Ответственное лицо | Ветров В.П. |
Срок полезного использования для целей бухгалтерского учета | 60 месяцев |
Способ начисления амортизации (бухгалтерский учет) | Линейный метод |
Счет отнесения расходов по начисленной амортизации (бухгалтерский учет) | |
Амортизационная группа | |
Срок полезного использования для целей налогового учета | 60 месяцев |
Способ начисления амортизации (налоговый учет) | Линейный метод |
Счет отнесения расходов по начисленной амортизации (налоговый учет) | 25.01 «Прямые общепроизводственные расходы» |
07.02.201___ первый станок шлифовальный БСЗВ 5-5 введен в эксплуатацию, о чем составлен акт № 4 от 07.02.201___ по форме №ОС-1.
Сведения о первом шлифовальном станке БСЗВ 5-5 | |
Наименование объекта: | Станок шлифовальный «БСЗВ 5-5» |
Изготовитель | ЗАО «Процесс» |
Номер паспорта | |
Заводской номер | |
Дата выпуска | 12.01.201__ (предыдущий год) |
ОКОФ | Машины и оборудование не вошедшие в другие группировки |
Группа учета ОС | Машины и оборудование |
Инвентарный номер | присваивается в бухгалтерии (присвоить № 4004) |
Место эксплуатации | Столярный цех |
Ответственное лицо | Ветров В.П. |
Срок полезного использования для целей бухгалтерского учета | 60 месяцев |
Способ начисления амортизации (бухгалтерский учет) | Линейный метод |
Счет отнесения расходов по начисленной амортизации (бухгалтерский учет) | 25 «Общепроизводственные расходы» |
Амортизационная группа | Третья |
Срок полезного использования для целей налогового учета | 60 месяцев |
Способ начисления амортизации (налоговый учет) | Линейный метод |
Счет отнесения расходов по начисленной амортизации (налоговый учет) | 25.01 «Прямые общепроизводственные расходы» |
10.02.201___ второй станок шлифовальный БСЗВ 5-5 введен в эксплуатацию, о чем составлен акт № 5 от 10.02.201___ по форме № ОС-1.
Сведения о втором шлифовальном станке БСЗВ 5-5 | |
Наименование объекта: | Станок шлифовальный «БСЗВ 5-5» |
Изготовитель | ЗАО «Процесс» |
Номер паспорта | |
Заводской номер | |
Дата выпуска | 12.01.201__ (предыдущий год) |
ОКОФ | Машины и оборудование не вошедшие в другие группировки |
Группа учета ОС | Машины и оборудование |
Инвентарный номер | присваивается в бухгалтерии (присвоить № 4005) |
Место эксплуатации | Столярный цех |
Ответственное лицо | Ветров В.П. |
Срок полезного использования для целей бухгалтерского учета | 60 месяцев |
Способ начисления амортизации (бухгалтерский учет) | Линейный метод |
Счет отнесения расходов по начисленной амортизации (бухгалтерский учет) | 25 «Общепроизводственные расходы» |
Амортизационная группа | Третья |
Срок полезного использования для целей налогового учета | 60 месяцев |
Способ начисления амортизации (налоговый учет) | Линейный метод |
Счет отнесения расходов по начисленной амортизации (налоговый учет) | 25.01 «Прямые общепроизводственные расходы» |
13.02.201__ объект пилорама «Галактика-3» введен в эксплуатацию, о чем составлен акт № 6 от 13.02.201__ по форме № ОС-1.
Сведения об объекте пилорама «Галактика 3» | |
Наименование объекта: | Пилорама «Галактика-3» |
Изготовитель | ЗАО «Процесс» |
Номер паспорта | |
Заводской номер | |
Дата выпуска | 15.01.201__ (отчетный год) |
ОКОФ | Машины и оборудование не вошедшие в другие группировки |
Группа учета ОС | Машины и оборудование |
Инвентарный номер | присваивается в бухгалтерии (присвоить № 4006) |
Место эксплуатации | Столярный цех |
Ответственное лицо | Ветров В.П. |
Срок полезного использования для целей бухгалтерского учета | 144 месяца |
Способ начисления амортизации (бухгалтерский учет) | Линейный метод |
Счет отнесения расходов по начисленной амортизации (бухгалтерский учет) | 25 «Общепроизводственные расходы» |
Амортизационная группа | Шестая |
Срок полезного использования для целей налогового учета | 144 месяца |
Способ начисления амортизации (налоговый учет) | Линейный метод |
Счет отнесения расходов по начисленной амортизации (налоговый учет) | 25.01 «Прямые общепроизводственные расходы» |
Информация 2
На объекты основных средств в организации начислялась амортизация.
Информация 3
На момент проведения проверки в столярном цехе фактически отсутствовал второй станок шлифовальный БСЗВ 5-5. Все остальные объекты имелись в наличии.
Информация 4
Руководитель ЗАО «Новая мебель» принял решение о продаже одного станка шлифовального «БСЗВ 5-5» (дата его принятия к учету 07 февраля 201___ года).
30 марта 201___ года между ЗАО «Новая мебель» (Продавец) и ООО «Деревообработчик» (Покупатель) заключен договор купли – продажи станка. По условиям договор станок нужно отгрузить 31 марта 201___ года, а оплата должна поступить 1 апреля 201___ года (форма оплаты – платежным поручением). Реквизиты ООО «Деревообработчик»: ИНН 2361528942 КПП 236101001, адрес: г. Ейск, ул. Рабочая 2а, расчетный счет 40702810500000000699 в АКБ "КРАСНОДАРБАНК" г. Краснодар, корсчет 30101810400000000784, БИК 040349784, директор ООО «Деревообработчик» Кочерещенко К.Ю., бухгалтер Романенко А.А..
Продажная стоимость станка 16520 рублей, в том числе НДС 2520 рублей.
31.03.201___ станок передан ООО «Деревообработчик». станок принял экспедитор Михайлюк И.Л. по доверенности № 152 от 31 марта 201___ года.