Цель: формирование системной компетенции – проведение системного анализа и оценки эффективности уроков студента-практиканта, инструментальной компетенции – подготовленности к педагогической деятельности начинающего учителя (студента-практиканта).
Таблица 3.1
Темы уроков
№ урока | Дата | Класс | Ф.И.О. учителя | Тема урока | Цель, задачи урока |
2.04.08 | 6 класс | Зиганшина И. С. | Баскетбол | 1.Закрепить технику ведения мяча в движении. 2. совершенствовать технику броска с двух шагов. 3. Учебная игра | |
3.04.08 | 8 класс | Зиганшина И. С. | Баскетбол | 6) Закрепить технику передачи мяча в тройках в движении (восьмерка). 7) Совершенствовать технику броска мяча в движении. 8) Учебная игра | |
4.04.08 | 6класс | Зиганшина И. С. | Баскетбол | 1.Закрепить технику ведения мяча в движении. 2. совершенствовать технику броска с двух шагов. 3. Учебная игра |
Таблица 3.2
Таблица результатов
Критерии оценки:
3 балла – всегда;
2 балла – часто;
1 балл – редко;
0 баллов – никогда.
Содержание подготовки | Показатели оценки подготовленности учителя | Самооценка (0- 3 балла) | Экспертная оценка (0- 3 балла) | Общий итог (0- 3 балла) | |||||||||
1 урок | 2 урок | 3 урок | итог | 1 урок | 2 урок | 3 урок | итог | 1 урок | 2 урок | 3 урок | итог | ||
Научно-теоретическая подготовка I. Знание теоретических основ науки преподаваемого предмета. | 1. Ориентация в целях и задачах науки. 2. Владение основными закономерностями науки. 3. Оперирование научной терминологией. 4. Ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий. 5. Понимание логики науки. | ||||||||||||
II. Знание методов науки преподаваемого предмета. | 1. Ориентация в многообразии методов научного познания. 2. Понимание сущности методов, используемых в науке. 3. Представление о возможности использования методов науки в процессе преподавания предмета. | ||||||||||||
III. Знание истории развития науки и современных ее достижений. | 1. Ориентация в истории научных открытий. 2. Понимание необходимости ее использования в процессе преподавания предмета. 3. Владение знаниями о современных достижениях науки и практики. 4. Представление о роли и месте использования этих знаний в обучении. | ||||||||||||
Методическая подготовка I. Знание содержания образования учащихся по учебному предмету | 1. Представление о роли учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития школьников. 2. Понимание целей и задач обучения, учащихся по учебному предмету. 3. Ориентация в учебных планах и программах преподавания учебного предмета. 4. Вычисление ведущих знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе преподавания учебного предмета. | ||||||||||||
II. Знание методов и приемов обучения школьников учебному предмету. | 1. Понимание адекватности методов и приемов обучения целям и содержанию обучения по учебному предмету. 2. Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся. 3. Понимание сущности различных методов обучения школьников и специфики их использования в процессе преподавания учебному предмету. 4. Ориентация в новых методах и приемах обучения, в новых подходах к использованию традиционных методов | ||||||||||||
III. Знание форм организации обучения школьников учебному предмету. | 1. Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения учащихся учебному предмету. 2. Ориентация в разнообразии и специфики различных форм организации обучения учащихся учебному предмету. 3. Ориентация в новых формах организации обучения учащихся учебному предмету, их сущности и условиях успешного использования в преподавании. | ||||||||||||
IV. Знание средств обучения школьников учебному предмету. | 1. Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения учащихся учебному предмету. 2. Понимание роли и функций средств обучения в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их интереса к учебному предмету, в решении других педагогических задач. | ||||||||||||
Психолого-педагогическая подготовка 1.Знание психологических особенностей учащихся. | 1. Ориентация в психологических особенностях школьников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения. 2. Понимание роли психодиагностики в развитии учащихся. 3. Ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики школьников. | ||||||||||||
II. Знание психологических закономерностей обучения, воспитания и развития. | 1. Понимание закономерностей познания. 2. Ориентация в компонентах учения, их сущности и логической взаимосвязи. 3. Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности школьников различных возрастов. | ||||||||||||
III. Знание теоретических основ педагогики | 1. Понимание целей и задач педагогических взаимодействий со школьниками в процессе их обучения, воспитания и развития. 2. Ориентация в методах педагогической диагностики уровня обученности и воспитанности учащихся. 3. Представление о психологии уроков и характеристика уроков разного типа. 4. Ориентация в классификации методов обучения и характеристика каждого из них. | ||||||||||||
IV. Знание педагогических технологий. | 1. Понимание необходимости управления учебно-познавательной деятельности учащихся и места учителя в этом процессе. 2. Владение приемами планирования и организация личного труда и труда школьников. 3. Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности учителя в процессе обучения учащихся. 4. Владение приемами педагогической техники. | ||||||||||||
Итог | Количество баллов |
|
|
|
Выводы:
После обработки результатов общая профессиональная подготовка находится на оптимальном уровне, т.е. 0,8 баллов (0,66). |
Сформировали системную концепцию - провели системный анализ и оценку эффективности студента-практиканта, инструментальной |
концепции – подготовленности к педагогической деятельности начинающего учителя. |
Задание 4