Анализ ситуации.
В современном мире люди стали забывать о календарных русских народных праздниках. В стародавние времена русский народ веселился на таких праздниках как Масленица, Иван Купала, Троица, Рождественские Колядки, знал их историю, традиции.
Шестакова Светлана Николаевна на уроках ИЗО, провела опрос о знании истории традиционных праздников Рождество, Масленица, Пасха. Дети ничего не смогли рассказать, о корнях зарождения этих праздников, хотя все знают, что на Рождество люди колядуют, на Масленицу едят блины, а на Пасху красят яйца!
И поэтому мы, актив школьного музея решили познакомить учащихся с русским народным праздником «Масленица», сохраняя традиции и обряды: с катанием на санках, с горячими блинами, с народными играми.
Проблема: Дети 21 века не знают традиций русского праздника, Масленица.
Целевая группа: обучающие школы № 2, 5 – 7 классы.
Цель: знакомство с историей и культурой русского народа, с народными обрядами и обычаями на примере праздника «Масленица».
Задачи:
ü Познакомить с историей и традициями праздника «Масленица»;
ü Провести ряд мероприятий посвящённых «Масленице»;
ü Привить интерес к русским народным праздникам.
Ожидаемый результат: активное участие учащихся, выставка творчества учащихся (куклы - масленицы, блины), выпуск школьного ТВ, повышение уровня знаний о русских традициях.
Ход реализации:
№ | Мероприятие | Сроки (дата) | Ответственные |
Разработка программы проведения масленичной недели | До 23.01.15. | Дуркина Виктория; Ялинша Анастасия; Масленников Тимофей. | |
Подбор игр | До 30.01.15. | Ялинша Анастасия; | |
Поиск волонтёров из учащихся 7 - 8 классов. | До 06.02.15. | Масленников Тимофей. | |
Реклама масленичной недели | 06.02.15. | Масленников Тимофей. | |
Проведение масленичной недели 1. Знакомство с традициями праздника на уроке ИЗО (изготовление газет) 2. Мастер-класс «Кукла – масленица» от МАУК ЧР ЦРК 3. «Лакомка» - конкурс блинов 4. «Конкурс кукол - маслениц» 5. «Игры на перемене» 6. «Разгуляй» | 16.02.15. 17.02.15. 18.02.15. 19.02.15. 20.02.15. 21.02.15. | Масленников Тимофей Шестакова С.Н. Дуркина Виктория; Ялинша Анастасия; Масленников Тимофей. | |
Подведение итогов: – награждение самых активных классов; - выпуск школьного ТВ. | 21.02.15. 25.02.15. | Дуркина Виктория; Ялинша Анастасия. Масленников Тимофей. |
Бюджет:
№ п/п | Наименование расхода | Цена | Кол-во | Сумма (руб.) | Запрашиваемые средства (руб.) |
Тарелки (одноразовые) | Имеется в наличие | ||||
Нож | Имеется в наличие | ||||
Рупор | Имеется в наличие | ||||
Стол | Имеется в наличие | ||||
Принтер | Имеется в наличие | ||||
Бумага | Имеется в наличие | ||||
Игровой инвентарь | Имеется в наличие | ||||
Конфеты | 3 кг |
Полученный результат: из беседы с учащимися выяснилось, что ребятам интересно было принимать участие в различных конкурсах, они много узнали нового о Масленице, понравились игры на свежем воздухе («Разгуляй») и конкурс блинов («Лакомка»). Поставленная цель и задачи проекта были полностью реализованы.
Приложение № 1
ПРОГРАММА
проведения праздника «Масленичная неделя»
День – «Встреча»
- встреча учащихся 5 – 7 классов на крыльце школы частушками;
- в фойе школы звучит музыка;
- конкурс газет, посвященных «Масленице» (выполненных на уроках ИЗО).
День – «Заигрыш»
Мастер-класс «Кукла – масленица» от МАУК «Чайковский районный центр развития культуры» для учащихся 5 классов.
День – «Лакомка»
- конкурс блинов.
День – «Разгуляй»
- конкурс кукол – маслениц.
День – «Тёщины вечерки»
- русские народные игры на перемене
день – «Золовкины посиделки»
- веселые игры и состязания на улице;
- подведение итогов «Масленичной недели»;
- награждение победителей;
- сжигание куклы – масленицы.
После каждого дня конкурсов подводятся итоги, как в личном, так и командном первенстве, заполняется сводная таблица участия каждого класса во всех конкурсах.
Приложение № 2
Акулина:
Добрый день, народ честной!
Алина:
С праздником вас – с Широкой Государыней Масленицей!
Акулина:
Подходи, честной народ!
Всех веселый праздник ждет!
Алина:
На площадь собирайтесь,
Да шире улыбаетесь!
Акулина:
Внимание, внимание!
Народное гуляние!
Алина:
Торопись честной народ-
Масленица всех зовет.
Участницы школьного вокального ансамбля:
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Мы с подружкою гуляли,
Сыром гору налепляли,
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Как на масленой недели
Со стола блины летели,
И сыр, и творог-
Все летели под порог!
Масленица – белоножка,
Задержись у нас немножко,
На недельку, на денёчек,
На единственный часочек!
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
Для любимой за платок
Парень лезет на шесток.
А шесток облит водой,
Оттого и ледяной.
В испытаньях хлопцы стойки,
А в стряпне девчонки бойки –
Сладки блинчики пекут,
Угощенья подают.
Всем спасибо за внимание,
За задор, веселье, смех.
За огонь соревнованья,
Созидающий успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Приложение № 3
Русские народные игры
«Яша и Маша»
Все становятся в круг. "Яше" завязывают глаза и раскручивают посреди круга. Задача "Маши" уворачиваться от "Яши", как в жмурках, но периодически подавать голос. Если "Яша" ее поймает, он с завязанными глазами должен определить, кто перед ним. Определит - целует. Не определит - "Маша" возвращается в круг, и "Яша" так и не узнает, кто с ним играл.
Круг, двигаясь в хороводе:
Яша, Яша,
Где ты, где ты?
Маша, Маша...
(останавливается)
"Маша" (тонким голосочком):
Тута... тута...
«Уточка и селезень»
Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Подпесню "утица" (девушка) убегает от "селезня" (парня). Бегают за кругом и внутри круга. Стоящие в кругу "открывают ворота" утице (поднимают руки вверх) и "закрывают" их перед селезнем, не пуская в круг или из круга. Задача селезня - поймать утицу и поцеловать ее. Затем в игру вступает новая пара. И т.д. Можно сделать, чтобы предыдущая "утица" выбирала на новый кон игры из круга нового "селезня", а тот уже искал себе партнершу - "утку".
Селезень за уткой гоняет,
Молодой за серой гоняет
Поди, утица, домой, поди, серая, домой!
В тебе семеро детей, восьмой - селезень
Девятая - утка, десятая - гуска,
Дома не бывала, детей растеряла!
«Челнок»
Участники выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, крепко сцепившись локтями на расстоянии друг от друга не менее 10-12 шагов. Одновременно начинают сходиться и расходиться (четыре шага вперед - первая строчка песни, четыре шага назад - вторая строчка песни):
Челнок бежит, земля дрожит
Шьет - пошивает, дали посылает
Важно сохранять ровные шеренги. В момент, когда шеренги расходятся, между ними пробегают "челноки". Или по одному, по очереди, или по парам, или группами. Нужно соблюдать осторожность, чтобы челноки не сталкивались.
Постепенно скорость схождения-расхождения шеренг увеличивается, поют все быстрее, и, наконец, кого-то из "челноков" ловят. Он занимает место в шеренге. Песня затевается снова...
«Утица»
Два человека становятся лицом друг к другу, берутся за руки (обе руки). Руки поднимаются, чтобы под ними смогли пройти остальные участники игры. Остальные участники вереницей, держась за руки, проходят по очереди под двойными "воротцами" и поют песню:
Шла утица по бережку, шла серая по крутому
Вела детей за собою, и малого, и большого
Середнего и меньшого
Вы, уты, уты, уты, уты, уты!
Да вы куда, уты, ушли, ушли, ушли?
Да кабы лес перелесился, да кабы свет пересветился!
На словах "кабы свет пересветился" воротца опускаются и ловят того, кто оказывается внутри сцепленных рук. Пойманный присоединяется к ловильщикам, становится третьим в круг и тоже поднимает "воротца".
С каждым коном количество ловильщиков растет, круг увеличивается и ловят, соответственно, большее количество людей из вереницы. Ведущему вереницы - "утке" важно не пробежать под воротцами и провести за собой как можно быстрее всех остальных, но, наоборот, запутать своих "утят", войти в одни воротца, выйти из других и тут же войти в следующие.
Играют до тех пор, пока большинство участников не будет поймано и не перейдет в "ловцы".
Приложение № 4
Ведомость участия в
Конкурсе блинов
№ п/п | Фамилия, имя | Класс | Количество жетонов |
1. | Нестеренко Эвелина | 6 а | |
2. | Кайгородцева Элина | 6 в | |
3. | Лушникова Александра | 6 а | |
4. | Нуреева Луиза | 6 б | |
5. | Дульцева Елизавета | 6 б | |
6. | Ибадова Сусана | 6 в | |
7. | Мясникова Лиана | 6 в | |
8. | Киршина Светлана | 6 в | |
9. | Нестеренко Артем | 6 в | |
10. | Русанова Евгения | 6 а | |
11. | Клячин Дмитрий | 6 в | |
12. | Белоногова Валерия | 6 в | |
13. | Дубровник Данил | 6 в | |
14. | Черепович Милена | 6 а | |
15. | Еловикова Дарья | 6 а | |
16. | Якупова Альбина | 6 а | |
17. | Русских Анна | 6 в | |
18. | Соловьева Марина | 6 а | |
19. | Снегирева Анастасия | 6 в | |
20. | Абидуллина Камила | 6 а | |
21. | Панькова Виктория | 6 а | |
22. | Рогалев Валерий | 6 а | |
23. | Сахарова Екатерина | 7 б | |
24. | Бородина Мария | 7 а | |
25. | Масленников Тимофей | 7 б | |
26. | Санникова Евгения | 7 а | |
27. | Кирьянова Мария | 7 а | |
28. | Касимова Полина | 7 а | |
29. | Дубовцев Александр | 7 б | |
30. | Морозова Наталья | 7 а | |
31. | Каблуков Данил | 7 а | |
32. | Леухина Ульяна | 6 а | |
33. | Абидуллин Нурислам | 7 б | |
34. | Полубояринов Сергей | 5 а |
Приложение № 5
Ведомость