Цель: формирование системной компетенции – проведение системного самоанализа и самооценки эффективности уроков студента-практиканта.
Таблица 4.1
Темы уроков
№ урока | Дата | Класс | Ф.И.О. учителя | Тема урока | Цель, задачи урока |
2.04.08 | 6 класс | Зиганшина И. С. | Баскетбол | 1.Закрепить технику ведения мяча в движении. 2. совершенствовать технику броска с двух шагов. 3. Учебная игра | |
3.04.08 | 8 класс | Зиганшина И. С. | Баскетбол | 9) Закрепить технику передачи мяча в тройках в движении (восьмерка). 10) Совершенствовать технику броска мяча в движении. 11) Учебная игра | |
4.04.08 | 6класс | Зиганшина И. С. | Баскетбол | 1.Закрепить технику ведения мяча в движении. 2. совершенствовать технику броска с двух шагов. 3. Учебная игра |
Таблица 4.2
Таблица результатов системного анализа уроков учителя
№ п/п | Что оценивается | Дата проведения анализа и оценки эффективности урока | |||||||
Урок 1 | Урок 2 | Урок 3 | Результат по всем урокам | ||||||
а | б | а | а | б | а | б | |||
Оценка основных личностных качеств преподавателя: 1.1 Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом. | |||||||||
1.2 Уровень педагогического и методического мастерства. | |||||||||
1.3 Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность. | |||||||||
1.4 Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися. | |||||||||
1.5 Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения. | |||||||||
Оценка основных характеристик учащихся на уроке: 2.1 Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности. | |||||||||
2.2 Уровень общеучебных и специальных умений и навыков. | |||||||||
2.3 Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы. | |||||||||
2.4 Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности. | |||||||||
Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся: 3.1 Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков. | |||||||||
3.2 Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой). | |||||||||
3.3 Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации). | |||||||||
3.4 Оптимальность объема предложенного для усвоения материала. | |||||||||
Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе урока: 4.1 Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, а также чередование и смены видов деятельности. | |||||||||
4.2 Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке. | |||||||||
4.3 Степень рациональности и эффективности использованных на уроке методов и организационных форм работы. | |||||||||
4.4 Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока. | |||||||||
4.5 Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков. | |||||||||
4.6 Степень эстетического воздействия урока на учащихся. | |||||||||
4.7 Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися на уроке. | |||||||||
Оценка главной дидактической цели в соотношении с результатом (анализируется и оценивается со следующих позиций): 5.1 Степень четкости, лаконичности и конкретность формулировки цели учебных занятий. | |||||||||
5.2 Реальность, целесообразность, сложность и достижимость дидактической цели в одно и то же время. | |||||||||
5.3Степень обучающего воздействия занятий на учащихся (чему и в какой степени научились). | |||||||||
5.4.Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятий). | |||||||||
5.5.Степень воздействия проведенных занятий на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию). | |||||||||
Эффективность урока |
Выводы:
|
|
Сформировали системную концепцию – проведен системный самоанализ и самооценка эффективности уроков студента-практиканта. |
В ходе экспериментальной работы мною были выявлены следующие результаты: проведение занятия оценивается на отлично. |
ЗАДАНИЕ 5
|
Оценка (самооценка) способности к организации рефлексивных процессов со школьниками
Цель: изучение и формирование способности к организации рефлексивных процессов студентом-практикантом.
Таблица 5.1
Темы уроков
№ урока | Дата | Класс | Ф.И.О. учителя | Тема урока | Цель, задачи урока |
2.04.08 | 6 класс | Зиганшина И. С. | Баскетбол | 1.Закрепить технику ведения мяча в движении. 2. совершенствовать технику броска с двух шагов. 3. Учебная игра | |
3.04.08 | 8 класс | Зиганшина И. С. | Баскетбол | 12) Закрепить технику передачи мяча в тройках в движении (восьмерка). 13) Совершенствовать технику броска мяча в движении. 14) Учебная игра | |
4.04.08 | 6класс | Зиганшина И. С. | Баскетбол | 1.Закрепить технику ведения мяча в движении. 2. совершенствовать технику броска с двух шагов. 3. Учебная игра |
Таблица 5.2
Таблица результатов самооценки и экспертной оценки способности студента к организации рефлексивных процессов
Работая с утверждениями данного теста, оцените каждый из них одним из предлагаемых вариантов ответов. 5 баллов, если отвечаете «да» или «часто». 3 балла, если отвечаете «не знаю», «затрудняюсь в ответе» или «иногда случается». 1 балл, если отвечаете решительным «нет».
№ п/п | Утверждения | Самооценка (1-5 балла) | Экспертная оценка (1-5 балла) | Общий итог (1-5 балла) | |||||||||
1 урок | 2 урок | 3 урок | ИТОГ | 1 урок | 2 урок | 3 урок | ИТОГ | 1 урок | 2 урок | 3 урок | ИТОГ | ||
На протяжении всего занятия учитель организует рефлексивные процессы с учащимися | |||||||||||||
Учитель применяет разнообразные методы и приёмы организации рефлексии с учащимися | |||||||||||||
Учитель понимает и учитывает настроение детей в процессе взаимодействия | |||||||||||||
Учитель адекватно оценивает деятельность учащихся и дальнейшее взаимодействие строит в зависимости от результатов познавательной деятельности. | |||||||||||||
Учитель адекватно оценивает свою деятельность и конструктивно корректирует свои действия | |||||||||||||
Учитель обращается к детям с просьбой оценить, что они знают и что еще не знают по определённой теме («знаю что») | |||||||||||||
Учитель обращается к детям с просьбой оценить достигнутые результаты, изменения | |||||||||||||
Учитель обращается к детям с просьбой осознать и оценить усвоенные и применяемые ими способы и действия приобретения знаний («знаю как») | |||||||||||||
Учитель выявляет понимание учащимися личностного смысла информации и деятельности по её получению («знаю зачем»): ценностное отношение к информации и способам деятельности | |||||||||||||
Учитель просит учащихся определить, какие эмоции (положительные или отрицательные) они испытывают, что является причиной. | |||||||||||||
Учитель просит определить возникшие в процессе деятельности трудности | |||||||||||||
Учитель просит определить причины возникших в собственной деятельности и во взаимодействии трудностей | |||||||||||||
Учитель просит определить задачи и способы коррекции дальнейшей деятельности, пути предотвращения трудностей | |||||||||||||
Учитель просит учеников определить учеников свою активность, самостоятельность, дальнейшее желание, стремление к деятельности | |||||||||||||
Учитель знает, учитывает уровень развития интереса детей | |||||||||||||
Учитель просит учащихся определить, какие интересы появились и на что они направлены | |||||||||||||
Учитель просит определить, какие переживания возникли в ходе изучения темы и совместной деятельности | |||||||||||||
Учитель просит определить, что явилось личностной ценностью и как она проявилась | |||||||||||||
Учитель просит дать общую оценку методам и приёмам деятельности, взаимодействия | |||||||||||||
Учитель просит дать общую оценку собственной деятельности и деятельности всего класса | |||||||||||||
Количество баллов |
Выводы:
Изучили и формировали способности к организации рефлексивных процессов студента-практиканта. После подсчета баллов (82) можно |
утверждать что я обладаю рефлексивными способностями. |
ЗАДАНИЕ 6