В процессе обучения
Цель: формирование системной компетенции по проведению самоанализа и оценки эффективности педагогического сотрудничества в процессе обучения студентом-практикантом.
Таблица 6.1
Темы уроков
№ урока | Дата | Класс | Ф.И.О. учителя | Тема урока | Цель, задачи урока |
2.04.08 | 6 класс | Зиганшина И. С. | Баскетбол | 1.Закрепить технику ведения мяча в движении. 2. совершенствовать технику броска с двух шагов. 3. Учебная игра | |
3.04.08 | 8 класс | Зиганшина И. С. | Баскетбол | 15) Закрепить технику передачи мяча в тройках в движении (восьмерка). 16) Совершенствовать технику броска мяча в движении. 17) Учебная игра | |
4.04.08 | 6класс | Зиганшина И. С. | Баскетбол | 1.Закрепить технику ведения мяча в движении. 2. совершенствовать технику броска с двух шагов. 3. Учебная игра |
Таблица 6.2
Таблица результатов
Ответы с 1 по 8 включительно оцениваются в графе «Всегда» в 3 балла; «Часто» – 2; «Редко» – 1; «Никогда» – 0 баллов. Ответы с 9 по 12 включительно (ответы-ловушки) оцениваются в обратной последовательности: «Никогда» – 3; «Редко» – 2; «Часто» – 1; «Всегда» – 0 баллов.
№ п/п | Содержание утверждения | Самооценка | Экспертная оценка | Общий итог | |||||||||
1 урок | 2 урок | 3 урок | ИТОГ | 1 урок | 2 урок | 3 урок | ИТОГ | 1 урок | 2 урок | 3 урок | ИТОГ | ||
Учитель обсуждает с учащимися цели и задачи совместной учебной деятельности. | |||||||||||||
Советуюсь с ребятами по вопросу организационных форм проведения урока. | |||||||||||||
Старается создать на уроке доверительные межличностные отношения с учащимися. | |||||||||||||
Стремится к взаимной личной информированности с учащимися. | |||||||||||||
Использует учащихся в роли преподавателей на уроке. | |||||||||||||
Выставляет отдельным учащимся по несколько отметок за урок. | |||||||||||||
Признаёт право учащихся на ошибку. | |||||||||||||
Использует на уроке учебный взаимоконтроль учащихся. | |||||||||||||
На уроке старается ставить не завышенные оценки учащимся, а адекватные их знаниям. | |||||||||||||
Нерадивым учащимся ставит в журнал «2». | |||||||||||||
Отметки применяются в качестве основного побудительного стимула учащихся к учению. | |||||||||||||
При нарушении учащимися учебной дисциплины, в случае его неподготовленности к учебному занятию, ставит в известность администрацию школы и родителей | |||||||||||||
Сумма баллов по уроку |
Выводы:
Формировал систему концепции по проведению самоанализа и оценки эффективности педагогического сотрудничества в процессе обучения. |
После подсчетов сумма баллов составила 19. Это говорит о умеренном отношении к сотрудничеству с учащимися на уроке. |
ЗАДАНИЕ 7
Итоговый анализ сформированных компетенций в ходе проведения студентом уроков
Цель: определение уровня сформированности компетенций у студентов, результативности работы по формированию профессиональных компетенций.
Критерии оценки: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень; 0 баллов – проявления способности не сформированы.
Таблица 7
№ п/п | КОМПЕТЕНЦИИ и ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ (указываются студентом) | Самооценка (0- 3 балла) | Экспертная оценка (0- 3 балла) | Общий итог (0- 3 балла) | |||||||||
1 урок | 2 урок | 3 урок | ИТОГ | 1 урок | 2 урок | 3 урок | ИТОГ | 1 урок | 2 урок | 3 урок | ИТОГ | ||
Проведение системного самоанализа и самооценки эффективности проведенного урока | |||||||||||||
Подготовленность к педагогической деятельности начинающего учителя | |||||||||||||
Управление познавательной деятельностью. Способность поддерживать сознательную дисциплину | |||||||||||||
Способность к организации рефлексивных процессов с учащимися | |||||||||||||
Способность к толерантной коммуникации в профессиональной среде Следование нормам педагогической этики. | |||||||||||||
Способность к конструктивному разрешению педагогических конфликтов | |||||||||||||
Готовность к самообразовательной деятельности | |||||||||||||
ИТОГ |
Выводы:
Определил уровень сформированности компетенций у себя, результативность работы по формированию профессиональных коипетенций. |
ЗАДАНИЕ 8
Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности
Цель: изучение и формирование готовности студента-практиканта к самообразовательной деятельности.
Таблица 8
Таблица результатов самооценки и экспертной оценки готовности к самообразовательной деятельности
Инструкция: оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите также оценить себя коллегам по этой карте. Сравните результаты и сделайте выводы.
№ п/п | Компонент | Самооценка | Экспертная оценка | Общий итог |
Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | ||
I. Мотивационный компонент (9-81 балл) | ||||
Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности | ||||
Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии | ||||
Чувство долга и ответственности | ||||
Любознательность | ||||
Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности | ||||
Потребность в психолого-педагогическом самообразовании (ППСО) | ||||
Потребность в самопознании | ||||
Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для вас видов деятельности | ||||
Уверенность в своих силах | ||||
II. Когнитивный компонент (6 - 54 балла) | ||||
Уровень общеобразовательных знаний | ||||
Уровень общеобразовательных умений | ||||
Уровень педагогических знаний и умений | ||||
Уровень психологических знаний и умений | ||||
Уровень методических знаний и умений | ||||
Уровень специальных знаний | ||||
III. Нравственно-волевой компонент (9- 81 балл) | ||||
Положительное отношение к процессу учения | ||||
Критичность | ||||
Самостоятельность | ||||
Целеустремленность | ||||
Воля | ||||
Трудоспособность | ||||
Умение доводить начатое до конца | ||||
Смелость | ||||
Самокритичность | ||||
IV. Гностический компонент (17- 153 балла) | ||||
Умение ставить и разрешать познавательные задачи | ||||
Гибкость и оперативность мышления | ||||
Наблюдательность | ||||
Способность к анализу педагогической деятельности | ||||
Способность к синтезу и обобщению | ||||
Креативность и ее проявления в педагогической деятельности | ||||
Память и ее оперативность | ||||
Удовлетворение от познания | ||||
Умение слушать | ||||
Умение владеть разными типами чтения | ||||
Умение выделять и усваивать определенное содержание | ||||
Умение доказывать, обосновывать суждения | ||||
Умение систематизировать, классифицировать | ||||
Умение видеть противоречия и проблемы | ||||
Умение переносить знания и умения в новые ситуации | ||||
Способность отказаться от устоявшихся идей | ||||
Независимость суждений | ||||
V. Организационный компонент (7- 63 балла) | ||||
Умение планировать время | ||||
Умение планировать свою работу | ||||
Умение перестраивать систему деятельности | ||||
Умение работать в библиотеках | ||||
Умение ориентироваться в классификации источников | ||||
Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации | ||||
Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного | ||||
VI. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5 - 45 баллов) | ||||
Самооценка самостоятельности собственной деятельности | ||||
Способность к самоанализу и рефлексии | ||||
Способность к самоорганизации и мобилизации | ||||
Самоконтроль | ||||
Трудолюбие и прилежание | ||||
VII. Коммуникативные способности (5 - 45 баллов) | ||||
Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег | ||||
Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании | ||||
Способность организовать самообразовательную деятельность других (прежде всего, обучаемых) | ||||
Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий | ||||
Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности | ||||
Итог |
Выводы:
Изучали и формировали готовность к самообразовательной деятельности. Экспертная оценка и мой самоанализ оказались одинаковыми. |
ЗАДАНИЕ 9