ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В РАННЕЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

ФАКУЛЬТЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Программа профессиональной переподготовки     Квалификация «Дефектология. Профиль: олигофренопедагогика»   Учитель – дефектолог (олигофренопедагог)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В РАННЕЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Автор работы:

слушатель группы 19-Д1

Сингилевцева Елена Григорьевна

Подпись ______________

 

Руководитель работы:

Декан факультета:

кандидат псх. наук,

доцент Редя Г.П.

Подпись ______________

 

Декан факультета:

кандидат псх. наук,

доцент Редя Г.П.

Подпись _____________

 

 

Пенза, 2020

Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

Глава 1. Психолого-педагогическая диагностика как основа коррекционно-развивающей помощи на ранних этапах развития ребёнка. 5

1.1 Роль диагностики в выявлении отклонений в развитии детей раннего возраста. 5

1.2 Особенности проведения психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста. 15

Глава 2. Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком раннего возраста. 25

2.1 Комплексная психолого-педагогическая диагностика ребёнка раннего возраста. 25

2.2. Программа занятий для коррекционно-развивающего обучения ребёнка раннего возраста. 34

Заключение. 44

Литература. 46

 


 

Введение

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с различными проблемами в развитии. Наиболее распространённой патологией в детско-подростковой среде являются психические расстройства. Кроме того, отмечается рост детей с умственной отсталостью, аутизмом, а также имеющих темповые задержки развития. Пик выявляемости задержек психического развития приходится на младший школьный возраст (7–10 лет), что слишком поздно для осуществления эффективной помощи. Это свидетельствует о недостаточной диагностике задержек развития в более ранние возрастные периоды,

Проблема психолого-педагогического обследования детей с дизонтогенезом в развитии отражена в многочисленных работах А.Р. Лурия, Р.Е. Левиной, С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, Г.И. Жаренковой, А.Я. Ивановой, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и других. В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребёнка, которое непосредственно зависит от окружающих его социальных условий. Исключительно важное значение имеет раннее начало лечебных мероприятий и педагогического воздействия. В связи с этим необходим поиск новых подходов к раннему обнаружению патологии развития, а также разработка эффективных методов и приёмов для успешного обучения и воспитания.

Ранняя психолого-педагогическая диагностика занимает первостепенное положение среди прочих условий, способствующих устранению или компенсации проблем в развитии. Приоритетность указанного направления основывается на психофизиологических преимуществах данного возрастного этапа. В возрасте от одного до трех лет происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга ребёнка, что обусловливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психических функций и особенную ее чувствительность к внешнему, в том числе и к психолого-педагогическому, воздействию.

Контроль за психическим развитием ребёнка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе даёт возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии, а также поиск и разработка новых форм оказания ранней дефектологической помощи.

Цель исследования: изучение использования возможностей игровых приёмов для проведения диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста.

Объект исследования: особенности диагностики психического развития детей раннего возраста.

Предмет исследования: игровые приёмы как основа диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста.

Задачи исследования:

- проанализировать современные подходы к организации психолого-педагогической диагностики психического развития детей раннего возраста;

- рассмотреть возможности использования игровых приёмов для проведения психолого-педагогического исследования;

- описать содержание психолого-педагогической диагностики детей с отклонениями в развитии, основанной на использовании игровых приёмов;

- провести психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста в соответствии с выбранной методикой;

- разработать индивидуальную программу развивающего обучения и воспитания ребёнка с применением игровых приёмов.

Методы исследования: анализ, наблюдение, беседа, методы диагностического обследования, эксперимент.

Глава 1. Психолого-педагогическая диагностика
как основа коррекционно-развивающей помощи
на ранних этапах развития ребёнка.

1.1 Роль диагностики в выявлении отклонений в развитии детей раннего возраста.

Психическое развитие ребёнка – сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, реализующийся под воздействием ряда наследственно-биологических и социальных факторов, таких как воспитание, обучение и влияние окружающей среды. К основным психическим функциям относятся гнозис, праксис, мышление, речь, память, чтение, письмо, счёт, внимание, эмоции, воля, поведение, самооценка и т. д.

По данным Портновой А.А. [27], в России стремительно растёт число детей с патологиями психического развития. Так, в Москве с 2008 г. по 2013 г. количество детей с умственной отсталостью увеличилась на 10%, а аутизмом почти на 100%. Наиболее частыми причинами задержек в развитии являются влияние наследственного фактора, а также поражение мозга во внутриутробный период, при родах, и в раннем возрасте. Семейные случаи умственной отсталости, обусловленные социально-педагогической запущенностью, сенсорной депривацией, отмечаются у 50% от общего числа детей до трёх лет. В отдельных случаях установить этиологию задержки в развитии не представляется возможным.

Современные исследователи выделяют следующие подходы к ранней диагностике:

- клинический (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, В.А. Доскин);

- психолого-педагогический (Г.В. Пантюхина, К.Н. Печора, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева; Н.В. Серебрякова; Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова; Э.Л. Фрухт и др.).

Раннему выявлению психических нарушений способствуют прежде всего клинические осмотры детей. В настоящее время проводится обязательная диспансеризация детей с 12 месяцев в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» в соответствии со статьями 14, 54 и 97 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446) [36]. Согласно данному Приказу несовершеннолетним в соответствующие возрастные периоды должны проводиться профилактические, предварительные и периодические медицинские осмотры. К специалистам, осмотр которых обязателен в рамках указанных медицинских осмотров, отнесены врачи-психиатры для несовершеннолетних в возрасте 12 месяцев., 3, 7, 10, 14, 15, 16 и 17 лет. В этой связи разработка четко структурированных методов диагностического скрининга психопатологических состояний в детском возрасте на амбулаторном этапе и адекватных коррекционных мероприятий на всех этапах медицинской помощи, направленных на минимизацию дезадаптирующих и инвалидизирующих состояний у детей, представляется крайне актуальной задачей. Ранняя и точная диагностика и своевременно начатое медикаментозное лечение выявленных нарушений позволят значительно улучшить состояние психического здоровья детей и их качество жизни в целом.

Основными методами клинической диагностики являются общий осмотр, анализ анамнестических данных, а также ряд лабораторных обследований (электроэнцефалография, компьютерная томография, эхо-энцефалография и т. д.). Данная диагностика позволяет регистрировать и устанавливать связи между признаками нарушенного развития и повреждениями различных мозговых структур [22].

Медицинская оценка состояния ребенка в раннем возрасте имеет свои особенности. Тщательное комплексное обследование представляется более трудоемким, чем детей более старших возрастных групп, и может занять продолжительное время. На ранних этапах уже вполне возможна первичная диагностика грубых задержек развития, а также признаков расстройств аутистического спектра. Значительные трудности представляет дифференциальная диагностика у детей раннего возраста случаев умственной отсталости с педагогической запущенностью и задержками психического развития.

Лёгкие нарушения высшей нервной деятельности у детей вначале проявляются на поведенческом и лишь позднее на клиническом уровне. Это приводит к тому, что легкие мозговые дисфункции выявляются главным образом в период умственных занятий с ребенком, когда клиническая картина становится наглядной вследствие трудностей обучения и воспитания ребенка, а вместе с тем психолого-педагогические проблемы приобретают генерализованный и устойчивый характер.

Возможность точной диагностики осложняется тем фактом, что в период раннего развития дети часто характеризуется неврологической и соматической ослабленностью. По этой причине любые биологические вредные воздействия, например, детские инфекции, могут вызывать дополнительные серьёзные отклонения в общем и психическом развитии.

В большинстве случаев в раннем возрасте психиатром возможна только констатация отдельных неспецифических симптомов, без квалификации диагноза. Однако их наличие должно насторожить специалиста в отношении какой-либо психической дисфункции и он, оставив ребенка под наблюдением, направляет его на дополнительные обследования. Зачастую требуется полипрофессиональное углубленное обследование ребенка следующими специалистами: неврологом, психиатром, нейропсихологом, генетиком, аллергологом, гастроэнтерологом, дефектологом, логопедом, сурдологом. Таким образом, ранний возраст не дает возможности получить полную информацию о психическом функционировании ребенка с помощью только профилактического медицинского осмотра.

Рассмотрим особенности проблемного развития детей, нуждающихся в ранней дифференциальной диагностике.

В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще наблюдается нарушение созревания двигательных и общих психических функций. Поэтому речь идет об общей задержке психомоторного развития [23]. К парциальной форме задержки психомоторного развития относится задержка развития экспрессивной и импрессивной речиили их смешанные формы, что в раннем детском возрасте встречается особенно часто. Это связано с тем, что у детей первых лет жизни при разном времени созревания структур головного мозга, обеспечивающих сложную интегративную функцию речи, имеется основа для физиологического несоответствия между семантической, смысловой и речедвигательной функциями. Уровень речевого развития ребёнка не позволяет осуществляться функции общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется невербальными средствами общения; амимичное лицо, использование только элементарных жестов особенно отличают умственно отсталых детей от безречевых детей с другими нарушениями. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как интерес к окружающему, эмоционально-волевая сфера, в частности эмоциональное общение со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развиты органы артикуляционного аппарата.

На втором году жизни при сохраняющейся задержке статических и кинетических функций на первый план выступает недостаточность познавательной деятельности. Это проявляется в снижении ориентировочных реакций внимания и исследовательского интереса, в отсутствии подражания, вялости игровой деятельности. У многих детей наблюдается выраженная задержка формирования навыков самообслуживания, опрятности, самостоятельности.

Если задержка психомоторного развития к трём годам не регрессирует, то характерным в этот период является усугубление отставания речевых функций, недостаточность познавательной и игровой деятельности и несформированность возрастных форм поведения. Фразовая речь отсутствует или бедная с аграмматизмами и неправильным произношением. Игра остается примитивной, нет ее усложнения или оно идет замедленно. Запас возрастных сведений и умений недостаточен, наблюдаются слабость первичных обобщений, отсутствуют идентификация пола, способность выделять существенные признаки предметов, нет дифференцированного интереса к интеллектуальным формам игры. Моторные функции могут оставаться незрелыми, выражены диспраксические отклонения. Овладение ходьбой может задерживаться на длительный срок, иногда до конца раннего возраста. Кроме того, движения детей, как правило, отличаются от движений детей с нормальным развитием. Наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.

У детей предметная деятельность не формируется своевременно. Некоторые из них даже к трём годам не проявляют интерес к предметам, в том числе, к игрушкам. В одних случаях они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют ими. В других случаях появляются манипуляции предметами, иногда напоминающие их специфическое использование, но в действительности ребёнок, производит эти действия, совсем не учитывает свойства и назначение предметов. К концу раннего возраста не формируются такие виды продуктивной детской деятельности как рисование, конструирование.

Характерными чертами деятельности проблемного ребёнка являются: отсутствие целенаправленности с преобладанием неадекватных действий, равнодушие к конечному результату, наличие вербального обозначения цели при неумении её достигнуть.

Таким образом, отставание в развитии начинается у детей с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве.

В системе раннего диагностирования ребёнка, отклоняющегося от нормы развития, важное место занимает психолого-педагогическое обследование.

Направления и задачи ранней психолого-педагогической диагностики:

1. Обследование психических и моторных функций (восприятие, вни­мание, память, мышление, речь, эмоциональные реакции, общая и мелкая моторика);

2. Раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

3. Выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребёнка, а также определение степени тяжести этого нарушения;

4. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребёнка (личностных и интеллектуальных);

5. Определение условий воспитания ребёнка;

6. Обоснование педагогического прогноза;

7. Разработка индивидуального коррекционно-развивающего маршрута;

8. Организация взаимодействия дефектолога с родителями и детьми.

Остановимся подробнее на решении последней из указанных задач. Одной из форм взаимодействия дефектолога и родителей является психолого-педагогическая поддержка семьи, имеющей ребенка с патологией психического развития. В настоящее время получила развитие сеть психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) - ПМПК, осуществляющих комплексное, целостное и системное изучение ребенка, у которого выявлены отклонения в развитии. ПМПК определяют для него пути получения образования, консультируют родителей и педагогов.

Как показали результаты опроса молодых семей, проведенного Корнеевой Е.А. [13], большинство родителей имеют самые общие представления об этапах и особенностях развития ребенка с рождения до трёх лет и начинают обращаться к узким специалистам именно по окончании этого периода, когда психофизическое состояние ребёнка начинает слишком очевидно отличаться от состояния его сверстников и уже поздно говорить о профилактике.

Менее всего родители знакомы с информацией об особенностях речевого развития в первые годы жизни и о нормативах речевого развития детей вообще. Кроме этого, взрослые в большинстве случаев не имеют четкого понимания о том, какие этапы становления проходит речь ребенка, к каким конкретным негативным последствиям могут привести неблагоприятные условия воспитания и какие упражнения или виды деятельности необходимы на каждом из этапов развития речи.

Анализ анкетного опроса Лихачёвой Е.Н. более 1550 родителей детей раннего возраста выявил: 96 % родителей отмечают недостаток знаний по вопросам развития ребенка раннего возраста, знание норм психофизиологического развития ребенка данного возрастного этапа охарактеризовали как неточное и приблизительное 71 % опрошенных. В качестве основных организаций по получению консультаций по проблемам развития детей раннего возраста большинство опрошенных родителей назвали различные учреждения системы здравоохранения, при этом 97 % отметили, что содержанием основных рекомендаций являются советы по определению конкретных способов социальной адаптации ребенка к реальным и наличным условиям жизнедеятельности, а также нормализации и оздоровлению микросоциальной среды, в которой растет ребенок. В тоже время 86 % родителей позитивно относятся к процессу раннего психолого-педагогического вмешательства (развитие, обучение и воспитание в раннем детстве; развивающее обучение в раннем детстве [15].

Результаты исследований психолого-педагогической компетентности родителей показывают, что одним из действенных механизмов организации помощи детям раннего возраста с замедленным темпом развития может стать функционирование психолого-педагогических консультативных пунктов на базе образовательных учреждений с развёрнутой системой сопровождения. Основной целью психолого-педагогического консультирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.

Направления и формы взаимодействия специалистов с семьёй в рамках работы психолого-педагогических пунктов могут быть следующими:

1). Создание заинтересованности у родителей для их активного включения в коррекционно-развивающий процесс. Дефектолог проводит беседы с родителями, объясняя цели, задачи и планируемые результаты работы; в дальнейшем проводятся беседы с целью обсуждения возникших изменений в психическом развитии ребенка. Совместно с родителями проводится сравнение и оценка представлений и умений ребенка в начале коррекционно-развивающей работы и на текущем этапе

2). Анкетирование и интервьюирование родителей, предполагающее выяснение их ожиданий от работы дефектолога; форм и направлений семейного воспитания; уровня сформированности навыков ребенка.

3). Инструктирование родителей по отработке каждой задачи занятия в домашних условиях; информирование родителей о достижениях и трудностях ребенка на каждом занятии.

4). Присутствие родителей на занятиях, комментирование выполненных заданий.

5). Использование домашних видеозаписей занятий с ребенком, интерактивного общения с помощью Интернет для консультирования родителей.

6). Проведение «родительских чаепитий», на которых в непринужденной обстановке обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе коррекционной работы; происходит совместный поиск удачных форм семейного воспитания игровых навыков.

7). Психотерапевтические и психокоррекционные совместные занятия с детьми и родителями.

8). Рекомендация специальной литературы по психомоторному развитию детей.

Однако наряду с позитивными процессами в сфере развития психолого-педагогического консультирования отмечаются и некие негативные тенденции:

- недостаточное количество государственных и муниципальных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- существующий порядок помощи детям, имеющим проблемы развития, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредоточивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

- нехватка квалифицированных педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми раннего и дошкольного возраста и другие.

Исследователи указывают также на недостаток методического обеспечения психолого-педагогического направления консультирования нарушенного темпа психического развития на раннем этапе. В настоящее время в результате исследований проблем раннего детства разработан определенный арсенал методик, направленных как на определение уровня психического развития ребенка, так и на формирование разных сторон психического развития последнего. В рамках проблематики диагностики отклонений развития детей проведены теоретические и прикладные разработки Л. И. Аксеновой, Е.Ф. Архиповой, Н.Ю. Боряковой, Т.В. Волосовец, Н.Н. Малофеевой (2001), Ю.А. Разенковой (2003), Е.А. Стребелевой (1996, 1998, 2002), Н.Д. Шмапсо (2003) и др. Суть этих исследований состоит в совершенствовании ранней дифференциальной диагностики и разработке путей и средств последующей коррекции отклонений в развитии детей на ранних этапах онтогенеза. Указанные работы имеют теоретическую и практическую направленность.

Однако Гаилузова Л.Н. [24] отмечает, что в своем большинстве эти методики отличаются трудоемкостью, высокой затратой во времени, что делает их малопригодными в практике психолого-педагогического консультирования детей раннего возраста. В настоящее время требуется работа по выделению методик наиболее адекватных целям и задачам практического консультирования методик. Одновременно с этим необходима последующая адаптация и стандартизация на соответствующей выборке детей, а также получение детализированных нормативов. В итоге должны быть составлены стандартизированные наборы психолого-педагогических диагностических методик для детей раннего возраста, позволяющих дифференцировать нормальный темп психического развития и патологический его вариант. Стандартизированные методики нивелируют процесс модификации дефектологами набора используемых методик с точки зрения их собственного профессионального опыта. В этих условиях представляется оптимальным создание стандартизированных методик как системного слияния медицинских и психолого-педагогических методик, подбор их направленности и интерпретации результатов с точки зрения сведений о нормативном содержании развития ребенка на этапе раннего возраста, с учётом основных выделенных психологических новообразований структуры и видов деятельности, общения и специфики социальной ситуации развития.

Таким образом, на современном этапе развития консультативно-диагно­стической службы работа должна быть направлена на активную пропаганду психологических знаний среди родителей, на разработку рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы с детьми и вопросов ранней профилактики отклонений в развитии. выделяют клиническую и психолого-педагогическую диагностику детей раннего возраста. С целью постановки на ранних этапах развития ребёнка более точного диагноза и определения лечебного и коррекционно-развивающего направления целесообразно медицинским и психолого-педагогическим службам находиться во взаимодействии.

 

1.2 Особенности проведения психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста.

Психолого-педагогическое обследование направлено на выявление проблем, трудностей в обучении и воспитании детей, изучение особенностей их развития, интересов, способностей, сформированности личностных образований. Психолого-педагогическая диагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряются с помощью диагностических методов. Результаты диагностических измерений показывают наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития. Информация, получаемая дефектологом в процессе обследования, может быть использована медицинскими работниками, а также учителями, воспитателями, родителями. Важнейшая задача психолого-педагогической диагностики – помочь специалисту определиться с выбором оптимального пути педагогического воздействия, создать условия для психолого-педагогической коррекции. Таким образом, психолого-педагогическую диагностику можно рассматривать как подготовительный этап и основу для коррекционной работы.

Основными методами психолого-педагогической диагностики для детей раннего возраста являются:

– наблюдение за игровой деятельностью ребёнка процессом его коммуникации со взрослым;

– эксперимент (предъявление специальных заданий в процессе совместной игровой деятельности с ребенком);

– беседа.

К дополнительным методам относится:

- изучение истории развития ребёнка;

- сбор и обработка анкетных данных.

Известны такие методики психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, как «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (Пантюхина Г.В. и др., 1983), «Определение уровня психического развития детей раннего возраста» (Панасюк А.Ю., Бударева Л.А., Кириченко Е.И., 1984), методика «Гном», разработанная Г.В. Козловской и соавт. (1995), «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет» (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.). «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» (Стребелева Е.А, 1998), Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет (Лаврова Г.Н.). В настоящее время дефектологами и психологами предпочтение отдаётся более современным разработкам, таким как методика Стребелевой Е.А. и методка Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н., Ермоловой Т.В., Мещеряковой С.Ю.

Теоретические позиции, положенные в основу предлагаемой Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой диагностики, это:

– культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского;

– теория ведущей деятельности А.Н. Леонтьева;

– периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

– концепция генезиса общения ребенка со взрослыми М.И. Лисиной.

В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребенка являются его общение со взрослым и ведущая деятельность.

В основу подхода к диагностике детей раннего возраста Е.А. Стребелевой положены следующие теоретические положения:

– положение И.П. Павлова о том, что чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействие извне;

– культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского. В развитии ребѐнка есть возрастные периоды, в которых определѐнный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что ещѐ более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно;

– положение о закономерностях психического развития человека, рассматривающего его как процесс в системе категорий источника, движущих сил и условий развития. Эта понятийная триада отражает специфику психического развития человека как существа, по своей природе социального и активного. Психика ребѐнка формируется в процессе активной деятельности и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности ребёнка.

Предлагаемые методики направлены на изучение уровня развития детей раннего возраста (2 – 3 лет). Диагностика отклонений развития основывается на сравнительном анализе общих и специфических закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка.

Дифференциально-диагностические методики имеют личностно ориентированную направленность и предполагают дополнительно проведение социально-психологического анализа условий жизни и развития ребёнка. Это. в свою очередь, даёт возможность своевременно включить ребёнка в коррекционно-развивающее обучение, направленное на предупреждение вторичных отклонений.

Как указывалось, выше, одним из ключевых методов психолого-педагогического исследования является наблюдение за деятельностью ребёнка в игре. Рассмотрим особенности развития игровой деятельности детей от одного до трёх лет в онтогенезе.

Второй год жизни – это этап становления собственно предметной деятельности, в центре которой стоит овладение ребенком культурными действиями с предметами. отмечается активное исследование и игры с телом, предметами и физическим пространством, с другими людьми. Игра носит ценностный характер. Ребёнок не будет играть с тем, что не является для него в данный момент важным. Происходит появление своего «собственного» [10].

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: “кто это?” – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: “что с этим можно делать?”. Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек ребёнок стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребёнка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом. Ребёнок исследует функциональные качества предметов. Например, проявляется интерес к наполнению и опорожнению емкостей. Ребёнку доставляют удовольствие сенсорные игры, направленные на получение разнообразных ощущений (пересыпание, размазывание, возня с песком, красками, водой, исследование фактуры предметов). В этот период важен процесс, а не результат.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов. Манипуляции с предметами направлены на переживание сенсорных подробностей внешних объектов: тактильных ощущений, цвета, вкуса, запаха, звуков и т.п. Проявляется интерес к мелким предметам (ребёнок собирает игрушки в кучки, коробки).

Появляются символические действия, направленные на самого ребёнка: (изображает, что ест, пьет, говорит по телефону), а также символические действия, направленные на окружение (может изображать, что укладывает спать куклу, умывает ее).

К двум годам появляются «цепочки» действий: последовательно связанные 2-3 действия. Это период собирательства предметов и распределения их в пространстве: сначала ребёнок выстраивает их в «стопки, башенки», ближе к двум годам появляются «ряды и линии». Ребёнок начинает сортировать предметы по форме, цвету. Упорядочивает ближнее пространство и вещи под знаком «моё». Ребёнок стремится к порядку в домашнем укладе, получает огромное удовольствие от соблюдения привычных ритуалов.

На третьем году жизни ведущая форма общения ребенка со взрослым – ситуативно-деловое, которое протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве со взрослым. Для ребенка раннего возраста основным способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству со взрослыми. Под сотрудничеством понимается желание ребёнка выполнить задание, предложенное взрослым.

В этот период развивается представление о трех пространственных измерениях: вертикальное и горизонтальное строительство, постепенно появляется трехмерное строительство: гараж, домик, мост. В игру включаются неодушевленные предметы и поселяются в выдуманном мире. Начинает формироваться «целостный символический мир» (формируются причинно-следственные связи). Ребёнок активно использует инструменты: ножницы, кисточку, молоток, веник, щетку. Проявляет большой интерес к пазлам-вкладышам. Появляется форма (круги, линии) в собственном рисунке и называние, кто это или что это. Постепенно интерес в сенсорных играх смещается с процесса на результат.

Специальное обучение детей до трёх лет целесообразно проводить с помощью специально подобранного игрового материала, наглядно-дидактических пособий [9]. Знание последовательности появления игровых навыков в онтогенезе может помочь дефектологу в работе с детьми с теми или иными нарушениями. Специалист может видеть «пропуски» в продвижении по игровым периодам, а также «застревания» на одном и том же типе игр. Например, иногда процесс развития игры у детей с расстройствами аутистического спектра не происходит самостоятельно, им свойственно подолгу играть в одну и ту же игру, повторяя её раз за разом. В таких случаях перед дефектологом стоит задача определить, что для ребёнка важно в этой игре, какова её ценность, возможно ли предложить ему другую игру и в какой момент следует это сделать.

Исходя из вышеизложенного психолого-педагогическое обследование должно так же проводиться с помощью игровых приёмов. Применение предметного диагностического материала незаменимо потому, что в большинстве случаев затруднена возможность установить контакт другими средствами, так как на раннюю психолого-педагогическую диагностику попадают дети в большинстве неговорящие и имеющие проблемы в проявлениях эмоционально-волевой сферы.

Предъявление игрушек на диагностике сопровождается соответствующей инструкцией. Способы предъявления материала ребёнку могут быть разнообразными, что обеспечивает постепенность изменения степени сложности задания и требований к ребенку и даст ему возможность прейти к элементарным или, наоборот, более сложным формам деятельности.

В соответствии с этими позициями автор одной из методик Стребелева Е.А. считает, что основными направлениями психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста являются: изучение особенностей умственного развития ребёнка, восприятие, (отдельные признаки предмета: величина, цвет), узнавание, наглядно-действенное мышление, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование). Параметрами умственного развития ребёнка являются: принятие задания, адекватность его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение ребенка к результату своей деятельности. По мнению автора, разносторонность диагностики умственного развития ребёнка позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения [32].

В процедуре психолого-педагогической диагностики следует учитывать специальные параметры поведения и деятель



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: