Ротайская А.М.
Гуманитарно-педагогический институт
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь, Россия
Добрый день! В данном докладе представлены результаты исследования «Жанр утопического и научно-фантастического рассказа в творчестве Джека Лондона».
Актуальность исследования обусловлена отсутствием критических материалов по данному вопросу и необходимостью детального его изучения.
Цель работы: изучить утопические и научно-фантастические рассказы Джека Лондона, проанализировать их жанровую природу.
Для того чтобы получить наиболее полное представление об утопических и научно-фантастических рассказах Джека Лондона, необходимо изучить связанные с ней основные литературоведческие категории.
В настоящее время не существует точного определения термина «утопия». (др.-греч. «место, которого нет»). Данный жанр возник вместе с одноимённым произведением Т. Мора в 1516 г. В центре повествования утопических произведений – идеальный мир, представляющий собой сочетание действительности и авторского воображения.
Научная фантастика тоже трактуется учёными по-разному. Х. Гернсбек, официально употребивший данный термин в журнале «Amazing stories», считал, что научная фантастика – это литература, которая основывается на научных представлениях: новейших изобретениях, открытиях законов природы, построении ранее неизвестных моделей общества [1].
Оба представленных выше жанра присутствуют в творчестве Джека Лондона.
На становление мировоззрения Джека Лондона повлияло несколько факторов: трудовое детство, философские труды Ф. Ницше, К. Маркса, Г. Спенсера, Ф. Энгельса, знакомство с революционерами и социалистами [17]. Утопические взгляды нашли отражение в рассказах «Мечта Дебса» (1909), «Сила сильных» (1911) и «Любопытный отрывок». Данные произведения имеют ряд сходных характеристик.
Во-первых, значительную часть в них занимает антиутопическая составляющая, а улучшения в жизни угнетённых наступают лишь по истечении некоторого времени. В «Силе сильных» и «Любопытном отрывке» описывается произвол богачей по отношению к низшим слоям общества, а затем утверждается наступление счастливого времени [8; 13].
Во-вторых, для утопических рассказов Джека Лондона характерно изображение идеального времени, а не места. Это может быть ближайшее будущее или далёкое (как, например, 4627 год в «Любопытном отрывке» [8]).
Специфика рассказов американского писателя проявляется и в относительно узкой области отображения действительности: в них показана в основном экономическая и социальная сфера жизни. Классические же утопии известны масштабностью. Так, «Мечта Дебса» сосредоточена на финансовом благополучии американцев [9]. В «Силе сильных» преобладает социальная значимость [13].
Наконец, повествование ведётся от первого лица, либо подаётся в диалоговой форме. Бессменным спутников автора в его рассказах является юмор. Например, герои рассказа «Мечта Дебса» охотились на коров с целью подкрепиться, а также боролись за телёнка, а затем испытали на себе всю тяжесть последствий: «...мне, действительно, разбили морду, хотя у меня хватило присутствия духа снять поскорее очки. Ах, нас здорово избили!...» [9].
Фантастический жанр интересовал Джека Лондона на протяжении всего жизненного пути, но больше всего в ранний и поздний периоды творчества.
Научно-фантастические рассказы Лондона («Тысяча смертей», «Осколок третичной эпохи», «Тень и вспышка», «Когда мир был юным», «Омоложение майора Рэтбона») в основном связаны с естественными науками. Герои произведений ставили опыты по оживлению тела [15], изобретали невидимость [14], сталкивались с проблемой эволюции [7] и охотились на мамонта [12].
Ирония не чужда и научной фантастике: учёные, совершив открытие, не только не решали проблемы, но создавали их. Главный герой рассказа «Омоложение майора Рэтбона», помолодев, стал затевать драки и записался в армию, чем доставил немало хлопот своим избавителям [11].
Наиболее ярко социальные взгляды Джека Лондона отразились в его произведениях, представляющих собой синтез утопии и научной фантастики. Написаны они в последнее десятилетие жизни автора. Несмотря на то, что события происходят в XX веке, открытия поражают даже современного человека. Присутствует достаточно типичное изобретение – употреблённые в нужных целях силы природы, грозящие исчезновению человечества. В рассказе «Голиаф» открыт «энергон» [6], Эмиль Глюк из произведения «Враг всего мира» направлял на людей уничтожающий потенциал оружия [5], а на китайцев в рассказе «Неслыханное нашествие» обрушились сотни болезнетворных бактерий [10]. В научно-фантастических и утопических рассказах присутствует тема насилия; желаемый результат влечёт за собой человеческие жертвы, а руководит процессом, как правило, один человек.
Таким образом, утопические и научно-фантастические рассказы служат носителями социалистических взглядов автора. Благодаря наличию специфических характеристик, данные произведения доказывают уникальность писательского дара Джека Лондона.
Литература
1. Ахмедов, Р.Ш. В поисках обобщающего определения термина «Научная фантастика» / Р.Ш. Ахмедов // Достижения науки и образования. – 2019. – № 8. – С. 48–50.
2. Быков, В.М. Он сможет метнуть звёзды [Электронный ресурс] / В.М. Быков. – Режим доступа: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-publicism/10152-vil-bykov-on-smozhet-metnut-zvezdy.html
3. Долгина, Е.С. Жанровые признаки антиутопии в научно-фантастических произведениях зарубежных писателей 1950-х – начала 1970-х гг. / Е.С. Долгина, Ю.А. Никулина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – № 11 – С. 154–158.
4. Долгина, Е.С. Проблема дефиниций «Утопия» и «Научная фантастика» в историческом дискурсе / Е.С. Долгина // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 6. – С. 32– 33.
5. Лондон, Д. Враг всего мира [Электронный ресурс] / Д. Лондон. – Режим доступа: https://aldebaran.ru/author/london_djek/kniga_vrag_vsego_mira_za_sergeyi/
6. Лондон, Д. Голиаф [Электронный ресурс] / Д. Лондон. – Режим доступа: https://aldebaran.ru/author/london_djek/kniga_goliaf/
7. Лондон, Д. Когда мир был юным [Электронный ресурс] / Д. Лондон. – Режим доступа: https://royallib.com/book/london_dgek/kogda_mir_bil_yunim.html
8. Лондон, Д. Любопытный отрывок [Электронный ресурс] / Д. Лондон. – Режим доступа: https://www.libfox.ru/33850-dzhek-london-lyubopytnyy-otryvok.html
9. Лондон, Д. Мечта Дебса [Электронный ресурс] / Д. Лондон. – Режим доступа: https://aldebaran.ru/author/london_djek/kniga_mechta_debsa_za_sergeyi/
10. Лондон, Д. Неслыханное нашествие [Электронный ресурс] / Д. Лондон. – Режим доступа: https://aldebaran.ru/author/london_djek/kniga_neslyihannoe_nashestvie/
11. Лондон, Д. Омоложение майора Рэтбона [Электронный ресурс] / Д. Лондон. – Режим доступа: https://londonjack.ru/ne_izdanye.html
12. Лондон, Д. Осколок третичной эпохи [Электронный ресурс] / Д. Лондон. – Режим доступа: https://aldebaran.ru/author/london_djek/kniga_oskolok_tretichnoyi_yepohi/
13. Лондон, Д. Сила сильных [Электронный ресурс] / Д. Лондон. – Режим доступа: https://aldebaran.ru/author/london_djek/kniga_sila_silnyih_za_sergeyi/
14. Лондон, Д. Тень и вспышка [Электронный ресурс] / Д. Лондон. – Режим доступа: https://poesias.ru/in-proza/jack-london/london-jack10087.shtml
15. Лондон, Д. Тысяча смертей [Электронный ресурс] / Д. Лондон. – Режим доступа: https://libking.ru/books/adv-/adventure/33940-dzhek-london-tysyacha-smertey.html
16. Мор, Т. Утопия [Электронный ресурс] / Т. Мор. – Режим доступа: https://lib.ru/INOOLD/MOR/utopia.txt
17. Чебан, О.И. Европейские художественные традиции и творчество Д. Лондона (1910-1916 гг.): автореф. дис. … к. филол. н: 10.01.03 / Чебан Ольга Ивановна. – Орёл, 2008. – 24 с.