Развитие ребенка не происходит без активности самого дошкольника, без включения механизмов субъектности.




Известная детерминационная связь между внешне имеющимися ус­ловиями деятельности и характером развития внутренних процессов лич­ности в данном случае приобретает особое значение.

Педагогический ас­пект проблемы будет заключаться в специальной организации детской музыкальной деятельности, позволя­ющей ребенку стать ее субъектом.

Целостное развитие ребенка как процесс формирования (обра­зования). Развитие как образование о значает новообразования в структу­ре личности человека смыслов, цен­ностей, отношений и может рассмат­риваться как:

развитие под влиянием специ­альных педагогических условий и технологий;

обретение и совершенствова­ние музыкальной культуры ребенка как культуры отношений и деятельно­сти в музыке, т.е. «образовывание» как субъекта;

процесс образования, в резуль­тате которого происходит накопление музыкального опыта, музыкальной культуры.

Смысл рассмотрения процесса развития ребенка как процесса фор­мирования (образования) связан с:

рождением новых личностных новообразований в условиях процесса музыкального воспитания и развития;

развитием ребенка как субъек­та музыкальной деятельности, накоп­лением музыкального опыта;

пониманием педагогического процесса как специально задаваемой системы условий, способствующих детскому развитию.

Таким образом, целостное раз­витие ребенка как субъекта музы­кальной деятельности в педагоги­ческом процессе может рассматри­ваться как интеграция процессов становления, саморазвития и форми­рования (образования). В реальности эти процессы образуют целостность процесса музыкального развития, ко­торый выражается в:

многообразных, многовариант­ных, индивидуальных проявлениях;

процессах накопления ценност­ного отношения, интереса к музыке;

накоплении опыта субъекта де­ятельности и поведения в музыкаль­ной культуре;

• создании системы специальных педагогических условий, обеспечива­ющих становление, саморазвитие и образование дошкольника.

Таким образом, музыкальное вос­питание - это процесс, направленный на помощь ребенку в освоении субъ­ектной позиции; необходимо помочь ему научиться взаимодействовать с музыкой (слушать, исполнять, импро­визировать).

В этой помощи недостаточно только музыкального руководителя. Его функции связаны с развитием особых музыкальных способностей. Ведущая способность - развитие эмоциональной отзывчивости на му­зыку - может и должна решаться в сотрудничестве воспитателя и музы­кального руководителя.

З адачи вос­питателя - создание музыкально обогащенной среды, условий для са­мостоятельной музыкальной деятель­ности детей, организация условий для восприятия и познания музыки, использование музыки в решении за­дач психического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Процесс музыкального развития ребенка - часть целостного процесса детского сада. Поэтому методика му­зыкального воспитания ребенка долж­на основываться на общефилософ­ских, общепсихологических и общепе­дагогических позициях. Единственное, что делает ее особенной, - это сам фе­номен музыкального искусства и средств музыкальной выразительнос­ти. Есть общие искусствоведческие ос­новы художественного развития ре­бенка. И только средства выражения образа с помощью музыки уникальны

и единичны. Поэтому методика, несо­мненно, должна быть интегративной, во-первых, с другими художественны­ми методиками, во-вторых, с содер­жанием педагогического процесса.

Обобщив результаты научных размышлений и анализа существую­щей практики, возможно сформули­ровать ряд ключевых актуальных за­дач для музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольно­го возраста на современном этапе. К ним относятся:

1. Уточнение целей и задач музы­кального воспитания детей раннего и дошкольного возраста, исходя из сущ­ности, предназначения и смысла му­зыки как живого образного искусства.

2. Определение современных под­ходов к музыкально-художественной деятельности детей: восприятию - ис­полнительству - творчеству в теорети­ческих и практических аспектах.

3. Разработка новых подходов к организации музыкальных занятий, самостоятельной и совместной музы­кальной деятельности детей в дет­ском саду.

4. Интеграция разных видов ис­кусств в процессе музыкально-худо­жественного воспитания дошкольни­ков, естественное и закономерное объединение звука, слова, речи с му­зыкой.

5. Разработка педагогических тех­нологий дифференцированного музы­кального развития ребенка в разных видах музыкальной деятельности, ме­тодов музыкального экспериментиро­вания и моделирования музыкально-творческого процесса, музыкально­культурных практик в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.

6. Проблема детского музыкаль­ного творчества и поиск условий для его возникновения и развития, опре­деление показателей и критериев его оценки.

 

 

Литература

1. Вера Иосифовна Логинова. Наследие педагога и ученого СПб,2002.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педа­гогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб., 2010.

4. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей ранне­го и дошкольного возраста: современ­ные педагогические технологии. Ростов на/Д,2008.

5. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального вос­питания детей дошкольного возраста. М., 2005.

6. Гусинский Э.И., Турчанинова Ю.И. Образование личности: Пос. для препо­давателей. М., 1994.

7. Инновационная система подго­товки педагога: Теории и технологии дошкольного образования в бакалав­риате / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.Н. Сомковой. СПб., 2008.

8. Методика музыкального воспи­тания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1989.

9. Самостоятельная художествен­ная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1980.

10. Радынова О.П. и др. Музыкаль­ное воспитание дошкольников. М., 1998.

|



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: