Известная детерминационная связь между внешне имеющимися условиями деятельности и характером развития внутренних процессов личности в данном случае приобретает особое значение.
Педагогический аспект проблемы будет заключаться в специальной организации детской музыкальной деятельности, позволяющей ребенку стать ее субъектом.
Целостное развитие ребенка как процесс формирования (образования). Развитие как образование о значает новообразования в структуре личности человека смыслов, ценностей, отношений и может рассматриваться как:
• развитие под влиянием специальных педагогических условий и технологий;
• обретение и совершенствование музыкальной культуры ребенка как культуры отношений и деятельности в музыке, т.е. «образовывание» как субъекта;
• процесс образования, в результате которого происходит накопление музыкального опыта, музыкальной культуры.
Смысл рассмотрения процесса развития ребенка как процесса формирования (образования) связан с:
• рождением новых личностных новообразований в условиях процесса музыкального воспитания и развития;
• развитием ребенка как субъекта музыкальной деятельности, накоплением музыкального опыта;
• пониманием педагогического процесса как специально задаваемой системы условий, способствующих детскому развитию.
Таким образом, целостное развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности в педагогическом процессе может рассматриваться как интеграция процессов становления, саморазвития и формирования (образования). В реальности эти процессы образуют целостность процесса музыкального развития, который выражается в:
|
• многообразных, многовариантных, индивидуальных проявлениях;
• процессах накопления ценностного отношения, интереса к музыке;
• накоплении опыта субъекта деятельности и поведения в музыкальной культуре;
• создании системы специальных педагогических условий, обеспечивающих становление, саморазвитие и образование дошкольника.
Таким образом, музыкальное воспитание - это процесс, направленный на помощь ребенку в освоении субъектной позиции; необходимо помочь ему научиться взаимодействовать с музыкой (слушать, исполнять, импровизировать).
В этой помощи недостаточно только музыкального руководителя. Его функции связаны с развитием особых музыкальных способностей. Ведущая способность - развитие эмоциональной отзывчивости на музыку - может и должна решаться в сотрудничестве воспитателя и музыкального руководителя.
З адачи воспитателя - создание музыкально обогащенной среды, условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей, организация условий для восприятия и познания музыки, использование музыки в решении задач психического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Процесс музыкального развития ребенка - часть целостного процесса детского сада. Поэтому методика музыкального воспитания ребенка должна основываться на общефилософских, общепсихологических и общепедагогических позициях. Единственное, что делает ее особенной, - это сам феномен музыкального искусства и средств музыкальной выразительности. Есть общие искусствоведческие основы художественного развития ребенка. И только средства выражения образа с помощью музыки уникальны
|
и единичны. Поэтому методика, несомненно, должна быть интегративной, во-первых, с другими художественными методиками, во-вторых, с содержанием педагогического процесса.
Обобщив результаты научных размышлений и анализа существующей практики, возможно сформулировать ряд ключевых актуальных задач для музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста на современном этапе. К ним относятся:
1. Уточнение целей и задач музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста, исходя из сущности, предназначения и смысла музыки как живого образного искусства.
2. Определение современных подходов к музыкально-художественной деятельности детей: восприятию - исполнительству - творчеству в теоретических и практических аспектах.
3. Разработка новых подходов к организации музыкальных занятий, самостоятельной и совместной музыкальной деятельности детей в детском саду.
4. Интеграция разных видов искусств в процессе музыкально-художественного воспитания дошкольников, естественное и закономерное объединение звука, слова, речи с музыкой.
5. Разработка педагогических технологий дифференцированного музыкального развития ребенка в разных видах музыкальной деятельности, методов музыкального экспериментирования и моделирования музыкально-творческого процесса, музыкальнокультурных практик в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
6. Проблема детского музыкального творчества и поиск условий для его возникновения и развития, определение показателей и критериев его оценки.
|
Литература
1. Вера Иосифовна Логинова. Наследие педагога и ученого СПб,2002.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб., 2010.
4. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. Ростов на/Д,2008.
5. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М., 2005.
6. Гусинский Э.И., Турчанинова Ю.И. Образование личности: Пос. для преподавателей. М., 1994.
7. Инновационная система подготовки педагога: Теории и технологии дошкольного образования в бакалавриате / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.Н. Сомковой. СПб., 2008.
8. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1989.
9. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1980.
10. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1998.
|