Прокладка пути – графическое построение на карте линии пути ВС с отметкой на ней пройденного расстояния.




КОНСПЕКТ

Проведения занятий с летно – инструкторским, летным и курсантским составом АЭ

Тема: «Счисление и прокладка пути».

 

Время: 1 час.

Место проведения: методический класс АЭ.

 

 

ПЛАН

 

 

1. Счисление и прокладка пути.

2. Полная прокладка пути.

3. Штилевая прокладки пути.

4. Обратная прокладка пути.

 

Омск

 

Счисление и прокладка пути.

 

При выполнении любого полета члены летного экипажа должны в любой момент времени знать текущее местонахождение ВС. Определение места ВС – одна из основных задач аэронавигации.

В аэронавигации применяется большое количество технических средств и методов их использования для определения места ВС. Все они могут быть разделены на две большие и принципиальные группы методов.

К первой группе, которую называют методами определения абсолютных координат, относят такие, когда место ВС определяется путем его «привязки» к объектам с известным местоположением на земной поверхности. Это самая большая группа. К ней относятся, например, все методы радионавигации, когда место ВС определяется относительно наземных радиомаяков (по пеленгам, дальностям и т.д.). Сюда же относится определение место ВС по спутниковой навигационной системе. К этой же группе относятся и методы визуальной ориентировки, когда пилот определяет место ВС по отношению к наблюдаемым на земле визуальным ориентирам. Координаты места ВС, полученные на основании информации от перечисленных внешних источников навигационной информации, называются абсолютными, так как жестко связаны с землей и не зависят ни от режима полета, ни от дальности и продолжительности полета до момента определения места ВС.

Для получения непрерывной информации о местонахождении ВС используются методы второй группы, с помощью которых определяются относительные координаты. Они отсчитываются от последнего известного места ВС, полученного одним из методов первой группы. Действительно, если, например, известно, что в определенный момент ВС пролетело над определенным населенным пунктом, а затем двигалось в известном направлении с известной скоростью, то можно просто рассчитатьместонахождение ВС и через десять, и через двадцать минут полета. В этом и заключается суть методов второй группы, которые называют методами счисления пути.

Счисление пути – методы определения координат места ВС, основанные на информации о начальном месте ВС и информации о навигационных элементах движения, т.е. вычисление текущих координат места ВС по элементам его движения.

Его выполняют экипаж или навигационные устройства. Таким образом, для счисления необходимо знать, во-первых, место ВС в какой-то момент времени, а во-вторых, каким образом оно после этого перемещалось. Например, какова была путевая скорость, курс, угол сноса и т.п.

Счисление пройденного пути не требует наличия внешней информации (за исключением информации о начальном месте ВС), то есть осуществляется автономно, с помощью только бортовых средств. Характерной особенностью счисления является то, что оно должно выполняться в течение полета непрерывно. Если оно прекратилось, то для его возобновления придется снова определять текущие координаты, которые станут начальными для продолжения счисления

Другой важной особенностью счисления является накопление погрешностей определения счисленных координат. Ведь навигационные элементы движения (например, курс, скорость), по которым рассчитываются координаты, никогда не являются совершенно точными. Погрешности их определения приводят к тому, что чем дольше летит ВС, тем менее точно определяются счисленные координаты.

Счисление пути (Dead Reckoning, DR) является одним из самых древних методов навигации. Метод неавтоматизированного счисления в аэронавигации и называется прокладкой линии фактического пути.

Прокладка пути – графическое построение на карте линии пути ВС с отметкой на ней пройденного расстояния.

На современных ВС счисление пути осуществляется автоматически с помощью автоматизированных систем счисления пути, которые могут являться составной частью бортового пилотажно-навигационного комплекса. В зависимости от того, какие именно навигационные элементы движения используются для счисления, различают курсодоплеровское, курсовоздушное и инерциальное счисление пути.

Счисление и прокладка пути позволяют находить место ВС в любых условиях полета и в любой момент времени. Они являются обязательным условием сохранения ориентировки в полете. Выполняя счисление и прокладку пути, экипаж периодически контролирует путь ВС визуальной ориентировкой или другими способами. В практике используют полную, штилевую и обратную прокладку пути.

 

Полная прокладка пути.

Полная прокладка. Целью полной прокладки является определение текущего места ВС. Необходимость выполнения прокладки может возникнуть при существенном отклонении от заданного маршрута, например, при обходе зон грозовой деятельности, а также при проведении аэросъемки.

Применяется на каждом участке маршрута для сохранения ориентировки и контроля пути. Полную прокладку пути выполняют по фактическому истинному путевому углу (ФИПУ), путевой скорости и времени полета на данном курсе от последней отметки места ВС.

Для определения места ВС полной прокладкой пути в момент пролета достоверно опознанного ориентира (начального пункта счисления) необходимо:

- по записям в ШБЖ определить: ФИПУ = МК + (М) + (±УСф);

- рассчитать пройденное расстояние по путевой скорости и времени полета:

S = W t;

(Эти величины фиксируются в штурманском бортовом журнале при каждом изменении курса).

- проложить на карте от последней отметки места ВС линию фактического истинного путевого угла (ФИПУ) и на ней отложить в масштабе карты пройденное расстояние.

Полученная точка в конце отложенного расстояния будет место ВС, которое отмечают на карте треугольником (прямоугольником) высотой 6-8 мм. Рядом записывают фактическое время. Угол сноса и путевую скорость можно непосредственно измерять или рассчитывать по известному ветру.

Желательно, чтобы курс на каждом таком участке полета, то есть, от одного изменения курса до другого, был постоянным. Если же он несколько меняется, то следует использовать его среднее значение. Это же относится к путевой скорости и углу сноса, которые также могут меняться из-за изменения ветра. Угол сноса и путевая скорость на каждом участке маршрута могут измеряться или рассчитываться по известному ветру. Полная прокладка заключается в том, чтобы проложить на полетной карте ЛФП для каждого участка полета, начиная от начального пункта. Необходимое для расчета путевого угла магнитное склонение ΔМ можно определить по карте. На каждом участке оно также может быть различным. Если на протяжении участка ΔМ существенно изменяется, то следует использовать его среднее значение. С помощью рассчитанных величин на карте прокладывается ЛФП (рис.1).

 

 

 

Рис. 1. Полная прокладка пути.

 

Преимущества этого способа является то, что на карту наносят линию фактического пути ВС. Полная прокладка дает наглядное представление о фактическом перемещении ВС относительно поверхности земли, и экипаж при этом не только в любой момент времени знает свое текущее местоположение, но и может прогнозировать перемещение ВС в предположении о неизменности параметров ветра и навигационных элементов полета.

Некоторую сложность выполнения полной прокладки для экипажа может представлять отсутствие на борту воздушного судна оборудования, автоматического определения путевой скорости и угла сноса. В таком случае экипажу для выполнения полной прокладки необходимо на каждом этапе самостоятельно определять угол сноса и путевую скорость. Так же недостатком полной прокладки является то, что на каждом участке необходимо фиксировать в штурманском бортовом журнале много величин – не только время и курс, но и путевую скорость, угол сноса, которые необходимо измерить или рассчитать для каждого участка. На это у экипажа подчас просто нет времени, например, при обходе гроз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: