Методические указания и контрольные задания
для студентов-заочников образовательных чреждений
среднего профессионального образования
по специальности:
2401 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЯ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Москва 2004
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2401 «Организация перевозок и управления на железнодорожном транспорте» и является единой для всех форм обучения.
Учебная дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания освоение специальных дисциплин.
Масштабность отрасли, ее главенствующая роль в обеспечении перевозок в РФ, особенности функционирования и специфика перевозочного процесса во многом предопределяют многогранность правовой регламентации деятельности Российских железных дорог.
Программа учебной дисциплины охватывает широкий круг вопросов, позволяющий студентам сформировать систему знаний и умений в сфере правового обеспечения профессиональной деятельности Федерального железнодорожного транспорта.
В результате изучения дисциплины студент должен
иметь представление:
- о правовом положении субъектов правоотношений в
сфере профессиональной деятельности;
- о сущности транспортного права;
- об ответственности на железнодорожном транспорте;
знать:
- законодательные акты и другие нормативные документы,
регулирующие правовые отношения в процессе про-
фессиональной деятельности;
- транспортные договоры, применяемые в перевозочном
процессе и их правовое регулирование;
- ответственность, порядок предъявления и рассмотрение
претензий и исков на железнодорожном транспорте;
- права и обязанности сторон трудового правоотношения
железнодорожников;
- вопросы трудовой дисциплины и порядок разрешения
трудовых споров;
уметь:
- ориентироваться в правовой системе, регулирующей
деятельность Федерального железнодорожного транспорта;
- работать с нормативными документами, регулирующими
правовые отношения в процессе профессиональной дея-
тельности;
- защищать свои права в соответствии с трудовым законо-
дательством;
- регулировать споры при предъявлении претензий; ока
зывать правовую помощь с целью восстановления нару
шения прав.
Учебное время равномерно распределяется по разделам, объединяющим общие темы и специальные вопросы. Лекции читаются по узловым, центральным разделам курса.
Изучение данной дисциплины нельзя ограничивать усвоением только теоретических положений. В процессе обучения целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, деловые игры и разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам транспортного права, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и ВТ.
В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям. Последовательность изучения тем изложена в содержании дисциплины, а также заключается в вопросах для самопроверки, которые выделены по каждой теме. В данной брошюре приведен список литературы и перечень нормативно-правовых актов. При пользовании этим перечнем следует иметь ввиду, что он может дополняться по мере появления новых нормативных актов.
В процессе изучения дисциплины каждый студент-заочник должен выполнить одну контрольную работу, свидетельствующую о том, как он разобрался в изучаемой дисциплине.
4
При изучении дисциплины необходимо обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности.
С этой целью программой предусмотрено проведение практических занятий, что должно выработать у студента умение ориентироваться в нормативных актах и инструктивных материалах отраслевых ведомств, умение применять полученные теоретические знания для разрешения конфликтных ситуаций.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом по практическим занятиям и экзаменом по теоретическому материалу.
Вопросы для самопроверки при подготовке к экзамену даны в настоящей брошюре.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Содержание учебной дисциплины и ее задачи, связь с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Значение курса для подготовки специалистов железнодорожного транспорта. Транспортное право: основные понятия; его роль в деятельности федерального железнодорожного транспорта.
Студент должен иметь представление:
- о роли и месте дисциплины в системе общепрофессио-
нальных дисциплин.
Студент должен знать:
- сущность транспортного права и его роль в деятельности
Федерального железнодорожного транспорта.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/1,2,3,6,9,10,11,12], [II/1,2,4,7].
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается комплексный характер транспортного
права?
2. Сформулируйте понятие транспортного права и опреде-
лите его место среди других отраслей права?
3. Что является главной особенностью транспортного зако-
нодательства?
4. К какому виду права относится транспортное право?
5. Какие функции и задачи железнодорожного транспорта?
Раздел 1 Правовая основа деятельности федерального железнодорожного транспорта
Тема 1.1 Федеральный Закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"- регулятор деятельности железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт-основа транспортной системы РФ. Единая транспортная система. Законодательство РФ о железнодорожном транспорте. Функции, задачи и роль железнодорожного транспорта. Управление перевозочным процессом. Государ-
ственное регулирование в области железнодорожного транспорта. Основные требования к организации железнодорожного транспорта.
Студент должен знать:
- основные понятия ФЗ «О железнодорожном транспорте в
РФ»;
- основные требования к организации железнодорожного
транспорта;
- основы государственного регулирования в области же-
лезнодорожного транспорта.
Студент должен уметь:
- использовать знания положений ФЗ «О железнодорожном
транспорте в РФ» в профессиональной деятельности.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/1], [II/3,4,10].
Вопросы для самоконтроля
1. Какие структуры и цель ФЗ «О железнодорожном транс
порте в РФ»?
2. Укажите роль железнодорожного транспорта в экономи-
ке и социальной сфере?
3. Укажите основные требования, предъявляемые к пере-
возчику?
4. В каких целях осуществляется государственное регули-
рование в области железнодорожного транспорта?
5. Назовите основные понятия ФЗ «О железнодорожном
транспорте в РФ»?
Тема 1.2 Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» - регулятор отношений, возникающих между железными дорогами и физическими (юридическими) лицами.
ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» - регулятор отношений, возникающих между владельцами инфраструктуры и перевозчиками, с физическими (юридическими) лицами: структу-
pa, основные понятия, назначение, роль и сфера применения. Права и обязанности, возникающие в соответствии с УЖД
Студент должен иметь представление:
- о роли «Устава железных дорог РФ» в организации и
обеспечении устойчивости работы железных дорог.
Студент должен знать:
- основные понятия, структуру, назначение и сферы при-
менения «Устава железных дорог РФ».
Студент должен уметь:
- использовать «Устав железнодорожного транспорта
РФ» в профессиональной деятельности.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/2], [II/3,4,9,10].
Вопросы для самоконтроля
1. Какие вопросы регулирует УЖД?
2. Назовите основные понятия УЖД?
3. В чем отличие ТУЖД 1997 г. от УЖД 2003 г.?
4. Укажите права и обязанности перевозчика (по УЖД)?
5. Какие перевозки регулирует УЖД?
Тема 1.3 Федеральный закон «О естественных монополиях»
ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями и дополнениями): основные понятия, цель, субъекты, сфера применения. Регулирование имущественных отношений.ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»- единый хозяйствующий субъект: понятия, деятельность, органы управления. Приватизация имущества железнодорожного транспорта.
Студент должен иметь представление:
- о функциях органов, регулирующих деятельность субъ-
ектов естественных монополий;
- об ответственности за нарушение ФЗ «О естественных
монополиях».
Студент должен знать:
- основные положения ФЗ «О естественных монополиях» (с
изменениями и дополнениями);
- особенности приватизации имущества Федерального же-
лезнодорожного транспорта;
- основные положения ФЗ «Об особенностях управления и
распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/3,4], [II/3,4].
Вопросы для самоконтроля
1. Какая особенность приватизации на железнодорожном
транспорте?
2. Что такое хозяйствующий субъект?
3. Укажите функции и полномочия органов регулирования
естественных монополий.
4. Какая возникает ответственность при нарушении ФЗ «О
естественных монополиях»?
5. Назовите субъекты естественных монополий.
Тема 1.4 Субъекты предпринимательской деятельности. Юридические лица
Понятия и признаки субъектов предпринимательской деятельности, их правовое положение. Понятие, признаки, органы, возникновение и прекращение юридического лица. Ответственность юридических лиц.
Студент должен знать:
- правовое положение субъектов предпринимательской
деятельности;
- организационно-правовые формы юридических лиц, их
правовой статус;
- понятия, признаки, образование и прекращение юриди-
ческих лиц.
Студент должен уметь:
- анализировать учредительные документы юридических
лиц.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/6], [II/1,5,9].
Вопросы для самоконтроля
1. Как осуществляется регистрация предприятия?
2. Дайте понятие субъекта хозяйственной деятельности?
3. Какие Вы знаете способы реорганизации юридических
лиц?
4. Каков порядок учреждения и государственной регистра-
ции предприятий?
5. Перечислите организационно-правовые формы юридиче-
ских лиц.
Раздел 2 Транспортные обязательства и их правовое регулирование. Правовые вопросы обеспечение безопасной работы железнодорожного транспорта
Тема 2.1 Транспортные договоры
Договор перевозки грузов: понятие, содержание, форма и роль. Перевозочные документы. Обеспечение сохранности перевозимых грузов. Перевозки в прямом смешанном сообщении. Правовые основы перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа. Железнодорожные пути необщего пользования; их роль в организации перевозочного процесса. Содержание договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу-уборку вагонов. Страхование пассажиров.
Студент должен знать:
- нормативные документы, регламентирующие перевозоч-
ный процесс;
- формы договоров, применяемых при организации перево-
зочного процесса на железнодорожном транспорте; роль
подъездных путей в грузообороте;
- формы договоров на эксплуатацию подъездных путей;
- виды несохранных перевозок.
Студент должен уметь:
- составлять договоры на эксплуатацию подъездных путей;
различать и определять формы договоров, связанных с ор-
ганизацией перевозочного процесса на железнодорожном
транспорте.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/1,2,6,11,12], [II/1,2,3,4,10].
Вопросы для самоконтроля
1. Какие права и обязанности имеет пассажир?
2. Что такое страховой случай?
3. Чем отличается договор на перевозку багажа от договора
на перевозку грузобагажа?
4. Какие Вы знаете виды несохраности грузов?
5. Что понимается под содержанием договора перевозки
грузов? Назовите права и обязанности сторон договора.
6. Что такое срок договора? Кем он определяется?
7. Какова юридическая сущность договоров на эксплуата
цию подъездных путей и подачу-уборку вагонов?
8. В чем особенность перевозок в прямом смешанном со-
общении?
Тема 2.2 Организация обеспечения безопасности движения
Правовое регулирование безопасной работы объектов железнодорожного транспорта. Взаимодействие объектов железнодорожного транспорта с окружающей средой. Организация экологической деятельности на железнодорожном транспорте; ответственность за экологические правонарушения. Основные положения по безопасности движения. Охрана грузов и объектов на железнодорожном транспорте.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/1,2,6,10,11,12], [II/2,3,4,10].
Вопросы для самоконтроля
1. Как организуется работа железнодорожного транспорта в особых условиях?
2. Что включает в себя организация обеспечения безопас-
ности движения на железнодорожном транспорте?
3. Что является основной обязанностью работников желез-
нодорожного транспорта?
4. Из чего состоят силы и средства железнодорожной сис-
темы предупреждения и ликвидации чрезвычайных си-
туаций?
5. Какие нормативно-правовые акты регулируют вопросы
по безопасности работы железнодорожного транспорта?
Раздел 3 Юридическая ответственность на железнодорожном транспорте. Акты, претензии, иски
Тема 3.1 Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров.
Нормативные документы, предусматривающие на железнодорожном транспорте. Взаимная ответственность сторон по договору железнодорожной перевозки
Студент должен знать:
- санкции и юридическую ответственность в хозяйствен-
ных правоотношениях;
- особенности гражданско-правовой ответственности,
применительно к договору железнодорожной перевозки;
- нормативные документы, предусматривающие ответст-
венность на железнодорожном транспорте;
- виды ответственности сторон договора при нарушении
обязательств по договору перевозки.
Студент должен уметь:
- различать виды ответственности сторон при нарушении
конкретных обязательств по договору перевозки.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/1,2,6,11,12], [II/1,2,3,4,10].
Вопросы для самоконтроля
1. За нарушение каких обязательств по договору перевозки
предусмотрена ответственность железных дорог, грузо-
отправителей, грузополучателей, пассажиров?
2. Каковы признаки юридической ответственности?
3. Какие нормативные документы закрепляют ответствен-
ность сторон по договору железнодорожной перевозки?
4. В чем заключаются особенности гражданско-правовой
ответственности договора железнодорожной перевозки?
5. Как оформляется несохранность грузов?
Тема 3.2 Общая характеристика договора перевозки грузов
Стороны, срок и содержание договора перевозки. Порядок заключения договора перевозки груза. Расчеты за перевозку грузов. Изменение договора перевозки.
Студент должен знать:
- основные права и обязанности сторон по договору пере-
возки грузов.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/2,5,8], [II/2,3,4,6].
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое срок договора? Кем он определен?
2. Что понимается под содержанием договора перевозки?
3. Укажите права и обязанности сторон по договору пере
возки грузов.
4. Что предшествует железнодорожной перевозке грузов?
5. Как осуществляются расчеты за перевозку грузов.
Тема 3.3 Обеспечение сохранности перевозимых грузов
Обязанности сторон возникающие с момента вступления в силу договора. Юридическое значение предъявления и приема груза к перевозке, погрузке груза и пломбирования вагонов, соблюдение сроков доставки груза. Обеспечение сохранности перевозимых грузов. Виды несохранности перевозимых грузов. Обес-
печение сохранности грузов в пути следования. Правила выдачи грузов.
Студент должен знать:
- виды несохранных перевозок;
- правила приема грузов к перевозке;
- правила выдачи грузов.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/1,2,5,8], [II/2,3,4,5,6].
Вопросы для самоконтроля
1. Какие вы знаете виды несохранности грузов?
2. Какие основные причины способствующие несохранно-
сти грузов в пути следования?
3. Как выдается груз?
4. Какие нормативные акты регулируют охрану перевози-
мых грузов?
5. Что является главной обязанностью железных дорог при
осуществлении договора перевозки груза?
Тема 3.4 Ответственность по договору перевозки грузов
Общие положения ответственности по договору перевозки: понятие и основные условия ответственности. Квалификации ответственности сторон договора: размер и вид ответственности. Определение виновной стороны при несоблюдении договора перевозки.
Студент должен знать:
- нормативно-правовые документы, предусматривающие
ответственность на железнодорожном транспорте;
- размер и вид ответственности за невыполнение договора
перевозки.
Студент должен уметь:
- различать виды ответственности сторон при нарушении
конкретных обязательств по договору перевозки.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/1,2,5,8], [II/2,3,4,5,6].
Вопросы для самоконтроля
1. Какова ответственность по договору перевозки грузов?
2. В каком объеме железная дорога возмещает ущерб, при
чиненный при перевозке груза?
3. Какие признаки юридической ответственности?
4. Какими нормативными актами регулируется ответствен-
ность по договору перевозки?
5. Какие особенности гражданско-правовой ответственно-
сти по договору перевозки?
Раздел 4 Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта
Тема 4.1 Правовое регулирование трудовых отношений на железнодорожном транспорте.
Трудовое право. Трудовое законодательство. Трудовые отношения: понятия, содержание, основание возникновения, стороны. Основные права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор: форма, срок, содержание, порядок заключения. Основания прекращения трудового договора. Изменение трудового договора.
Студент должен знать:
- специфику трудовых отношений на железнодорожном
транспорте;
- нормативные документы, регулирующие трудовые от-
ношения;
- гарантии работников;
- порядок приема и увольнения работников железнодо-
рожного транспорта.
Студент должен уметь:
- работать с нормативными актами, регулирующими тру-
довые отношения; составлять трудовой договор.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/2,5], [II/1,2,6].
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой трудовой договор?
2. Каковы правила приема на работу лиц непосредственно
связанных с движением поездов?
3. Каковы обязанности работника при оформлении трудо-
вого договора на предприятие железнодорожного транс
порта?
4. Что такое срок трудового договора?
5. Назовите основания расторжения трудового договора по
инициативе администрации?
6. Назовите виды переводов работника на другую работу.
Что такое перемещение?
7. С какого возраста допускается заключение трудового до
говора?
Тема 4.2 Правовое регулирование рабочего времени, времени отдыха и оплата труда работников железнодорожного транспорта.
Рабочее время: понятие, виды, продолжительность. Понятие и виды времени отдыха. Отпуска и порядок их предоставления. Понятие сверхурочной работы, случаи их допущения и порядок разрешения. Оплата труда. Гарантии и компенсации. Заработанная плата. Нормирование труда. Гарантии работников железнодорожного транспорта. Материальная ответственность сторон трудового договора.
Студент должен знать:
- специфику режима рабочего времени, времени отдыха
оплаты труда на железнодорожном транспорте
- виды рабочего времени и времени отдыха;
- прядок оплаты труда работников железнодорожного
транспорта;
- случаи допущения сверхурочных работ;
- материальную ответственность сторон трудового право-
отношения.
Студент должен уметь:
- применять нормативные документы регулирующие тру-
довые отношения железнодорожников в своей профес-
сиональной деятельности.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/1,5,9], [II/3,6,7,8,9].
Вопросы для самоконтроля
1. Что называют рабочим временем?
2. Как ведется учет рабочего времени?
3. Какие виды времени отдыха предусмотрены трудовым
законодательством?
4. Что является основным документом, регулирующим ра-
бочее время и время отдыха работников железнодорож-
ного транспорта, связанных с обеспечением безопасно-
сти движения поездов и обслуживанием пассажиров?
5. Что такое гарантии?
6. Чем гарантийные выплаты отличаются от компенсации-
онных выплат?
7. Порядок, место и сроки выплаты заработанной платы.
Тема 4.3 Дисциплина работников железнодорожного транспорта.
Нормативные документы, регулирующие дисциплину работников железнодорожного транспорта. Права и обязанности работника (администрации). Понятие и основание дисциплинарной ответственности работника; ответственность за нарушение безопасности движения. Виды дисциплинарных взысканий, порядок их применения. Порядок обслуживания и снятия взысканий.
Студент должен знать:
- нормативные акты, регулирующие дисциплину работников
железнодорожного транспорта;
- права и обязанности сторон трудового правоотношения;
- виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
- порядок обжалования и снятие дисциплинарных взыска-
ний.
Студент должен уметь:
- работать с нормативными документами, регулирующими
дисциплину работников железнодорожного транспорта;
- определять степень вины работника и меру дисципли-
нарного взыскания.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/1,5,9], [II/3,6,7,8,9].
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое дисциплинарный проступок?
2. Из чего состоит дисциплина работников железнодо-
рожного транспорта?
3. Что является правовой базой для разработки правил
внутреннего трудового распорядка на предприятиях
железнодорожного транспорта?
4. В чем состоят обязанности руководителей предпри-
ятий железнодорожного транспорта?
5. Каков порядок применения дисциплинарных взыска-
ний к работникам предприятий железнодорожного
транспорта?
6. Как можно досрочно снять дисциплинарное взыска-
ние?
7. В течение какого срока и где может быть обжаловано
наложение дисциплинарного взыскания?
Тема 4.4 Охрана труда
Законодательство об охране труда. Требование и организация охраны труда. Несчастные случаи на производстве. Обеспечение прав работников на охрану труда. Особенности регулирования труда женщин и работников в возрасте до 18 лет. Право социальной защиты граждан.
Студент должен знать:
охрану труда - как институт трудового права; специальное положение по охране труда женщин и молодежи;
социальные гарантии; законодательство об охране труда.
Студент должен уметь:
работать с нормативными документами, регулирующими охрану труда работников железнодорожного транспорта.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/1,5,9], [II/3,6,7,8,9].
Вопросы для самоконтроля
1. Что включает в себя понятие - охрана труда?
2. Что входит в перечень обязанностей по обеспечению
норм охраны труда администрации предприятий же-
лезнодорожного транспорта?
3. Какие виды инструктажей Вы знаете, и кто проводит
их на предприятиях железнодорожного транспорта?
4. Является ли отказ от медицинского осмотра наруше-
нием охраны труда? Почему?
5. Как оформляются (расследуются и учитываются) не-
счастные случаи на производстве?
6. Что такое страховой полис?
7. Какие виды пенсий Вы знаете?
Тема 4.5 Трудовые споры и порядок их разрешения
Законодательство о трудовых спорах. Понятие, причины трудовых споров. Органы, рассматривающие трудовые споры. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. Коллективные трудовые споры и порядок их рассмотрения. Подведомственность трудовых споров суду. Сроки обращения за разрешением трудовых споров. Защита трудовых прав работников.
Студент должен знать:
порядок разрешения индивидуальных трудовых споров; рассмотрение коллективных трудовых споров; органы, рассматривающие трудовые споры.
Студент должен уметь:
обжаловать действие администрации при нарушении действующего законодательства.
Методические указания: наиболее подробно материал рассмотрен в [I/5,7,8,9], [II/3,6,7,8,9].
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое трудовые споры, и каковы их виды?
2. В каком порядке разрешаются индивидуальные тру-
довые споры?
3. Когда трудовые споры могут рассматриваться непо-
средственно в районных судах?
4. В течении какого срока подлежит исполнению реше-
ние суда о восстановлении на работе?
5. Какие стадии проходит коллективный трудовой
спор?
6. Что такое трудовой арбитраж?
7. Почему на предприятиях железнодорожного транс
порта, участвующих в перевозочном процессе, забас-
товки запрещены?