Перечень рассматриваемых вопросов




29.10

Домашняя работа

Душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства в лирике А.С.Пушкина

На этом занятии вы

узнаете новые страницы биографии и творчества Александра Сергеевича Пушкина,

познакомитесь с некоторыми адресатами его стихотворений;

узнаете об особенностях любовной лирики Пушкина, проведя анализ стихотворений «К ***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»;

Сможете

на основании анализа стихотворений «К ***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» сделать выводы об особенностях любовной лирики А. С. Пушкина.

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Особенности любовной лирики Пушкина, новаторство.

2. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» Адресат, краткий анализ стихотворения.

3. «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» Возможный адресат, краткий анализ стихотворения.

4. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» Краткий анализ стихотворения.

 

Словарь:
Адресат
— тот, кому адресовано или на кого рассчитано что-либо (послание, письмо и проч.)

Лирический герой — образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания.

Тема — круг жизненных явлений, изображённый в произведении.

Идея — основная мысль художественного произведения.

Композиция — расположение частей, построение произведения.

Жанр — вид художественного произведения.

Послание — лирический жанр в поэзии XVIII и начала XIX века; стихотворение, адресованное какому-либо лицу.

Элегия — жанр поэзии, лирическое стихотворение с оттенком грусти, раздумья, поэтической интимности.

Романс — название небольшого лирического стихотворения песенного типа, преимущественно на тему любви.

 

Александр Сергеевич Пушкин – основатель русской самобытной любовной лирики. До него читатель довольствовался переводной литературой или подражаниями европейским поэтам.

Тема любви эволюционировала за короткую жизнь поэта в его творчестве. В лицейские годы стихотворения на эту тему были лёгкого содержания, немного интимные, посвящены конкретным женщинам.
В ссылке поэт увлекается романтизмом, потому и к любви у него появляется трагедийное отношение. Но скоро Пушкин опять пересматривает свои взгляды на любовь. Он осознаёт, что страдание губительно для вдохновения и снова ориентируется в жизни и творчестве на любовь созидающую. Но теперь это нечто большее, чем в юношеские годы: это великая благость, светлая жертвенность, идеал.

Одним из основных новшеств Александра Сергеевича Пушкина является выход за строгие рамки конкретного жанра. Гениальности всегда тесно в рамках, и Пушкин смело их разрушал. В одном произведении мы можем встретить черты послания, элегии, романса.

Но не только форма стихотворений Пушкина блистает новизной, но и внутреннее содержание отличается от общепринятого. До Пушкина никто и не думал благодарить за безответную любовь. За неё проклинали, от неё страдали, мучались и так далее. Стихи же Пушкина о любви неразделённой, прошедшей — своего рода благодарность за сильные, прекрасные, благородные чувства, которые испытывал поэт.

В стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…») Пушкин вместил целую историю встреч и разлук с Анной Петровной Керн. Первые две строфы — мимолётная встреча, следующие две строфы — жизнь «во мраке заточенья», когда лирический герой «забыл» «голос нежный» и его унылое затворничество протекало

Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.

И, наконец, последние две строфы — пробуждение души, радость творчества, жизни, наслаждение красотой, увенчанные любовью:
И сердце бьётся в упоенье
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.

Стихотворение «К***», как видим, автобиографично. Однако, в нём есть и другой план, который раскрывает темы красоты и поэтического вдохновения. Любовь пришла к Пушкину после того, как «душе настало пробужденье», когда все духовные силы поэта встрепенулись для приятия жизни, все творческие способности раскрылись и чувствам стала внятна красота. Именно тогда приходит любовь, гармонически завершающая картину. Стихотворение даёт возможность увидеть важные черты Пушкина-художника.

В поздних стихотворениях Пушкин пишет о любви сдержанно, но эта сдержанность говорит о более значительных, глубоких и богатых чувствах.
Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. Недаром он снова и снова повторяет: «Я вас любил…» Мы наблюдаем, как в этом стихотворении чувство любви вынуждено уступить чувству самоотвержения. Покой любимой женщины ему дороже своего неразделённого чувства: «Я не хочу печалить вас ничем». Поэтому поэт осознанно побеждает страсть. Он искренне желает любимой полного счастья («Как дай вам Бог любимой быть другим») и одновременно возводит свою любовь в такую высокую степень, которой не может достичь никакая другая любовь.

Адресат стихотворения точно неизвестен, но существует версия, что оно посвящено Анне Алексеевне Олениной. Пушкин, посещавший по окончании лицея дом Алексея Николаевича Оленина, знал его дочь ещё ребёнком. Вернувшись после ссылки в Петербург, поэт навестил семью Олениных. За время разлуки Анна Алексеевна превратилась в красивую барышню, не знающей недостатка в поклонниках.
И вот, уже влюблённый в свою будущую жену Наталью Николаевну Гончарову, поэт в 1829 году пишет прощальное послание своей прошлой любви.

На одном ничем не примечательном московском балу в декабре 1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу, которую только начали вывозить в свет. Пушкин был покорён её красотой. В апреле 1829 года он просит руки Натальи Николаевны Гончаровой. Ему не дают внятного ответа: не отказывают, но и не дают согласия. Огорчённый, Пушкин отправился в давно задуманную поездку на Кавказ, там пишет, в числе прочих, стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829)
В стихотворении нет ярких и красочных эпитетов. Две метафоры «лежит… мгла» и «сердце… горит» привычны и широкоупотребительны в литературной разговорной речи. Лексика стихотворения проста: «Мне грустно и легко…», «Унынья моего / Ничто не мучит, не тревожит…», «Что не любить оно не может…», но вместе они складываются в один гармоничный образ светлой и тихой печали. Любовь от поэта не зависит — виновато сердце. И он взволнован этой способностью сердца «гореть» и «любить».

Ночному пейзажу соответствует невидимый мир души. Их объединяет спокойствие, умиротворение. Но состояние природы («ночная мгла») не сходно с переживанием героя («печаль моя светла»). Вызвано это тем, что природу созерцает переполненная любовью душа. «Сердце… горит и любит», несмотря на то, что любви его нет ответа. Неразделённая любовь вызывает печаль, грусть, уныние. Герой испытывает противоречивые, контрастные настроения — «грустно» и «легко», «печаль» и «светла».
Поэт-романтик употребил бы эти образы и мотивы для выражения разобщённости героя с возлюбленной и с миром, одиночества, невозможности достижения идеала. У Пушкина иначе: отсутствие взаимности не вносит в душу героя разлад, не отдаляет его от мира. Герой мысленно соединяется с недоступной ему возлюбленной («Печаль моя полна тобой, / тобой, одной тобой…»).

Пушкин выразил именно своё чувство. Однако в этом конкретном чувстве читатель может узнать что-то своё, знакомое, пережитое. Почему так? Потому что жизненное переживание послужило прообразом переживания художественного, в котором обобщён опыт автора стихотворения.

В жизни каждое чувство связано с массой несущественных потребностей. В лирике оно преображается, очищаясь от всего постороннего и приземлённого.

I Основные выводы:

• Пушкин — основатель самобытной русской любовной лирики.

• Пушкин в своих произведениях выходил за рамки одного жанра.

• Любовь, даже безответная, для Пушкина — источник гармонии, вдохновения, подъёма душевных сил, благость, светлая жертвенность, идеал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: