Портрет героя комедии Д.И.Фонвизина « Недоросль»




Русский язык 8-Б класс 8 мая 2020 г

Тема «Р.р.Редактирование текста»

 

Цель урока: мы продолжаем работу по выработке умений правильно выстраивать структуру текста, соблюдая логическую последовательность содержания.

 

Ход урока

1.Записали дату, ДО и тему урока

 

2. Продолжаем работать с текстом

 

Сегодня будем редактировать текст. Предлагаю вам следующее задание. Для того, чтобы данные ниже абзацы стали текстом, их необходимо

расположить в соответствии с логикой сочинения так, чтобы текст раскрывал его тему.

Сам текст не переписывать, цифрами указать логическую последовательность содержания текста.

Надеюсь, задание понятно? Работу оформить так, например:

1.

7 и т.д.

 

 

Портрет героя комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1. Любимые занятия Митрофана – плотно поесть и порезвиться на голубятне. Ему наняли учителей, да только по арифметике Цыфиркин с ним третий год бьётся, но Митрофан «трёх перечесть не умеет». Кутейкин по грамматике четвёртый год с Митрофаном «мучит свой живот», но тот, «кроме задов, новой строки не разберёт; да и зады мямлит… без складу по складам, без толку по толкам». Но для Простаковой и этого достаточно, лишь бы ребёнок не перетрудился. Презрительное отношение к учению в Митрофане формирует его мать. Для неё «арихметика» — «дурацкая наука», у кого есть день, тот и сам их сочтёт, а «денег нет – что считать?» «Не дворянская» наука «еография», по мнению Простаковой, на то извозчик есть, а дело дворянина сказать, куда его надо доставить. Сам Митрофан заявляет матери: «не хочу учиться, хочу жениться», и если он согласен её «потешить», «для виду» поучиться, то только в последний раз, «чтоб сегодня быть сговору».

2. История Митрофана объясняет, откуда берутся Скотинины, как формируются «скотские» пороки человеческой натуры. Это прежде всего личный пример матери. «Митрофан» — имя тоже «говорящее», в переводе с греческого означающее «являющий свою мать». Как и Простакова, Митрофан всегда готов «за людей приниматься» (то есть чинить над ними расправу).

3. Показательно его отношение к своей няньке Еремеевне. В ответ на её просьбу немного поучиться Митрофан ей грозит: «Ну, ещё одно слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему».

4. Но, получая отпор, Митрофан сразу отступает, как, например, в сцене драки со Скотининым, когда при виде опасности он тут же прячется за Еремеевну.

5. Митрофан – шестнадцатилетний недоросль, последний из трёх поколений Скотининых. Он наследник «родовых» скотининских черт, «матушкин сынок, а не батюшкин». Так, рассказывая в начале пьесы о своём сне, в котором матушка изволила бить батюшку, Митрофан жалеет матушку, уставшую, «колотя батюшку».

6. Дурной пример матери, отсутствие должного «нравственного» воспитания при полном невежестве дают свой результат. Когда в финале пьесы лишённая власти Простакова бросается к сыну с криком: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!», Митрофанушка досадливо отвечает ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…», наглядно иллюстрируя таким образом слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды».

7. В сцене экзамена в полной мере раскрывается дремучее невежество и «крепколобость» Митрофана. Когда Правдин спрашивает Митрофана по грамматике, к какому имени – существительному или прилагательному – относится слово «дверь», то, по разумению недоросля, та дверь, что «приложена к своему месту», — «прилагательна», а другая, что «стоит ещё не повешена: так та покамест существительна». Когда его пытаются экзаменовать по истории, то выясняется, что эту науку Митрофан постигает из рассказов скотницы Хавроньи

 

 

Рекомендации к выполнению работы:

Чтобы выдержать логику рассуждения (верно определить начало, развитие рассуждения и вывод в тексте) необходимо соотнести данный текст с композиционной схемой текста типа речи рассуждение и определить, какой из абзацев соответствует тезису, в каких находятся аргументы и иллюстрации к аргументам, а какие части текст а являются выводом к заявленным тезисам.

Подсказка:

Тезис – утверждение автора текста какой— либо мысли, которую в дальнейшем предполагается развивать в доказательствах (аргументах). Кроме того, тезисом может быть и вопрос, риторический вопрос, риторическое восклицание, обозначающие проблему, над решением которой автор будет биться на протяжении всего дальнейшего рассуждения.

Доказательство представляет собой часть рассуждения автора и состоит из двух компонентов: собственно аргумента (общего доказательства) и иллюстрации к аргументу (примеров, деталей аргумента). Как правило, доказательство как часть текста располагается за тезисом – утверждением, которое нужно доказать.

Вывод – часть текста рассуждения, который располагается за аргументом и является следствием аргумента. Микровыводы должны быть в завершении каждой из микротем, представленных в рассуждении.

Микротема – это новый поворот ведущей темы текста рассуждения в каждом из абзацев.

Другими словами, в каждом абзаце есть своя микротема. В каждом из абзацев, как правило, должно быть утверждение мысли рассуждения или вопрос, на который должен ответить автор рассуждения. А также микровывод, соответствующий микротеме текста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: