ГЕОМЕТРИЯ ЛЕЗВИЙНЫХ РЕЖУЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ
Методические указания к лабораторной работе
По дисциплине
ОБРАБАТЫВАЕМОСТЬ МАТЕРИАЛОВ РЕЗАНИЕМ
Для студентов, обучающихся по направлению подготовки
Бакалавров 15.03.05 «Конструкторско-технологическое
Обеспечение машиностроительных производств» по профилям подготовки «Технология машиностроения»
Всех форм обучения
Нижний Новгород 2013
Составители: Г В Гостев, И Л Лаптев
УДК 621.9 (075.8)
Геометрия лезвийных режущих инструментов: Методические указания к лабораторной работе по дисциплине «Режущий инструмент» для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по профилям подготовки «Технология машиностроения», «Металлообрабатывающие станки и комплексы» всех форм обучения/ НГТУ; Сост: Г В Гостев, И.Л.Лаптев. Н Новгород, 2013.- 14 с.
Рассмотрены виды режущих инструментов, их общие конструктивные элементы, элементы лезвия, даны понятия простейших кинематических схем резания, систем координат и их плоскостей, даны определения углов лезвия, представлены схемы их измерения с помощью специального угломера. Приведён пример построения эскиза проходного резца и рекомендации по эскизированию других инструментов.
ИВЦ ИПТМ. Учебно-методические комплексы кафедры «Технология и оборудование машиностроения». УМК «Режущий инструмент». Методичка Геометрия РИ 2013.doc.
© Нижегородский государственный
технический университет им. Р.Е.Алексеева, 2013.
Работа выполняется бригадами по 3-4 студента.
Цель и задачи работы. Отчётность
Целью лабораторной работы является изучение основных понятий и терминов, относящихся к геометрии лезвийных режущих инструментов всех видов, применяемым в производстве.
Задачи и содержание работы:
1.1. Ознакомиться с режущими инструментами, наиболее часто применяемыми при обработке резанием, и их назначением (резцы - проходные, подрезные, расточные, прорезные, отрезные, фасонные; осевой инструмент – свёрла спиральные, зенкеры, развёртки; фрезы – дисковые, прорезные, отрезные, торцевые, концевые, шпоночные, фасонные, угловые; резьбонарезной инструмент – метчики, резьбовые плашки; протяжной инструмент – протяжка, прошивка (круглые); зуборезный инструмент – зуборезные долбяки, дисковые, концевые, модульные фрезы). Используется дополнительная литература [1-6].
1.2. Изучить конструктивные элементы инструментов (см. с. 4-5).
1.3. Изучить геометрию режущих инструментов (см. с. 5-9).
1.4. Выполнить измерение углов лезвий резцов (см. с. 10-11).
1.5. Выполнить эскизы режущих инструментов, заданных преподавателем (2 резца, осевой инструмент, фреза).
1.6. Выполнить расчет действительных задних углов aД (см. с. 11-12) для условий, заданных преподавателем вариантом таблицы 1.4 журнала-отчета [7].
1.7. Представить отчёт по работе в журнале-отчете [7], передаваемом студентам в электронном виде. Отчет по работе заполняется студентом индивидуально.
В отчете представляются эскизы двух резцов, осевого инструмента, фрезы. В таблицах 1.1 и 1.2 отчета [7] (далее таблица 1) указываются наименования резцов и углы лезвия, полученные в результате измерения. Для некоторых типов резцов (например, для отрезного) заполняются дополнительные столбцы таблиц, в которых указываются углы вспомогательный задний α2 и вспомогательный в плане φ2.
Таблица 1. Геометрия инструментов
Наименование резца | Углы резца, град. | |||||||||
Передний γ | Задний главный α | Резания δ | Заострения β | Главный в плане φ | Вспомогат. задний α1 | Вспомогат. в плане φ1 | Наклона реж. кр. λ | |||
Отчет подписывается и допускается к защите после исправления студентом всех замечаний преподавателя.
1.8. Получить зачет по работе (ответить на вопросы преподавателя, отчитывается индивидуально каждый студент).
Структура индивидуальной защиты отчёта:
1.8.1. Преподавателем предлагается определенный инструмент.
1.8.2. Студент должен указать название и назначение инструмента. Дается описание схемы работы (форма обрабатываемой поверхности, состав движений инструмента) и конструктивных элементов инструмента (поверхности лезвия, кромки).
1.8.3. Определяется и показывается геометрия инструмента в заданной точке лезвия.
2. Охрана труда
При проведении работы в лаборатории должны выполняться требования действующей инструкции по технике безопасности. Особое внимание при выполнении данной работы следует обращать на опасность травматизма при обращении с острозаточенными лезвиями инструментов и возможное падение инструментов. Также следует учитывать обращение с приборами для замера геометрии, обладающими достаточно большой массой.
3. Конструктивные элементы лезвийных инструментов (более детально данный вопрос будет изучаться в курсе “Режущий инструмент”).
Режущие инструменты имеют крепёжно-присоединительную и рабочую часть, с помощью которой осуществляется процесс срезания припуска (рисунок 1).
![]() |
Рабочая часть – это часть режущего инструмента, включающая корпус, на котором располагаются: режущая и (при наличии) калибрующая и направляюще-центрирующая части. Корпус может быть цилиндрической, конической или призматической формы. У осевых инструментов (свёрла, зенкеры, развёртки) его называют сердцевиной.
Режущая часть инструмента состоит из одного или нескольких конструктивно обособленных режущих элементов, которые называют зубьями (у резцов головкой, у свёрл могут называть перьями и т.п.).
Каждый режущий элемент содержит одно лезвие клинообразной формы. Лезвие ограничено передней поверхностью А g (поверхностью по которой сходит стружка) и задней поверхностью А a (поверхность, контактирующая с поверхностью обрабатываемой заготовки). Пересечение поверхностей А g и А a образуют режущую кромку К.
Обычно на лезвии выполняется две или более режущих кромок. Одна из них главная – та, которая на периметре резания занимает большую часть, другая вспомогательная (рисунок 1). То, что относится к главной режущей кромке, называется главным (главная передняя поверхность (если она не одна), главная задняя поверхность, главная режущая кромка), а то, что относится к вспомогательной режущей кромке, называется вспомогательным. У фасонных инструментов обычно одна режущая кромка – фасонная.
Если режущих кромок больше двух (чаще всего), то им присваиваются другие названия (например, на сверле – поперечная, на резце переходная или радиусная и т.п.).