Теория
Ускорение при движении по окружности называют центростремительным.
Оно всегда, в каждой точке траектории, направлено к центру окружности.
Модуль центростремительного ускорения связан с линейной υ и угловой ω скоростями соотношениями:
Пример решения качественных задач
Шарик движется по окружности радиусом R со скоростью v. Как изменится центростремительное ускорение шарика, если радиус окружности уменьшить в 3 раза, оставив скорость шарика прежней?
Ответы: 1) уменьшится в √3 раз 2) уменьшится в З раза 3) уменьшится в 9 раз 4) увеличится в 3 раза
Решение.
Ключевые слова в тексте задачи (выделено красным)
По формуле центростремительного ускорения видим, что, если радиус R уменьшить в 3 раза, то ускорение а увеличится в 3 раза, при сохранении прежней скорости.
Правильный ответ: 4).
Пример решения расчетных задач
С какой скоростью автомобиль должен проходить середину выпуклого моста радиусом 90 м, чтобы пассажир на мгновение оказался в невесомости? Варианты ответа: 1. 10 м/с; 2. 20 м/с; 3. 30 м/с; 4. 40 м/с.
Дано: ;
(сила реакции опоры равна нулю, так как пассажир, находясь в невесомости, не давит на сиденье автомобиля);
Найти:
Решение
Решаем данную задачу в системе отсчета, связанной с Землей.
Человек движется вместе с автомобилем (см. Рис. 1) с ускорением, направленным вниз. На него действует только сила притяжения к Земле (), именно она в данном случае является центростремительной.
Следовательно:
Ответ: 3. 30 м/с.
Задание на дом:
Прочитать §17 по ссылке: https://rl.odessa.ua/media/_For_Liceistu/Physics/Myakishev_Phys-10.pdf
Разобрать и записать примеры решения задач
Фото работ (с указанием даты и номера урока) прислать на электронную почту: helenkha18@ mail.ru
Уровни учебных достижений | Оценка | Критерии оценивания учебных достижений |
Недостаточный | Отсутствует ответ на вопрос, задание и т.д. | |
Начальный | Ученик (ученица) показывает непонимание основного содержания учебного материала или допускает существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах учителя. | |
Средний | Ученик (ученица) с помощью учителя описывает явление или его части без объяснений соответствующих причин, называет физические явления, различает буквенные обозначения отдельных физических величин, знает единицы измерения отдельных физических величин и формулы из темы, которая изучается. | |
Достаточный | Ученик (ученица) может объяснять физические явления, исправлять допущенные неточности, обнаруживает знание и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теорий), дает полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, при этом допускает две-три несущественные ошибки, исправляет ошибки по требованию учителя. | |
Высокий | Ученик (ученица) свободно владеет изученным материалом, умело использует физическую терминологию, умеет обрабатывать научную информацию: находить новые факты, явления, идеи, самостоятельно использовать их в соответствии с поставленной целью, дает самостоятельно полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, литературным языком; при этом допускает одну-две несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляет в ходе ответа. |