26.10
Домашняя работа
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Сведения из биографии.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
На этом занятии мы:
познакомимся со страницами биографии и творчества Александра Сергеевича Пушкина,
сделаем попытку понять истоки его лирики дружбы,
познакомимся со стихотворениями «К Чаадаеву», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»,
будем совершенствовать навыки смыслового и эстетического анализа текста.
Мотивационный модуль
Александр Твардовский писал о Пушкине: “Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца”. Пушкин способен привязываться к человеку «всеми силами души».
Вспомните произведения А.С. Пушкина, которые вы уже знаете.
Основное содержание занятия:
1. Основные вехи биографии А.С. Пушкина. Петербург и вольнолюбивая лирика.
2. Южная ссылка и романтический период творчества.
3. Михайловское.
4. Становление реализма в творчестве Пушкина.
5. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка.
6. Болдинская осень в творчестве Пушкина.
7. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства.
I Запись в тетрадь
Периоды творчества А.С.Пушкина
Периоды творчества | Характерные черты периода | Значительные произведения |
Лицейский период (1811-1816) | Формирование юного поэта под влиянием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. Основные темы и мотивы лицейской лирики: тема патриотизма, мотив протеста против самодержавия, вольнолюбивые и сатирические мотивы, темы дружбы и поэтического творчества, мотивы любви и смерти. | «Воспоминания в Царском Селе», «Лицинию», «Городок», «Пирующие студенты», «К Пущину (4 мая)», «К Дельвигу», «К другу стихотворцу», «Певец», «Элегия», «Желание» |
Петербург ский период (1817-1820) | Тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям, либеральным ценностям, интерес к старинным народным сказаниям. | «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Сказки», «Руслан и Людмила»… |
Период южной ссылки (1820-1824) | Усиление вольнолюбивых мотивов. Интерес к сильным личностям, находящимся в разладе с обществом. Воспевание ценностей любви и свободы и их скептическое отрицание, сомнение в осуществлении юношеских идеалов. | «Узник», «К морю», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Ночной зефир...», южные поэмы |
Период ссылки в Михайлов ское (1824-1826) | «Освобождение» лирики от картинных сравнений и метафор, усиление ее гармоничности, гуманизма и общечеловеческого содержания, философского осмысления жизни. Отражение в «Борисе Годунове» новаторских принципов «истинного романтизма», определившего историческую концепцию творчества. | «Вакхическая песня», «Анчар», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября 1825 г», «Зимний вечер», «Няне», «Зимняя дорога», «Борис Годунов»… |
Период после ссылки или середина жизни (1826-1830) | Верность идеалам декабристов. Выражение в лирике глубоких симпатий к природе, соединенных со светлой печалью любовного чувства. Наполнение личных мотивов философским содержанием, осмыслением вечных проблем бытия, философское осмысление темы поэтического творчества. | «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Зимнее утро», «Я вас любил: любовь еще, быть может», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Мадонна» |
Период Болдинской осени (1830) | Угнетенное душевное состояние («Бесы») и попытка его преодоления («Элегия», «Моя родословная»). Возникновение реалистической прозы, побуждающей анализировать жизнь, переоценивать моральные нормы. Рождение новаторской драматургии. | «Бесы», «Элегия», «Моя родословная», «Сказка о попе и работнике его Балде», «История села Горюхина», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», завершен «Евгений Онегин» |
Последние годы жизни (1831-1836) | Попытки выхода из светского круга, размышления о себе, своем творчестве и своем времени. Осмысление проблем «человек и судьба», «человек и история», социальных противоречий и крепостничества, причин и результатов крестьянских волнений. | «Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Пиковая дама», «Дубровский», «Капитанская дочка» |
Музыкальный строй пушкинского стиха постоянно привлекали внимание русских композиторов. На произведения А. С. Пушкина написано столько музыки, сколько не написано, на произведения всех остальных поэтов - его современников, вместе взятых. Например, на стихотворение «Не пой, красавица при мне…» музыку написал 21 композитор, а на стихотворение «Певец» - 15 композиторов и т. д. Нет ни одного крупного композитора, который бы не вдохновился гениальными строками Пушкина. М. Глинка, А.Даргомыжский, М.Мусоргский, Н. Римский – Корсаков, П. Чайковский, Ц.Кюи, С.Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Ю. Шапорин, В.Шебалин и другие создали глубоко волнующие, незабываемые музыкальные произведения – оперы, балеты, романсы, песни на сюжеты и стихи Пушкина.
В числе интересных иллюстраций к Пушкину следует в первую очередь выделить иллюстрации Бенуа к «Медному всаднику» и к «Пиковой даме», Шухаева к «Пиковой даме» и Добужинского к «Станционному смотрителю», иллюстрации художника Пахомова к «Дубровскому». Интересны и рисунки Кибрика к «Сказкам Пушкина». Хотелось бы также отметить с большой любовью сделанные иллюстрации в деревянной гравюре
Л. С. Хижинского.
Иллюстрации Бенуа к «Медному всаднику»: