Периоды творчества А.С.Пушкина




26.10

Домашняя работа

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Сведения из биографии.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

На этом занятии мы:

познакомимся со страницами биографии и творчества Александра Сергеевича Пушкина,

сделаем попытку понять истоки его лирики дружбы,

познакомимся со стихотворениями «К Чаадаеву», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»,

будем совершенствовать навыки смыслового и эстетического анализа текста.

Мотивационный модуль

Александр Твардовский писал о Пушкине: “Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца”. Пушкин способен привязываться к человеку «всеми силами души».

Вспомните произведения А.С. Пушкина, которые вы уже знаете.

Основное содержание занятия:

1. Основные вехи биографии А.С. Пушкина. Петербург и вольнолюбивая лирика.

2. Южная ссылка и романтический период творчества.

3. Михайловское.

4. Становление реализма в творчестве Пушкина.

5. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка.

6. Болдинская осень в творчестве Пушкина.

7. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства.

 

I Запись в тетрадь

Периоды творчества А.С.Пушкина

Периоды творчества Характерные черты периода Значительные произведения
Лицейский период (1811-1816) Формирование юного поэта под влиянием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. Основные темы и мотивы лицейской лирики: тема патриотизма, мотив протеста против самодержавия, вольнолюбивые и сатирические мотивы, темы дружбы и поэтического творчества, мотивы любви и смерти. «Воспоминания в Царском Селе», «Лицинию», «Городок», «Пирующие студенты», «К Пущину (4 мая)», «К Дельвигу», «К другу стихотворцу», «Певец», «Элегия», «Желание»
Петербург ский период (1817-1820) Тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям, либеральным ценностям, интерес к старинным народным сказаниям. «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Сказки», «Руслан и Людмила»…
Период южной ссылки (1820-1824) Усиление вольнолюбивых мотивов. Интерес к сильным личностям, находящимся в разладе с обществом. Воспевание ценностей любви и свободы и их скептическое отрицание, сомнение в осуществлении юношеских идеалов. «Узник», «К морю», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Ночной зефир...», южные поэмы
Период ссылки в Михайлов ское (1824-1826) «Освобождение» лирики от картинных сравнений и метафор, усиление ее гармоничности, гуманизма и общечеловеческого содержания, философского осмысления жизни. Отражение в «Борисе Годунове» новаторских принципов «истинного романтизма», определившего историческую концепцию творчества. «Вакхическая песня», «Анчар», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября 1825 г», «Зимний вечер», «Няне», «Зимняя дорога», «Борис Годунов»…
Период после ссылки или середина жизни (1826-1830) Верность идеалам декабристов. Выражение в лирике глубоких симпатий к природе, соединенных со светлой печалью любовного чувства. Наполнение личных мотивов философским содержанием, осмыслением вечных проблем бытия, философское осмысление темы поэтического творчества. «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Зимнее утро», «Я вас любил: любовь еще, быть может», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Мадонна»
Период Болдинской осени (1830) Угнетенное душевное состояние («Бесы») и попытка его преодоления («Элегия», «Моя родословная»). Возникновение реалистической прозы, побуждающей анализировать жизнь, переоценивать моральные нормы. Рождение новаторской драматургии. «Бесы», «Элегия», «Моя родословная», «Сказка о попе и работнике его Балде», «История села Горюхина», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», завершен «Евгений Онегин»
Последние годы жизни (1831-1836) Попытки выхода из светского круга, размышления о себе, своем творчестве и своем времени. Осмысление проблем «человек и судьба», «человек и история», социальных противоречий и крепостничества, причин и результатов крестьянских волнений. «Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Пиковая дама», «Дубровский», «Капитанская дочка»

Музыкальный строй пушкинского стиха постоянно привлекали внимание русских композиторов. На произведения А. С. Пушкина написано столько музыки, сколько не написано, на произведения всех остальных поэтов - его современников, вместе взятых. Например, на стихотворение «Не пой, красавица при мне…» музыку написал 21 композитор, а на стихотворение «Певец» - 15 композиторов и т. д. Нет ни одного крупного композитора, который бы не вдохновился гениальными строками Пушкина. М. Глинка, А.Даргомыжский, М.Мусоргский, Н. Римский – Корсаков, П. Чайковский, Ц.Кюи, С.Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Ю. Шапорин, В.Шебалин и другие создали глубоко волнующие, незабываемые музыкальные произведения – оперы, балеты, романсы, песни на сюжеты и стихи Пушкина.

В числе интересных иллюстраций к Пушкину следует в первую очередь выделить иллюстрации Бенуа к «Медному всаднику» и к «Пиковой даме», Шухаева к «Пиковой даме» и Добужинского к «Станционному смотрителю», иллюстрации художника Пахомова к «Дубровскому». Интересны и рисунки Кибрика к «Сказкам Пушкина». Хотелось бы также отметить с большой любовью сделанные иллюстрации в деревянной гравюре

Л. С. Хижинского.

Иллюстрации Бенуа к «Медному всаднику»:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: