ПОНЯТИЕ «УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ» В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ИЗУЧАЕМ ПРОШЛОЕ – СТРОИМ БУДУЩЕЕ»
Сторожева Т.Ю.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска»
В статье рассматривается понятия практика, «успешная практика», проблема выявления лучших (успешных) практик в сфере образования на основе предлагаемых с современной педагогике критериев, описывается реализация проекта «Изучаем прошлое – строим будущее» с целью оценки его с точки зрения «успешной практики».
Ключевые слова: практика, лучшие (успешные) практики, критерии оценки практик.
Для описания лучших образцов педагогической деятельности в последнее десятилетие используются такие понятия, как «инновационный опыт», «лучшая практика», «инновационная образовательная практика» как совокупность нетрадиционных подходов, методов и приемов.
Что же такое практика? Впервые подходы к определению лучших практик сформулировал в 1914 году Фредерик Тейлор – основатель школы научного управления: «Среди всего многообразия методов и инструментов, используемых в каждый момент каждого процесса, всегда есть один метод и инструмент, который работает быстрее и лучше остальных».
Рабочее определение термина «практика» можно основывать на толкованиях, предлагаемых в современных словарях:
ПРАКТИКА (греч. praktike, от praktikos — деятельный, активный) — материальная, чувственно-предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности. П. обычно понимается как систематическая, многократно повторяющаяся деятельность, как соединение такого рода деятельности многих индивидов. Частным случаем П. является приложение разрабатываемой теории к тому фрагменту реальности, который описывается ею. П. в этом смысле иногда противопоставляется теории. (Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004).
|
ПРАКТИКА [практика] ж. 1) Деятельность человеческого общества, направленная на создание необходимых условий своего существования. 2) Жизнь, действительность, конкретное дело как область применения и проверки каких-л. выводов, положений. 3) Накопленный опыт, совокупность приемов и навыков в какой-л. области деятельности. 4) Применение знаний, навыков в каком-л. деле, систематическое упражнение в чем-л. как источник опытности, умения. 5) Организуемая по специальному учебному плану работа студентов или других учащихся на производстве с целью закрепления их теоретических знаний и расширения опыта в области какой-л. специальности. 6) а) Деятельность врача или юриста. б) Сфера такой деятельности. (Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. – М.: АСТ, 2006).
ПРАКТИКА, -и, ж. 1. Деятельность по изменению природы и общественных отношений в процессе производства, деятельность по применению чего-н. в жизни, опыт. Всегда сочетать теорию с практикой. Проводить что-н. на практике 2. Приемы, навыки, обычные способы какой-н. работы. П. преподавания. Существующая судебная п. 3. Применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем. Летняя п. 2 студентов. 4. Работа по специальности. Врач с многолетней практикой. (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992).
|
Опираясь на вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что практика – это целенаправленная, целесообразная, систематическая и эффективная деятельность педагога или группы педагогов по реализации системного подхода в преподавании или воспитании.
По мнению Соломатина А. М., педагогическая практика не ограничивается только процессами обучения, воспитания и развития обучающегося. Она значительно шире и включает в себя также деятельность по созданию необходимых условий для взаимодействия с учениками (воспитанниками). Эти условия связаны с созданием, разработкой необходимого инструментария (программ, технологических карт подбором и разработкой дидактических материалов и т.д.) [3]
Существует много критериев лучших образовательных практик:
- Соответствие критериям общественного развития;
- Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности;
- Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения положительных результатов;
- Стабильность результатов;
- Наличие элементов новизны;
- Актуальность и перспективность;
- Репрезентативность;
- Соответствие современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. [4]
Исходя из вышеизложенного, мы проанализировали с точки зрения успешной практики проект «Изучаем прошлое – строим будущее», который реализуется в МБОУ «СОШ№8 г. Петровска» с 2013 года (руководители - Панчук Елена Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №8 г. Петровска», Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№8 г. Петровска») и направлен на изучении истории, литературы, географии, культуры родного края. Соруководителями проекта в разные годы его реализации были учителя МБОУ «СОШ №8 г. Петровска», МБОУ «СОШ №2 г. Петровска», МБОУ ООШ №5 г. Петровска».
|
Работа над проектом ведётся в соответствии с программой внеурочной деятельности «От замысла к открытию», которая отвечает требованиям ФГОС ООО и ФГОС СО. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №8 г. Петровска», на проектную деятельность в 5-11 классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Аудиторные занятия проводятся только в начале года, когда определяются основные этапы проектной и исследовательской деятельности, дальше каждый работает по индивидуальному плану, объединяя собранный материал у учителя. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Проанализировав собранный материал и определив находки каждого участника в мини-проекте, выносится совместное решение, как же реализовать главный проект, над которым работали все участники. Непосредственная роль педагога минимизировано, педагоги превращаются в консультантов по проблеме, а учеников - в открывателей.
Кроме того, работа над проектом выстроена таким образом, что подростки могут попробовать себя в различных видах деятельности - в роли менеджеров по организации мероприятий, менеджеров по связям с общественностью, историков-архивистов, журналистов, фотографов, IT-специалистов, актеров, дизайнеров и т.д. Важно, что в процессе коллективной работы у ребят вырабатываются не только профессиональные, но и коммуникационные, кооперативные навыки.
Эффект подобной педагогической практики весьма значителен – молодежь получает возможность применить приобретенные теоретические знания не в контексте искусственно созданной учебной ситуации, а в реальных жизненных обстоятельствах и убедиться в значимости полученного продукта.
Участие учащихся МБОУ «СОШ№8 г. Петровска» в различных международных фестивалях и соревнованиях тоже может служить оценкой его результативности.
За время работы над проектом были изданы краеведческие книги, созданы сайты «Длина Георгиевской ленточки» (за данный сайт автор Руслан Попов был награжден медалью Союза журналистов России), «Карты Саратовской области. Достопримечательности», «Воинские захоронения и объекты Петровского района Саратовской области, увековечивающие память погибших при защите Отечества».
За время работы над проектом были составлены и реализованы туристические маршруты:
Литературная экскурсия «Петровск - город «Ревизора»:
- мастер-классы «Творческая мастерская комнаты - музей «Петровск – город «Ревизора» по изготовлению ревизорок» - 820 человек
- «Историко-литературная мастерская комнаты-музея «Петровск – город «Ревизора» «Бал у Сквозник-Дмухановского» - 510 человек
Обзорные и тематические экскурсии по городу Петровску для гостей города – 445 человек.
Как видим, реализуемый проект соответствует критериям общественного развития, имеет высокую результативность и эффективность педагогической деятельности, расходование сил и средств педагогов и детей для достижения положительных результатов не вызывает особых затрат и перегрузки, опыт можно тиражировать в любом образовательном учреждении, проект соответствует современным достижениям педагогики и методики.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что реализуемый проект «Изучаем прошлое – строим будущее» не только предоставляет возможность расширения знаний, но и решает социальные проблемы, участники проекта участвуют в профессиональной ориентации подростков, способствуют выявлению талантливой и активной молодежи, и, таким образом, может считаться «успешной практикой» в области обучения и образования.
Литература
1. Дьяченко Т. В. Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 46-49. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9115/ (дата обращения: 10.08.2018).
2. Заир-Бек Сергей Измаилович, Горбовский Ростислав Викторович, Подходы к проектированию, оценке и отбору успешных практик в сфере образования/Электронный научный журнал "Письма в Эмиссия.Оффлайн" 2018 г., выпуск № 3 (март) https://www.emissia.org/offline/2018/2598.htm/(дата обращения: 10.08.2018).
3. Соломатин А.М. Взаимодействие педагогической науки и практики в системе образования. - Омск, 2009.
4. УМК «Современные проблемы науки и образования». – СПб, 2013.