Введение
До 90-года наша страна жила в условиях, имеющих следующие особенности:
1) Функционирование экономики в условиях административно-командной системы, где управление упиралось на научные принципы (научный подход, демократический централизм, первенство политического подхода к решению хозяйственных задач, единоначалие – использование моральной и материальной заинтересованности, хозяйственный расчет).
2) Изменилась не только экономическая сторона жизни, но и социально-политическая, т.е. от тоталитаризма к демократии.
3) Изменились основы, на которых держалась вся система, соответственно изменилась жизнь каждого, отсюда необходимость перестроиться и найти себя в новых условиях.
Менеджмент – это управление, т.е. деятельность по руководству людьми.
Бизнесмен и менеджер – близкие понятия, преследуют похожие цели: добиться наибольшего эффекта в результате деятельности, но есть и существенные различия.
Бизнесмен – это владелец капитала, у которого не обязательно в подчинении могут быть люди. Риск за идею нового направления своей деятельность несет бизнесмен.
Менеджер – наемный управляющий, который может иметь часть акций предприятия и тем самым приблизиться к сути бизнесмена. Обязательно наличие управляемых субъектов. Менеджер не выбирает идею, а исполняет наиболее оптимальным образом выбранный собственником капитала путь.
Тема: Сущность и категории менеджмента
1. Сущность менеджмента
2. Требования, предъявляемые к профкомпитенции менеджера
3. Виды разделения труда менеджеров
4. Экономический механизм менеджмента
-1-
Менеджмент – это интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Трактовок менеджмента много, т.е. к этому понятию имеются подходы. Наиболее часто употребляемые подходы:
|
- функция. Т.к. менеджмент предполагает выполнение определенных функций: планирование, организовывание, контроль, координация и мотивация, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
- процесс. Это процесс влияния на деятельность отдельного работника, группу с целью достижения максимальных результатов. Это такой процесс принятия управленческих решений в отношении изменения целей и программы действий, что касается всех уровней управления. Менеджер выбирает меры воздействия, средства контроля и рассматривает варианты решений в отношении их практической осуществимости в конкретной ситуации. Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений составляет технология менеджмента.
- умением анализировать информацию, принимать управленческие решения, ставить и реализовывать цели, обладает определенная категория людей, которых называют менеджеры.
- работа этой категории людей состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала. Поэтому менеджеров идентифицируют с органом или аппаратом управления, главная задача которого – эффективное использование и координация всех ресурсов. Т.к. управление имеет определенную структуру, то уместно говорить об органе или аппарате как субъекте управления, применительно к которому используют термин менеджмент.
|
- в конце 20-го века менеджмент выделяют как науку, имеющую свой предмет, специфические проблемы и подходы к их решению, т.е. появилась система научных знаний, которая составляет теоретическую базу в практике управления. Понимание менеджмента как искусства управления связано с тем, что управление людьми требует не только научного подхода, но и искусства применять его в конкретных ситуациях.
-2-
Менеджерский труд имеет свою специфику в том, что носит преимущественно умственный, творческий характер. У менеджеров особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Отсюда их орудие труда – (компьютер) средства работы с информацией. В своей работе менеджеры тесно связаны с разными специалистами организации (экономисты, бухгалтера, финансисты). Для выполнения таких сложных и ответственных функций менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в работе по управлению.
Требования, предъявляемые к профкомпетенции менеджеров можно разделить на 2 группы:
Наличие знаний и умений в области менеджмента: - умение обосновать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность; - высокая информативность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие, состоянию исследований, техники, технологии, конкуренции, спроса и т.д.; - знакомство с опытом менеджмента в разных странах; - способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, повышать эффективность управления (владеть способами); - умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи. Эти и другие умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. И процесс этот для менеджера является непрерывным. | Способность работать с людьми и управлять самим собой. Т.к. менеджеру приходиться работать в контакте с людьми, различающимися по статусу, интересам, то ему необходимо иметь много специфических личностных качеств, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем приходиться контактировать: - высокое чувство долга и преданность делу; - уважительное отношение к людям, независимо от их статуса; - честность в отношениях с людьми, доверие к партнерам; - умение четко выражать свои мысли и убежденность; - способность быстро восстанавливать свои силы и оценивать собственную деятельность; - способность сохранять спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных. |
-3-
|
Результативность менеджерского труда повышается при специализации, разграничении прав, полномочий и сфер ответственности, отсюда вытекают виды разделения труда менеджеров.
Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников, выполняющих одинаковые функции менеджмента. Соответственно этому идет специализация работников аппарата управления.
Структурное разделение труда менеджеров. Определяется организационной структурой, масштабами, сферой деятельности, отраслевой или территориальной спецификой организации.
Вертикальное разделение труда строиться на 3-хуровневой системе управления:
- низший уровень. Менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительного труда (мастер);
- средний уровень. Наибольшая группа менеджеров, которые отвечают за производство в структурных подразделениях, состоящих из нескольких первичных образований;
- высший уровень – это администрация предприятия (руководитель, заместители).
Может быть и больше уровней: от 8 до 10 в зависимости от структуры организации.
Горизонтальное разделение – по функциям управления. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. Продвижение менеджера от низшего уровня к высшему увеличивает число и сложность задач. Низший и средний уровни менеджеров больше заняты координацией совместной деятельности людей и мотивации труда. Горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает специализацию по сферам деятельности, образующим подсистемы в организации.
Технологическое и профессионально-квалифицированное разделение труда. Учитываются виды и сложность выполняемых работ. Соответственно этому выделяют 3 категории работников: руководители, специалисты и служащие. Функции руководителей сводятся к принятию решений и организации их практической реализации. Специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений. Служащие занимаются информационным обеспечением всего процесса. Сложность управленческой работы учитывается в требованиях, которым должны отвечать менеджеры при занятии определенных должностей.
-4-
Экономический механизм менеджмента направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.
Экономический механизм менеджмента состоит из 3-х блоков:
- внутрифирменное управление:
- управление производством;
- управление персоналом.
Внутрифирменное управление |
принципы |
функции |
экономические методы |
1. Централизация в управлении 2. Децентрализация в управлении 3. Сочетание первого и второго 4. Ориентация на долгосрочные цели развития 5. Демократизация в управлении | 1. Планирование 2. Контроль 3. Организация 4. Мотивация | 1. Коммерческий расчет 2. Внутрифирменный расчет 3. Цены и механизм ценообразования |
Управление производством |
Инновационный менеджмент |
Разработка полити-ки и обеспечение процесса пр-ва |
Обеспечение сбыта |
Организационная структура управления развитием производства |
1. Проведение НИОКР 2. Разработка и внедрение новой продукции 3. Организация научно-технической деятельности | 1. Разработка 2. Технологический менеджмент 3. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами 4. Повышение качества и конкурентоспособности продукции 5. Повышение эффективности продукции | 1. Разработка сбытовой политики 2. Выбор каналов и методов сбыта 3. Сама организация сбыта | 1. Функциональная 2. Линейно-функциональная 3. Матричная 4. Штабная 5. Проблемно-целевое управление |