- Хрестоматия по истории СССР (1861-1919 гг.)/ сост. В. Ф. Антонов и др. ред.: В. Г. Тюкавкин. – М.: Просвещение, 1990. – 416 с.
- Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г/сост. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова; - М.: Просвещение, 1987. – 400 с.
- Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца 18 века/ сост. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова; - М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
- Хрестоматия по отечественной истории(1914-1945 гг.)/ ред.: А. Ф. Киселев, Э. М. Щагин; Московский педагогический гос. университет. – М.: Владос, 1996. – 896 с.
- Хрестоматия по отечественной истории(1946-1995 гг.)/ ред.: А. Ф. Киселев, Э. М. Щагин; Московский педагогический гос. ун-т. - М.: Владос, 1996. - 605 с.
- Россия, которую мы не знали. 1939-1993 [Текст]: хрестоматия: для уч-ся ст. кл. общеобраз. шк., гимназий, колледжей, техн. и студ. вузов / сост.: Л. Я. Баранова, Н. Н. Баранов, Ю. В. Величко [и др.]; ред. М. А. Дашевская [и др.]. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1995. - 432 с.
Приложения
Приложение 1. Форма титульного листа реферата
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Башкирский государственный аграрный университет
Факультет:
Кафедра:
Специальность:
Специализация:
Форма обучения:
Курс, группа:
(Ф. И. О. студента)
(название работы)
РЕФЕРАТ
Руководитель:
______________________________
(ученая степень, звание, Ф. И. О.)
_______________________________
(подпись)
«___»______________________20_____г.
Оценка при защите:
_______________________________
(подпись)
«___»______________________20_____г.
Уфа 20____
Приложение 2. Пример введения к реферату на тему «Политические партии»
Партии занимают центральное место в системе общественно-политических институтов. Политическая жизнь в цивилизованных, демократических странах немыслима без политических партий. Во всех странах выбор целей и задач развития общества, перенос их в практическую политику лежит на плечах той или иной политической партии. Через партии и общественно-политические движения осуществляется участие масс в управлении государством.
|
В связи с этим необходимо четко представлять сущность политических партий, их роль и функции в политической жизни общества. В последнее время эта тема актуальна, потому что все большее число людей становится участниками политических событий, одновременно с этим наблюдается тенденция к усилению роли партий в политическом процессе, стремление к достижению определенных политических целей. Основная цель данной работы - проанализировать специфику политических партий, как элементов политической системы, рассмотреть их функции, место и роль в политической системе современного общества.
В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятия "политическая партия", проследить процесс формирования партий, выявить их характерные черты, рассмотреть основные функции партий, классифицировать политические партии по различным признакам, а также показать, как регулируется деятельность партий правовыми нормами.
Приложение № 3. Пример заключения к реферату на тему
«Политические партии»
Таким образом, политическая партия - это общественное объединение, целью которого является участие в политической жизни общества, в организации и осуществлении государственной власти путем участия в выборах и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Политическая партия отличаются от любого другого общественного формирования, во-первых, особыми организационными принципами, во-вторых, идеологией, выраженной в политической программе, в-третьих, стремлением к реализации своих целей посредством борьбы за государственную власть.
|
Партии занимают важнейшее место в политической системе государства. Они представляют такой институт власти, без которого не может осуществляться выборное формирование государственности, легальное завоевание различными слоями населения ведущих политических позиций. Партии осуществляют представительство интересов социальных групп и слоев общества, причем они не только выражают интересы этих групп и слоев, но и активно участвуют в формировании этих интересов. Партии, соединяя гражданское общество с государством, способствуют преодолению или смягчению конфликтов. Именно благодаря партиям обеспечивается функционирование законодательных собраний и исполнительной власти.
Из содержания работы видно, что партии не всегда играли такую роль, которую они играют в настоящее время. Они прошли длительный путь формирования и развития, являясь продуктом социально-экономического и общественно-исторического развития каждой конкретной страны. Серьезный отпечаток на их характер накладывают особенности социального, культурного развития, исторические традиции, демографические и этнокультурные процессы, особенности религии и т.д. В каждой стране действует партия или партии со своими отличительными особенностями. Невозможно найти партии, которые были бы схожи между собой во всех отношениях. Тем не менее, общие черты позволяют классифицировать партии по различным основаниям - по признаку членства, внутрипартийных структур, идейным основаниям, месту и роли в политической системе и т.д.
|
В большинстве стран статус и деятельность партий регулируются специальными законами или конституционными нормами. Степень их регулирования различна в разных странах, тем не менее, практически во всех государствах партии признаны конституционным правом составной частью политической системы.
Приложение № 4. Языковые конструкции, используемые при написании реферата
1. В библиографическом описании наиболее частыми являются конструкции типа
В книге исследуется (что?)...Показан (что?)...Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)...В монографии дается характеристика (чего?)...Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как...В книге анализируется (что?)...Главное внимание обращается (на что?)...Используя (что?), автор излагает (что?)...Отмечается, что...Подчеркивается, что...В книге дается (что?)...раскрываются (что?)...описываются (что?)...Особое внимание уделяется вопросам (чего?)...В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)...Показывается (творческий) характер (чего?)...Устанавливаются критерии (чего?)...В книге подробно освещаются (что?)…Характеризуется (что?)...Рассматривается (что?)...В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)...Констатируется, что...Говорится о.(чем?)...
2. Список конструкций для основного реферативного изложения
а) тема, общая характеристика реферата:
Тема реферата…Реферат на тему…Реферат посвящен теме (проблеме, вопросу)…Реферат представляет собой изложение, описание, анализ, обзор…Реферат носит название (называется, под названием)…В реферате излагается (говорится о; дается анализ, изложение, описание, обзор, обобщение; обобщается; представлена точка зрения)…В реферате освещаются следующие проблемы, вопросы…Изложение касается следующих проблем (вопросов, фактов)…В работе представлена точка зрения на…Сущность проблемы сводиться к…(/заключается, состоит Важно отметить...Необходимо подчеркнуть…Особо следует выделить следующие положения…Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...
б) характеристика авторского изложения информации:
Работа (книга, монография) представляет собой детальное (общее) изложение вопросов...Основная/главная цель/задача автора заключается /состоит в том, чтобы…Рассматриваемая работа посвящена теме (проблеме, вопросу...)…В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для...Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что...Тема работы (вопросы, рассматриваемые в статье) представляет большой интерес...Основная тема статьи отвечает задачам...Выбор темы исследования закономерен, не случаен...В начале статьи автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи)…Затем дается характеристика целей и задач исследования (статьи)…Автор дает определение (сравнительную характеристику, обзор, анализ)...Затем автор останавливается на таких проблемах, как (касается следующих проблем, ставит вопрос о том, что...)…Автор подробно рассматривает историю возникновения (зарождения, появления, становления)...Автор излагает в хронологической последовательности историю...Автор подробно (кратко) описывает (классифицирует, характеризует) факты...Автор доказывает справедливость (опровергает что-либо)…Автор приводит доказательства справедливости своей точки зрения…Далее в работе приводится целый ряд примеров, доказывающих (иллюстрирующих) правильность (справедливость)...Автор считает, полагает, придерживается точки зрения…По мнению автора...Как считает (утверждает, подчеркивает) автор...В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь., зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...).
в). В заключительной части реферата возможно использование следующих конструкций:
В работе дастся обобщение...приводятся хорошо аргументированные доказательства...В заключение автор говорит о том, что...Изложенные (рассмотренные) в работе вопросы (проблемы) представляют интерес не только для..., но и для...Надо заметить, (подчеркнуть), что...Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что...Наиболее важными из выводов автора представляются следующие...Это, во-первых..., во-вторых..., в-третьих..., наконец,...
В заключение можно сказать, что...На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...Таким образом, можно сказать, что...Итак, мы видим, что...
Приложение 5. Список глаголов, употребляющихся при реферировании
Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов:
Автор: рассматривает…описывает…анализирует…называет…раскрывает…говорит…разбирает…показывает…излагает…освещает…останавливается…сообщает…
Глаголы, употребляемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала:
Автор: исследует…высказывает…разрабатывает…предположение доказывает…выдвигает…выясняет…считает…утверждает…полагает…
Глаголы, употребляемые для передачи определений и градаций, классификации конкретных проблем, вопросов:
Автор: определяет (дает определение перечисляет (признаки, черты, свойства)…характеризует…сравнивает…формулирует…сопоставляет…констатирует…
Глаголы, употребляемые для перечисления вопросов, рассматриваемых в первоисточнике попутно, по ходу:
Автор: касается…замечает…затрагивает…намечает…поминает…
Глаголы, передающие слова и мысли, которые автор первоисточника выделяет особо.
Автор: выделяет…обращает внимание…отмечает…уделяет внимание…подчеркивает…утверждает…повторяет…специально останавливается… акцентирует внимание…неоднократно возвращается…сосредоточивает внимание…концентрирует (заостряет) внимание на…
Глаголы, используемые для обобщений, подведения итогов:
Автор: делает вывод…подытоживает…приходит к выводу…обобщает…подводит итоги…суммирует…
Глаголы, фиксирующие, отмечающие аргументацию автора первоисточника с использованием примеров, цитат, иллюстраций, цифр, всевозможных данных:
Автор: приводит примеры (цифры, таблицы)…сравнивает…ссылается…доказывает…сопоставляет…опирается…соотносит…аргументирует…противопоставляет…обосновывает…исходит…иллюстрирует…цитирует…подтверждает…
Глаголы, используемые для выражения позиции автора:
Автор:соглашается…полемизирует…спорит…критикует…возражает…расходится во взглядах…противоречит…опровергает…выдвигает (приводит) возражения, аргументы доказательства…
Приложение 6. Список оценочных конструкций
Оценочное описание авторского текста.
В статье представлена точка зрения на...содержатся дискуссионные положения…противоречивые утверждения…общеизвестные истины…ценные сведения…экспериментальные положения…важные неопубликованные данные…попытки доказать (что?)…убедительные доказательства…намечаются пути…отмечается важность (чего?)…ясно сформулировано (что?)…доказано (что?)…
Выражение сопоставления:
Сравнивать…сопоставлять (что с чем?)…считаться (с чем?)…обращать внимание (на что?)…иметь ввиду (что?)…наводить на мысль…
Выражение значимости:
Важно отметить, что…сущность этого сводится к следующему…с теоретической точки зрения это…с практической точки зрения это…необходимо подчеркнуть, что…
Выражение уверенности:
Убежден…уверен…считать…полагать…с точки зрения автора…автор убедительно доказывает, что…это доказывает, что…доказано, что…разумеется, что…очевидно, что…нет сомнения в том, что…в этой связи ясно, что…автор отстаивает точку зрения, придерживается точки зрения…
Выражение согласия:
Одобрять…хвалить…восхищаться…соглашаться…разделять точку зрения…подтверждать…признавать достоинства…придерживаться подобного же мнения…
Выражение критики (несогласия):
Отмечать недостатки…упрекать в небрежности…в неточности…вскрывать недостатки…критиковать…возражать… оспаривать…расходиться во взглядах…опровергать…пренебрегать…игнорировать…упускать из виду…
Выражение предположения:
Допустить…высказать свое предположение…предложить…выдвинуть гипотезу (о чем?)…предположить, что…условиться, что.…
Приложение 7. Список определений оценочного характера
Проблема - научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, надуманная, неразрешимая.
Вопрос - актуальный, принципиальный, теоретический, практический, общий, конкретный, важный, коренной, сложный, спорный, правомерный.
Цель - важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, реальная, поставленная, указанная.
Задача - первоочередная, ближайшая, конечная, поставленная, намеченная, коренная, узловая, особая, конкретная, определенная.
Направление - ведущее, главное, решающее, основное, генеральное, важнейшее, правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, следующее.
Изучение - объективное, экспериментальное, теоретическое, практическое, сравнительное, опытное, непосредственное, специальное длительное, постоянное, систематическое дальнейшее, углубленное, интенсивное глубокое, всестороннее, детальное, тщательное, внимательное.
Исследование - научное, объективное, теоретическое экспериментальное, опытное, общее, конкретное, классическое, фундаментальное всестороннее, систематическое, обширное, углубленное, глубокое, детальное подробное, актуальное, серьезное, сложное, ценное.
Путь (изучения) – простой, сложный, неправильный, верный, рациональный, оптимальный; опытным путем; путем тщательного анализа, длительного изучения, всестороннего наблюдения.
Наблюдения - научные, объективные, специальные, визуальные, точные, тщательные, многочисленные, многократные, постоянные, регулярные, важные, глубокие, дальнейшие, непосредственные, простые, сложные, данные, указанные, проведенные.
Эксперимент - аналогичный, подобный, проверочный, новый, важный, интересный, блестящий, убедительный, уникальный, успешный, намеченный, задуманный, проведенный.
Анализ - научный, объективный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, сравнительный, тщательный, точный, глубокий.
Материал - научный, экспериментальный, справочный, статистический, фактический, собранный, систематизированный, полученный, имеющийся, использованный, большой, богатый, обширный, разнообразный, достаточный, достоверный, неподходящий.
Данные - опытные, косвенные, конкретные, расчетные, цифровые, современные, последние, прежние, точные, проверенные, исчерпывающие, полные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, надежные, убедительные.
Факт - реальный, конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный.
Информация - точная, исчерпывающая, полная, подробная, накопленная, существенная, важная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, достаточная, новая, текущая.
Приложение 8. Средства организации связного текста
· Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации: и, поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате; следовательно, значит, стало быть, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим; в таком случае, в этом случае, при этом условии.
· Временная соотнесенность частей информации: вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, предварительно, сейчас, теперь, одновременно, в то же время, наряду с, уже, ранее, опять, еще (раз), снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, впредь, в заключение, далее, выше, ниже.
· Сопоставление и противопоставление частей информации: так (же), таким (же) образом, таким (же) путем, точно так, совершенно так, аналогично; если... то, тогда как, в то время как, с одной стороны, с другой стороны; наоборот, напротив, в противоположность (этому), иначе, по-иному, и (все-таки), же, а, но, однако, зато.
· Дополнение и уточнение данной информации: также, при этом, причем, вместе с тем, кроме того, сверх того, более того, кстати, между прочим, в частности.
· Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения: например; так, например; именно; только; даже; лишь; ведь; особенно; другими словами; иначе говоря; говоря точнее.
· Порядок перечисления: во-первых, во-вторых, в-третьих, затем, далее, наконец.
· Обобщение, вывод, итог предыдущей информации: таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, словом, вообще говоря, следовательно, из этого следует.
· Ссылка на предыдущую и последующую информацию: как было сказано (показано, упомянуто, отмечено), как говорилось (указывалось, отмечалось), как видно; рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведенный, указанный, упомянутый, описанный, названный, данный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный; последнее; согласно этому (сэтим), сообразно этому (с этим), соответственно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого.
Список использованной литературы
1. Иванова Ж. Г. Методические указания для выполнения рефератов по истории [Текст]: методические указания / Ж. Г. Иванова – Уфа.: Издательство БГАУ, – 2001. – 9 с.
2. Стандарт организации СТО 0493582-003-2009. Самостоятельная работа студента. Оформление текста рукописи [Текст] / руководитель разработки Т. Р. Ханнанова. – Уфа.: Издательство БГАУ, 2009. – 36 с.
3. Методические рекомендации по написанию реферата. Разработаны государственным университетом высшей школы экономики (С-П филиал)/https://www.hse/spb.ru/recommendation-referat-2005.phtml.