Реформа местного управления.




Административные реформы, налоги

Для победы в войне со Швецией необходим был новый государственный аппарат. В 1704 г. был создан Кабинет − личная канцелярия Петра. В 1711 г. высший орган государственной власти − Сенат − заменил Боярскую думу. Сенаторы назначались царем, во главе Сената с 1722 г. стоял генерал-прокурор («око государево»). Ему подчинялись прокуроры и фискалы. В 1711 г. был учрежден институт фискалов для тайного надзора за делами, включавший обер-фискала, провинциал- и коллежских фискалов. В 1714 г. сфера действий фискалов была уточнена: они должны были изобличать преступления указов, взятки, кражи казны и другие преступления, вредящие «государственному интересу». В 1718–1721 гг. была ликвидирована приказная система, учреждены коллегии. Основная особенность системы управления через коллегии состояла в четком разделении между ними функций. Порядок работы коллегий определялся специальными регламентами, а общие принципы работы органов центральной власти излагались в Генеральном регламенте (1719–1724 гг.). В основу принятия решений был положен принцип коллегиальности. Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии, во главе которых были президент, советники, асессоры.

Название коллегии Компетенция
Военная Армия
Адмиралтейская Флот
Чужестранных (иностранных) дел Внешняя политика
Берг-коллегия Тяжелая промышленность
Мануфактур-коллегия Легкая промышленность
Коммерц-коллегия Торговля
Камер-коллегия Государственные доходы
Штатс-контор-коллегия Государственные расходы
Ревизион-коллегия Контроль за финансами
Юстиц-коллегия Контроль за судопроизводством
Вотчинная коллегия Землевладение
Главный магистрат Городское управление

Реформа местного управления.

Восстания начала столетия выявили слабость, ненадежность власти в городах и уездах – воеводской власти в городах и уездах.

В 1708–1710 гг. в России создано новое административное деление. Вся страна была поделена на 8 губерний. В 1719 г. число губерний увеличилось до 11. В о главе которых стояли губернаторы, обладающие полнотой исполнительной и судебной власти на местах. Губернии делились на провинции (50 территориальных единиц), а те − на дистрикты (позднее на уезды). Во главе провинций стоял воевода, уезд возглавлял земский комиссар.

 

 

Содержание регулярной армии и нового государственного аппарата требовало огромных средств, для привлечения которых была проведена налоговая реформа. В 1718 г. государство приступило к переписи населения, но помещики не спешили подавать списки крестьян. Тогда в 1722 – 1724 гг силами офицеров была проведена ревизия результатов переписи. Она установила истинное колличество душ мужского пола. П о результатом были составлены «Ревизские сказки», а перепись в России получила название ревизия. Петр заменил подворный налог подушным (подушная подать), теперь он взимался с каждой души мужского пола и составил: с помещичьего крестьянина 74 коп. в год, с посадского человека − 1 руб. 14 коп. Дворяне и духовенство налоги не платили. Таким образом доход государства увеличился в три раза по сравнению с 1680 г.

Крестьянство при Петре I было разделено на две группы: крепостных и государственных (однодворцы, черносошные крестьяне, татары, население Сибири). Холопы вошли в число крепостных крестьян. Новая категория крестьян − приписанные к мануфактурам посессионные крестьяне. Указ 1721 г. разрешал дворянам и купцам-заводчикам покупать крестьян для работы на мануфактурах. Они были прикреплены к производству. Продать их отдельно от мануфактуры было нельзя.

Посадское население (купцы, ремесленники) было распределено по гильдиям, цехам и подчинялось магистрату. Городское население подразделялось также на регулярных (промышленники, купцы, цеховые ремесленники) и нерегулярных (остальных) граждан. Первые участвовали в городском управлении, платили налоги, состояли в гильдии или цехе.

 

 

Важное значение для духовной жизни россиян имела реформа церковного управления. После смерти в 1700 г. патриарха Андриана выборы нового патриарха не проводились. Для управления церковными делами в соответствии с «Духовным регламентом» в 1721 г. была создана новая коллегия − Святейший Синод. Синодальный период деятельности церкви продолжался до августа 1917 г. Синод управлял церковными делами: занимался имуществом церкви, назначением высших должностных лиц, следил за религиозным и нравственным образованием и воспитанием.

Создание Синода означало подчинение духовной власти светской. Церковь при Петре превратилась в одно из государственных учреждений и должна была напрямую обслуживать государственные интересы. В результате православная церковь была административно ограничена. В отличие от католической церкви, игравшей самостоятельную политическую роль, русская церковь оказалась в положении служителя режиму.

Неограниченность царской власти позволяла Петру вмешиваться в деятельность Сената, коллегий и других государственных учреждений.

 

В 1721 г. Петр I принял титул императора, т. е. главы светской и духовной власти.

Петр Iпринимает титул Отца Отечества, Всероссийского императора и Великого, 1721 г.

Петр не воспринимал европейское общественное устройство, где была предусмотрена автономия общества от власти. «Английская вольность здесь неуместна, как в стене горох. Надлежит знать народ, как оным управлять», − утверждал Петр. Систему власти, созданную им в России, принято называть абсолютизмом. Силовые структуры применялись для достижения государственных целей. В 1722 г. была изменена система престолонаследия, отныне император мог назначать себе преемника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: