Футуризм. Характерные черты. Лидирующие художники и произведения.




Можно сказать, что футуризм в живописи ‒ это легкая принебрежительность академизму, способствующая проявлению нестатичности и уникальности. Первоначальными лидерами в живописи являлись такие художники, как Уго Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла. Метод выполнения весьма подобен кубизму и экспрессионизму, но отличительностью стала визуализация общественно‒политического движения. Художники-футуристы стремились воссоздать такую картину, которая смогла бы зрителя перенести на ту сторону измерения, перенести в центр изображения, чтобы пространственность стала ощутимой, а движение острее. Чаще всего на полотнах отображались геометрические фигуры, которые были весьма многограны. Создавалась некая иллюзия калейдоскопа, цветовая гамма которого была необычайно универсальна.

Футуризм — общее название художественных авангардистских движений начала 20 века в поэзии и живописи, главным образом в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве всех предшественников. В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях. Война — единственная гигиена мира. Они с восторгом встретили Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли.

Футуристы были революционерами в искусстве. Некоторые из них считали себя сторонниками социальной революции, а свою роль в современном искусстве видели в том, чтобы обновлять его так же, как обновляют общественную жизнь истинные революционеры. В отличие от представителей других авангардистских течений, испытывавших ужас перед надвигающейся индустриальной эрой, футуристы принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства.

Футуризм в русской живописи Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920‒х годов. Русские художники в период данного времени оказались весьма созвучны с собственным исканиям, так как они часто пребывали в Европе. Творческие деятели нашли личностный оклик в манифестах футуристов итальянского происхождения, но при этом отличались своей идеологией. Русские художники-футуристы были независимы от западных художников, к примеру, воспевалось не превосходство техники, а одиночеством людей среди машин. Как раз с этого момента русские художники начали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. С уверенностью можно сказать, что для художников футуризм в живописи ‒ это средство самовыражения, самоутверждения.

Представители футуризма в живописи В России первыми представителями футуризма, поддержавшими данное течение, стали братья Бурлюки. Им удается изображать невероятно яркие образы. Оказывается, браться не только творили все новые и новые произведения, но и были основателями новых групп среди художников, которые популяризировали новое течение. После круг наследовалей стал стремительно рости. Нам известны такие популярные художники‒футуристы, как Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К. Малевич. В работах данных представителей мы можем пронаблюдать многомерность перспективы, комбинацию которых каждый зритель видит по своему.

Карло Карра «То что мне рассказал трамвай»

джакомо балла «уличный фонарь»

джакомо балла «полет ласточки»

умберто боччони «эластичность»; «Смех»

джино северини «танцовщица в голубом»

джино северини «пушки в действии»

Художественные поиски братьев Д. и Н.Бурлюков, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и др. стали как бы предысторией русского футуризма.

М. Ларионов «Лучистые линии»

Николай Кульбин. "Портрет Ф. Т. Маринетти".

_______________________________________________________________________________________

22. Кубизм. Характерные черты. Периоды кубизма. Лидирующие художники и произведения.

Характерной особенностью кубизма является отсутствие цветовой палитры. Использовались только коричневый, черный и серый тона. Это делалось специально, чтобы не будить эмоциональную составляющую и не отвлекать от познания предмета.

Кубизм – первая четверть 20 века. Как «чистое» направление развивался в основном во Франции (в других странах, в том числе и в России, большей популярностью пользовался кубофутуризм, получившийся при слиянии кубизма и футуризма). Основателями считаются П. Пикассо и Ж.Брак.

Принципом стало разложение формы на элементарные составляющие (куб, шар, конус и т.п.). Кроме того, предмет изображался не целиком, а частями и не с одной, а сразу с нескольких точек зрения. Художники стремились увидеть объект единовременно во всей его полноте, в четырех измерениях, не только снаружи, но и изнутри, но в результате он рассыпался на осколки, распадался на грани.

 

пикассо «старый нищий с мальчиком»

 

«свидание»

 

«девочка на шаре»

пикассо «семья бродячих актеров»

пикассо «авиньонские девицы»

Современные исследователи данного художественного направления выделяют три основных этапа его развития:

 

- «Аналитический кубизм»

- «Синтетический кубизм»;

- «Декоративный кубизм».

Для «аналитического кубизма» (1910-1912 гг.) была свойственна некоторая сдержанность и создание определенного, весьма строгого колорита с использованием зеленых и синих тонов. Все изображаемые объекты, будь то человек или предмет неживой природы, приобретали черты геометрических фигур; их объем и массивность существенно увеличивались, а также появлялся эффект «выпирания» или «выдвижения» вперед в сторону зрителя. Для данного этапа развития кубизма характерно отсутствие определенного сюжета, а ведущим жанром был натюрморт.

пикассо «человек с мандолиной»

пикассо «портрет амбруаза воллара»

Период «синтетического кубизма» наступает несколько позже – в 1912-1914 гг., и этот временной отрезок является наиболее ярким в истории кубизма, потому как именно в период «синтетического кубизма» на первый план выдвинулись П.Пикассо и Ж.Брак. Их художественные произведения характеризовались расплывчатостью образов, отсутствием иллюзорной объемности, а некоторые живописные элементы картины заменяются коллажами. Этому периоду в развитии кубизма было свойственно увеличение значения текстовой и символичной составляющей. Нередко в творчество Пикассо присутствовали газетные заголовки о катастрофах и социальных волнениях, что придавало его картинам некую образность и весьма неоднозначное значение. А благодаря коллажам картины больше походили на небольшие скульптуры.

«натюрморт со скрипкой и фруктами», «гитара и скрипка»

 

Во 2-й половине 1910-х гг. наступает период «декоративного кубизма», который получил свое название по причине использования в произведениях ярких и насыщенных красок. Однако данный временной отрезок характеризуется еще и тем, что кубизм потерял свою былую самостоятельность и практически слился с другими направлениями в искусстве, например, с футуризмом. Несмотря на этот факт, приемы «декоративного кубизма» нашли свое отражение как в изобразительном искусстве, так и в архитектура и дизайне.

 

 

хуан грис «чайные чашки», «Открытое окно»

фернан леже «обнаженные в лесу». «Акробаты»

 

В России

 

Его предчувствия часто находят в живописи М. А. Врубеля с его «кристаллической» манерой письма. Но подлинным его первооткрывателем явился здесь предприниматель и коллекционер С. И. Щукин, привезший в Москву ранние кубистские опыты Пикассо. В целом же русский кубизм был сугубо переходным явлением, своего рода «школой авангарда» (порою и непосредственно школой, поскольку ряд крупных российских авангардистов, — А. В. Лентулов, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова,

 

Большинство мастеров, составивших ядро «Бубнового валета» (в т. ч. П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков, Р. Р. Фальк), не пошло дальше раннего, «сезаннистского» этапа, самобытно и красочно его обогатив. Художники же настроенные более радикально (К. С. Малевич, В. Е. Татлин и др.) быстро перешли к кубофутуризму, честолюбиво выдвигая его в противовес кубизму в качестве более передового и уже свободного от французских влияний метода.

малевич "англичанин в москве»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: