УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ




Сегодня на занятии Вы изучите:

1. Основные вехи биографии М. Ю. Лермонтова. Личность, судьба, эпоха
2. «Смерть поэта»
3. Лермонтовский Кавказ
4. «Дума». Эпоха безвременья в творчестве Лермонтова
5. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «И скучно, и грустно».

Для успешного обучения необходимо освоить все элементы содержания, а также вспомнить знакомые вам стихотворения Лермонтова и подумать над вопросом:

Какое настроение преобладает в стихотворениях Лермонтова?

Какой основной мотив преобладает в творчестве поэта?

На этом занятии Вам предстоит узнать страницы биографии и творчества М.Ю.Лермонтова. Вы сможете на основании анализа стихотворений «Смерть поэта», «Дума», «И скучно, и грустно» сделать выводы об особенностях лирики М. Ю. Лермонтова.

Словарь:
o Жанр — вид художественного произведения.
o Стиль — эстетическое свойство художественного произведения (творчества писателя в целом, течения, направления, эпохи): общность всех сторон и элементов произведения, придающая ему своеобразие, определенную оригинальность
o Элегия — жанр поэзии, лирическое стихотворение с оттенком грусти, раздумья, поэтической интимности.
o Ода — торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.
o Ритмика — ритмический строй стихотворного произведения или группы произведений того или иного поэта.
o Мотив — второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную.
o Тема — круг жизненных явлений, изображённый в произведении

 

Основное содержание занятия

Чисто вечернее небо,
Ясны далёкие звёзды,
Ясны как счастье ребенка;
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звёзды, вы ясны, как счастье моё!
Чем ты несчастлив,
Скажут мне люди? -
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звёзды и небо —
— Звёзды и небо! — а я человек!...
Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звёздам прекрасным,
Только их место занять бы желал.

 

«Нет другого поэта, который бы так явно считал небо своей родиной и землю — своим изгнанием…» С. А. Андреевский.

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была коротка и трагична. Детство поэта, омрачённое ранней смертью матерью и ссорой отца с бабушкой, прошло в Тарханах. Болезненный ребёнок остался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсентьевой, которая нежно любила его, заботилась о здоровье и воспитании, возила в Подмосковье и на Кавказские Воды. Кавказ оставил неизгладимые впечатления в душе мальчика, с ранних лет вошёл в сознание Лермонтова как край свободы и возвышенных страстей.

Одарённый, серьёзный, хорошо подготовленный домашними учителями, четырнадцатилетний подросток Лермонтов переехал с бабушкой в Москву и поступил в университетский благородный пансион. Уже в первых стихах Лермонтова, которые он начал писать в эти годы, звучали темы декабристской поэзии.

Осенью 1830 поэт вступил в число студентов Московского университета. Напуганное событиями 14 декабря 1825 года, николаевское правительство ставило своей целью не просвещать и не образовывать юношество, а воспитывать в университете верных престолу чиновников. Однако, по словам Герцена, с которым в Московском университете в одно время учился Лермонтов, больше лекций и профессоров развивала студентов возможность столкнуться друг с другом, обменяться мнением, обсуждать, читать… «Московский университет своё дело делал…»

Лермонтову не удалось доучиться в университете. В 1832 году он был «выгнан из университета» за «нарушение университетского устава», дерзко отвечая на экзамене и уличив профессоров в невежестве. Тем самым Лермонтов закрыл себе доступ в другие университеты. Ему пришлось ехать в Санкт-Петербург и поступать в юнкерскую кавалерийскую школу.
В 1837 году Лермонтов пишет стихи на смерть Пушкина «Смерть поэта», за которые удостаивается славы и ссылки.

«Стихотворение М. Ю. Лермонтова занимает в истории отечественной литературы особое место: это наиболее ранняя по времени и несравненная по поэтической силе обобщающая оценка исторического, всенародного значения Пушкина, его «дивного гения» для России, и в этом смысле выдающийся акт общественного, национального самосознания».
«Никто из поэтов не начинал так смело и так вдохновенно, как Лермонтов! Ничья слава не бывала ещё так внезапна! Вот он сказал слова правды о великом поэте, которого даже лично не знал. И уже обречён. И его ожидает та же судьба и та же гибель — на поединке» — пишет исследователь творчества Лермонтова И. Андроников.

Стихотворение «Смерть поэта» представляет собой лирический монолог, в котором речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. Возвышенная, восходящая к жанру оды интонация сменяется плавной, задумчивой речью, с воспоминаниями, сожалениями, свойственными элегии.
С одной стороны, обличительные эпитеты, громкие и негодующие:

Не вынесла душа
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
С другой стороны, слова и образы, свойственный элегии:
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать,


Ритм и речь передают нервное состояние и страстное переживание исполненного негодования и чрезвычайно взволнованного поэта.
Но что именно волнует поэта? Только ли смерть Пушкина? Почему тогда стихотворение не названо «Смерть Пушкина»? Кто адресат его гневного послания? Только ли Дантес, непосредственный виновник смерти Пушкина?
В стихотворении есть строки, которые Лермонтов дописал позже, они-то и послужили причиной отправления поэта в ссылку. Внимательный читатель сразу найдёт их.

Ключевые моменты жизни поэта сопровождал Кавказ: детство, рождение поэта (начало литературной славы) и смерть Лермонтова — все эти важнейшие этапы жизни и творчества связаны с Кавказом. Этот «край свободы и чести, родина благородных и возвышенных страстей», не мог не отразиться на творчестве Лермонтова. Без Кавказа, возможно, не было бы «Мцыри», «Демона», «Героя нашего времени».

Возможно, на Кавказе Лермонтов чувствовал себя чуть ближе к желанным звёздам? Ему казалось, что там он слышит голос матери, такой же таинственной и недоступной, как звёзды? Там же он встретил «пару божественных глаз» — первую детскую любовь…

Вскоре после возвращения Лермонтова из ссылки на страницах журнала санкт-петербургского «Отечественные записки» появилось его стихотворение «Дума».

В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого — ни подвигов, ни актов гражданской доблести, ни самопожертвования ради других людей или Отчизны. Однообразная и скучная жизнь не удовлетворяла поэта, который чувствовал в себе много душевных сил для великих дел. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума».
Это стихотворение прозвучало как бы проклятием, похоронной песнью потерянному поколению. Трусость выдвигается причиной рабства, рабство — следствием бездействия. Лермонтов приходит к выводу, что мир враждебен человеку, а человек, став индивидуалистом, желает свободы, в том числе и от общества.

Короткая жизнь Лермонтова была полем битвы сильных чувств в его духовной жизни. Стремление преодолеть разлад, дисгармонию человека и общества обусловили тему вольности в его лирике. Но невозможность мира понять мятущегося поэта породила трагическое одиночество его лирического «я». Потому тема вольности и мотив одиночества становятся центральными в его творчестве.

В конце жизни Лермонтов написал пронзительное стихотворение «И скучно, и грустно», которым как будто подвёл безутешный итог своих жизненных исканий, ощущений, наблюдений.

Основные выводы:

• Николаевская эпоха породила эпоху безвременья, в которой яркая личность Лермонтова чувствовала себя потерянной, лишённой цели, оторванной от общества.

• Тема вольности и мотив одиночества становятся центральными в творчестве Лермонтова.

• Жизнь и творчество Лермонтова — противоборство «двух непримиримо враждебных сторон расколотого мира», контраст «света и тени, добра и зла, жизни и смерти».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: