Одной из важнейших задач, поставленных царём, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. В 1714 г. издаётся указ, согласно которому к первой дворянской обязанности — служить — была добавлена ещё одна — учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т.е. счёту) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 1701 г. Школы математических и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. — Инженерная. В этих школах преподавались точные науки (арифметика, геометрия, черчение), и там же приобретались профессиональные знания по профилю школы. В 1707 г. была открыта Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. В России не была ещё создана система начального образования, поэтому к получению профессионального образования потенциальные ученики не были готовы. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Стоит отметить, что при общей секуляризационной политике в Петровскую эпоху более устойчиво развивалась система церковного образования. Создаётся сеть епархиальных школ.
Именно при Петре I был создан первый российский музей Кунсткамера. Сюда привозили вещи со всей страны. Например, останки умерших животных, древние летописи, заспиртованные головы "монстров". Вскоре музей стал открытым для свободного посещения простыми гражданами.
Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Фёдор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого.
|
Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии разрабатывался при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные учёные (например, Бернулли, Эйлер и др.). При академии были открыты гимназия и академический университет.
В начале XVIII в. резко возрастает объём выпуска печатной продукции, открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменён новым, гораздо более простым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя — «Ведомости», пришедшая на смену рукописным «Курантам», изготавливавшимся для Алексея Михайловича и его приближённых.
В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Российского». Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С. П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий
|
Глобальная перестройка, охватившая страну, требовала соответствующего идейного оформления. Видную роль в развитии общественно-политической мысли первой четверти XVIII в. сыграл ближайший сподвижник Петра Феофан Прокопович. Блестящий оратор, выдающийся писатель-публицист и поэт, он был одним из главных идеологов реформ. В своих произведениях, многие из которых были прочитаны в качестве проповедей, он давал опенку наиболее значительным событиям эпохи. Незаурядные способности Феофана Прокоповича очень ценил Пётр. Именно ему он поручил разработку таких важных законодательных актов, как «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей».
Выдающимся представителем экономической мысли Петровской эпохи был Иван Тихонович Посошков. Главный его труд «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.), предназначавшаяся Петру, содержит много оригинальных и вполне зрелых идей. Взгляды Посошкова близки концепции протекционизма и меркантилизма.
Развитие живописи
Петровские реформы, огромные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приёмами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объёмность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает многообразие образов и сюжетов.
|
Одной из самых интересных сфер развития изобразительного искусства была портретная живопись. Первыми художниками, чьё творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А. М. Матвеев. Работ, принадлежавших кисти И.Н.Никитина, сохранилось немного. Наиболее известная из них — портрет канцлера графа Г. И. Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля.
Крупные работы А. М. Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала Двенадцати коллегий и др.) не сохранились. Из нескольких известных портретов наиболее выразителен автопортрет с женой, в котором замечательно переданы внутренняя близость обоих персонажей, их дружелюбие, внимание и нежность друг к другу. Лирическая одухотворённость работ Матвеева отличает его от нередко суровых и несколько аскетичных работ Никитина. А. М. Матвеев был учителем таких известных живописцев середины века, как И. Я. Вишняков и А. Г. Антропов.
В первой половине XVIII в. в России работало много иностранных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства, наибольшей известностью пользовались работы И. Г. Таннауэра, Л. Каравака.
Особое место в изобразительном искусстве первой половины XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей — таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры первой четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный колорит, Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.
Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли — выходца из Флоренции, приглашённого Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи — бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.
В 1733-1735 годах был отлит Царь-колокол русскими мастерами Иваном Фёдоровичем Моториным и его сыном Михаилом Ивановичем Моториным на Пушечном дворе.
Развитие архитектуры
В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было возведение Петербурга — первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж. Б. Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города — прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определён творчеством Доменико Трезини. Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода — дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель).
Архитектура эпохи Петра 1 лучше всего понимается в Петербурге. Сам император называл этот город на западный манер «Парадиз», то есть «рай». Во многом развитие, в том числе и архитектурное, этого города отразилось на других городах. Так, указом от 1714 года Петр запретил в России каменное строительство везде, кроме Петербурга. Весь камень со всей страны надлежало переправлять в этот город, где велись масштабные стройки. Впервые город строился четко по плану, а его архитектором был итальянец Трезини. Применяемый им стиль сегодня принято называть русским барокко.
Трезини разработал для города 2 типа домов:
· Для людей «именитых» предлагались двухэтажные каменные здания.
· Для людей «подлых» предлагались здания одноэтажные.
Архитектурными изысками отличались только административные здания и дворцы людей петровского окружения. Сам царь к роскоши был равнодушным. Для понимания этого достаточно просто посмотреть на фотографию Летнего дворца Петр 1 в Летнем саду Петербурга (простое двухэтажное здание) и на дворец Меншикова на Васильевском острове (настоящий дворец).
Петровское барокко" - это термин, который историки искусства применяют к архитектурному стилю, одобренному Петром Великим. Петровское барокко стало смесью итальянского одноименного направления с ранним французским классицизмом и рококо. Каждый зодчий, приглашенный в Санкт-Петербург, представлял традиции своей архитектурной школы. Именно поэтому петровское барокко отражает не совсем ясные тенденции этого периода.
Главные отличительные признаки петровского барокко:
ü рационализм, ясность и простота;
ü двухцветная окраска строений: чаще всего - красная и белая;
ü плоскостная трактовка в декоре;
ü углы, а в некоторых случаях и первые этажи, оформляли рустом;
ü множество мелких архитектурных деталей, таких как обрамления, завитки и балюстрады;
ü применение над всеми выступающими частями лучковых или полукруглых фронтонов;
ü установка статуй или вазонов.
Практический блок:
(Важно: работу можно выполнять вдвоем)
Выбрать одну из представленных тем:
1) Изменения в быту, повседневной жизни
2) Реформы в сфере образования
3) Развитие науки и просвещения
4) Развитие архитектуры
5) Развитие живописи и скульптуры
По одной из выбранных тем составить кластер.
Цель работы: четко, полно, логично отразить изменения культуры, произошедшие в петровское время именно в данной сфере жизни общества
Рекомендации к работе: использовать ключевые понятия, термины, тезисы; можно дополнить кластер символами, иллюстрациями.
Важно!
Итогом работы по созданию кластера являются ваши оценочные суждения: насколько эффективны и рациональны, по-вашему мнению, были проведенные реформы. Как их можно оценить с точки зрения современником Петра I и с точки зрения его потомков?
Примерный образец кластера:
Контролирующий блок:
Задание № 1. Тезисный конспект в лекционной тетради.
(Проверяется по системе «зачет»- «незачет» на очной встрече)
Требования к составлению конспекта:
· четкость
· последовательность
· краткость
· раскрытие ключевых понятий
· наличие примеров реформ в каждой области культуры
· аккуратность оформления
Критерии оценивания конспекта:
· конспект выполнен качественно в соответствии с предъявляемыми требованиями – «зачтено»
· присутствуют незначительные отклонения от требований, есть огрехи в оформлении и подборе содержания – «зачтено»
· присутствуют значительные отклонения от требований, есть существенные недостатки в оформлении и подборе содержания – «не зачтено»
· содержание и оформление конспекта не соответствует предъявляемым требованиям либо работа не выполнена – «не зачтено»
Задание № 2 Кластер по одной из выбранных тем присылается в электронном виде на гугл-диск.
Критерии оценивания кластера:
· кластер выполнен четко и грамотно, отражает все ключевые направления развития культуры, наполнен примерами художественных произведений, в содержании кластера включены понятия и имена исторических деятелей – «5»
· допущены незначительные ошибки в формулировках, содержание отражено не в полной мере, не все понятия, термины, имена указаны, имеются незначительные недостатки в оформлении работы – «4»
· кластер создан с явными ошибками, содержание недостаточно корректно, имеются существенные недостатки в оформлении работы – «3»
· работа не выполнена или выполнена с нарушением требований и грубыми ошибками – «2».
Дополнительные материалы по теме:
1) https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16480-preobrazovanija-petra-i-v-oblasti-kultury.html Преобразования Петра I в области культуры
2) https://петр1.рус/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5/ Культура петровского времени
3) https://hello-museum.ru/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B8/ Русское искусство Петровской эпохи