Билет 5, вопрос 2
План:
1. ознакомление с геом. фигурами в младшей группе;
2. ознакомление с геом. Фигурами в средней группе;
3 ознакомление с геометрическими фигурами в старшей группе;
1.Младшая группа:.
Малыши должны знать следующие плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник (эта последовательность)
Методика:
Материал: модели геом.фигур должны быть представлены в течении года различными цветами, чтобы малыш мог сделать обобщение. Так же в течении года модели должны быть разных размеров. (например: круги бывают разных цветов и размеров, но все они имеют один признак.)
Что есть у квадрата? Стороны, углы. Дети должны правильно показывать фигуру изначально, рукой проводить по контуру.
У квадрата и треугольника показываем стороны (от вершины одного угла до вершины другого)…ещё сторона, ещё сторона. Угол-часть плоскости, его показываем от середины одной стороны до середины другой, вершина показываем как точка.
При показе любой фигуры последовательность вопросов:1.как наз.фигура?2.какого цвета?3.что есть у фигуры? (покажи)
Если круг, какой он? - круглый. В течение всего года дети должны не только различать фигуры, но и сравнивать их. Для сравнения берём фигуры разных цветов, следующей последовательности:круг-квадрат; треугольник.-круг; треугольник-квадрат. Для усиления зрительного анализатора, одна фигура всегда накладывается на другую. Вопросы: чем отличаются? Чем похожи?
2.Средняя группа
Уточнить и расширить представления детей о знакомых геометрических фигурах, при анализе фигур, кроме круга, появляется дополнительный вопрос связанный с количеством элементов фигуры. «Как называется эта фигура?» «Какого она цвета?»
|
«что есть у фигуры?» (обязательно с показом элементов: стороны. Углы, вершины).
Дети должны уметь сравнивать фигуры между собой, поэтому при сравнении следует задавать такие вопросы: «Чем отличается одна фигура от другой?» «Чем фигуры похожи?»
Новая задача -познакомить детей с прямоугольником.
Методика: на доске модель квадрата, рядом прямоугольник.
Вопросы анализа.
. Кто знает, как называется эта фигура? какого цвета? что есть у него?
Квадрат накладывается на прямоугольник для усиления зрительного анализатора.
Чем отличается прямоугольник от квадрата? (прямоугольник удлинен) Чем похожи?(у них есть 4 стороны, у них есть углы, есть вершины).
Далее квадрат и прямоугольник другого цвета.(только прямоугольник прикрепляем горизонтально). Также накладываем квадрат на прямоугольник.
Вопросы те же.
В дальнейшем предлагаются прямоугольники разных цветов и размеров, чтобы дети могли сделать обобщение, что у них разные размеры и цвета, но у них 4 стороны, 4 вершины и 4 угла.
Так же детей следует знакомить с объёмными телами (шар, куб, цилиндр, конус) дети должны уметь правильно называть фигуры, приносить любую из указанных фигур по просьбе воспитателя и знать свойства перечисленных объёмных тел (шар-неустойчивый, куб-устойчивый, итд) желательно, чтобы эти свойства дети могли прочувствовать через строительные игры, где для соотв.построек берут соотв.детали.
3 Старшая группа.
В этой группе уже следует группировать геометрические фигуры по цвету. Справа отложить красные, слева синие, или справа красные слева все остальные, справа красивые слева некрасивые и т.д.
|
По величине большие, маленькие и т.д.
По форме справа фигуры, которые имеют углы, слева фигуры без углов.
Дети должны уметь выкладывать узоры из геометрических фигур. В начале по образцу, потом по словесному указанию, потом по желанию. При этом ребенок не только составляет узоры, но и рассказывает из каких геометрических фигур состоит этот узор, в определенной последовательности (в центре, слева, справа, в верху, в низу, по углам)
Помимо узоров, обязательно должны быть настольно-печатные игры типа: монгольской игры, тангран, в которых дети, соблюдая правила игры, составляют силуэты. В начале вместе с воспитателем, потом по рисунку, потом по графическому изображению.
В индивидуальном порядке должны быть такие задания детям: подбери 2е фигуры одного размера, но разной формы, цвета и т.д. Возьми фигуру маленькую, но не синюю, не круг и т.д.
Вводится новая задача: познакомить с понятием четырехугольник.
Методика:
На доске четырехугольники разных размеров и цветов.
Перечисли, какие фигуры на доске?.
Чем отличаются эти фигуры между собой? Чем они похожи?
Верно у них у всех 4 стороны, 4 угла, 4 вершины. И тут же показывается треугольник.
Почему эта фигура называется треугольник?
Так как же, одним словом можно назвать все эти фигуры?
В дальнейшем задание: выложи четырехугольники, у которых равны все стороны; выложи те, у которых равны только противоположные стороны, те же самые задания из счетных палочек.
Дети должны помнить, что у квадрата все стороны равны, уметь это доказать и проверить (сложить по диагонали).
У прямоугольника равны только противоположные стороны
Еще одна задача: учить детей находить сходства в предметах с той или иной геометрической фигурой.
Последовательность работы:
1.дети находят сходство в реальных предметах. У детей фигуры, у воспитателя предметы (какой Фомы косынка, подними эту фигуру)
2. Ребенок ищет сходство с нарисованными предметами.(покажите картинку на которой предмет вот такой формы)
3. Дети составляют предмет из геометрических фигур и анализируют.
4. Дети ищут предметы указанной формы в окружающем.
5. Дети называют предмет по представлению. Я назову предмет, а ты скажешь какой он формы.