Определение состояния здоровья школьника и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой.
Здоровье может иметь разные уровни. Под уровнем здоровья следует понимать широту адаптационных возможностей, определяющуюся:
- Физической тренировкой
- Образом жизни
- Перенесёнными заболеваниями
- Конституционно-наследственными факторами, то есть генетически детерминированными.
Для определения состояния здоровья школьников используются данные медицинских исследований:
1. анамнез
2. антропометрические измерения, позволяющие получить данные для оценки физического развития и телосложения
3. исследование опорно-двигательного аппарата
4. исследование внутренних органов, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем, органов чувств
5. лабораторные методы (анализ внутренних сред организма)
6. инструментальные методы (измерение АД, ЭКГ, рентген, ЖЕЛ)
7. функциональная диагностика (определение функциональных способностей органов, систем и механизмов, в той или иной степени включающихся в работу под влиянием какого-либо фактора, действие которого может дозировано – мощность нагрузки).
Задачи функциональной диагностики является выявление нарушений органов и систем организма, и исследование путей компенсации этих нарушений.
На уроках физической культуры используются методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности через выполнение безнагрузочных и нагрузочных проб. Тестирование может проходить как пол наблюдением преподавателя, так и в режиме самоконтроля. Самоконтроль представляет собой метод самонаблюдений и состоит из учёта субъективных показаний о самочувствии, а также объективных показателей частоты сердечных сокращений. Простейшим приёмом самоконтроля является оценка реакции пульса в безнагрузочной и нагрузочных пробах. Существует несколько способов измерения пульса
|
а) тремя пальцами на запястье
б) большим и указательным пальцами на шее
в) кончиками пальцев на виске
г) ладонью на груди в области сердца.
К безнагрузочным пробам относятся:
- Проба в покое, сидя (качественная оценка величины пульса –
отлично (менее 50),
хорошо (51-69),
удовлетворительно (70-80),
плохо (более 81))
- Ортостатическая проба. Оценка реакции пульса при переходе из положения лёжа в положение стоя. Учащение ЧСС после перехода в положение стоя на 10-12 ударов в минуту –нормальная реакция; до 18 ударов в минуту – удовлетворительная; более 20 ударов в минуту – неудовлетворительная. В юношеском возрасте – норма 10-20 ударов в минуту.
Нагрузочные пробы:
1. Проба Руфье. Измеряется ЧСС в спокойном состоянии за 15 сек (Р1), затем испытуемый выполняет приседание в течение 30 сек (30 – мальчики, 24 - девочки). Стоя измеряется пульс за 15 сек первой минуты восстановления (Р2) и за 15 сек второй минуты (Р3). Результаты в виде индекса Руфье: ИР = (4(Р1+ Р2 + Р3) – 200) / 10 Проводим оценку индекса Руфье по четырём категориям:
· Диапазон «0-10» - отлично
|
· «10-16» - хорошо
· «16-20» - удовлетворительно
· «20 и более» - неудовлетворительно
- Гарвардский степ-тест. Подъём на ступеньку определённой высоты, в зависимости от возраста и пола, строго определённое время – 5 мин. Количество нашагиваний на ступеньку – 30 раз в минуту при ритме метронома 120 ударов в минуту. Для расчета классического индекса гарвардского степ – теста считается пульс в течении первых 30 сек второй (Р1), третьей (Р2), четвёртой (Р3) минут восстановления.
ИГСТ = Т* 100 / ((Р1 + Р2 + Р3) * 2),
где Т – время восхождения.
- Тест Кверга. Для определения уровня здоровья обучающихся лучше всего использовать данный тест, поскольку он удобен для массового эксперимента. Не требует дополнительных материальных (оборудования) затрат и большого количества времени. Кроме этого он применяется для оценки состояния тренированности и функционального состояния сердечно - сосудистой системы. Тест состоит из четырёх упражнений, следующих одно за другим без перерыва:
· 30 приседаний за 30 сек
· бег с максимальной скоростью не ниже 180 шагов в минуту – 30 сек
· бег на месте с частотой 150 шагов в минуту – 3 минуты
· прыжки со скакалкой – 1 мин
Пульс считается за 30 секунд сразу после всех упражнений (Р1), за 30 сек через 2 минуты восстановления (Р2) и за 30 сек через 4 минуты восстановления (Р3). Рассчитывается индекс Кверга (ИК) по формуле
ИК = 15000 / Р1 + Р2 + Р3.
Оценка теста по ИК:
- более 105 – высокий уровень здоровья
- от 80 до 100 – средний уровень здоровья
- менее 80 – низкий уровень здоровья.
На уроках физической культуры могут использоваться тесты продолжительностью 3-5 минут, с охватом всего класса, имеющие простой математический аппарат для расчёта результата, при тестировании должно использоваться простое оборудование или несложные упражнения.
Предложенные пробы могут использоваться и в домашних условиях для выявления уровня здоровья и контроля физического развития организма.