КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
по направлению подготовки 0306001.62 – Журналистика
ВЫПОЛНИЛ:
Студент гр. Жз-151
Бутова Анастасия Валерьевна
_______________________
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
к. филол. наук,
доцент кафедры журналистики
и медиакоммуникаций
Смирнова Евгения Александровна
к. филол.наук,
старший преподаватель кафедры журналистики
и медиакоммуникаций
Парахневич Елена Валерьевна
________________________
Волгоград 2017
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Глава 1………………………………………………………………………4
1.1. Источники информации: классификация, надежность и достоверность источников, правовые и этические нормы работы с источниками………………………………………………………………. 4
1.2. Практическое задание №1 …………………………………………...7
3. Глава 2………………………………………………………………………8
2.1. Охарактеризуйте методы сбора информации в журналистике: метод наблюдения, метод интервью, метод анализа документов, метод эксперимента…………………………………………………………..….8
2.2. Практическое задание №2 …….……………………………… …12
4. Глава 3………………………………………………………………… ….13
3.1. Журналистское произведение как единое целое: факторы выбора темы, этапы формирования замысла, выбор жанра, структура текста (специфика заголовков, лидов, особенности композиции), язык произведения………………………… …………………………………………13
3.2. Практическое задание №3 …………………………………… …...14
5. Заключение………………………………………………………… …....16
6. Список используемой литературы………………………………………17
Введение
В основу журналисткой деятельности входит: сбор и редактирование информации. Получить информацию может каждый 3-й, но вот отредактировать её так, что бы каждый читатель смог понять суть прочитанного и вынести для себя истинную мысль журналиста. В работу журналиста входит большой перечень обязанностей, которые он должен выполнять и не менее важный ряд этических норм, которые он должен соблюдать при написании своего материала. Основополагающей нормой во всех кодексах журналиста сказано, что журналист должен предоставлять достоверную информацию. И это верно! Ведь в противном случае, для чего работает журналист.
|
Главное оружие журналиста – слово, которое может как поднять настрой, так и ранить очень сильно. Поэтому подготавливая материал он должен очень бережно относиться к тому, что большое количество людей будет читать его статью и будут по разному её интерпретировать, главное оставаться хладнокровным и не выдавать свои эмоции и чувства по поводу определенных событий.
Прежде всего журналист – это высокообразованный человек, он разносторонний и всезнающий. Журналист универсален, поэтому огромный багаж знаний всегда пригодится в работе.
Главное придерживаться журналистским канонам в работе с информацией. И не допускать оплошности.
Журналист работает с информацией легко и просто, так как это его ежедневная работа. Быстро и качественно отредактированный материал – главная вещь в его работе.
Журналистика - это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); еще одно значение слова -- система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности - произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная отрасль научного знания и образования.
|
Глава 1
1.1. Источники информации: классификация, надежность и достоверность источников, правовые и этические нормы работы с источниками.
Источники информации - это такие системы, компоненты которых обеспечивают размещение, целостность и доступность информации по ее назначению.
В зависимости от типа интересующего вас объекта, источники можно каким-то образом классифицировать.
Виды источников информации:
1. Открытые или относительно доступные;
2. Полуоткрытые (не полностью засекреченные, но контролируемые кем-то);
3. Закрытые.
Источники информации могут быть:
1. Знающими людьми;
2. Документами;
3. Средствами проводной и беспроводной связи.
Знающими лицами считаются такие люди, которые явно или потенциально обладают нужной информацией. Это такие источники информации как:
1. Эксперты, т.е. индивиды, чьи профессиональные контакты и знания (работа, хобби) позволяют сориентироваться в интересующем вопросе. Они могут выдать базовые материалы, вывести на новые источники информации.
2. Осведомители - это личности из группировки противника, поставляющие материал о деятельности своего работодателя. Правдивость предоставленных ими материалов может быть достаточно высокой.
|
3. Напуганные - это все знающие люди, которые предоставляют информацию под нажимом. В данном случае истинность сообщаемого не гарантирована.
4. Агенты - это доверенные люди, которые находятся в окружении объекта. Достоверность поставляемых ими данных зависит от их индивидуальных качеств.
Источники информации, в качестве которых выступают знающие люди, могут быть и другими лицами, случайно владеющими нужными данными.
Документы как источники информации:
1. Официальные документы, характеризующие объект.
2. Архивы и деловые бумаги.
3. Носители компьютерной информации – базы данных, диски, флешки и пр., с которых можно распечатать нужную информацию.
4. Личные архивы и бумаги - записные книжки, пометки на календарях и т.д.
5. Мусор – случайно потерянные или выброшенные черновики и записи.
6. Обнародованные сведения – это публикации в газетах, на сайтах в Интернете, теле- и радио сюжеты, прочитанные кем-то лекции и выступления.
Источники информации могут быть средствами проводной и беспроводной связи (разнообразные технические средства обработки и передачи информации). К ним можно отнести:
1. Проводные телефоны. В данном случае нам сообщают информацию либо она прослушивается специальными службами с целью выяснения того, что их интересует. При этом существует возможность прослушки не одних только телефонных переговоров, но и того, что говорится при закрытых дверях при трубке, положенной на рычаг.
2. Мобильные средства связи и пейджеры. Такие устройства доступны для прослушивания обычным эфирным радиоперехватом соответствующим сканером, если отсутствует специальная защита.
3. Телеграф, телефакс, телетайп. По каналам таких аппаратов циркулирует графическая и знаковая информация, которая выводится на бумажные носители, что очень удобно в деловых связях и взаимоотношениях.
4. Персональные радиостанции, которые применяются для гражданской и служебной радиосвязи. Если объектом не предусмотрены специальные средства защиты, то перехватывать сигналы с такой радиостанции не составляет особых усилий.
5. Компьютерные сети. Многие организации имеют локальные сети для связи между компьютерами с выходом в Интернет. Это позволяет подключиться к кабелю и «сосчитать» информацию, которая находится в памяти непосредственно компьютера, и ту, которая передаётся по сети.
Правовые нормы работы с источниками информации:
П. 4 статьи 29 Конституции РФ «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».
Закон о СМИ
Статьи 47 (о правах журналиста), 38 (право граждан на получение информации через СМИ), 39 (право журналистов на запрос информации), 41(конфиденциальность).
Этические нормы работы с источниками информации:
«Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (принятый в 1994 году):
- При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.
- Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.
- Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.
- Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека.
- Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.
- Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.
- Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека.
- Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.
1.2. Практическое задание №1
Почему РБК опубликовал опровержение и извинения? Каким образом можно было бы избежать ситуации, потребовавшей опровержения?
РБК опубликовал опровержение и извинения в виду того, что дезинформировать читателя – это неверно, и чтобы не портить репутацию издания и были принесены извинения.
Прежде чем что-либо опубликовать необходимо убедиться в достоверности данной информации, а также оценить уровень «знаний» источника информации, так как эти «знания» могу быть, во-первых, не совсем достоверные; а, во-вторых, они могут оклеветать человека или организацию, возможно, какой-либо орган власти. Помимо этого, недостоверная, нечестная и лживая информация может повлечь за собой уголовно наказуемое наказание, так как никто не отменял закон о СМИ.
Глава 2
2.1. Охарактеризуйте методы сбора информации в журналистике: метод наблюдения, метод интервью, метод анализа документов, метод эксперимента.
Метод наблюдения:
В основе наблюдения – способность человека воспринимать мир с помощью органов зрения и слуха, через аудиовизуальные контакты. Наблюдение «снабжает» журналиста материалами непосредственно из текущей реальности. Наблюдение как метод познания носит преднамеренный характер, регулируется определенными рекомендациями. Именно преднамеренность восприятия и осознанность задач помогают журналисту смотреть – и видеть.
Наблюдение для работников прессы – метод непрерывного пользования. Здесь – непосредственный источник инициативы, которая и обусловливает высокую степень социальной активности журналистского корпуса.
Наблюдение используется при решении задач, образующих два одинаково важных ряда:
1. Получить через аудиовизуальные контакты с объектом данные, которые представляют собой то или иное проявление сущности происходящего и способны быть основанием для выводов о его значении, об отношениях людей и т.д;
2. Накопить данные, способные передать внешнюю характерность того или иного объекта и выступить в тексте в качестве примет реальной конкретной ситуации, благодаря которым она предстанет перед читателем;
В процессе наблюдения объект познания предстает перед журналистом как совокупность источников информации, образующих три относительно самостоятельные зоны: поведение отдельных людей; поведение групп людей, их взаимодействие; предметно-вещественная среда, на фоне которой разворачиваются события.
Метод интервью:
С помощью интервью можно получить широкий круг данных, образующий несколько сегментов, а именно:
1. Фактические данные
2. Мнения
3. Объяснения
4. Предположения и прогнозы
5. Речевые приметы собеседника, которые передают особенности его личности.
Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера: с изучением темы, пониманием цели, продуманностью плана действий, изобретательностью при составлении вопросов.
Вопросы делят на основные и дополнительные. Основные готовятся заранее, так как должны принести основные сведения. Но часто они не срабатывают, потому что существует ряд психологических и социальных барьеров, не позволяющих наладить доброжелательный контакт между собеседниками.
Существуют некоторые правила, которые нужно соблюдать при расспросах любых источников информации.
1. Репортер должен хорошо ориентироваться в предмете разговора. При подготовке к интервью помнить о задаче. Если вам необходимо раздобыть факты, конкретные данные, выяснить цифры для заметки, репортажа, статьи и пр., каждый вопрос должен быть построен с учетом этого.
2. Каждый вопрос должен рассматривать лишь один аспект. Задавая два вопроса в одном, вы позволяете герою интервью "увильнуть" от одного из ответов, предоставляя ему возможность ответить лишь на тот, который кажется ему наиболее понятным, простым или удобным.
3. Вопрос должен задаваться в вопросительной форме, а не в утвердительной.
4. Стремитесь задавать открытые вопросы. Они помогут избежать односложных ответов: "да" или "нет".
5. Вопросы должны быть нейтральными.
6. Вопросы должны быть простыми.
Метод анализа документов:
Метод анализа документов – метод сбора данных в ходе проведения исследований систем управления, основанный на применении информации, зафиксированной в письменной или печатной форме, на магнитной пленке, в электронном виде, в иконографической форме и др.
По критерию « статус документа» могут быть выделены документы:
- Официальные (к официальным относятся законы, постановления, протоколы собраний, материалы статистической отчетности, архивы и т.д.)
- Неофициальные (к неофициальным – личные письма, дневники, материалы вторичного анализа, сделанные исследователем, любительские видеофильмы и т.д.).
По критерию «степень персонификации документа» можно выделить документы:
- Личные (считаются авторские документы: очерк в газете, автобиография, дневник, письма, а также документы, относящиеся к конкретному человеку: читательский формуляр в библиотеке, деловая характеристика, история болезни и т.д.)
- Безличные (напротив, не имеют конкретных авторов и не относятся к тому или иному человеку: статистические материалы, протоколы собраний, законы, финансовая отчетность и т.д.)
По критерию «ситуация создания документа» можно выделить:
- Спровоцированные социологом документы;
- Неспровоцированные (естественные).
Широко распространена в литературе и классификация по видам материальных носителей. Здесь выделяются документы:
- Письменные (все виды печатной и рукописной продукции);
- Иконографические (видео-, кино-, фотодокументы, картины, гравюры и т.п.)
- Фонетические (радио- и магнитофонные записи, грампластинки и т.п.)
Из этого понятия исключены такие серьезные источники информации, как предметы материальной культуры и быта. Ценность этих объектов для получения определенной социальной информации не подлежит сомнению, но включение предметов быта в понятие документа привело бы к расширению понятия.
Метод эксперимента:
Эксперимент - один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальною организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными факторами и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого. Эксперимент позволяет осуществить относительно полный контроль переменных.
Разновидности эксперимента,
· Лабораторный (проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Наиболее существенный недостаток этого метода - его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам.)
· Естественный (особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения и метода лабораторного эксперимента. Он производиться в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Наблюдение не редко дополняется беседой с испытуемым.)
Различают эксперимент:
· Констатирующий (направлен на констатацию связей, складывающихся входе развития психики);
· Формирующий (позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и др.)
План эксперимента:
· Традиционный (меняется лишь одна независимая переменная);
· Факторный (меняется лишь несколько независимых переменных).
2.2. Практическое задание №2
1. https://bagnenko.name/blog/the-history-of-interview
В данной статье есть очень много интересной информации об интервью. Мне кажется, что благодаря таким необычным и незаурядным фактам какой-либо материал запоминается лучшего всего. Также хочется отметить, что не во всех источниках и не всегда можно найти исторически правдоподобные статьи, которые более полно раскрывают написанный в статье материал.
Это будет интересно почитать тем, кто хочет почерпнуть как можно больше информации о том из чего строится интервью.
2. https://bagnenko.name/blog/make-the-interview
Данная статья очень информативна и безумна интересна. Вся соль этого материала в том, что здесь описывают азы интервью. О том, как можно к нему подготовиться и чего лучше избежать при общении с интервьюером. Как показать лучшие стороны собеседника и, возможно, вывести его на чистую воду.
3. https://bagnenko.name/blog/prepare-interview
Материал, который вызывает бурю положительных эмоций, так как здесь кроются ответы на все вопросы о том, как сделать интервью особенно успешным! Лучшие журналисты рассказывают секреты подготовки к интервью. Что может быть лучше, чем совет от самого Владимира Познера! Статья, которую нужно прочитать обязательно!
4. https://bagnenko.name/blog/journalist/analyze-an-interview-part-1-larry-king-interviews-m-tyson-and-e-holifild
Анализ и подробный разбор интервью самого известного журналиста Ларри Кинга. Почему у него получаются интересные и живые интервью, которые нескучно смотреть и всегда с удовольствием можно пересматривать?! Именно пошаговый анализ интервью поможет понять секрет его успеха!
5. https://bagnenko.name/blog/journalist/shortcomings-and-mistakes-in-an-interview-sergey-makovetskii-visiting-dmitry-gordon-series-parse-interview-part-2
Такой же подробный анализ, но только с довольно провокационным журналистом Дмитрием Гордоном (не путать с Александром Гордоном!) можно прочитать в данном материале. Дело в том, что Дмитрий особенно спокойно проводит интервью и задает, не всегда, приятные вопросы, ответы на которые ждёт огромная аудитория и боится сам интервьюируемый. Интересно почитать, в чем же кроется секрет успеха Дмитрия Гордона. Об этом можно прочитать в данной статье.
Глава 3
3.1. Журналистское произведение как единое целое: факторы выбора темы, этапы формирования замысла, выбор жанра, структура текста (специфика заголовков, лидов, особенности композиции), язык произведения.
Факторы выбора темы
Факторы выбора темы очень сильно влияют на весь замысел будущего журналистского произведения. Но тема, прежде всего, зависит от поставленного перед журналистом задания. Когда он получает задание, то далее может подумать над тем, как преподнести читателю заданную тему в более интересном свете, да и ещё написать её понятным языком, а не завуалировано писать неясными, для читателя, определениями.
Этапы формирования замысла
Перед тем как в голове журналиста есть тема, её нужно особым образом сформировать в более определенный материал, который будет иметь смысловую нагрузку, а не просто набор слов, в качестве отписки. Даже для профессионала своего дела, процесс формирования замысла может занимать длительное время, так как не стоит напоминать, что от его работы зависит его же репутация.
Выбор жанра
После того как журналист определил для себя все этапы замысла, ему нужно определиться в каком жанре написать статью, но скорее всего это зависит от нескольких факторов. Во-первых, необходимо ориентироваться на то издание, в котором работает журналист. Его направление и стилистический баланс содержимого издания. Дело в том, что зачастую, в довольно серьезных журналах, можно наблюдать очень легкие и простые статьи, которые выбиваются из общего фона всего номера в целом. Этого лучше не делать.
Структура текста
В дальнейшем заголовки и весь строй композиции материала журналист выбирает не только на свой вкус, но и, повторюсь, смотря на место работы, его структуру и в общем, тематическую направленность самой статьи. Главное внимательно и аккуратно подмечать детали своей работы и вовремя исправлять ошибки.
3.2 Практическое задание №3
I
Программа семинара «Защита прав потребителей финансовых услуг»
Данный семинар был организован в декабре 2016 года в городе Волгограде. И был направлен на повышение финансовой грамотности населения и развитию финансового образования.
В семинаре обсуждались такие темы как:
* Рынок финансовых услуг;
* Закон о банкротстве физических лиц;
* Личное финансовое планирование.
Данный семинар был организован в рамках проекта Минфина России.
II
Мастер-класс для молодых журналистов состоялся 1 ноября в рамках всероссийского образовательного проекта «Медиасмыслы».
Данную конференцию представляли и вели, такие действующие журналисты, как: Донцова А.А., Решетникова М.С.
Посетил конференцию генеральный директор ООО «Благомедиа», редактор и автор журнала «Быть человеком», а также пресс-секретарь, руководитель медиацентра ВолГАУ и Зав. сектором информационного обеспечения в центре молодежной политики Волгоградского региона.
Данный проект начался с приветливых слов Антонины Алексеевны «Что же всё-таки такое этика журналиста? Все готовы поговорить на эту тему?» И форум начался! Сначала, была просмотрена презентация, сделанная лично Донцовой А.А., «Этика журналиста. Оставить читателя в живых», где все могли почерпнуть для себя что-то новое, а некоторые и сделать немало важных «открытий» в сфере влияния информации на человека: «Почему профессия журналиста сравнима с фармацевтикой?» Но особо дискуссионным получился вопрос о потере ответственности журналиста перед аудиторией.
Все присутствующие имели уникальную возможность задать свой личностный вопрос, особо злободневные выделяли и активно обсуждали, к примеру, «о борьбе журналиста за внимание читателя», «о согласованности информации с первоисточником», но самым важным для каждого встал вопрос – «совесть, она же этика журналиста, или же, пометка «не для печати», важна как социальная значимость?»
Решетникова М.С. поведала о погоне за сенсацией, раскрыла вопрос «Блогер-журналист ли?». А.А. Донцова поделилась секретами идеального интервью, рассказала, что, оно заключается, как ни странно, не в подготовке вопросов, а в нахождении точек соприкосновения с личностью и вдохновения человеком.
В завершении встречи, А.А. Донцова произнесла несколько прощальных слов: «Все мы люди, а журналист в первую очередь должен оставаться человеком. Главная ошибка нашей профессии - недооценивать силу слова. Ваша совесть - ваш главный редактор».
Заключение
В данной курсовой работе были подняты все основополагающие способы сбора информации, то какими методами её можно редактировать и что нужно для успешной работы в процессе создания материала.
Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера: с изучением темы, пониманием цели, продуманностью плана действий, изобретательностью при составлении вопросов.
Понятие «журналистика» не надо смешивать с другими, близкими к нему по содержанию, такими, например, как «печать» и «пресса», которые обозначают лишь отдельные отрасли журналистики, отличающиеся, к примеру, от радио. Не совпадает оно и с понятием «средства массовой информации» (СМИ). Так принято называть журналистику в социологии, политологии, правоведении, где не рассматриваются ее профессионально-творческие составляющие, а внимание сосредоточено на общественном значении тиражируемых сведений. В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации. Сама массовая информация трактуется как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, массовая информация выступает как носитель содержания журналистики, ее текстов.
Список используемой литературы
- Прохоров. Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. Для студентов вузов// 5-е изд., испр. и доп. М., 2007, 350 с.
- Российская журналистика: свобода доступа к информации. М., 1996
3. Корконосенко С. Г. «Основы теории журналистики». СПб. 2002.
Источники
1. https://fb.ru/article/43331/istochniki-informatsii-i-ee-vidyi
2. https://www.studfiles.ru/preview/5798895/page:8/
3. https://www.studfiles.ru/preview/3821541/