– Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
– Кто везет, того и погоняют.
– Люди пахать, а мы руками махать.
– Охота пуще неволи.
– По труду и честь.
– Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
– Трудом праведным не наживешь палат каменных.
– Что потопаешь, то и полопаешь
Урок 7
Тема | Слово и слог |
Педагогическая цель | Способствовать формированию у учащихся представления о слоге как минимальной произносительной единице языка; создать условия для развития умения делить слово на слоги, определения количества слогов в словах, графического изображения слова, разделённого на слоги |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Произносят слова по слогам; делят слова на слоги, определяют количество слогов в словах; отвечают на вопросы к иллюстрации; составляют рассказ, состоящий из нескольких предложений |
Личностные результаты | Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств её осуществления. Познавательные:общеучебные – используют знаково-символические средства представления информации; логические – моделируют слова при помощи схем; классифицируют животных (объединяют в группы по существенному признаку). Коммуникативные: выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Слово, слог, предложение |
Образовательные ресурсы | Картинки с изображением лисы и белки |
Сценарий урока
|
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Чтение стихотворения учителем, беседа | Приветствие учащихся. – Ребята, попробуйте угадать, о чем говорится в загадке: Дом на улице стоит, Детвора к нему спешит. Несут тетрадки, книжки Девчонки и мальчишки. А. Кочергина – Где вы сейчас находитесь? – Зачем пришли в школу? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. – В школе. – Учиться, узнавать новое для себя | Создание эмоционального настроя детей на урок | Фронтальный. Устные ответы |
II. Повторение изученного материала. 1. Составление рассказа по картинке о медведе, зайце, еже (учебник, с. 8). 2. Отгадывание загадок о животных | Парная. Словесный. Рассказ по рисункам | – Кто изображен на рисунке? Составьте три предложения на тему «Медведь приглашает гостей». – Какие животные изображены на рисунке? – Расскажите, кто чем занят. Сколько предложений получилось? | – Медведь, заяц, еж. Составляют предложения. Корова, собака, кот. Рассказывают, кто чем занят. Считают количество предложений | Извлекают необходимую информацию из рисунков, отвечают на вопросы учителя, составляют по рисункам рассказ | Индивидуальный. Устные ответы, рассказ по рисункам |
Продолжение табл.
|
3. Дидактическое упражнение «Дикие и домашние животные» | Коллективная. Словесный. Отгадывание загадок | – Отгадайте загадки. 1. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной … 2. Шубка-иголка, Свернется он – колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? … 3. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. 4. Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается | 1. Медведь 2. Еж 3. Корова 4. Собака | Выполняют логические операции. Анализируют смысл загадок. Выражают свои эмоции | Коллективный. Устные ответы, отгадывание загадок |
Индивидуальная. Словесный, практический. Работа с рисунками, беседа, дидактическое упражнение | – Почему животных разделили на две группы? – Назовите диких животных. – Каких диких животных вы еще знаете? – Назовите домашних животных. – Каких домашних животных вы еще знаете? | – Дикие и домашние. – Медведь, ёжик – дикие животные. Дикие животные живут в лесу, в поле, сами добывают себе еду. Называют известных диких животных. – Корова, собака – домашние животные; за ними ухаживает человек. Называют домашних животных | Устанавливают причинно-следственные связи, классифицируют животных по группам, обосновывают свои предположения, версии | Индивидуальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
|
III. Актуализация опорных знаний. Обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Из чего состоит наша речь? – Из чего состоят предложения? – Приведите примеры слов | – Из предложений. – Из слов. Называют слова | Воспроизводят по памяти информацию | Фронтальный. Устные ответы |
Парная. Словесный. Рассказ по рисункам (учебник, с. 9) | – Рассмотрите рисунки. Герои какой сказки на них изображены? – Перечислите героев сказки. – Расскажите ее по рисункам. – Сколько у вас получилось предложений? – Сколько слов в первом предложении? | – Герои сказки «Колобок». – Старик, старуха, колобок, заяц, волк, медведь, лиса. Рассказывают сказку по рисункам, выполняют задания учителя | Рассказывают сказку с опорой на иллюстрации. Составляют предложения на заданную тему | Индивидуальный. Устные ответы, рассказ по картинке | |
IV. Постановка учебной задачи. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Посмотрите, что я сейчас сделаю. Учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово,а затем делит ее на части. – Что мы будем сегодня делать на уроке? – Эти части называются слоги | Наблюдают за действиями учителя. – Мы будем делить слова на части | Вместе с учителем формулируют и принимают учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности. Обеспечение восприятия осмысления и | Фронтальная. Словесный. Беседа по картинке с изображением лисы | – Кто изображен на рисунке? – Скажем хором слово лиса. – Послушайте, как я произношу это слово: ли-са. Произнесите так же | –Лиса. Слушают учителя. Произносят слово ли-са по слогам хором | Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя | Фронтальный. Устные ответы, работа со схемой |
Продолжение табл.
первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Беседа по схеме | – Сколько частей в этом слове вы услышали? – Я покажу, что в этом слове две части. – Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям | – Две. – Ли – са | Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | ||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Солнце глянуло в кроватку, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку | Руки на поясе, наклоны в сторону. Выполнение приседаний. Руки в стороны. Прыжки на месте. Поочередно левую и правую ногу ставят на носок и на пятку | Осуществляют профилактику утомления, придерживаются здорового образа жизни | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Беседа по картинке с изображением белки | Фронтальная. Словесный. Беседа по картинке | – Кто здесь изображен? – Скажите это слово хором. Как мы это сказали: сразу или нет? – Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза: бел – ка. Значит, в этом слове имеются две части. Какая первая? (бел-.) Какая вторая? (-ка.) | – Белка. Произносят хором слово белка. – Сделали небольшую остановку. Делят слово белка на части, называют их. Проговаривают слово слоги | Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. Произносят слова по слогам | Фронтальный. Устные ответы, работа со схемой |
Продолжение табл.
– Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются слогами. Скажите хором слово слоги. – Почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы? | – Это схемы слов, состоящих из двух слогов | ||||
VI. Закрепление знаний и способов действий Работа с рисунком. Дидактическое упражнение (учебник, с. 9) | Индивидуальная. Практический. Работа с рисунком, дидактическое упражнение | – Рассмотрите рисунки. Кто на них изображен? – Сколько слогов в каждом слове? | – Синица (3), коршун (2), гусь (1), ворона (3), белка (2), шакал (2) | Соотносят рисунки и схемы. Делят слова на слоги, определяют количество слогов в словах. Моделируют слова при помощи схем | Индивидуальный. Дидактическое упражнение |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы – веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. | Повторяют все то, о чем говорится в стихотворении | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Окончание табл.
Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три! | |||||
VII. Рефлексивно-оценочный. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Отвечают на итоговые вопросы урока; осмысливают свои действия; оценивают свою работу на уроке | Фронтальный, индивидуальный. Самооценка |
Урок 8
Тема | Ударение |
Педагогическая цель | Создать условия для формирования навыка правильно ставить в словах ударение, развития речи учащихся, рассмотрения взаимоотношений в дружной семье |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Определяют ударный слог в слове; обозначают ударение на модели слова (слогоударные схемы); составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений |
Личностные результаты | Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе, семье |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы. Познавательные:общеучебные – переводят в устный текст данные из рисунков, схем, могут дополнить или достроить их; логические – соотносят рисунки и схемы. Коммуникативные: умеют работать коллективно, понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и способыориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Основное содержание темы, понятия и термины | Ударение, ударный слог |
Образовательные ресурсы | Рисунок мальчика. Игрушки, игрушечная посуда |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная. Словесный. Беседа | Приветствие учащихся. Громко прозвенел звонок – Начинается урок | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем и запоминаем, Ни минуты не теряем. Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее. Проверим готовность к уроку | наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | |||
II. Актуализация опорных знаний. 1. Работа с пословицей «Не нужен и клад, когда в семье лад» | Коллективная. Словесный. Работа с пословицей, беседа | Учитель читает пословицу: «Не нужен и клад, когда в семье лад» – Как вы понимаете смысл этой пословицы? | Слушают пословицу. Отвечают на вопрос учителя | Анализируют пословицу, высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению своих товарищей | Коллективный. Устные ответы |
2. Составление рассказа по сюжетному рисунку «Дружная семья» (учебник, с. 10) | Фронтальная, индивидуальная. Наглядный, словесный. Работа с рисунком, беседа, составление рассказа | – Рассмотрите рисунок. Можно ли его назвать «Дружная семья»? – Какое время года изображено? – Кто к кому приехал в гости? – Рады ли все встрече? – Сколько слов в предложении «Бабушка рада встрече»? – Составьте предложение из трех слов о мальчике, о девочке, о папе. – Расскажите о своей семье | Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы учителя. Составляют рассказ по рисунку. Считают количество слов в предложении. Составляют предложения: Мальчик несет машину. Девочка несет куклу. Папа открыл багажник. Рассказывают о своей семье | Анализируют рисунок. Составляют небольшой рассказ по сюжетной картинке и на основе жизненных впечатлений; отвечают на вопросы к иллюстрации; строят высказывания о своей семье. Рассуждают о том, какие взаимоотношения должны быть в дружной семье; приводят примеры проявления своего уважительного | Индивидуальный. Рассказ по рисунку и на основе жизненных впечатлений |
Продолжение табл.
отношения к старшим членам семьи, заботы о младших | |||||
3. Дидактическое упражнение (учебник, с. 10) | Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение | – Вспомните, на какие части можно разделить слово. – Соотнесите рисунки и схемы | Рассматривают рисунки, схемы, считают количество слогов в словах, соотносят рисунки и схемы | Устанавливают слоговой состав слов, называющих изображённые предметы. Соотносят предметную картинку и схему слова; объясняют данное соответствие | Индивидуальный. Соотнесение рисунка и схемы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей | Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Фронтальный. Правильное выполнение упражнений |
III. Постановка учебной задачи. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели. Работа со схемой слова. Постановка ударения | Фронтальная. Словесный. Беседа | Учитель показывает рисунок мальчика. – К нам пришел мальчик. Давайте дадим ему имя. – Скажите это слово хором сразу. Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог. – Какой же это слог? | Дают имя мальчику на рисунке. Произносят имя мальчика, например Миша. Один из слогов произносят с большей силой голоса, более протяжно. | Принимают учебную задачу урока; осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Произносят слова по слогам. Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. | Фронтальный. Анализ слова, устные ответы |
Продолжение табл.
– Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный – Посмотрите на схему этого слова (рисует схему слова). – Сколько в ней выделено частей (слогов)? – Над какой из них сверху косая черточка? – Какая из частей этого слова – первая или вторая – произносится с большей силой голоса, протяжно? – Значит, на первую часть падает ударение, черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог. Ударный слог, ударный слог, Он назван так недаром. Эй, невидимка-молоток, Отметь его ударом. И молоток стучит, стучит, И четко речь моя звучит | Называют ударный слог (первый). Называют количество слогов (два). Находят отмеченный черточкой слог. Определяют ударный слог | Выделяют ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением). Определяют на слух ударный слог в словах | |||
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. | Коллективная. Словесный. Работа с сюжетным рисунком, | – Злая мачеха прогоняет царевну из дома, и та находит приют у семи богатырей. | Слушают учителя, рассматривают иллюстрацию | Эмоционально проживают рассказ учителя, чтение фрагмента сказки | Коллективный, индивидуальный. |
Продолжение табл.
1. Работа с сюжетным рисунком (иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»), беседа, составление рассказа (учебник, с. 11) | беседа, составление рассказа | Учитель читает отрывок из сказки, сюжет которого изображен на рисунке. Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за диво! Все так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал, Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися. Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный, Братец будешь нам названый. Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая сестрица». И царевна к ним сошла, Честь хозяяам отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась… Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек безмерной силы, стойкости и отваги. | Отвечают на вопросы учителя: – «Как обедали богатыри» «Скоро обед» | Отвечают на вопросы учителя по иллюстрации к сказке. Рассказывают сказку с опорой на иллюстрации. Составляют диалог. Озаглавливают иллюстрацию. Называютспособы выделения ударного слога в слове (в том числе: «позвать» слово, «спросить» слово) | Устные ответы, рассказ |
Продолжение табл.
– Что вы видите на картинке? – Как бы вы ее назвали? | |||||
2. Составление схем предложений | Индивидуальная. Практический. Составление схем предложений | – Составьте схемы предложений: Царевна приготовила обед. Богатыри довольны царевной | Составляютсхемы предложений | Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Индивидуальный. Составление схем предложений |
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика) | Коллективная. Практический | Ёжик топал по дорожке И грибочки нёс в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать. | Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки | Осуществляют профилактику переутомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Дидактическое упражнение «Посуда» (учебник, с. 11) | Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение | – Перечислите предметы, изображенные в нижней части страницы. – Назовите эти предметы одним словом. Посудой называются такие предметы, в которые можно что-то налить или насыпать. – Назовите слова, состоящие из трех слогов. – Какой слог ударный? – Назовите слова, состоящие из двух слогов. – Какой слог ударный? | – Кружка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка. – Посуда. – Каст-рю-ля, та-рел-ка. – Круж-ка, чай-ник, ста-кан. – Слова состоят из двух слогов, первый слог ударный | Осуществляют синтез как составление целого из частей. Соотносят слово, называющее изображённый предмет, со схемой-моделью, обосновывают свой выбор. Обозначают ударный слог на схеме слова условным знаком. Подбирают слова к заданным схемам и | Индивидуальный. Дидактическое упражнение |
Окончание табл.
– Почему под рисунками, на которых изображены кружка, чайник, схемы одинаковые? – Чем отличается слово стакан от этих слов? | – Местом ударения | приводят примеры слов с ударением на первом, втором или третьем слоге. Классифицируют словапо количеству слогов и месту ударения | |||
2. Дидактическая игра «Накрой стол для игрушек». Работа со схемой | Коллективная. Практический. Игра, работа со схемой | На стол, за которым сидят игрушки, надо поставить такую посуду, название которой соответствует схеме: Примечание. Если дети назовут слова: ложка, вилка, нож, то ответ признается неверным, так как названные предметы не посуда, а столовые принадлежности | Чашка, ваза, блюдце | Различают посуду и столовые принадлежности. Соотносят слово, называющее изображённый предмет, со схемой-моделью, обосновывают свой выбор. Контролируют действия партнера | Коллективный. Игра |
VI. Рефлексивно-оценочный. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какие знания помогли на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Определяют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. Анализируют свою работу | Фронтальный. Устные ответы. Индивидуальный. Самооценка |
Урок 9
Тема | Звуки в окружающем мире и в речи |
Педагогическая цель | Создать условия для развития у учащихся умения слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки, делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим», составлять рассказ по рисунку и опорным словам |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Упражняются в произнесении и слышании изолированных звуков; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений |
Личностные результаты | Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Познавательные:общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста) |
Основное содержание темы, понятия и термины | Звукив окружающем мире и в речи, игры и забавы детей |
Образовательные ресурсы | Аудиозапись звуков, воздушный шарик |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Чтение четверостишья | Создание эмоционального настроя детей на тему урока. Заливистый школьный звонок Позвал опять на урок. Будьте внимательны, А еще старательны! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
II. Актуализация опорных знаний. Обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 12) | Фронтальная. Практический. Дидактическое упражнение Коллективная, индивидуальная. Словесный. Беседа, составление рассказа по сюжетной картинке | На доске чертится схема: – Подберите слова к данной схеме. – Что вы видите на верхней картинке? – В какие игры играют мальчики? – Что вы видите на нижней картинке? – Что делает мальчик? – Что делают девочки? – Какой звук произносит девочка, укачивающая куклу? – Когда еще так говорят? – Составьте предложения об играх детей. – Расскажите, как вы играете со своими друзьями | – Стена, диван, тетрадь, ковёр, футбол и т. д. Рассматривают картинку, отвечают на вопросы. – Звук [a]. – На приёме у врача. Когда что-либо вспомнят, когда обрадуются и т. д. | Используют знаково-символические средства, к схеме подбирают подходящие слова Осуществляют развитие речи. Составляют устные рассказы об играх детей с опорой на иллюстрации и о своих любимых забавах на основе жизненных впечатлений. Рассказывают о своих отношениях с товарищами. Рассуждают о том, как следует вести себя во время игры. | Фронтальный. Выполнение дидактического упражнения. Индивидуальный. Рассказ по картинке, устные ответы |
Физкультминутка для глаз | Коллективная, индивидуальная. Практический | Глазки видят все вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть все дано, Где окно, где деревцо, Обведу я ими круг, И закрою глазки вдруг, А теперь я их открыв, Посмотрю на мир вокруг | Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления глаз, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Продолжение табл.
III. Постановка учебной задачи. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели | Фронтальная. Словесный. Слово учителя, прослушивание аудиозаписи с различными звуками | – Сегодня мы с вами послушаем, какие звуки есть в окружающем мире. Звуки мы произно- сим и слышим. Какие звуки вы слышите сейчас? | Слушают учителя и аудиозапись с различны- ми звуками, определяют их | Принимают учебную задачу, планируют ее выполнение. Наблюдают, какие неречевые звуки нас окружают | Фронтальный. Наблюдение учителя |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 13) | Индивидуальная. Словесный. Работа с рисунками, беседа, составление рассказа | – Как жужжат пчелы? – Как звенят комарики? – Как шипит воздух? – Как рычит собака? | – ж–ж–ж – з–з–з – ш–ш–ш – р–р–р | Слушают, различают и воспроизводят некоторые неречевые звуки. Приводят примеры неречевых звуков | Индивидуальный. Устные ответы, воспроизводят неречевые звуки |
2. Проведение опыта | Коллективная. Практический. Опыта | – Возьмем воздушный шарик и спустим воздух из него. Что вы слышите? | – ш–ш–ш | Извлекают необходимую информацию путем проведения опыта | Коллективный. Проведение опыта |
3. Составление рассказа по рисунку (учебник с. 13) | Индивидуальная. Словесный. Работа с рисунками, беседа, составление рассказа | – Рассмотрите рисунки. – Что на них изображено? – Придумайте рассказ по рисунку. Используйте слова: хотела есть, подлетела, украла, рычала | Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы, составляют рассказ | Составляют рассказ по рисунку и опорным словам | Индивидуальный. Рассказ по картинке, устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Вороны Вот под ёлочкой зелёной Скачут, прыгают вороны. | Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления. | Коллективный. Правильное выполнение |
Окончание табл.
Кар-кар, кар-кар-кар. Кар-кар, кар-кар-кар. Целый день они кричали, Спать ребятам не давали. Кар-кар, кар-кар-кар Кар-кар, кар-кар-кар. Только к ночи умолкают, С нами вместе засыпают. Кар-кар, кар-кар-кар. Кар-кар, кар-кар-кар | Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | упражнений | |||
V. Закрепление знаний и способов действий. Беседа. Звуки вокруг нас | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Как шуршат листья под ногами? – Как воет волк? (У–у–у.) – Как фыркает ёжик? – Как свистит струя пара, когда вода закипает в чайнике? – Какой звук слышится, когда шипит масло в сковороде на огне? – Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока? | – Ш-ш–ш – У-у-у – Ф-ф-ф – С-с-с – Ш-ш-ш Звуки мы произносим и слышим | Отвечают на вопросы, используя свой жизненный опыт. Делают вывод по изучаемой теме | Фронтальный. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Кому из вас понравился урок? – Что вам запомнилось больше всего? – Кому из вас понравилось отвечать на вопросы? – О чем бы вы хотели спросить меня? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают свою работу на уроке | Фронтальный. Устные ответы |
Урок 10
Тема | Звуки в словах |
Педагогическая цель | Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить ударение |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Знают основные различия гласных и согласных звуков; умеют различать в устной речи гласные и согласные звуки; осуществляют звуковой анализ слова; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений |
Личностные результаты | Оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявляют интерес к трудовой деятельности, природе родного края |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) трудовой деятельности; контролируют свои действияи действия партнерапри решении познавательной задачи. Познавательные:общеучебные – познают окружающий мир по сюжетным картинкам и собственным наблюдениям; логические – выделяют частное в гласных и согласных звуках. Коммуникативные: описывают сюжетную картинку, используя выразительные средства языка |
Основное содержание темы, понятия и термины | Гласные и согласные звуки, звуковой состав слова |
Образовательные ресурсы | Картинка с изображением аиста |
Сценарий урока