Темы рефератов по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
Направление подготовки /специальность
44.03.05. «Педагогическое образование»
Москва
2019
Тематика рефератов по дисциплине
1. Риск и устойчивое развитие общества.
2. Человек и техносфера. Взаимодействие человека с отдельными компонентами среды обитания.
3. Классификация негативных факторов среды обитания.
4. Источники основных негативных факторов среды обитания человека. Химические негативные факторы (вредные вещества), способы и средства защиты от них.
5. Биологические негативные факторы, способы и средства защиты от них.
6. Механические колебания и вибрации, способы и средства защиты от них.
7. Акустические колебания, способы и средства защиты от них.
8. Электромагнитные излучения и поля, способы и средства защиты от них.
9. Ионизирующее излучение, способы и средства защиты.
10. Электрический ток и его воздействие на организм человека, способы и средства предотвращения электротравм.
11. Пожаровзрывоопасные свойства веществ и материалов.
12. Понятие о комфортных условиях и оптимальных условиях труда.
13. Требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха для образовательных организаций.
14. Требования к производственному освещению для образовательных организаций.
15. Психические явления, регулирующие деятельность человека и его адаптированность к изменяющимся условиям жизнедеятельности.
16. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.
17. Виды и условия трудовой деятельности, их характеристика.
18. Чрезвычайные ситуациитехногенного характера и защита от них.
19. Чрезвычайные ситуацииприродного характера и защита от них.
20. Чрезвычайные ситуации, вызванные террористическими актами, меры по противодействию терроризму.
21. Чрезвычайные ситуациивоенного характера и защита от них.
22. Средства и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
23. Система национальной безопасности Российской Федерации.
24. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
25. Гражданская оборона (ГО), как система мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.
26. Государственное управление охраной труда.
27. Законодательные и нормативно-правовые основы управления безопас-ностью жизнедеятельности.
Методические советы по написанию рефератов
Реферат - Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.
Написание реферата предполагает длительные временные затраты. Поэтому темы рефератов студент выбирает заранее (на первом-втором семинарском занятии) и определяет вместе с преподавателем сроки его подготовки. На ознакомление одногруппников с результатами работы над рефератом докладчику отводится до 20 минут. После выступления проводится обсуждение реферата: новизна, актуальность темы, подбор интересной информации, грамотность интерпретации данных, обоснованность выводов и т.д. Отмечается заинтересованность автора, его умение логично строить доклад по материалам исследования (реферата), умение доступно изложить полученные факты, сформулировать собственное мнение по исследованной тематике. На обсуждение реферата планируется 7-10 минут.
Написание рефератов способствует закреплению и углублению знаний, а также выработке навыков научного исследования, творческого мышления, умения самостоятельно решать поставленные перед студентами задачи. Выполнение работы дает студенту возможность углубить уровень знания исследуемой проблемы, показать знание литературных источников и умение работать с ними.
Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Это связано не со скудостью лексики автора, а со своеобразием языка рефератов (в особенности узкоспециализированной направленности, где преобладают жаргонизмы, специфические термины и обороты).
В написанной работе необходимо четко выразить новизну исследования, актуальность, аргументированность приводимого материала, дать соответствующие выводы и рекомендации.
Существует определенная форма, которой должен следовать студент, выполняющий работу.
Основные требования к структуре реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого пункта;
3) введение;
4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Работа имеет титульный лист, на котором на верхней части пишется название учебного заведения, института, кафедры, имя, отчество и фамилия студента, курс, группа. Посередине – название темы исследования. С правой стороны – фамилия и инициалы, ученая степень и звание преподавателя, ведущего дисциплину. Внизу – город и год написания работы.
Во введении студент четко обосновывает выбор темы, степень ее разработанности и актуальность исследования.
Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся и аргументируются основные тезисы. В каждой главе студент делает анализ используемых источников, отражает собственную точку зрения по исследуемой проблеме. В конце главы делаются выводы.
Заключение предполагает не только выводы по изучаемой проблеме, но и рекомендации автора.
В список литературы (или список использованных источников, если, кроме списка литературы, включены и интернет-сайты) необходимо включить новейшие источники по проблеме экологической безопасности. При написании работы обязательны ссылки на все используемые источники.
Статистические данные, приведенные в работе и проанализированные самостоятельно студентом, придадут реферату четко выраженный научно-исследовательский характер.
Работа требует также знакомства с периодической печатью, которая отражает актуальную информацию по теме, над которой работает студент.
Объем работы – в пределах 12-15 машинописных страниц. Список литературы – не менее 6 работ, изученных самостоятельно.
Реферат дает возможность не только убедиться в уровне знаний изучаемого студентами предмета, но и установить их склонность к научно-исследовательской работе, что весьма важно для отбора претендентов для обучения в магистратуре.
Особое внимание студенту необходимо обратить на содержание реферата – использование уже готовых (скачанных из Интернет-сети) рефератов недопустимо. С проблемами плагиата при сдаче рефератов борются во всём мире: в некоторых высших учебных заведениях за плагиат студентам грозит даже отчисление. Разрабатываются специальные программы, которые должны помочь преподавателям в выявлении скачанных из Интернетарефератов: например, американская система Turnitin (англ.) или российская «Антиплагиат». Подобный реферат засчитан не будет, написание другого – не допускается.