Введение.
В настоящее время, в связи с бурным развитием компьютерных технологий и появлением различных цифровых видов связи, знание телеграфной азбуки Морзе стало не актуальным.
В профессиональной связи, код Морзе сейчас практически не применяется.
Тем не менее, в экстремальных условиях, обеспечение связи с использованием телеграфной азбуки, может оказаться единственно возможным способом. Этому способствует сравнительная простота телеграфной радиостанции и возможность проведения связи при слабом сигнале и высоком уровне помех.
По этой причине, код Морзе по прежнему используется в Вооруженных Силах, а также для проведения радиолюбительских связей.
Кроме того, скоростные прием на слух и передача на ключе, являются интересным видом спорта. Сильнейшие «скоростники» России, способны записать радиограмму, передаваемую со скоростью, превышающую 300 знаков в минуту.
Занятия скоростной радиотелеграфией полезны для школьников, так как развивают скоропись, внимание, память, слух и чувство ритма.
Настоящее методическое пособие предназначено для обучения телеграфной азбуке в кружках и секциях радиолюбительского и радиоспортивного направления.
Параллельно изучению телеграфной азбуке, учащиеся осваивают, так называемый фонетический алфавит, применяемый при телефонной радиосвязи.
Методические рекомендации.
В основу настоящей разработки положена идея одного астраханского тренера. Он предложил изучать азбуку Морзе, начиная с длинных и сложных знаков, тогда как традиционная методика предполагает изучение от простого к сложному.
Такой подход мотивируется тем, что знаки, изученные раньше, учащийся повторяет в процессе занятий больше, чем позже изученные, и, следовательно, на освоение трудных знаков, приходится больше времени.
|
Изучаемые в одном занятии знаки, подобраны таким образом, чтобы учащиеся сразу же научились отличать друг от друга сходные по звучанию знаки.
При обучении азбуке Морзе, педагогу следует обратить внимание на следующее. Скорость звучания изучаемых знаков должна быть 50-60 зн/мин для букв и 40-50 зн/мин для цифр по абсолютной шкале. Пауза между знаками и группами должна быть увеличена так, чтобы измеренная скорость составляла 10-20 знаков в минуту. Такое соотношение, с одной стороны, дает учащемуся время на «узнавание» знака, с другой стороны, обеспечивает запоминание «напевности» знака, а не подсчет точек и тире. Каждое следующее занятие, скорость можно увеличивать на 1-3 знака в минуту, за счет сокращения пауз. К концу изучения, длительность пауз должна соответствовать примерно 7 точкам.
В начале первого занятия следует объяснить учащимся о недопустимости приема сигналов, путем подсчета длинных и коротких посылок. Следует рассказать о правилах записи радиограммы (5 знаков в группе, 5 групп в строке). Для изучения азбуки Морзе рекомендуется использовать ученические тетради в клетку. Можно заранее расчертить листы на 5 колонок, для записи групп.
Каждое занятие рассчитано на два академических часа.
Занятие построено следующим образом:
Сначала повторение пройденного материала. Затем изучение и прослушивание новых знаков. В пособии приведены рекомендуемые способы начертания знаков (КВ-журнал, №1, 1997 г.). Предлагаемый вариант позволяет писать быстро, без ущерба для различения похожих по начертанию букв. Перед тренировкой в приеме новых знаков, необходимо дать учащимся возможность потренироваться в написании этих букв.
|
После освоения начертания, каждый изученный знак принимается учащимися по одной строке.
На этапе обучения, необходимо, чтобы, чтобы учащиеся, прослушав знак, пели его мелодию.
Пропевание знака ускоряет обучение приему на слух и облегчает дальнейшее обучение передаче.
В материалах каждого занятия, приведена напевность знака по таблице «Словесные выражения кода Морзе» (СВКМ). Не все напевности, с моей точки зрения, являются удачными. Вообще, не нужно настаивать на том, чтобы учащиеся использовали напевность из СВКМ. Многие гораздо лучше запоминают морзянку, используя «ть» и «таа».
Затем приведены тренировочные тексты с использованием изученных знаков и знаков изученных ранее. После приема каждой радиограммы следует проверить правильность. Предлагается такой способ проверки: Учащийся читает принятое, используя фонетический алфавит (более старшие – по английски). Остальные проверяют по своим радиограммам. Продолжает читать другой и т.д. Такой способ помогает параллельно изучению морзянки, освоить и фонетический алфавит.
Для контроля освоения материалов занятия, в каждом занятии приведен контрольный текст. На соревнованиях, текст считается принятым, если в нем допущено не более 3-х ошибок или пропусков. В процессе обучения, лучше оценивать % верно принятых знаков. Хорошим, можно считать результат 92% и более.
|
В конце каждого занятия приведены дополнительные тексты для закрепления материала и занятий с отстающими.
После изучения гласных, можно тренироваться и в приеме смысловых радиограмм (слов). Лучше всего, тренировку в приеме слов проводить без записи, на слух.
После изучения половины латинского алфавита, проводится занятие для повторения и закрепления изученного.
Предусмотрено также специальное занятие для изучения знаков русского алфавита, не имеющих латинских соответствий (ЧШЭЮЯ) и наиболее применяемых в связи знаков препинания – знак вопроса, дробная черта, знак раздела (абзац).
После изучения всех знаков, проводятся тренировки для закрепления и доведения скорости приема до 40 знаков в минуту со стандартной паузой.
Для увеличения мотивации учащихся, следует стремиться сделать занятия занимательными. Одно из решений – проведение на каждом занятии мини-соревнований в безошибочном приеме несмысловых текстов и слов.
В процессе изучения азбуки Морзе, желательно также изучить наиболее распространенные кодовые сокращения.
Интересной и полезной будет тренировка в наблюдении телеграфной радиосвязи, как с записью, так и на слух. Учащимся нужно принять позывные корреспондентов, RST, города и имена операторов. Тренировку в наблюдении следует начинать с «наблюдения» радиосвязи, имитируемой педагогом. Затем, можно прослушивать магнитофонную запись реальной телеграфной радиосвязи, и далее переходить к наблюдениям непосредственно за радиоприемником.
В наращивании скорости приема и закреплении знания азбуки Морзе, большое значение имеет тренировка в приеме смысловых радиограмм на русском и английском языках.
В предлагаемом пособии не приводится методика обучения передаче на ключе. Обучение передаче, следует начинать параллельно изучению азбуки Морзе, начиная с 4-5 занятия.
План-конспект занятий.
Занятие 1.
Цели:
1. Знакомство с общими принципами изучения Азбуки Морзе.
2. Изучение знаков QZL (ЩЗЛ).
Содержание занятия.
Несмысловая радиограмма (кодограмма) строится следующим образом: По пять знаков в группе, по пять групп в строке.
Прием на слух – запись радиограммы, передаваемой с помощью Азбуки Морзе. Принимая радиограмму, радист сразу записывает букву (Ни в коем случае не рисует точки и тире).
Чтобы научиться принимать с большой скоростью, с самого начала необходимо привыкнуть воспринимать «мелодию» морзянки, подсчитывать количество точек и тире нельзя.
Начертание букв QZL. Дать учащимся задание написать по одной строчке каждую букву. (КВ 1-97)
Буква | Азбука Морзе | Фонетический алфавит | |||
Лат | Рус | Напевность | СВКМ | Русский | Английский |
Q | Щ | Таа-таа-ть-таа | Щу-ка-жи-ва | Щука | Quebec |
Z | З | Таа-таа-ть-ть | За-ка-ти-ки | Зинаида, Зоя | Zulu |
L | Л | Ть-таа-ть-ть | Ли-мон-чи-ки | Леонид | Lima |
Прослушивая звучание, поем и записываем каждую букву по одной строчке:
QQQQQ QQQQQ QQQQQ QQQQQ QQQQQ
LLLLL LLLLL LLLLL LLLLL LLLLL
ZZZZZ ZZZZZ ZZZZZ ZZZZZ ZZZZZ
Принимаем тренировочные тексты:
LQQLL QLQQL QLLQL QLQQL LQLQL
QZQZZ QQZQZ QZQZZ QQZZQ QZZQZ
ZLLZZ LZLZL LZLZL ZZLLZ ZLZLL
ZLQZQ LZQLZ LQZQL ZQLZQ LLQZZ
LQQLZ ZQLQZ LQLZL ZQZLQ ZLQQL
ZLQZZ QLQLZ LQZLZ QZLQQ LZQZL
QLZZQ LLZQL ZQLZQ LQZLZ QLZQZ
QLZQL QLZZQ LLQZL QZZLQ ZLQLQ
ZLZQZ LQZQL LQZLZ QZLQQ LZLQZ
ZLQQZ LLZQQ ZLLQZ QLZZL QLZQL
QZQZL ZQLLQ ZZLQQ LZZLQ LQZZL
QLQZL QZLZQ LQZQZ LLZQZ QLQLZ
ZLQLZ QQZLL ZQZLQ QLZLZ QZQLQ
Контрольный текст:
LZQLZ QZLQZ LQQZL ZLQZQ LZQLZ
QLZLQ LZQQL ZZQLQ ZLZLQ QLZQL
ZQLZZ QLQLZ LQZQZ LQLZZ QLQLZ
QZLZL QQLZQ ZLZQL ZLQQZ LQZLQ
ZLLQZ QZLZQ LZLQQ ZLZQL QLZLZ
Тексты-приложения
LQZLQ ZLZQQ ZLQZL QZLQL ZQLZZ
QLZQL QZLZQ LZQLZ QLLZQ QZLZQ
LZLQL ZQLQZ LZQZL QQLZZ LQZLQ
ZLQQZ LLQZL ZQLZQ QLZLZ QZLQZ
LQZQL LQZQL ZZLQQ LZZQL ZQLQL
ZZLQZ QLQLZ LZQZQ LZLQL QZZQL
LZQQL ZLQZL ZQZQL ZLQLZ QZLQZ
LQZQL ZQLLQ ZLQZL QZZQL ZQLLZ
QLZQL ZQQZL QLZZQ LQZLQ ZLLZQ
QZLQZ LZLQQ LZLZQ ZLQQL ZLZQQ
ZQLZL QZQLL QZQLZ QZLQZ LQLZZ
QLLZQ LZQLZ QLQZQ LZQLZ QZLQL
ZLQZZ LQZQL ZLQQZ LLZQZ QLQZL
QZLQZ LZLQZ LQQZL ZQLLZ QLQZQ
ZLLQZ ZLQZL QQLZZ LQZLQ LQZZQ
LLZQL QZQLZ ZQLZQ LZLQQ ZLLQZ
QLZQZ LZQLZ LQQLZ ZLQQL ZQLZQ
ZLZLQ QZLZL QLQZZ LQZQL LZQZL
QZLQQ LZQLZ QLZZQ LZQLL ZQQLZ
LQZZQ LLZQZ QLQLZ QZLZL QZLQQ
Занятие 2.
Цели:
1. Повторение знаков QZL (ЩЗЛ).
2. Изучение знаков PJ (ПЙ).
Содержание занятия.
Повторение.
QZLQZ LQLZZ LQZLQ QLZQZ LQZLQ
LZLZQ QZLQL ZZLQL ZQQLZ ZQLLZ
QQLZZ LQQZL ZLQQZ LLQZZ QLZLQ
ZQLZL QLQZZ QLZLQ QZLZL QQZLZ
Начертание букв PJ. Дать учащимся задание написать по одной строчке каждую букву. (КВ 1-97)
Буква | Азбука Морзе | Фонетический алфавит | |||
Лат | Рус | Напевность | СВКМ | Русский | Английский |
P | П | Ть-таа-таа-ть | Пи-ла-по-ет | Павел | Papa |
J | Й | Ть-таа-таа-таа | И-ван-крат-кий | Иван Краткий | Juliett |
Прослушивая звучание, поем и записываем каждую букву по одной строчке:
JJJJJ JJJJJ JJJJJ JJJJJ JJJJJ
PPPPP PPPPP PPPPP PPPPP PPPPP
Принимаем тренировочные тексты:
JPJPP JPJPJ JPPJJ PJPJP PJPJJ
JPJPP JPJPJ PJJPJ PJPPJ PJPJP
PLQJZ LZQPJ JZPLQ QPJZL PQZLJ
QLPJZ PJLQZ PLQZJ ZLJQP LPZJQ
JLPZQ JQLZP QZJLP JZPLQ QLZJP
ZPLJQ PZLQJ JQLPZ JLQPZ PJZQL
ZPLQJ QZPJL LQZJP LZPJQ PLZQJ
JLZPQ LZPQJ LQZPJ QJLPZ JQLZP
LJPQZ ZJQLP LPJQZ QPZJL LJPQZ
LJPQZ JZQPL ZJQPL PJLQZ PJQLZ
ZJLQP ZPLQJ JPZQL PQJZL LZJQP
ZPQJL LZQPJ PQJZL LZJQP LQZJP
Контрольный текст:
JPLQZ QJZPL PJLQZ QJZPL QZLPJ
LPZQJ ZJQLP ZLQPJ JPQLZ JQPZL
JLZPQ LQJZP QJLZP JZPQL JQLPZ
PZJQL LJQZP PQJLZ QJLZP QPLZJ
QZPLJ ZJPLQ LQPJZ JPZQL ZQPJL
Тексты-приложения
ZQPLJ QLZPJ ZJQPL QLPJZ ZPLQJ
JLQPZ PQJLZ LPZQJ LPZJQ ZJPLQ
ZLQJP LQPZJ ZPQLJ LPQZJ JZLPQ
QZLJP JPZLQ QPLZJ PLJZQ QLPZJ
ZPQJL QLPZJ QLPZJ JZQPL QLZJP
JZPQL JZQPL LJPZQ ZPJQL LJPZQ
LQPJZ ZLJQP ZLJPQ ZQJLP PJQLZ
QJZPL QJLZP PJLZQ ZPLQJ ZPJLQ
LZQJP LJPZQ LZJQP QLZPJ ZQPJL
QJZLP QZPJL ZJLQP PJLZQ PJQZL
JLZQP QPJZL LZJPQ PLJZQ PLZQJ
LPJQZ JLQZP JPZQL QLPZJ ZLQJP
PQLJZ JZPQL ZPQJL LZJPQ PLZJQ
LQZPJ JPLQZ LQZJP LZQPJ QLZJP
JZLPQ JLPZQ PLZJQ QPJLZ JPLQZ
QZLJP QZPLJ QJLZP PZLQJ ZJQPL
LPZJQ PJZLQ ZJPLQ ZQJLP ZPQLJ
ZLQPJ QPZLJ PJLQZ QZLPJ PJZLQ
LPJZQ LZPQJ LJPZQ PLQJZ JPZLQ
PLQZJ JLZQP PZLJQ ZQLPJ QZJLP
LJPZQ JLPZQ LZJPQ JLPZQ JQLPZ
LJPZQ LZJPQ QZJLP LJPZQ PZLJQ
JLPZQ PLZJQ JQZLP PJZLQ PZLJQ
QZPJL ZPQLJ PJZQL QPZLJ ZJPLQ
Занятие 3.
Цели:
1. Повторение знаков QZL PJ (ЩЗЛ ПЙ).
2. Изучение знаков BX(БЬ).
Содержание занятия.
Повторение.
LPQJZ ZQJPL QJZLP ZPQJL LJPQZ
JQZLP PLQZJ QLJZP PQJZL PJZQL
LZPJQ QZJPL QJLZP ZQLJP ZQPLJ
LZJPQ ZQPJL LJPZQ QPJZL LJZPQ
JPQLZ LJZQP QPJLZ ZQPJL QZLJP
Начертание букв BX. Дать учащимся задание написать по одной строчке каждую букву. (КВ 1-97)
Буква | Азбука Морзе | Фонетический алфавит | |||
Лат | Рус | Напевность | СВКМ | Русский | Английский |
B | Б | Таа-ть-ть-ть | Ба-ки-те-кут | Борис | Bravo |
X | Ь | Таа-ть-ть-таа | То -мяг-кий-знак | Мягкий знак, Икс | X-ray |
Прослушивая звучание, поем и записываем каждую букву по одной строчке:
BBBBB BBBBB BBBBB BBBBB BBBBB
XXXXX XXXXX XXXXX XXXXX XXXXX
Принимаем тренировочные тексты:
BXXBX BXBXB BXXBB XBXXB BXBXB
XBBXB XBXBX BXBXX BXBXB BXXBB
XBXBX BXBXB BXXBB XXBBX BXBXB
LZPXQ JBQXZ BPJLP XBLQZ JXPBL
ZJQXL JQPZB QXJPB ZLXBP JLZQJ
XBPZL QQLPB ZXJLZ XBQJP PXQZJ
LBZJX PLQBP JLZBX QPLQJ ZBXXJ
BLPQZ JBZXQ PLQBX PJLZB QZLPX
JLPZB JXQBQ LZXJP JQPLZ BXJQZ
LPXBX BZQPL JZJQX LBPXJ QBPLZ
XZBPQ JLLJX QZPBJ QBPZX LJQLX
ZBPJL QZPXB JPXBQ LZBLJ QPXZJ
XLPBQ ZZPXQ LJBXB LJQPZ XZBQL
Контрольный текст:
PLBZX QJLQJ XPBZQ LJXBP ZXPBL
QZJQX ZLBJP PLXBZ JQJZL PBQXL
JQXZB PBJXL PZQQZ PXJBL PZJLX
BQXLZ BQPJB ZPJXQ LLPJZ XBQZL
BQPJX XJLQZ BPZQJ XBLPB XZLPQ
Тексты-приложения
LZQXP BJXZL QPBJP BJQXZ LZLBJ
QPXXQ ZLJBP JLPXQ BZXLJ BZQPZ
XBQJL PLPJB ZQXLJ BPZXQ QZJPL
BXXJZ BQLPB JPZLX QQXBJ PLZJX
QPLBZ JLQXP BZXBQ LPJZB LQJPZ
XJZPQ LBXZJ BQLXP XJQZL BPQXJ
BLZPQ BJPLZ XZXBQ PJLQJ XPLBZ
ZLPXQ JBPZL XBJQL XZPBQ JQJZL
XBPXB JZPQL JXPQB LZPJX BZLQP
ZQBLJ XJZQX LBPPJ BZQLX LQZBJ
ZJBPX QLZJP QBLXL JXQBP ZQJBL
PZXBQ PJZLX XBPZL JQJBP XZQLL
QJXPB ZXLBP JQZXZ BJLQP PZLBX
JQXQJ PLZBZ BXPQJ LBLZJ PXQXP
QJZBL XLZQP BJZLP BJQXZ XLJPB
QZBXL JQPXP JBLZQ BZLQJ PXPJQ
LZBXJ ZLQPX BPZLB XJQPL XJBZQ
BPLXJ QZLZB JQXPQ ZPBXL JPZQX
LJBJX LZQBP XBLZQ JPZJX PBQLP
QXBZL JZQBL PXJZX BPJQL JZPQX
Занятие 4.
Цели:
1. Повторение знаков QZL PJ BX (ЩЗЛ ПЙ БЬ).
2. Изучение знаков YC(ЫЦ).
Содержание занятия.
Повторение.
JJLPQ BZXJZ QXBPL LJQPZ XBJBL
QXZPL ZQBXP JPQBJ XZLQP XLJBZ
LQJPZ XBPBQ LJXZZ XJPBQ LBLJX
QPZQB XLZJP XLBQZ PJJLX QZPBL
ZPQBJ XPXBQ LZJPZ BLXJQ ZJBXP
Начертание букв YC. Дать учащимся задание написать по одной строчке каждую букву. (КВ 1-97)
Буква | Азбука Морзе | Фонетический алфавит | |||
Лат | Рус | Напевность | СВКМ | Русский | Английский |
Y | Ы | Таа-ть-таа-таа | Ты-не-мы-та | Игрек | Yankee |
C | Ц | Таа-ть-таа-ть | Ца-пли-на-ши | Цапля, центр | Charlie |
Прослушивая звучание, поем и записываем каждую букву по одной строчке:
CCCCC CCCCC CCCCC CCCCC CCCCC
YYYYY YYYYY YYYYY YYYYY YYYYY
Принимаем тренировочные тексты:
CYCYY CYCYC YCCYY CYCYC CYCYY
CYCYC YCCYY CCYYC CYYCY CYCYC
CYCYY CYCYC YCCYY CCYYC CYCYY
JPBZX QCYLX YJBPQ CLZCJ XZLBP
QYCLJ ZPYXB QYLQB XPCJZ CQXPZ
LBYJQ LJPCB XYZLJ ZCPBX QYLYP
JCZQB XCQJL YBXZP YQBXJ CZLPY
PCXLB JZQCP XQLBJ YZCLB QPXZJ
YPXBJ ZQYCL ZQBPL YCJXB XYZQJ
CPLJB YZLXQ CPYCX ZLBJQ PCJLZ
BQPXY CBJLX PZQYP YXLZJ QBCXL
CBQJZ PYPBC LYXQZ JJBLZ CPXQY
LXCZJ QPBYX LBZPJ CQYJC BYLXZ
Контрольный текст:
PQCBZ YPLXQ JQJBC ZLXYP LBJPX
ZQCYL CZXJQ YPBPY CQJXB LZCYJ
QXZBL PCBYJ ZPLXQ LJZPY BCQXB
QYPXL JZCLY CPBJQ XZCQX BLZYP
JBQXC PJLZY XLBPY QZCJQ CZBPL
Тексты-приложения
QXYLJ CBPZY CJLZX QPBCB PJQLX
ZYZXC BLJYP QYZLX QPCBJ PCZQB
YXLJZ LCJXB PQYQB PYXJC ZLJCL
QZXYB PBLQY PXJZC YPLCZ BXQJB
ZPQJY LCXXY LZCJQ PBPXQ BJLYZ
CXYQJ ZLBPC XJCLB ZYPQP ZXQCJ
YLBPL BXZJQ CYCJL BPXZY QLCQY
XPJBZ PZXQB LYJCC QXYZJ PBLBJ
LCQPX ZYQPY LCBJZ XYCBQ LZPJX
BJLXP CZYQB PQZJX CLYPQ LXJBY
BLXCQ PZYJY PCJZQ LBXCB YZQJX
LPXLP JQBYZ CJCPZ YLQBX QBPLX
CZYJB JYPCZ LQXQY LCBPJ XZYLP
ZXCQJ BYPZJ BLQXC PXCQJ YZLBX
YQJPL BCZCP BXZLQ JYQYB LJPZC
XLYPZ JQCBX BYZXP JQLCJ YCZLP
QBXCQ YBZJL PXLXJ BYCQZ PBYJC
ZXPQL LZPCB JQYXC QXYPB JLZQY
CPJZB LXPZX BLCYJ QZXQP LBYJC
JZQBL XCPYJ BZCYL QPXXC PLQJZ
Занятие 5.
Цели:
1. Повторение знаков QZL PJ BX YC (ЩЗЛ ПЙ БЬ ЫЦ).
2. Изучение знаков AINM(АИНМ).
Содержание занятия.
Повторение.
CYQJX ZBLPQ YXPBL JZCZQ CBPYJ
LXYZJ CXBQP LBLXJ ZCQYP XJYZB
QCPLJ LBYCX PQZCJ QYLPZ XBXZY
BJLCP QQJXL ZYBCP CPYBZ JQLXX
ZCPQB YJLLP ZBYQJ XCBZX LPJYQ
CQYXB CJPZL QBXCZ PYLJL PYZBX
Начертание букв AINM. Дать учащимся задание написать по одной строчке каждую букву. (КВ 1-97)
Буква | Азбука Морзе | Фонетический алфавит | |||
Лат | Рус | Напевность | СВКМ | Русский | Английский |
A | А | Ть-таа | Ай-да | Анна, Антон | Alpha |
I | И | Ть-ть | И-ди | Иван | India |
N | Н | Таа-ть | На-те | Николай | November |
M | М | Таа-таа | Ма-ма | Михаил, Мария | Mike |
Прослушивая звучание, поем и записываем каждую букву по одной строчке:
AAAAA AAAAA AAAAA AAAAA AAAAA
IIIII IIIII IIIII IIIII IIIII
NNNNN NNNNN NNNNN NNNNN NNNNN
MMMMM MMMMM MMMMM MMMMM MMMMM
Принимаем тренировочные тексты:
IMANN MIAIA NMAIM NANIM MINAI
NAMAN MIMIA NNAMI AIMNN IMAIN
MAINM ANAMI MANIM AINAM NIMIA
NNAIM AMINM IANAM INNIM ANIAM
MANII ANMAN IMNMI ANMAI IAMNM
YZACB PQXYI NLMJA JYPXB MQLCI
NZBLJ XIMNQ AZYPC AMQJX PLBZI
YCNYL ZIJBQ NAXMP CNLBP JAQMZ
ICYXY CLZBJ XINPA MQIAP MJZLY
XBNQC JMZIP BNLAX QYCNC MPIXB
JLQAY ZPYIA XJNMZ CLQBJ ZINBA
QMPYX LCZXA QCYNM PBJIL MBJYP
LCANZ XQICJ PQABY XNLZM ILQMI
NJXYA PBZCC ALNZQ BYPIX JMLPA
JQICN XZBYM BQPNM JIYZX LCAYQ
Смысловой текст
БАЛ ЗАЛ БЫЛ ЛАЗ ПАЗ БАЦ
МИНА МАМА ЗИМА БАЗА ЛИЗА ПЫЛЬ БАБА ЦЫПА ЛИПА БЫЛЬ ПИЛА ПЛАЩ ИННА
НИЩИЙ БАБАЙ ЛАБАЗ ЛАМПА
МАЗИЛА ЗИМНИЙ МАЛИНА ПАЛИЦА БЫЛИНА
БАЦИЛЛА
Контрольный текст:
ABMCN XZLPI JIQMZ LYJCN BXAPQ
CNZJM AXYLP IBMNQ BXZCY ALPJI
ZPJMA NIXCQ YBLPA JCMLQ IYXZB
NIANC QPLZM BYXJZ YICJP MNLAQ
XBPIJ CNAYZ MBLQX CPNXJ MYBAI
Тексты-приложения
JAMIB CPYNZ QLXAC IZYJX LNMPQ
BCNQX AYZMB LIPJL MCYPI NJQXA
BZCBY MAJQI LXZPN LIXCP QZYBN
AMJZQ CYIML BNJPX AYPCB LNJAI
MZXQI YJZLX QANPM CBCYA NXPJQ
ILMBZ CAYJL BZNMI PQXZI PLYAB
XCMNJ QIYLQ CPZBX AMJNZ PIANY
LCJBX MQJQY INZXC PBAML PJZBQ
CLAXI YNMYP IQCAB LJMXZ NQIPZ
XCBAJ MYNLM APCXJ NYQIB ZLAPX
Занятие 6.
Цели:
1. Повторение знаков QZL PJ BX YC AINM (ЩЗЛ ПЙ БЬ ЫЦ АИНМ).
2. Контрольная работа.
Содержание занятия.
Повторение.
XLPYC NAXZQ IMBJQ BZCAI XLJNP
YMBJN XMCZL QIPAY XCPIL ABQMY
NZJIX ANZCM PJLYQ BIXNQ BZLYM
JACPY XJNZB AMIPQ CLZPI MNYAB
CJLXQ BMLQY ACIPZ XJNXN BIAZL
YJPMQ CXNMQ ZYBJI ALCPY IZJLA
BPMQX CNAZX LCJNB QPYMI LQZBJ
MNXIA CYPAN ZBXIY QJPML CMJCA
BXYLQ NPIZP ZNMLC AIJXQ BYPLN
QZJMA YICBX JAIYX MQNBL ZPCQY
ZXANB JCMIP LCPJN AMXYZ BQILA
ZXCBN LMIQY JPYZP NMXQJ BACIL
XAJCI LPQYN BZMPJ MNBLI QCYZA
XIAZN PCBXJ YMLQP YMXBZ AQLIJ
CNABI QLMPJ NZCYX YXPZC NJQBL
Контрольная радиограмма.
LYBXI MNCQA JPZQP JAZCX NILYM
BLPNI QZXAM BJCYQ PJBYZ IMNCL
AXALI QPNJX CBYMZ JQAPC ZNXMI
BLYMC QBXZL JNAPI YMPAJ XBNYZ
LQICZ AJMQB CYIXL NPYQC ANBIP
LMXZJ LIMPC YQZXB JNAZX BJMAP
NLCYQ IIPBY ZCNQL JAMXB AXYZC
MNPIL QJBXQ ALNMY JICPZ PCXNL
AQJMY ZBIBJ ICNLA QZYMP XZMNA
JQILB XCPYN MJILQ BXAZY CPANC
Занятие 7.
Цели:
1. Повторение знаков QZL PJ BX YC AINM (ЩЗЛ ПЙ БЬ ЫЦ АИНМ).
2. Изучение знаков VHF(ЖХФ).
Содержание занятия.
Повторение.
IZCQM YJXLB APNCJ PQILY BZNXM
AQXAM YBPIL CJNZP NXCJZ QBMLY
AIQJP IYAMC LNBZX MZXPY NLAQJ
CIBPM NAYIZ JLQXC BYQMZ NXBCL
PIAJN CBIJM AZLQP YXIQY ZBLAC
Начертание букв VHF. Дать учащимся задание написать по одной строчке каждую букву. (КВ 1-97)
Буква | Азбука Морзе | Фонетический алфавит | |||
Лат | Рус | Напевность | СВКМ | Русский | Английский |
V | Ж | Ть-ть-ть-таа | Же-ле-зис-то | Женя, жук | Victor |
H | Х | Ть-ть-ть-ть | Хи-ми-чи-те | Харитон | Hotel |
F | Ф | Ть-ть-таа-ть | Дя-дя-Фе-дор | Федор | Foxtrot |
Прослушивая звучание, поем и записываем каждую букву по одной строчке:
VVVVV VVVVV VVVVV VVVVV VVVVV
HHHHH HHHHH HHHHH HHHHH HHHHH
FFFFF FFFFF FFFFF FFFFF FFFFF
Принимаем тренировочные тексты:
FVHFH VVFHH FVHVF HVFVF HFVHH
VFFHV FVHVH FFVHV HFVFH FHVVF
HFVHH FVVFH FVHHF VVFHH FVHVF
FVHFV HVFHF VHHVF FVHFH VHFVF
HVFHV VHFVH FHVFV HFFHV VHFVF
QCJAN IHMLP FZVXY BZVFX PLICY
MQBNA JHQIJ LNCZF PHBAX MYVHJ
ICQXY NVPFL ZBMAP VJBMZ ICXLN
AFQYH NCVPH ZAFIQ YMLBJ XQMPV
LJCHB YZAFN XIHZF MNAPJ LBXIY
QCVAQ CYMPH LNIXB FZVJP QCNAM
HJIXL FYBVZ YHZBJ PLIQF XNCMV
AFCNB QAXLP YVMJI ZHAHX JPFZL
CMINY BQVQB HFJCY VZILN PXAMJ
CLNFH PQYAX BVMIZ IXNBL FAYPC
FZHNL BXVIA JPMCY QBHYI LXFAJ
ZCQNV MPHCN ZPAQX MJLYV BIFMB
NJCQH VLPIF AYXZM IVCHX QYLFA
BPZNJ CLVNP YFJXA ZBHIQ MNMZ
BPLJA QFYIV HCJVZ AHMCF QLXPN
Смысловой текст
ХАМ ФАЛ ПЫЖ ХАН ЖАН ЖИМ
ЖАБА ЖИЛА ФАЗА ЛАЖА ЛЫЖИ ХЛАМ
ЖИЗНЬ ФАИНА ХИЛЫЙ НАХАЛ ХАЛИФ ЛИМФА
ХИЖИНА ЛЫЖНЫЙ БАХИЛЫПИЖАМА
Контрольный текст:
YBIAI NQVXH LJYPB ZCFMH FCLVI
MANZJ YBPQX QHYAP CXZLF INJMB
VMVYL CJAZQ NFXIP BHLMV CBJIH
NAXFY PZQNX HPVMB YJZAL CFQII
BVAYZ JLFNH XMPCQ BFMVQ XPIYL
Тексты-приложения
VBJAM XLPNY QICHZ FHBFN MIVYX
PCJZA LQVAX ZMHYF NCJPL QIBIC
VMAXP HYLJF BZNQF PYXQM AHJBC
NVLZI NACXJ PLIBZ QHVMF YXHAM
BJLPZ NIQCF VYYXC QFMPJ IHBNA
VLZZH BCIYM NLFPQ AJXVP FAVHI
XMZBQ CJNLY ZHPVA IBLYQ FJNCM
XLZMV ICPJA BXQYF HNXQJ AYFCM
ILPBV ZNHZM AHQBL NVJXI PYCFY
MIXZC QBJVA FNLPH PCBAI MQYVN
Занятие 8.
Цели:
1. Повторение знаков QZL PJ BX YC AINM VHF (ЩЗЛ ПЙ БЬ ЫЦ АИНМ ЖХФ).
2. Изучение знаков USKD(УСКД).
Содержание занятия.
Повторение.
LHPNJ FIQYC AXVZB MNAMH ZPXYI
FBVCJ LQMZL CFJHV QBYPA NIXPC
MIQZX JYFHV LABNH CIBYZ QFXPM
NVLJA JXNPI HQZBF AMLVY CIZHJ
NVACF QXYMB LPFLB HQZMY INAPJ
VCXNP VHQYB LZAXI MJCFH XJAVF
Начертание букв USKD. Дать учащимся задание написать по одной строчке каждую букву. (КВ 1-97)
Буква | Азбука Морзе | Фонетический алфавит | |||
Лат | Рус | Напевность | СВКМ | Русский | Английский |
U | У | Ть-ть-таа | У-бе-гу | Ульяна | Uniform |
S | С | Ть-ть-ть | Си-не-е | Сергей | Sierra |
K | К | Таа-ть-таа | Как-де-ла | Киловатт, Константин | Kilo |
D | Д | Таа-ть-ть | До-ми-ки | Дмитрий | Delta |
Прослушивая звучание, поем и записываем каждую букву по одной строчке:
UUUUU UUUUU UUUUU UUUUU UUUUU
SSSSS SSSSS SSSSS SSSSS SSSSS
KKKKK KKKKK KKKKK KKKKK KKKKK
DDDDD DDDDD DDDDD DDDDD DDDDD
Принимаем тренировочные тексты:
KDUSK SDUUS DKKDS UUDSK DSKUS
UDKUS DKSUD KSUDK KDUSD UKSDK
USKUD SDUKS DUSKK SDUUD KSDUK
SKUSD SUKDS KDUSK UDSKD USKDU
DKSUD KUSUK SDKUD SUKDS UKSDU
MBFYJ CSLVI ZDXKU HQNPA NBJAI
CLXHV FZQMS PUDYK XUJVN IMCFL
BPSKA ZYQHD NABLS HXFUD PVQYJ
ICMZK YSBCH KQPAM ZNVFD LIUXJ
CVJKM XNBFY UDSQA LPHIZ FVLYK
CDUJN PZQAI MXHSB HCUDL ZBVSI
PQXYF AMJKN IVQDH LZBFX KYMAU
PJNSC DJXKN HUQYA CLPSM ZVIBF
MCHAP SUKLF VJINQ ZYBXD BHPVY
FLDCZ XQJKU MAINS IANFQ YZUBV
CFZSU HYAJI LMPXV KQBDN LIQCZ
KXVPM BDFJA YUNHS HPXIQ CKMUA
FSNDZ JVBLY CBQJX DVSFY LMAPU
ZHIKN ISXZQ HAVLU PJMCD NFYBK
FJBUM IZLQH SPVYX KACND PSJAY
Смысловой текст
ЖУК СУД ХУК ЗУД ПУД БАК ДУБ ДЫМ КУМ
МУКА СУМА ЛУЖА ПУСК БЛИК ДИМА КИСА ЛУПА ЩУКА
СКУНС МУЖИК БАНДА БАНКА БАЛКА ПАЛКА ЗАКАЗ МАСКА КАСКА СКАЛА ЖУЛИК КАМИН
МУСКУС СКАЛКА СКАЗКА
Контрольный текст:
BZMDX FVLQH KCNUI UALFM JSZQP
YHBKV INXDC LSHZU IPJQV ADBCX
MKYFN PKSCA ZVNBQ IFHUJ MYLDX
FUMIH KZCDB LNSQA VYJXP IBZFV
NKCDJ PQAXU HLSYM MJIVC YDUKN
Тексты-приложения
HPNCX YLBQJ VSFMZ DAUKI ZAXIB
MCJNF SPVDL QHYKU LPMJX YVCUZ
HDSBK FQNAI DSYCF IABXH UNVPQ
JZKML BQCPK HSUVJ MYDIN FAXLZ
NYFSC ILQJD PUBVM AZHKX CLKBX
ZYHUN SDFJI PMVQA LKNCM ZADYJ
XPVFI HQUSB DIFLY XCNJH MKBPA
UZVQS DPAMV BFICK SJQXN YLUZH
BQYAN SLFKM UDHVP CIXJZ VJKDP
Занятие 9.
Цели:
1. Повторение знаков QZL PJ BX YC AINM VHF USKD (ЩЗЛ ПЙ БЬ ЫЦ АИНМ ЖХФ USKD).
2. Изучение знаков ET(ЕТ).
Содержание занятия.
Повторение.
FVPND QIZSX YBMAU HKLCJ CBQVZ
SJDPL HIUAY NKXMF VIDXF ZBAUC
HKPJY MSQLN BDJLP HINKC MUAQX
SZYVF UADCI LYVMN QZHKS BPJFX
BXUCH KDNPJ ISALF MQZVY BCXYL
SHJIP UZNMF QVDKA FVCNB YHSKI
LUDJM AZPQX VUBXF YASLM HKQCJ
ZPNDI KDINX VBQZY FSUHJ LACMP
Начертание букв ET. Дать учащимся задание написать по одной строчке каждую букву. (КВ 1-97)
Буква | Азбука Морзе | Фонетический алфавит | |||
Лат | Рус | Напевность | СВКМ | Русский | Английский |
E | Е | Ть | Есть | Елена | Echo |
T | Т | Таа | Так | Тамара, Татьяна | Tango |
Прослушивая звучание, поем и записываем каждую букву по одной строчке:
EEEEE EEEEE EEEEE EEEEE EEEEE
TTTTT TTTTT TTTTT TTTTT TTTTT
Принимаем тренировочные тексты:
TEETT ETETE TEETT ETEET ETTET
ETETE ETETT ETETE ETTEE TETET
ETTEE TTEET ETETE TETTE TETET
EXKTB NZYIS FHUVL PDQCM AJYNL
ZCXSH UMDQB AIFPE KTVJU KCSYM
LVZQA NDTFJ PBIEH XPLHJ TZVXE
CIUQN DBMYA SFKNZ HPFYX JBLKV
EICDA QSMTU SYEVQ PJMFT ABZXL
HDUIN KCKUV ZEJHT SMYDP IABLF
XCQNL MCKTQ HZJDX IBAFE SYUPN
VLPJA CMUND IKZSY XEQFH TBVIS
METNJ ULAFZ HKPDC YBQVX ZKEAB
MCVJL TISXQ PYDHU FNSMF UTXLC
DKZHJ BNYIP EQVAH TAECD JBIQN
UPZVS LFXMK YDNPE ZUXLJ FKAIQ
DLZYS IKQJP EHAFB UMVNT CXTKZ
ESJVD BULAN CFXQI PYMHV JMBZI
NUCFH QKLXE TYADS PMZYU FSDNH
QVJLK ECBIP ATXCH JXAFU KZQLY
VDPIE BSMNT XPUCY HITNB AJFMK
Смысловой текст
ДУСТ КУСТ СТЫД ЩЕКА МУТЬ БЕДА ПУТЬ МЕДЬ
ТЕСТЬ ЖУЛЬЕ ПИХТА ПЕНЕК СТЕНА СЦЕНА ПЕТУХ
ТЕМЕНЬ БАНКЕТ ЛЕБЕДЬ ЗЕЛЕНЬ ТУПИЦА ТЕХНИК БАБУИН КАМЕНЬ
ЖЕЛАНИЕ ЛАЗЕЙКА
БУЖЕНИНА
Контрольный текст:
FSDMI EUTNQ BKPXV YZCLA JHEHD
MKPUJ IXTFA LNVZC QYBSP DSKUF
ACHJB YVNZM ELTIQ XLDCP TNAZV
KQMUH FXIJE BYSFN VHTKM CYJDZ
XQIUA EPBLS METIA DQJFZ VCHUS
Тексты-приложения.
CUMSN TXDQF BEJPY VHLAZ KIFIC
NKQVS DYHJA LPZMB TXEUE SKQIH
ZMDFL PXATJ BVUNC YMDIT UEFNZ
KBPHA VSQYJ LXCXI UTMAC BKZED
HLFVN QSJYP FAUBE ZTHSP MILJD
YQXNC KVYXI SKBNZ PQJFC UTMVA
EHDLH YNSQL IJCAX DUEZV KTPFB
MYZHA JUCFN BQLEV MTXID SKPDH
QBCXE JVTNU AMLYZ KSIFP PTZCQ
IMFSA VLJKB EHXNU YDQBL ZAUCN
Занятие 10.
Цели:
1. Повторение знаков QZL PJ BX YC AINM VHF USKD ET (ЩЗЛ ПЙ БЬ ЫЦ АИНМ ЖХФ USKD ЕТ).
2. Изучение знаков RWOG (РВОГ).
Содержание занятия.
Повторение.
CVQMA LNUEP BKFYT JXSZI DHFZD
YPNAQ MIHTC LJBEU KXSVF HNSCB
UIVTD KJYAZ MQLPE XUXDM IYQFH
ATEPS JLBKV CZNVZ XTBKQ YLJDF
UIMNA EHCPS BCTZA UHPXY NVMJQ
FDLES IKVXU TNEIJ SCFAY MHQZD
LBPKV SZMAK PNQHD LJYUT FIXBE
CVZPS UYMCD TLBIK QFHNX JEANF
Начертание букв RWOG. Дать учащимся задание написать по одной строчке каждую букву. (КВ 1-97)
Буква | Азбука Морзе | Фонетический алфавит | |||
Лат | Рус | Напевность | СВКМ | Русский | Английский |
R | Р | Ть-таа-ть | Ре-ша-ет | Радио, Роман | Romeo |
W | В | Ть-таа-таа | Ви-да-ла | Василий | Whisky |
O | О | Таа-таа-таа | О-ко-ло | Ольга | Oscar |
G | Г | Таа-таа-ть | Га-ра-жи | Галина | Golf |
Прослушивая звучание, поем и записываем каждую букву по одной строчке:
RRRRR RRRRR RRRRR RRRRR RRRRR
WWWWW WWWWW WWWWW WWWWW WWWWW
OOOOO OOOOO OOOOO OOOOO OOOOO
GGGGG GGGGG GGGGG GGGGG GGGGG
Принимаем тренировочные тексты:
WGROO WRGRG WOGRW OGRWO WGORW
ROGGR OWWGR OWRGO WRGOW ROGWO
GROWR GWRGO ORGWW GORRG OWRGO
WORGW OGRWW ROGWG ORGOW RGRWO
RWOGG WOROW RGGOW ROGWR WGORR
IRNED QXBOT FVKYW AMZCJ HPGLS
UOPRN DEIZQ HCMWL GBUTK YFXVJ
ASUVK XAFNG QRSJW BCDIP YEHOL
MTZJK CLBQE ZNWFA SXVHR UPMIG
TDYOC WADLY MKXSQ FTIPB HZOEJ
VNGUR VCFMK OUJAN LYQBT EHDIX
WRSGZ PYICQ GESMJ ZXPHW FVATB
DLURO KNYFQ OJUDG VXCTA LHIPE
KBWZN MSRPS TZCIM RGQLJ UEWKN
FXDOH VABYZ JBCPU KMDYQ ILGOR
UYFRZ LQATJ NKGEX WCPVS HBIDM
OCXLY OTSKB PJUVW RAZHQ GDMNE
IFHPI UWLEN FTDKG ZYSQC ABOJM
RXVXO EBPVD UTKLZ JQFRM HSIYN
AWGCR TOSIK UCEQV WLXGB DNZPY
Смысловой текст
РОГ ВАР ГАЗ ВОР СОР БАР ХОР ДОМ ГОД РОД ПОЛ КОД КОЛ КОН РЕВ ГОЛ
ВОСК ПОСТ ВРАГ ГОРА ПОРА ЖАРА ТАРА СТОГ ВОЛК ЛОСЬ
ГОСТЬ ГОВОР ПОВАР ТОВАР ГОРОД ГАРАЖ ЖЕРДЬ ДРЕЛЬ СТВОР ГОРОХ ПОРОХ
СВЕРЛО ПЕЩЕРА ТВОРОГ ЗАРАЗА ПРОРВА ВОРОНА БОРОДА БОРОНА
ХОРОВОД ПАРАЗИТ ВРЕДИТЕЛЬ ДОЛЖНИК ВОРОБЕЙ ОБОРОНА
Контрольный текст:
AJMHF WEXYM DQZHK NOBJI RSCLF
UVPGT AQUYI MDEGS RNLHA JPXTV
CFZKO BWTNG HLKAD ZWUSV BOXCE
RPYMF IQJHM CLYIN DPREV ZGTQF
XBOAJ KSWUN BERKF WLSIG COYV
Тексты-приложения.
DCFRU TNWIQ ZYEAG OJKSM LVPHX
BTXML CVHKA SUIJZ YRNPD WBGQF
OEEHQ DPGCF VWJLO KYSTI ZBXNM
AUROV DMKPU HATEG SCBZQ JNLYF
RWIXQ WVCNL JMUBF RAPTY IKZDS
HEGXO ZUPQJ WSXNL MARYT VHCKI
GYDJV EXIAG KWPQV NYUOL SEHJM
XCRBF ZTIDU DXWNM YRHZV JOQTC
Занятие 11.
Цели:
1. Повторение знаков латинского алфавита.
2. Итоговая контрольная по изучению букв.
Повторение
ZLQLZ QQZLL ZQZLQ QLZLZ QZQLQ
JPJPP JPJPJ PJJPJ PJPPJ PJPJP
PLQJZ LZQPJ JZPLQ QPJZL PQZLJ
XBXBX BXBXB BXXBB XXBBX BXBXB
LZPXQ JBQXZ BPJLP XBLQZ JXPBL
CYCYY CYCYC YCCYY CCYYC CYCYY
JPBZX QCYLX YJBPQ CLZCJ XZLBP
MANII ANMAN IMNMI ANMAI IAMNM
YZACB PQXYI NLMJA JYPXB MQLCI
HVFHV VHFVH FHVFV HFFHV VHFVF
QCJAN IHMLP FZVXY BZVFX PLICY
DKSUD KUSUK SDKUD SUKDS UKSDU
MBFYJ CSLVI ZDXKU HQNPA NBJAI
ETTEE TTEET ETETE TETTE TETET
EXKTB NZYIS FHUVL PDQCM AJYNL
RWOGG WOROW RGGOW ROGWR WGORR
IRNED QXBOT FVKYW AMZCJ HPGLS
UVLEH FYTIZ GBRDC WOPKQ SNXAM
JYIBU AQJSC REFWN HKMPG XDTZV
OLZYA VSUFC NBEPM DRXHO ILJWG
TQKGI SVWMQ DZJRP UAKYN EBOLC
HFXTE XRYNO TQDZV WLASI MHJKG
Итоговая контрольная.
VIFKP RSNXL YDUHJ TZEBC QWAMG
OHVBF JOLNE XCWPK AUQSZ YGTMD
RIJCN AHIFW MYQOV KXBRU GLTZD
ESPGY NLFPW SDAIK TVEJQ RXHUO
BMZCG PYDKH VIXWE OSTML NFRZA
CJBUQ XGKCS HVWDL AURFB QNTMY
EOIPJ ZPTCU KWLFQ YJEBI AMDZG
RHXSO VNLOM UDPTJ SCKAQ ZBIRE
YNWVH XGFZT JLDNO KCVSH XGBIM
YAEUF QRWPE TQHYB CJUWZ MAFRX
Тексты-приложения
GNAJZ WIQSR TDMVK PUOEY CLFBX
HAOXJ CBQVU RLIPW TYSZF GKHDE
MNFAI VKNTM UYPCB RZSDO GLQEJ
HXWCW VOLRX BJZUK YTFMA PNISD
GHQEI NWGFY JCSMO BTAVX KULPE
QZRDH DOEMC IVHSJ LFGKU WBYNX
RZATP QZVUF OPKRE QGTXS LIHJN
YBADW CMVFH UJTXG BLAEI CKDWR
ZYQON PSMJB IFZNP AXHGO KUWDL
YTQMC VRSEX OYQAT LBINW UGMFV
IWPCY JSQTN UBGXL OZFKH VERDM
ADMAW TZRPC JBQSN KELOH FUIYX
GVVWU GSIAQ RPZMD CHOXJ NETYK
LFBZN HJIMA UYEXW COBFP QVKTL
GDSRA CHKTL IPDUX WNGMS ZBVYE
OQFJR QXFSU JRIKE YDVAT HLBPM
WNGCO ZUWPA ODRSX KCYLB QZEHV
FNGTI JMQJT YRNKX BIHWA DULFM
PSVOE ZCGWA EFMKI PGNVZ UXSDC
QYJBT LRHOP YSIGA WZBNX RMTVU
LJUKO QWYIM XNEGV TPBZH FDCRA
SPYJN RGUXH ALKOW ETBQC MZVDS
FIJGI PKQOD FTSNY WHVAL MZCUX
AKGER LNJVT XUBEP YKOSM ACFQH
Занятие 12.
Цели:
1. Повторение букв.
2. Изучение цифр 13579
Содержание занятия.
Повторение.
NSQRA DCUKH PGLZY EOTIV WMFJB
XAXWT PZDBV CLHSM IEGRF KYUJQ
NOFPL WQEJB NTDAM XZHCR KISOU
GVYQB ELORS YPHZM TGFJI DNXAV
WKCUN BWCKI GTPDX VQRAL OYSJM
Цифра | Азбука Морзе | |
Напевность | СВКМ | |
Ть-таа-таа-таа-таа | И-толь-ко-од-на | |
Ть-ть-ть-таа-таа | И-ду-на-зай-ца | |
Ть-ть-ть-ть-ть | Пе-тя-пе-ту-шок | |
Таа-таа-ть-ть-ть | Дай-дай-за-ку-рить | |
Таа-таа-таа-таа-ть | Во-до-про-вод-чик |
Начертание цифр 13579. Дать учащимся задание написать по одной строчке каждую цифру.
Прослушивая звучание, поем и записываем каждую цифру по одной строчке:
11111 11111 11111 11111 11111
33333 33333 33333 33333 33333
55555 55555 55555 55555 55555
77777 77777 77777 77777 77777
99999 99999 99999 99999 99999
Принимаем тренировочные тексты
73519 93571 51973 91735 95371
35917 93571 93157 19753 15973
15937 97531 93751 71953 93571
97513 59713 15379 39715 37195
35917 13795 53917 71395 91537
91735 91537 57931 95173 75391
39157 97315 91375 15739 17395
17953 51793 95731 91753 39175
79531 93751 75319 53971 15739
93715 53179 71359 31975 59713
95173 19537 71953 91573 13579
95713 35917 79315 39571 53791
73915 91753 15973 59173 35719
93157 97513 35971 75931 53971
19357 31597 73951 19537 95173
Контрольный текст.
95317 97315 35791 15793 91357
13975 91573 57391 35197 71953
53917 75913 51793 31597 17593
51973 95137 73519 95173 53179
51793 35917 97531 15973 79513
Тексты-приложения
17359 71539 91375 53971 35179
51973 95173 59371 39517 15937
17539 39751 39571 51973 53791
15397 39157 91573 93715 75931
53197 97513 15379 39715 39751
35197 95317 73951 97135 73519
15397 75319 59137 59713 57319
93715 75193 73915 51793 73951
57391 37591 53179 93517 51937
93715 35791 51937 97135 59731
57391 75931 13957 35197 75193
35917 91537 31759 37951 57139
35179 17593 31795 51397 71539
57391 13957 51397 79135 57913
57319 37951 53719 35179 57193
97153 19537 57319 93751 93157
15379 93517 35719 73915 91573
97315 37159 57193 93517 51937
Занятие 13.