рассказ участника похода

Талычат

(все события и люди реальные, любое сходство с вымышленными совершенно случайно)

Это был наш второй горный поход. В прошлом году мы сходили единичку на Кавказ и прошли 3 перевала. Было так тяжело, что я думала никогда не пойду больше в горы. Но вот уже весной мне в руки попала карта-схема Западного Кавказа и я начала строить планы на лето.

По этим планам нас снова ждал горный поход в нашей прежней компании: я, Ксюха и Серега. Четвертым к нам присоединился Боб. Он давно мечтал о горах и приключениях. Идея района пришла ко мне в голову, когда я перерисовывала карту. Загадочные названия: ледник Замок, вершины Черные башни, будоражили воображение. Непременно надо было попасть туда. Удобно было начать маршрут из альплагеря Узункол, затем пойти в сторону Эльбруса, ну и в конце, как всегда, спуститься в Черному морю. Еще очень хотелось, чтобы обязательно был перевал 2А. В прошлом году у нас в походе уже был один перевал 1Б, и он был не сильно труднее чем 1А. Так что перейти через 2А было очень интересно.

Надо сказать, мы довольно тщательно готовились к походу, тренировались в Полушкино, рылись в отчетах Горклуба, где нашли все описания перевалов. Небольшой минус нашего маршрута был в том, что перевал Талычат 2А, получился первым. Но в начале похода у нас были запланированы еще 2 дня на радиальные акклиматизационные выходы.

И вот мы, наконец, в горах. Акклиматизация прошла хорошо. Вместо двух радиалок мы сходили на верхние ночевки вместе с альпинистами, которые шли на вершину. Затем провели еще пол дня в лагере, готовясь к основному маршруту и после обеда вышли на подход под наш первый перевал. Правда сборы немного затянулись, и мы вышли на 2 часа позже запланированного времени, в 17:00.

Через 2 часа хода по дну долины мы добрались до очень симпатичной уютной полянки, немного не дойдя до начала крутого подъема под перевал, и поскольку, до темна оставалось всего час времени, решили остановиться на ночевку, так как до запланированного места стоянки мы явно дойти не успевали и неизвестно еще будут ли дальше хорошие места. Решено было завтра встать пораньше и выйти в 6 утра, чтобы наверстать график.

На следующий день мы встали очень рано, практически с первыми лучами солнца. Погода была великолепной, на небе ни облачка. Первые сборы лагеря прошли немного дольше, чем мы ожидали, и поэтому мы вышли в 7:00. За полчаса дошли до начала подъема к перевалу и начали карабкаться вверх по крутой тропе. Шлось трудно, ведь это было начало похода и рюкзаки были еще очень тяжелые. В 12 часов, наконец, из-за очередного взлета мы увидели наш перевал. Я сразу его узнала, он был прямо как на картинке из отчета. Скальная седловина, под ней длинный узкий снежник с двумя характерными снежными рукавами, а внизу большой бергшрунд. А вот и стоянки под самым ледником, где мы должны были ночевать. Отсюда группа, по отчету которой мы идем, добралась до перевала за 4 часа. Время было 13:00 и значит до темна мы вполне должны успеть. Но все равно надо было торопиться, поэтому мы быстро перекусили и пошли к перевальному взлету.

Надо сказать честно, подойдя к началу перевального взлета мы все открыли рты от изумления. Бергшрунд нас просто потряс. Он был огромным, похожим на открытую пасть гигантского животного. Мы долго ходили по его нижнему краю, заглядывая в эту пасть с ледяными зубами. Ребята из отчета переходили его как-то по снежному мосту. Ну да, они же шли в июне, а мы в августе. Вероятно, у нас все снежные мосты уже растаяли. Но они же писали, что если нет снежного моста, то надо обходить берг по скалам. Ну что ж мы были и к этому готовы. У нас даже были скальные крючья.

Для начала надо было перелезть через рантклюфт, затем преодолеть отвесную скальную стенку метров в 15, и дальше косым траверсом по скалам вылезти на снежный склон над бергом.

Стенку и рантклюфт пролез Серега без рюкзака, заколотив 2 скальных крюка. Рюкзаки пришлось вытаскивать наверх на веревке, потому что и без них было очень трудно. Мы, конечно, сильно застряли в этом месте. Сначала около часа ребята пролезали и закрепляли веревку, потом вытягивали рюкзаки, и пролезали мы с Ксюхой. Короче, прокопались до 16:00.

Траверс по скалам вывел в небольшой неглубокий рантклюфт над бергом шириной метра в 4. Дно его было осыпное и наклонное. Впереди, вот уже совсем близко была седловина. Надо было немного подняться по крутому снежному склону. Так как склон был очень крутой, снег уже раскисший, а внизу бергшрунд пошли серпантином в связках с попеременной страховкой через ледоруб.

Но похоже близость перевала была обманчивой. Через час мы еще были на склоне и не прошли даже и половины. Вот тут-то и стало стремно. Что делать если мы не успеем и стемнеет? Осталось всего два часа времени. Хорошо если на перевале будет возможность встать на ночевку. Но даже если и нет, все лучше, чем на крутом снежном склоне, где и просто стоять то сложно, особенно с такими рюкзаками, как наши.

Единственный выход был идти одновременно. Мы рассчитывали, что так получится намного быстрее. Идти решили с краю у самых скал, чтобы, если что, не улететь в берг. Да и потом, по центру склона периодически летели камни. Мы с Серегой, как самые опытные пошли вперед, сказав ребятам идти по нашим следам. Но немного пройдя вверх у меня соскользнула нога и я поехала вниз. Через метров 20 я затормозила, упершись в скальный выступ. Идея идти вдоль скал сработала. Пока я вставала, и мы с Серегой разбирались с веревкой, ребята пошли дальше. Снизу начинал подниматься туман, который, вскоре, скрыл бергшрунд из нашего вида.

Когда мы начали движение ребята были уже довольно далеко и шли длинным косым траверсом, пересекая весь склон. Как-то видимо они не поняли нашу идею идти вдоль скал. Они шли почти друг за другом. Первым шел Боб, за ним Ксюха, которая несла собранную в кольца веревку в руке. Дальше было все как в кино, причем при замедленной съемке. Боб споткнулся, упал, поехал вниз и тут же зарубился ледорубом. Но пока он падал, он дернул Ксюху и она кубарем покатилась вниз, путаясь в в кольцах веревки. Стремительно пролетев мимо него, она сдернула его с ледоруба. А в это время мы с Серегой, еле-еле держась на ногах на крутом раскисшем снежном склоне, наблюдали как связка наших друзей летит куда-то вниз и скрывается в тумане.

В голове пронеслась мысль: " Все.. доигрались в приключения..."