Двадцать седьмое октября. Домашняя работа




Двадцать седьмое октября

Домашняя работа

Практическое занятие № 26

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора

Учебная цель: совершенствование умений анализировать текст с целью определения частей речи и производить их морфологический разбор.

Учебные задачи:

1. Совершенствование умений опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли.

2. Отработка навыков анализа текста с целью обнаружения грамматических категорий.

3. Освоение основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения.

4. Выведение алгоритма морфологического разбора слов.

5. Совершенствование умений определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

6. Совершенствование умений извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы.

Краткое изложение теоретических вопросов

Морфология изучает части речи или лексико-грамматические классы слов (самостоятельные и служебные части речи, модальные слова и междометия), грамматические категории и систему форм слова.

Морфология — это часть грамматики. Второй частью грамматики является синтаксис.

Морфология — это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове». Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Грамматическое значение — обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ и синтаксических конструкций, находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение, например, значение падежа имён существительных, времени глагола и т. п.

Грамматическое значение противопоставлено лексическому значению, которое лишено регулярного (стандартного) выражения и не обязательно имеет абстрагированный характер. Грамматическое значение сопровождает лексическое значение, накладывается на него, иногда грамматическое значение ограничено в своём проявлении определёнными лексическими группами слов.

Грамматическая форма — внешнее языковое выражение грамматического значения в каждом конкретном случае употребления слова. Каждую отдельную грамматическую форму называют словоформой.

Грамматическая категория — это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. В русской грамматике выделяются именные морфологические категории рода, одушевлённости/неодушевлённости, числа, падежа, степени сравнения; глагольные категории вида, залога, наклонения, времени и лица.

В современном русском языке категория рода представлена тремя рядами форм (м., ж., ср.), двумя рядами категории числа (ед., мн.), шестью рядами категории падежа.

Различаются категории словоизменительные, то есть такие, члены которых могут быть представлены разными формами одного и того же слова, и несловоизменительные (классифицирующие), то есть такие, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова. К первым относятся число, падеж, время, лицо, степень сравнения. Ко вторым — род и одушевлённость/неодушевлённость у существительных.

Задания для практического занятия

Задание 1. Прочитайте предложения, спишите и укажите НАД КАЖДЫМ СЛОВОМ, какие части речи в них использованы.

Образец: Но, увы, сквозь эту пыль, залеплявшую оба глаза, не было видно ничего, кроме блеска ослепительных молний.

Имя существительное пыль, глаза, блеска, молний
Имя прилагательное ослепительных
Имя числительное оба
Местоимение эту, ничего
Глагол залеплявшую (причастие), было
Наречие видно (в роли сказуемого)
Предлог сквозь, кроме
Союз но
Частица не
Междометие увы

1. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним (Л.Н.. Толстой). 2. Газет он не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда иметь не мог (М.Е. Салтыков-Щедрин). 3. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.А. Некрасов).

Задание 2. Прочитайте текст.

В течение нескольких секунд пастушонок и Метелица смотрели прямо в глаза друг другу: Метелица с деланным равнодушием, пастушонок – со страхом, сочувствием и жалостью. Потом парнишка перевел взгляд на начальника эскадрона, задержался на нем на мгновенье, точно одеревенев, потом – на мужика, державшего его за руку и выжидательно наклонившегося к нему, – вздохнул глубоко и тяжко и отрицательно покачал головой… Толпа, притихшая настолько, что слышно было, как возится теленок в клети у церковного старосты, чуть колыхнулась и снова замерла.(По А.Фадееву)

а) Найдите в тексте ОДНО существительное, выпишите и разберите его по плану:

1) начальная форма (им.п. ед.ч.);

2) постоянные признаки: собственное/ нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение;

3) непостоянные признаки: падеж, число.

Образец: Левинсон глубоко верил в то, что движет людьми не только чувство самосохранения, но и другой не менее важный инстинкт.

Левинсон – нач. ф. Левинсон, собств., одуш., м.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.

людьми – нач. ф. человек, нариц., одуш., м.р., 2-е скл., тв. п., мн.ч.

чувство – нач. ф. чувство, нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.

самосохранения – нач. ф. самосохранение, нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., род.п., ед.ч.

инстинкт нач.ф. инстинкт, нариц., неодуш., м.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.

б) В тексте найдите ОДНО прилагательное и разберите его по плану:

1) начальная форма (им.п. ед.ч., м.р.);

2) постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное;

3) непостоянные признаки: а) у качественных: степень сравнения, краткая/полная форма; б) род, число, падеж.

Образец: Все громче птичьи голоса, которые слышны в березовой роще.

громче – нач. ф. громкий, качеств., сравн.ст.

слышны – нач. ф., слышный, качеств., кр. ф., мн.ч.

птичьи – нач. ф. – птичий, притяж,, мн.ч., им.п.

березовой – нач. ф. березовый, относит., ж.р., ед.ч., предл. п.

в) Найдите в тексте местоимение и разберите его по плану:

1) начальная форма (им.п., ед.ч.);

2) постоянные признаки: разряд по значению, лицо (у личных местоимений);

3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

Образец: Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в сказочный лес.

я – нач. ф. я; личн., 1-е л.; им.п. ед.ч.

себе – нач. ф. себя; возвр., дат. п.

всеми – нач. ф. весь; опред., тв.п., мн.ч.

моими – нач. ф. мой; притяж., тв. п., мн.ч.

г) Найдите в тексте глагол и разберите по плану:

1) неопределенная форма;

2) постоянные признаки: вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение;

3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.

Образец: Я хотел бы выяснить, как делается стекло.

хотел бы – неопр. ф. хотеть; несов. вид, разноспряг., неперех., условн. накл, ед.ч., м.р.

выяснить – неопр. ф. выяснить; сов. вид, II спр., перех.

делается – неопр. ф. делаться; несов. вид, I спр., неперех., изъявит. накл.; ед.ч., наст. вр., 3-е лицо.

Задание 3. Определите лексико-грамматический разряд прилагательных (качественное, относительное или притяжательное).

Образец:

Алые паруса – качественное,

белорусский напев – относительное,

мамин платок – притяжательное.

Ароматный запах, близкий человек, голосистый соловей, душевный человек, зеленый луг, здоровый ребенок, лесной край, мамин платок, Наташины глаза, отцово ружье, павлиньи перья, проездной билет, сентябрьские узоры, стеклянная витрина, умный ответ, яркие впечатления.

Задание 4. Перепишите, обозначая числа словами.

1. 2/3 присутствующих составляли приезжие. 2. Мороз достигал 28 градусов. 3. 3 августа 1980 года состоялось торжественное закрытие Московской Олимпиады.

Разберите ОДНО числительное по плану:

1) начальная форма (им.п.);

2) постоянные признаки: простое/составное; разряд по значению (количественное, неопределенно-количественное, порядковое, собирательное, дробное);

3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

Образец: Двое саней и три подводы везли уже по второму разу пятьсот семьдесят килограммов песка.

двое – нач. ф. двое; собир., им.п.

три – нач. ф. три; простое, колич., им.п.

второму – нач. ф. второй; простое, порядк., собир., дат. п., ед.ч., м.р.

пятьсот – нач. ф. пятьсот; сложное, колич., им.п.

семьдесят – нач. ф. семьдесят; сложное, колич., им.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: