10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места вреди людей.
Значение самооценки: выступает условием регуляции поведения и деятельности.
В 3 года самооценка возникает впервые, в возрасте «Я сам».
Дошкольный период. 6 лет. Осуществляется переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. К концу дошкольного периода самооценка еще завышена.
В начальной школе было исследовано:
1. От класса к классу возрастает умение объективно себя оценивать и снижается тенденция переоценивать.
2. Развитие самооценки в этом возрасте проявляется в том, что у школьника возрастает критичность, требовательность к себе.
3. Происходит переход от конкретно-ситуативного к более обобщенному.
4. Возрастает самостоятельность самооценки.
Причины появления заниженной самооценки.
1. Объективные недостатки (низкий рост, непривлекательность и др.)
2. Вымышленные недостатки (кажущееся отсутствие способностей и др.)
3. Неуспех в общении
4. Низкий статус, непопулярен среди сверстников
5. Нелюбовь родителей, воспитание в ежовых рукавицах – угроза отчуждения.
Изменить самооценку нелегко. Только положительного подкрепления недостаточно.
• Важно, чтобы ребенок доверял учителю.
• Необходимо использовать пример гарантированного успеха (уметь найти перспективную черту, ту область деятельности, где ребенок успешен).
18.
19.
20.
21.
Роль социальной среды в формировании личности.
Социальные факторы – биологические и социологические. Биологические – наследственность, свойства нервной системы и задатки способностей. Социальные – среда. Семья, школа, природа.
Феральные люди – дети Маугли. Только под влиянием социальной среды человек может стать личностью.
Понятие о социализации. Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. Процесс воздействия на него общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности, становятся личностью.
Процесс запечатления в сознании эмоционально переживаемых образов у детей до 305 лет и совершается активно и необратимо. Всё, что спонтанно усваивает ребенок в своем общении со средой в этот период, становится эмоциональной базой его последующего развития и остается на всю жизнь.
Специфика современной социализации:
Длительность детства по сравнению с предшествующими периодами.
Гуманизация детства.
Агенты, виды и институты социализации. Способы социализации.
Социализация первичная и вторичная. Первичная – ближайшее окружение человека (семья), вторичная – социальные институты. Агенты – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам. Институты – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации.
Соотношение между агентами и институтами социализации.
Виды социализации | Агенты социализации | Институты социализации | Цели социализации | Функции социализации |
Первичная социализация. | Родители, близкие родственники, друзья семьи, соседи (м.б.), близкие друзья. | Семья. | Усвоение эмоционального фона, обучение нормам общения, осознание себя как личности. | Касается сферы межличностных отношений. |
Вторичная социализация. | Учителя, коллеги, начальство и пр. | Школа, работы, секции, кружки, церковь и др. | Узкие, у каждого свои. | Касается сферы социальных отношений. |
Агенты и институты социализации выполняют 2 основные функции:
Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения.
Осуществляют социальный контроль за тем, насколько глубоко, прочно и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
Система социализации.
А.И. Раев.
Система направленной социализации. Осуществляется через специально организованные институты общения.
Система стихийной социализации. «Улица» - компании сверстников, этические группировки, религиозные группировки. Демографическая ситуация.
Система «семья». Несет в себе черты обеих систем.
Кризисные точки социализации.
1) 17-18 лет – завершение школьного обучения и выбор профессии. Проблемные ситуации возникают в следующих обстоятельствах:
а) юноша долгое время не может выбрать подходящую профессию;
б) в его окружении отсутствуют нужные агенты социализации, которые могут дать оптимальный совет;
в) у него отсутствует мотивация на достижение;
г) стоит проблема выбора между учебой и работой;
Д) у семьи отсутствуют деньги на обучение в ВУЗе.
Кризис зрелого (среднего) возраста. Время переоценки целей и притязаний. Кризис середины жизни – осознание расхождения между мечтами молодости и действительностью.
лет – пенсия, пассивная социализация.
23.
24.
25.