https://studfiles.net/preview/4113519/page:29/ (дата обращения: 13.12.2018)




Высшая школа социально – гуманитарных наук и международной коммуникации

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине/междисциплинарному курсу Социально-культурная анимация
 
 
  На тему Часть 1. Использование методов социокультурной анимации при организации семейного досуга в учреждениях культуры г. Мурманска и Мурманской области. Часть 2. Мероприятие социально-культурной анимации для семейного досуга на базе тур комплекса «ТЕРИБЕРСКИЙ БЕРЕГ».
 
     

 

  Выполнил обучающийся: Хорошилов Роман Сергеевич
  (Ф.И.О.)
  Специальность: 51.03.01 Культурология
  (код и наименование)
  Курс: 4
  Группа:
    Руководитель: Попова Александра Владиславовна, магистр культурологии, педагог-организатор Архангельского театра кукол
  (Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)
Отметка о зачете        
    (отметка прописью) (дата)
Руководитель  
    (подпись руководителя) (инициалы, фамилия)
           

 

 

Архангельск 2019

 

СOДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Основы социально культурной анимации. Термины,

идеи, идеология………………………………………………………………..….5

2 Программа мероприятия социально культурной анимации для всей семьи «Волшебная тройка» на базе тур комплекса

«ТЕРИБЕРСКИЙ БЕРЕГ» ……………………………………………………...13 Заключение……………………………………………………………………….16

Список источников……………………………………………………………....17

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В нашей контрольной работе мы рассматриваем социокультурная анимационная деятельность как часть культурной и воспитательной системы общества, как своеобразная социально-педагогическая систему, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики. Мы обращаем внимание на весьма важную составляющую социокультурной анимации — ее мировоззренческий (смысловой) потенциал, так как само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой — обозначать внутренний (anima — душа) аспект взаимоотношений субъектов процесса.

Целью данной контрольной работы является развитие компетенций со способностью к реализации социально-культурных программ. Изучение основных методов и технологий, а также приобретение навыков в осуществлении культурно-досуговых мероприятий.

Задачами являются, формирование знаний в сфере использования социокультурной деятельности. Обучение приёмам использования элементов анимации в социокультурной деятельности. Навыков взаимодействия с участниками социокультурных программ. А также разработка мероприятия семейного досуга на базе тур комплекса «ТЕРИБЕРСКИЙ БЕРЕГ», с использованием исследованных технологий анимационной деятельности.

 

 

1 ОСНОВЫСОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ. ТЕРМИНЫ, ИДЕИ, ИДЕОЛОГИЯ

Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом социально-культурной деятельности, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения различных стран мира. Досуговая сфера превращается в пространство реализации гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно-воспитательных и социально-педагогических проектах.

Термин «анимация» (от лат. animation - оживлять, воодушевлять, одухотворять) впервые появился в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству. В российском обществе тенденция инициации общественных движений в сфере досуга в настоящее время является весьма актуальной. Поэтому важно обращение к мировому опыту организации целесообразной, доступной и ненавязчивой социально-культурной деятельности. Изучение теоретических идей и технологий французской социально-культурной анимации актуализируется целым рядом типично российских причин, среди которых необходимо выделить следующие:

1. Изменение духовно-мировоззренческих оснований в организации педагогической работы в социуме;

2. Изменение экономического статуса социально-культурной деятельности;

3. Потребность в поиске «предпринимательской ниши» в сфере свободного времени;

4. Переориентация социально-культурной деятельности на многообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития [1].

К концу XX столетия социально-культурная анимация уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга. Так российский исследователь Е. Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации (учреждения, предприятия) социокультурной деятельности: как совокупность элементов (учреждений, государственных органов, организаций, аудиторий), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики». Далее Мамбеков ссылается на исследования Р. Лабури, который отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии, и идеологией освобождения через участие: «Большин­ство определений, данных анимации, выражает педагогический проект роста самосознания, участия и социального творчества: за этими намерениями, выражающими большие планы социального и культурного оздоровления, стоит определенная идеология на двух уровнях.

Первый - уровень воспитательной социологии: для одних - возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслужи­вания посетителей, укрепления положения профессиональных работников, т. е. важность воспитательной технологии; для других анимация - в меньшей степени создание аппарата и в большей - появление группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект.

Второй - уровень, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функция анимации заключается в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений. Другие видят ее, функцию (в соответствии с традициями французской культуры), в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики. В марксистском понимании анимация видится в перспективе расширения человеческого сознания, рассматриваемого как полное освобождение; она открывает возможности для критики существующих институтов и преобразования экономических и политических структур». Таким образом, основные направления анимационной работы - преодоление личностных тенденций к социальной дезинте­грации (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состояний личности; помощь в творческой самореализации личности [2].

Анимационная деятельность, выделяясь из ряда других видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты:

· осуществляется в свободное время;

· отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;

  • обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
  • характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;
  • отличается глубокой личностностью;
  • носит гуманистический, культурологический, развиваю­щий, оздоровительный и воспитательный характер.

Анимация является одним из направлений развития активно­сти населения, оказывающих влияние на всю социально-куль­турную сферу общества. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и потребностей, для новых возможностей и способов использо­вания в новых условиях жизни, т. е. повышения так называемого «качества жизни».

Система организации семейного досуга.

У человека всегда возникали духовные и физические потребности, которые необходимо реализовывать. Семейный досуг — это площадка для реализации этих потребностей всех членов семьи. Наиболее точное описание семейного досуга - все члены семьи, которые собираются вместе не просто так, а активно принимают участие в любой деятельности семьи. Семейный досуг может быть представлен в различных формах: активные игры на воздухе или же спокойные в домашней обстановке, важно лишь то, что данное мероприятие должно вызывать интерес у всех членов семьи. Семейный досуг имеет множество преимуществ: сплачивает семью, способствует укреплению командного духа, реализует физические и духовные потребности каждого члена семьи и, возможно, позволяет по-новому взглянуть на своих родных и их способности и характер, занимаясь общим делом. Семейный досуг определяется интересами семьи в свободное от работы или учёбы время.

Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворение одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере семейного досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности к все более сложным, от пассивного отдыха - к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации - к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей - к творчеству и т. п. Изменение социального положения человека, уровня его культуры ведет к изменениям и в структуре семейного досуга.

Структура досуга, состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга - отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем человек занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя, это может быть простое сидение или лежание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей: он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И, тем не менее, такой отдых - неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной ступенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде, Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассивного, требует некоторого миниму­ма свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

С активным отдыхом связаны духовные интересы, которые побуждают все членов семьи к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещении музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, позволяет овладевать миром культурных ценностей, раздвигает границы духовного мира личности.

Самый серьезный способ проведения свободного времени для всей семьи, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Оно приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку. Многие формы досуга заключают в себе элемент творчества, причем возможность творить открывается всем без исключения. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способ­ности человека. Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высше­го, профессионального уровня, тем не менее оно, выступая в качестве надежного средства раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

Поскольку анимация позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, семье) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями, она является социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. В наше время запросы и интересы в семейном отдыхе во всем мире непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных семейных групп. В возрастном, профессиональном, социальном положении люди неоднородны. Различные семьи отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной подготовленности, наличием свободного времени и отношением к нему. Это должно учитываться в работе социально- анимационных учреждений при разработке анимационных программ [3].

Методы анимации в г. Мурманске и Мурманской области можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности.

Используются следующие группы методов:

- социальная защита;

- социально-педагогическая коррекция;

- творческая реабилитация;

-выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.

Методика комплексной оценки социально-культурной ситуации жизнедеятельности личностей, социальных групп основывается на целостном изучении:

а) состояния социальных условий жизнедеятельности личности;

б) психофизического состояния личности (тесты интеллектуального развития, самооценки и др.)

в) состояния социально-психологических отношений в процессе совместной деятельности;

г) ценностно-смысловых отношений личности.

д) перспективные программы социально-культурной анимации (работа с населением локального территориально-культурного образования; анимация в монородительских семьях, анимационная деятельность с талантливыми, одаренными детьми; анимационная работа по месту жительства и др.)

Особое значение имеет организация информационной поддержки анимационной деятельности в средствах массовой информации, поскольку реализация просветительных программ позволяет формировать общественное мнение, более терпимое к «инаковости», ориентированное на гуманистические ценности милосердия, добролюбия, терпимости.

В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в социально-культурной деятельности, нацеленной на обновление знаний и умений, раскрытие креативных способностей. В этой связи работа социально-культурных аниматоров г. Мурманска содействует новым тенденциям по свободному выбору новых возможностей образования и личностного развития, реализации гражданской инициативы.

Социокультурная анимация как явление представляется чрезвычайно важной. Этот интерес определяется, прежде всего, феноменальностью явления анимации как деятельности, в которой заложен культурный, эстетический, морально-нравственный, гражданский потенциал, направленный на формирование внутреннего мира человека [4].


 

2 ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ «ВОЛШЕБНАЯ ТРОЙКА» НА БАЗЕ ТУР КОМПЛЕКСА «ТЕРИБЕРСКИЙ БЕРЕГ» [5].

Первый день.

Программа начинается со знакомства. Аниматор собирает детей и родителей в круг, где каждый участник называет свое имя и имя соседа. Ребёнок ребёнка. Взрослый взрослого. Далее аниматоры предлагают посмотреть спектакль, где основной темой сюжета является дружба. После представления предусмотрен перерыв на обед. Далее маленьким гостям предлагается возможность побывать в роли художников направления «Боди-арт». А родителям в роли подмастерьев. После занятий детям предоставляется возможность поучаствовать в конкурсе караоке и интеллектуальной викторине «Самый-самый». После мероприятий для гостей организовывают «космический ужин», где все блюда приготовлены в форме инопланетян, планет и необычных существ. Далее по программе дискотека и в завершение дня выдача дипломов участника 1 дня.

Второй день.

Программа второго дня начинается с подвижных игр в мяч всей семьёй. Далее обеденный перерыв, после которого проводятся более спокойные занятия лепкой и созданием аппликаций. Следующим пунктом программы является станционная игра, в ходе которой участники выполняют различного рода задания. Далее по программе дискотека и в завершение дня выдача дипломов участника 2 дня. Далее предусмотрен перерыв на ужин с последующим просмотром мультфильмов с социальной тематикой.

 

 

Третий день.

Начинается с подвижных занятий на пляже, игрой «Бадминтон» и пляжным волейболом для взрослых. Одновременно с этим работает бэбиклуб, где аниматор проводит занятия с детьми. Перерыв на обед.

Бэбиклуб продолжает свою работу, а взрослым предоставляется возможность поиграть в настольный теннис. Тимбилдинг для взрослых и шоу «Живые скульптуры». Перерыв на ужин. Дискотека и конкурс караоке. Все участники получают специальные подарки, как выполнившие все условия трёхдневной программы. И в заключение морская поездка под названием «земляничное путешествие» на катере на небольшой остров, где все прибывшие пьют чай с земляничным вареньем.

Как мы видим в нашей программе семейного досуга мы предложили различные технологии социально-культурной анимации, которые предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности. Так же наши анимационные программы, решали многогранные задачи, прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха. Структура анимационной деятельности в эти 3 дня включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию.

Были исключены все «моменты» принуждения т.к. анимация не может полноценно осуществляться по приказу. Высокая мотивация наших ведущих играет большую роль и имеет существенное значение для всей системы педагогических средств и социально-культурных технологий, которые мы использовали. Тем не менее наши инструкторско-методические наработки имели место быть в создании и разработке сценариев и мероприятий, подбор игр, составления маршрутов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта и дальнейшего улучшения программы.

Педагоги - аниматоры туристического комплекса имеют специальное образование и тем самым могут предупредить и предотвратить любой конфликт или недопонимание среди участников, применяя методы социальной защиты и социально-педагогической коррекции. Имея комплексную оценку социально-культурной ситуации семей, участвующих в программе, аниматоры могут составить программу активного или пассивного отдыха в соответствии с психофизическим состоянием того или другого члена семьи, без отрыва от основной программы и группы.

Одна из главных целей нашей анимационной программы создать такой эмоционально-психологический фон, на основе которого через переживания человека удовлетворить его потребность в познании нового, неизвестного, неожиданного. Она построена на переживаниях, создание которых и является основной задумкой направлений анимационной деятельности. Для этого мы использовали самые различные методы и средства. Начиная от банальных просмотров 3D мультфильмов (что, по сути, не является анимацией), заканчивая карнавальными шествиями, костюмированными представлениями, рыцарскими турнирами и другими мероприятиями в которых отдыхающие могут принять непосредственное участие. Как правило, всё пересиленное оставляет неизгладимый след в душе, прежде всего ребёнка, но и в какой-то мере расслабляет взрослых людей и позволяет им почувствовать себя детьми.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное общество пока не может создать условия для всестороннего развития, отсюда появляются такие формы проведения досуга, которые противоречат природе человеческой души, понимания человека человеком, естественным контактам с окружающей средой. Поэтому в ходе формирования новых общественных отношений возрастает роль анимационной деятельности, способной внести в социально-культурную сферу инновационные идеи и новые формы общения.

Во время изучения материала мы получили основные компетенции, которые позволят нам получить способность к разработке и реализации социально-культурных программ. Мы изучили основные методы и технологии, а также приобрели навыки по воплощению культурно-досуговых мероприятий в реальность. Тем самым были достигнуты цели контрольной работы.

Так же были выполнены задачи по формированию основополагающих культурологических знаний в сферах, где использования социокультурная деятельность. Мы обучились приёмам использования элементов анимации в социокультурной деятельности, а также взаимодействия с участниками социокультурных программ и внедрили навыки в разработку мероприятия семейного досуга на базе тур комплекса «ТЕРИБЕРСКИЙ БЕРЕГ», с использованием исследованных технологий анимационной деятельности.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Виды игр. Классификация игр. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://studfiles.net/preview/4113519/page:29/ (дата обращения: 13.12.2018)

Тот же

3. Классификация анимационной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4113519/page:31/ (дата обращения: 18.12.2018)

4. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности М.В.Никитский // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2008. - № 10. – С. 29.

5. ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ТЕРИБЕРСКИЙ БЕРЕГ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://visitmurmansk.info/ru/dt_hotels/turisticheskij-kompleks-teriberskij-bereg/ (дата обращения: 20.12.2018)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: