что стоит на берегу озера Светлояра, вплоть до пришествия Христова...





ТАЙНЫЙ РУССКИЙ ЦАРЬ МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

НЕВИДИМЫЙ ГРАД КИТЕЖ,

СТРАШНЫЙ СЕКРЕТ

Житие великого государя Михаила Алексеевича

(22 октября(4.11) 1648 - 4(17) февраля 1708)-?

(1648-1998 - 350 лет со дня рождения)

И невидим будет Большой Китеж,

что стоит на берегу озера Светлояра, вплоть до пришествия Христова...

Китежский летописец

В предлагаемом мною на суд общественности в ином взгляде на нашу историю Руси 17-18 веков и в ином раскрытии возникновения в то время мощного движения старообрядчества, а также в иной попытке расшифровки легенды о невидимом граде Великом Китеже я ничего не пытаюсь доказать... Я просто пересказываю нашу российскую историю 300-летней давности такой, какой она мне открылась и какой я ее понял.. А споры и доказательства оставляю другим и на потом.

Тайну града Китежа и его чудесного исчезновения перед антихристовыми полчищами в водах озера Светлояр разгадать пытались очень многие исследователи, но их беда, что они не пытались эту красивейшую легенду, будоражившую воображение писателей, поэтов, художников и музыкантов жестко привязать к истории старообрядчества, из глубины которого она и вышла на свет Божий. Все чувствовали в ней некую мучительно-притягательную Тайну, но она ни перед кем так и не открылась. Bce искали на земле, а надо было искать в духе Великого Раскола, разразившегося над молодой Русью три века назад. При внимательном прочтении исторических событий конца 17, начала 18 веков трудно не согласиться с приводимыми мною доводами и кажущиеся необычными только на первый взгляд. Нашему мышлению всегда с трудом дается все новое, опровергающее привычное старое. Вначале была у меня какая-то неудовлетворенность за своих древних предков, что из-за каких-то незначительных правок церковных книг и незначительных обрядовых изменений, они, сменив нажитое место, 250 лет вели достаточно суровую жизнь в бедных, неурожайных лесах Керженского Заволжья. И удалось мне все же найти, вычислить то недостающее звено в нашей российской истории, которое было очень тщательно скрыто, запечатано и заговорено вот уже на протяжении 300 лет. Покрывало прошлого приподнялось при решении этой таинственной задачи. И были получены ответы на многие волнующие меня вопросы и стало понятно, почему тогда, 300 лет назад, по подсчетам современных историков, в открытый Раскол ушло от 1/4 до 1/3 всех слоев населения Руси. Разделилась не только Церковь, но, в известном смысле, сама Святая Русь, сам народ, сама русская душа (2, стр.152). Некоторые исследователи старообрядчества иногда задаются недоуменным вопросом:

Почему все-таки старообрядчество, жесточайше гонимое государством и официальной церковью, со временем хоть и раздробилось на множество согласий, но все-таки не сжалось до размеров малой секты?

Недостающим же звеном начала тайны мощи старообрядчества, как религиозного течения староотеческой Руси, оказался первенец второго царя рода Романовых Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны из рода Милославских и названного в честь деда - Михаил (Михайло). Если вести отсчет от дня свадьбы, состоявшейся 16 января 1648 года, то он должен родиться осенью этого же года. Это косвенно подтверждают исторические источники, утверждающие, что во время бунта летом этого года беременная молодая царица участвует в угощении бывших бунтовщиков, а впоследствии находящийся в ссылке в Троице-Сергиевом монастыре бывший воспитатель и родственник царя боярин Борис Иванович Морозов прощается по поводу рожденья первенца и 29 октября 1648 года присутствует в Москве на крестильном обеде (1, стр.83-84). Известный же истории первенец Дмитрий рождается в 1649 году, прожив всего 2 года. Но нет, сколько не листай, в учебниках русской истории Михаила, сына царя Алексея Михайловича! Есть только случайное упоминание о царевиче Михаиле в приведенном документе Даниилом Мордовцевым в его романе Великий Раскол, есть косвенные упоминания о нем в оставленных нам летописях Сильвестра Медведева и в литературных трудах царского чиновника и русского писателя Мельникова-Печерского, а также есть удивительная легенда о граде Китеже и погибшем вместе с ним, ставши невидимыми, великом князе Георгии Всеволодовиче, убежденно утверждаемая только старообрядцами как историческая реальность. В православном календаре 22 октября (4 ноября) - празднование явления иконы Казанской Богоматери, а царская икона Казанской Богоматери (Шарпанская) была самой почитаемой на Керженце. Возможно и даже очень вероятно, что этот день и есть дата рождения забытого царского сына Михаила, если крестины были через восемь обязательных тогда дней - 29 октября 1948 года. Что интересно, но икона Казанской Пресвятой Богоматери - главная святыня Нижегородского ополчения - ее прислал нижегородцам патриарх Гермоген перед решающим походом нижегородцев во главе Минина и Пожарского за освобождение Москвы от иноземцев. И думаю, что именно законный Государь не рождается в простой день.

А давно надо задаться элементарным для русского человека вопросом - почему же все-таки у русского царя Алексея Михайловича, у которого известно 6 сыновей: Дмитрий (1649-1651), Алексей (1654-1670), Феодор (1661-1682), Симеон (1665-1669), Иоан (1666-1696) и Петр (1672-1725) (2,стр.124), не числится сына с именем Михаил? Алексей есть - как бы в свою честь, а Михаила, в честь деда - нет. Не по обычаю русскому полу-чается, чтоб деда, основателя царской династии, можно так обидеть на глазах всей Руси, не назвав ни одного внука в его честь. Нет, не обидели деда, был среди его внуков Михаил!

Начало же этой печальной и трагической тайной истории идет со вторичной женитьбы 22 января 1672 года царя Алексея Михайловича на молодой 20-летней Наталье Кирилловне из рода Нарышкиных, будущей матери Петра I. Спас девицу от позору, да в Руси бывать разору. Царица Мария Ильинична умерла 3 марта 1669 года вскоре после родов 14 по счету ребенка - дочери Евдокии, так и не женив своего старшего сына. (Год свадьбы 1672 мной взят у авторитетного историка С.М. Соловьева (10,т.12,стр.584), другие источники указывают на 1671 и не знаю кто тут прав, но то, что уже в 1671 году молодая Нарышкина в царском тереме уже чувствовала себя хозяйкой - подтверждают все).

Сейчас можно только предположить, для кого приближенный к царю незнатный думный дворянин Артемон Сергеевич Матвеев предусмотрительно держал в воспитанницах молодую Наталью Нарышкину. Не приглянулась видать она самоуверенная и честолюбивая Михаилу... Петр Алексеевич же, выходит, родится намного раньше, чем положено на Руси после честного брака - 30 мая 1672 года, что впоследствии даст старообрядцам, не признававших Петра за законного государя, дополнительный мотив соотнести его с антихристом. Согласно же библейским пророчествам, антихрист родится от девы нечистой и развратной. А мать Петра чистотой русских нравов, воспитанная на заграничный лад, совсем не страдала. К тому же примем во внимание, что мистический русский дух чувствуя дыхание Зла и Духа неправды жил тогда в напряженном ожидании надвигающейся катастрофы, в которой виделся скорый Конец Света.

Церковные реформы, начатые патриархом Никоном и согласованные с молодым царем Алексеем Михайловичем, пошли по греческому пути. Совсем по другому их предполагали проводить близкие к царю до начала реформ члены кружка ревнителей древнего благочестия, где во главе которого стоял духовник царя Стефан Вонифатьев, куда входили и нижегородцы Иван Неронов, протопоп Аввакум, игумен Никон и который не без поддержки земляков стал патриархом. И я, окаянный, о благочестивом патриархе к челобитной приписал свою руку. Ано врага выпросили и беду на свою шею - писал протопоп Аввакум (5.стр.58). К тому же исправление многих церковных книг патриарх Никон поручил людям с несовсем чистой репутацией, типа митрополита Газского Паисия Лигарида и Арсения-грека. Арсений-грек видится же вообще человеком авантюрного склада и который по собственному же признанию в следственном деле, был учеником иезуитов и, отказавшись от православия, он принял латинство, а по возвращении в Константинополь был обращен в мусульманство. У образованной же русской церковной элиты были и другие основания относиться с подозрением к греческому благочестию и греческому правоверию. А нынешние книги, что посылал покупать Никон патриарх в Грецию, с которых ныне зде переводят, словут греческие, а там печатают те книги под властию богоотступного папы римского в трех градех: в Риме, в Париже и в Венеции, греческим языком, но не по древнему благочестию. Того ради и зде нынешние переведенные со старыми несогласны государь, и велия смута писал царю Алексею Михайловичу дьякон Федор(Иванов) (А.В.Карташев.Т.2.стр.161). Но новизна (т.е. послабления в строгости Устава) при активной поддержке части светской власти и знати торжествует. Протопоп Аввакум дает верное определение затеянной церковной реформе: ...никонианская вера и устав не по Богу, но по человеку(5,стр117), что вкрапливал в новый церковный устав греческие удобства и новшества, перекраивая сохраняемые и завещанные Отцами Церкви служебные ритуалы, христианин, идя по жизни, теряет в духе и вере, а главное - в своем посмертном существовании: Душе моя, душе моя, восстани, что спиши! Конец приближается, и хощеши молвати. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, иже везде сый и вся исполняяй. Душе, я же зде - временно, а я же тамо - вечно!(5.стр.50).

Здесь я сделаю небольшой исторический экскурс по истории зарождения католического иезуитства - организации возникшей не только благодаря стараниям Игнатия Лойлы .в 1534 году и где сама религия использовалась лишь как инструмент для достижения одной цели - мирового господства. С этого момента иезуитство, абсолютно свободное от всяких моральных обязательств к кому бы то ни было и к чему бы то ни было (вот откуда - цель оправдывает средства), начало активно вмешивается в политику всех известных тогда государств, как тайно, так и явно. И хотя вступление в орден было сопряжено с большими трудностями и не для каждого, иезуитство разрасталось и разными путями и под разным прикрытием проникало повсюду. Проникший на Русь иезуит Арсений-грек после суда был выслан (или заслан) замаливать свои грехи в Соловецкий монастырь, где он и знакомится с будущим патриархом Никоном, который очаровывается его большой грамотностью и ученостью...(Петр I продолжил тайное вмешательство иезуитов в русскую православную церковь, когда после смерти патриарха Адриана в 1700 году отменил патриаршество и назначил местоблюстителем патриаршего престола воспитанника польских иезуитских школ Стефана Яворского).

С противниками проводимых реформ расправлялись очень круто, не считаясь ни с знатностью, ни с положением, ни с саном: ссылались в ссылки, сажали на цепи, в земляные ямы, казнили. И видя такое насилие власти над верой - многие из народа не только подавались в бега, но и уходили из жизни добровольно, что не являлось самоубийством, ибо по вере в Последнее Время ...блаженны мертвые, умирающие в Господе(Ап.14,13). И думается мне, что преступный метод проведения церковных реформ, принятый властью, унес намного больше русских жизней, чем во времена перехода Руси из язычества в христианство. И не стоить фарисействовать, утверждая, что у русских не было позора инквизиции и сжигания ведьм на кострах, зато было беспощадное физическое уничтожение самых духовно сильных личностей в то переломное время.

Одной из самой известной противницей реформ была сродница царя - боярыня Морозова, посаженная в тюрьму вместе с сестрой княгиней Урусовой за свое твердое нежелание поступиться в вере. До нас дошел уникальный разговор патриарха Питирима с царем Алексеем Михайловичем, датированный у писателя Мордовцева летом 1672 года, в котором упоминается и в какой-то степени характеризуется царевич Михаил: Советую я тебе, великий государь, боярыню ту Морозову вдовицу - кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал. А княгиню (Урусову) тоже бы князю отдал, так бы дело-то приличнее было. Женское их дело; что они много смыслят! А об них многие знатные особывсего московского государства соболезнуют, и это тебе, царскому величеству, не на корысть живет, а тебе же в убыток. Да и сынок твой родной, царевич Михаил,соболезнуя оным сестрам, частенько-таки, сказывают, к ним заезжает посмотреть сквозь решетку на их мученичество и слушает их с умилением: удевляете-де меня ваше страдание; одно только смущает меня: не знаю - за истину ли вы терпите(7,гл.11). А ведь тогда, согласно историческим данным, у царя в живых были только два сына - 11-и летний Феодор и 6-и летний Иоан. Но мы знаем, что историк Соловьев, предоставивший материалы своему другу-писателю Мордовцеву, никогда не пользовался неоригинальными документами.

В то далекое время политических партий не существовало, бились друг с другом по родовой принадлежности. Воевали тайно и явно: себе на власть и живот, а другим во вред и даже на смерть. Вместе с молодой женой к корму и власти государственной пришел ее худородный и голодный род Нарышкиных, который, (как когда-то и сам род Милославских в 1648 году и следствием чему был соляной бунт), стал занимать в государстве те позиции, которые были уделом и доходом, родовой гордостью Милославских и которым такие потери были совсем не по нраву. У рода Милославских, потерявших право прямого общения с царем, в борьбе с родом Нарышкиных достаточно весомой и серьезной защитой и опорой в их интересах был наследник русского престола и любимейший царский сын - царевич Михаил. Но не долго он им мог помогать. Очарованный молодой женой царь Алексей Михайлович практически не вникал в происходящее вокруг него. Не вынеся неправды, злости и зависти круживших около государственной кормушки, сам вытесненный от всех государственных и хозяйственных дел, царевич Михаил тайно, в метельную ночь бежал из столицы, от греха подальше.

По моим расчетам, это событие произошло весной 1673 года, обязательно перед самым вскрытием рек. Благословение (что было для того времени обязательным условием) на побег им было получено скорее всего от находящегося в заточении протопопа Аввакума. Вместе с благословением царевич Михаил получил и план побега. Несгибаемый противник церковных реформ, слепо проводимых под копирку и диктовку просвещенной заграницы, близко знавший всю царскую семью, прочувствовал состояние царевича, будущего правителя Руси, восхотевшего в уединении, среди своей библиотеки, самому разобраться в сути церковного противостояния, раздирающего страну. Понимая всю опасность, какой может подвергнуться молодой наследник, тайно, без разрешения родителя покинувшего дом, протопоп Аввакум может быть надеялся, что тишайший царь серьезнее задумается о своей ответственности перед Русью, пересмотрит свое отношение к проводимым церковным реформам и прислушается к доводам их противников. Позже Аввакум уверенно напишет обращаясь к царю: Сын твой после тебя распустит же о Христе всех страждущих и верных по старым книгам в господа нашего Исуса Христа. На 6 соборе бысть же сие, - Константин Брадатый проклявше мучителя, отца своего еретика, и всем верным и страждущим во Христе живот даровал. Тако глаголет дух святый мною грешным, рабом своим: и здесь тоже будет после тебя!.. (5.стр.84)

Люблю я тебя, право, сие сказал, а иной тебе так не скажет, но вси лижут тебя, - да уже слизали и душу твою!.. Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не уничижай ево и в церкви и в дому, и в пословицах(5.стр.83).

Вначале, чтоб сбить погоню со следа, путь побега царевича Михаила шел в направлении к восставшим соловецким монахам, активно не принимавших церковной перестройки, но потом направление побега было изменено. Возможно именно поэтому летом 1673 года стрельцы отказываются атаковать Соловецкий монастырь, а воевода Иевлев запросил у государя отстранения его от командования. Назначенные же к новому воеводе Мещеринову опытные русские военачальники под разными предлогами отказываются от службы и власть посылает вместо них иностранных наемников(3,стр.343).

Ночами, таясь случайного глаза, по готовому вот-вот вскрыться руслу Волги, санный поезд с беглецами направился к устью реки Керженец мимо Городца, Нижнего Новгорода, мимо Макарьевского монастыря со спящей охраной, чтоб по петляющей лесной реке добраться до укрывающихся с 1657 года в лесной глухомани, близ озера Светлояр, от мира и греха знатных родовитых монахов-отшельников Ефрема Потемкина и Сергея Салтыкова, основателей двух раскольничьих обителей (совр. урочища Смольяны и Шарпан) (9.стр.166). Богатые родственники по мере надобности посылали им обозы со снедью, обменивались письмами. Среди них и был спрятан от царских соглядатаев и доносчиков царевич Михаил. Предполагалось на время, а получилось на века.

Разгневанный и оскорбленный царь-отец (для тех времен позор небывалый, чтоб сын ослушался отца) вместо прощения вскоре лишает беглеца как бы прав на престолонаследие: 1 сентября 1674 года (тогдашний Новый год) государь объявил старшего сына своего, 13-летнего царевича Феодора: на Красной площади, на действе оказывали государя царевича всему Московскому государству и иноземцам. В тот же день смотрели царевича в Архангельском соборе иноземцы: сыновья гетмана Самойловича и посланник литовский. Государь послал к ним боярина Хитрово объявить царевича и сказать: Вы видели сами государя царевича пресветлые очи и какого он возраста: так пишите об этом в свои государства нарочно (10.т.12). В некоторых источниках, дабы объяснить появление этого странного объявления старшего сына специальным действием, дату скоропостижной, неожиданной смерти царевича Алексея (называемого поэтому в современных исторических материалах - наследником), с 1670 года переносят на 1674. По русским обычаям того времени отец есть полный хозяин над своим сыном и никто бы слова не сказал, если он сам не просто накажет его за проступок, но и казнит его. Потому непрощенный отцом царевич Михаил не мог сам вернуться в столицу.

Возможно царь поверил, что сын спрятался в восставшем Соловецком монастыре и может еще и потому он, не жалея сил и средств, не видя собственного позора, пытался так упорно взять этот далекий северный монастырь солдатской силой. Есть ли еще в русской истории церкви такая позорная страница, когда русский православный воин штурмом брал православный монастырь, обороняемый русскими же монахами, стоящих насмерть за староотеческую веру, за чистоту русского православия с 1667 по 1676 годы! (Понадобилось 300 лет и больших архивных исследований, доказавших правоту противников церковных нововведений, что не русская церковь накопила в себе догматические ошибки, а греческое православие потеряло свою первоначальную чистоту и, на основании этих исследований в 1971 году официальная церковь тихо признала законность старых обрядов). Профессор духовной академии Н.Ф. Коптерев писал еще в конце прошлого века: На вопрос: кто же, в таком случае, и когда испортил наши древние церковные чины и обряды, которые потом Никону пришлось исправлять, мною был дан такой ответ: древние наши чины и обряды никогда никем у нас не искажались и не портились, а существовали в том самом виде, как мы, вместе с христианством, приняли их от греков, только у греков некоторые из них позднее изменились, а мы остались при старых, неизменных, почему впоследствии и явилась рознь между московскими чинами и обрядами и позднейшими греческими(3, стр.508).

Профессор духовной академии Каптерев доказал видимую часть правоты старообрядцев, стоявших насмерть в вере староотеческой, но он не мог заметить тайную сторону спора, о которой даже тогда знали единицы. Да, была и сакральная сторона вопроса - в Евангелиях на церковнославянском языке было изменено написание имени Исуса Христа, что привело к полному искажению в заложенных там скрытых математических пропорциях и которые тогда полностью были соответственны Священным Писаниям написанным на древнееврейском, греческом и латинских языках. Соловецкая братия писала в своей челобитной к царю Алексею Михайловичу: В новых книгах Никона вместо Исуса написано с приложением лишней буквы «Иисус», что нам грешным страшно и помыслить(13,стр.317). И если прежде Его имя писалось из 3-х букв как "IСЕ" и представляло в цифровом исчислении для посвященных время своего пришествия - число "8", то теперь Его имя стало писаться из 4-х букв "IИСЪ" и стало соответствовать пустому числу "2". Число "8" было заложено в самом имени русского государства - Русiя. Силой были навязаны изменения в Символе Веры. Эта сакральная молитва, состоящая из 12 предложений, до изменений имела ровно 700 букв, как 700 лет от крещения Руси, как бы предопределяя 700 лет своей неизменности.

Проникнувшие враги русского православия в доверие к тишайшему царю сделали все, чтобы уменьшить мистическую силу православного обряда, засорить неприметными вирусами будущего материализма саму Православную Веру. Знавшие тайну Священного Писания были последовательно уничтожены, вследствием чего вера оказалась в какой-то мере урезанной и не потому ли впоследствии русская знать пошла с таким удовольствием в тайные общества, в масонство. В 18 веке Пушкин уже утверждал, что у русских потому нет своей философии, что у них не было своего сакрального языка. Ошибался выходит великий поэт. И потому выводом внесения изменений в Православную Веру в 17 веке в конце-концов стала революция 17 года и расстрел царской семьи 17 июля. В православном сознании как того времени, так и нынешнего так и не искоренено твердое убеждение:

Бог избрал возвеличенную им Россию принять и до скончания веков блюсти православие - истинную веру, принесенную на землю для спасения нашего Господом Исусом Христом. Мановением Божественной Десницы окрепла Православная Русь на диво и страх врагам бывшим, настоящим и... будущим, но только при одном непременном условии - соблюдении в чистоте и святости своей веры, - писал в начале века православный писатель Сергей Нилус, - С непонятной жаждой новизны (опять, как в 17 веке - В.К.) стремились мы вступить в новый XX век. Вообще не могу понять, как могут осуждать современные церковники патриотов-старообрядцев, насмерть стоявших в той православной вере, какой она была 700 лет в истории Руси и звавшейся уже тогда Святой Русью, да так и оставшейся там, за церковными реформами греческих авантюристов и зазнавшегося в своей божественности второго царя из рода Романовых.

Сейчас, при навязываемом экуменизме - объединении всех христианских конфессий, восторженно принимаемом не только нашей, так называемой передовой Intelлигенцией (извечно путающей прописные истины и мудрость веков с преходящей модой сиюминутного времени), но и многими духовными лицами (крест на шее не дает свободы от лукавого в голове) всплывают как бы заново события Раскола 17 века. (Intel - американская фирма по разработке и производству программируемых микропроцессоров).

Очень красочно описывает и характеризует протопоп Аввакум своих противников, активных стронников церковных нововведений: Мудрены вы со дьяволом! Нечего рассуждать. Да нечева у вас и послушать доброму человеку: все говорите, как продавать, как куповать, как есть, как пить, как баб блудить, как робят в олтаре за афедрон хватать. А иное мне и молвить тово сором, что вы делаете: знаю все ваше злохитрство, собаки, бляди, митрополиты, архиепископы, никонияна, воры, прелагатаи, другие немцы русския(5,стр.69).

До нас дошли письма-наставления протопопа Аввакума любимому ученику нижегородцу Симеону (Сергию) Крашенинникову, которые на самом деле предназначались царевичу Михаилу на Керженец. и к которому он обращается удивительно нежно и тепло:

Чадо богоприимче!.. Ну, Симеонушко, вот тебе вести. Однако ты приказываешь: батюшко, отпиши что-нибудь!...Нарядна вор-блядь; в царской багрянице ездит и из золотой чаши подливает (Апокалипсис 17, 3-6).Упоила римское царство и польское, и многия окресные веси, да и в Русь нашу приехала во 160 году (1652 году Никон-патриарх), да царя с царицей напоила: так он и пьян стал; с тех мест не проспится; беспрестанно пиет кровь свидетелей Исусовых (По Кирилловой книге - через 1000 лет от Р.Х. совершилось отпадение римской церкви в латинство, через 600 лет Западная Русь отпала в унию, а через 60 лет той же участи должна остерегаться Русь). Ну, разумеете ли про жену ту, чада церковные? Всякая ересь блядня глаголется......Беда миру бедному пришла! Не пить чаша - в огнь посадят и кости пережгут, а пить чаша скверная сия - в негасимый огнь ввержену быть и в век нескончаемый в плач.....Так же и русаки бедные, - пускай глупы! - ради: мучителя дождались, полками во огонь дерзают за Христа, Сына Божия, света. Мудры блядины дети греки, да с варваром турским с одново блюда патриархи кушают рафленныя курки. Русачки же миленькие не так: во огнь лезет, а благоверия не предает...(5, стр.134).

 

Вполне вероятно, что и само Житие, Книги бесед и Книги толкований также предназначались для поучения молодого царевича на Керженец. (Взять хотя бы начало Жития, где протопоп Аввакум вспоминает исповедь молодой грешницы и способ унятия блудного огня - вроде похоже на ненавязчивый совет молодому и одинокому мужчине).

В ночь с 20 на 21 января 1676 года воевода Мещеринов воспользовавшись планом монаха-изменника Феоктиста захватывает спящий Соловецкий монастырь. Что ты величаешься и высишься, - спокойно говорил перед казнью архимандрит Никанор воеводе, - я не боюсь тебя, ибо как духовник и самодержца твоего душу в руке своей имею. Расправа над непокорными соловецкими образованейшими монахами, цветом русского монашества и русского православного духа, была жесточайшей - живьем на крюки под ребра подвешивали, живьем в лед вмораживали. Мало кто спасся. А с субботы на воскресенье, в 4 часа ночи 30 января 1676 года в муках, гное и струпьях, скончался 47-летний безумный царишко Алексей Михайлович. Тайной покрыто, кого на самом деле благословляет на царство перед своей смертью тишайший государь, но в некоторых источниках проскальзывает, что только энергичность и темперамент молодой царевны Софьи, организовавшей присягу бояр своему младшему брату Феодору не позволили нарышинско-матвеевсой партии провозгласить на царство 4-х летнего Петра (14, стр.67). И тогда царем на Руси стал 15-летний Феодор, а правителем государства назначается пока боярин Матвеев. Что на Руси было принято не всеми покорно, особенно теми, кто понимал, что по закону и совести ими должен править полный здравия старший царский сын Михаил Алексеевич - Бог дает Руси будущего царя в старшем сыне живущего. Те, кто активно не принял законность правления царя Феодора, стекаются к месту отшельничества Михаила - в керженские леса близ озера Светлояр. Неподалеку построили свои скиты спасшиеся от жестокой расправы соловецкие беглецы: старцы Арсений, Софонтий, Онуфрий. К осени 1676 года основан Анфисой Колычевой, родственницей святого Филиппа митрополита, на берегу Керженца богатый Оленевский скит, куда съезжается недовольная знать, образуя подобие царского двора. Не единицы, тысячи потянулись в Керженское Заволжье. А туда, к отверженному государю, шла не худшая часть Руси. Началось строительство невидимого града Китежа, мостилась гать, рубилась батыева тропа в сторону Городца-Малого Китежа. Ведь в самом деле началось строительство духовного государства в государстве светском! Количество переселившихся тогда на Керженец дворянских и крестьянских семей в десятки раз превышало по своей численности живущих в самом городе Нижнем Новгороде.

Никто не знает, что пережил отверженный наследник русского престола Михаил Алексеевич, когда до него в зимнюю ночь пришла двойная горькая весть - смерть отца и как бы по его воле восшествие на престол брата Феодора. Никак он не думал, что его жизнь повернет именно в эту сторону. Всю его жизнь его готовили на русский престол и он ответственно готовился к мудрому правлению, а тут теряется вмиг весь смысл жизни прошлой и жизни будущей. Пережив тяжкое известие, глуша его изнурительным физическим трудом, он не захотел возвращаться в отвергнувшую его Москву, решив остаться жить в лесу простым человеком. Взрослый, 27-летний мужчина, будучи холостым, после смерти родителей, по русскому обычаю, он уже мог сам решать свой семейный вопрос, не спрашивая уже ничьего разрешения. В Москву пишется письмо, что хочет жениться, пусть ему сосватают невесту. Стать его женой согласилась племянница боярыни Морозовой - Анастасия Урусова. Протопоп Аввакум пришлет ему свое благословение: Моли Бога о мне и всем заповеждь. И Настасья, хотящая быти ц(арица), пускай молится о мне. Смешница она, Сергий, хочет некрещенных крестить! Я говорю: во-то, реку, а девая хощет, яко Июдифь, победу сотворить. Материн большо у нея ум-от. Я ея маленьку помню, у тетушки той в одном месте обедывали. Бог ея благословит за великова и честнова жениха! Благословляет он и невесту с сестрой: ...Слушайте-тко, Евдокея и Настасьюшка, где вы не будете, а живите так, как мать и тетка жили(5, стр.171).

 

Повод для своего исторического забвения дал сам Михаил, совершив самую тяжелую и непоправимую ошибку в своей жизни. Наблюдая на успешное начало правления своего младшего брата и поверив в его будущее успешное царствование и его долгую жизнь, Михаил пишет ему секретное письмо, в котором ему сообщает-подбадривает, что у него нет в желаньях мешать его царствованию, тем более лишать его престола силой, пусть смело правит не оглядываясь на него. Неопытный Феодор делится содержанием этого письма со своим ближайшим окружением, которое с 1679 года составляли Иван Языков и Алексей Лихачев, тайных сторонников Матвеева, понимая ли, что написанное ему братом приравнивалось к официальному отречению Михаила от престола. Беда всех добрых людей - им трудно просто подумать, что низость рвущаяся к власти воспользуется любым предлогом, любой зацепкой, любой ситуацией, дающей ей хоть какой шанс для достижения своих честолюбивых замыслов. Именно письмо Михаила царствующему брату спускает с поводьев вожделения тех, кто его еще побаивался. В то время боярин Матвеев был в ссылке с сыном в Пустозерске, куда он попал по подозрению в отравлении царя Алексея Михайловича и в попытке дворцового переворота в пользу рода Нарышкиных. И думаю, что в доносе, по которому увлекающийся магией Матвеев был отправлен в ссылку, есть доля правды: Он показывал, что остаток лекарств после государя выпивал; но близкие люди, ходившие за государем, объявили, что не выпивал... А один лекарь донес, что лечил у Матвеева его карлика, который жаловался ему, лекарю, что болен от господских побоев, что раз он заснул за печью в палате, в которой Матвеев с одним доктором читали черную книгу, и во время чтения в палату пришло множество злых духов, и они указали боярину, что у них в покое есть третий человек; тогда боярин вскочил и, найдя его за печью, сорвал с него шубу, ударил его оземь, топтал ногами и выкинул за двери замертво... Доктор, доносивший об этом, прибавил от себя, что и сам он видел, как Матвеев читал черную книгу и что грек-переводчик по этой книге учил самого Матвеева и сына его Андрея(13, стр.344). И вот этот многоопытный Матвеев начал через верных ему бояр плести новую интригу. 14 апреля 1681 года заживо сжигается вместе с выдающимися проповедниками старообрядчества: Лазарем, Феодором и Епифанием протопоп Аввакум - тайный духовник опального Михаила, тем самым как бы давая понять тому, что он уже для властвующих в Москве - никто. А того в Керженских лесах сжигал стыд, так как ему было понятно, что он, выходит, самолично распорядился бросить в огонь своего духовного наставника. В этом же, 1681 году, в середине лета неожиданно, на третий день после родов, умирает молодая царица Агафья Петровна из польского рода Грушецких, и, спустя неделю, - новорожденный царевич Илья. Используя малоопытность царя Феодора было начато в январе 1682 года казалось бы прогрессивное, но так необходимое для рвущегося к полной государственной власти незнатного Матвеева беспощадное уничтожение богоненавистного, враждоотворного и братоненавистного местничества.

Конечным результатом в уничтожении местничества, медленным вирусом разрушавшего родовую ответственность и родовую взаимовыручку русской аристократии, явилось постепенное превращение, разложение нас в иванов, непомнящих родства. Составной частью русской жизни было знание не только своих родовых корней с глубины веков, но и знание всех близких и далеких родственников. Когда сходились на улице два незнакомых человека, обязательно начинали перебирать всех своих родственников, пока где-нибудь вдалеке обязательно их родня не перекрещивалась; обрадованные встречей родственики обнимались, целовались и радостно шли в кабак. Вся Русь представлялась большой семьей во главе с Государем - прямым представителем Бога на земле (Русь земная - микрокосм России Небесной). Если же простой народ держал всю свою родню в своей перенасыщенной знаниями памяти, то русская знать вела с испокон веков свои родовые корни и связи в так называемых разрядных книгах, которые и были все сожжены по царскому Указу (теперь мы видим, что за этим Указом явственно просматриваются интересы каких Сил). За медленным разрушением аристократических родов, последовало постепенное разрушение и превращение русского народа просто в сброд. Лукаво оправдывая положительные стороны уничтожения местничества (и знакомо обсмеивая старые русские порядки), будто бы мешающего талантливым и незнатным добиться положения в государстве, почему-то забывают, что нижегородского крестьянина сын, ставши патриархом Никоном, в отсутствии царя очень даже успешно правил Русью. Царицей могла стать любая незнатная красивая девушка, понравившаяся царю. Незнатными были и талантливый государственный деятель Ордин-Нащекин и правивший Русью в конце жизни царя Алексея Михайловича и позже чернокнижник Матвеев. Местничество мешало войти во власть не сколь талантливым и честным, а сколь талантливым авантюристам без понятия чувства Родины во времени будущем. Тайной стороной на удивление жестокого Указа борьбы с местничеством прочитывается для будущего забвения и строгосмертельное запрещение упоминания имени Михаила Алексеевича Романова. Не простой был этот Указ, а Указ-заклятье и сила этого черного заклятья подготовленого чернокнижником Матвеевым была обрядово утвержденна в нескольких (4-?) московских церквях. Думаю, что оно сейчас может и должно быть снято. Подписав этот Указ, царь Феодор подписал смертный приговор самому себе. Он умрет в 13 часов дня 27 апреля 1682 года, через два месяца после собственной женитьбы на Марфе Матвеевне Апраскиной, родственнице Языкова, крестнице боярина Матвеева. Первым делом после бракосочетания было возвращения из ссылки этого боярина; ему были возвращены его имения, как человеку, ни в чем не виновному и оклеветанному. Молодая царица примирила также царя с Натальей Кирилловной и царевичем Петром, с которыми он не ладил. Смерть молодого 21-летнего царя была столь неожиданной, что он даже не успел сделать распоряжения о своем преемнике. Не без старообрядцев до сих пор в учебниках и книгах сожжение Аввакума перенесено на 1682 год, дабы связать неожиданную кончину царя Феодора с казнью сторонников древнего благочестия. О злоупотреблении в то время магией и оккультизмом и веру в их практические результаты говорит хотя бы царский Указ 1682 года об образовании в Москве Славянско-греко-латинской академии, где говорится, что если в академии окажутся учителя владеющие магией, то вместе с учениками они яко чародеи без всякого милосердия сожгутся.





Читайте также:
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.035 с.