Динамика показателей агрессивного поведения у старших дошкольников констатирующего и контрольного этапов опытно- экспериментальной работы




Министерство науки и высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Владимирский государственный университет имени

Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

Педагогический институт

Кафедра методологии и логики педагогических исследований в ДО

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Сказкотерапия как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»

 

 

Выполнил:

студент группы ЗДО-118

Степанова Маргарита Александровна

Научный руководитель:

Перекусихина Наталья Александровна

Владимир, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ………………………………………………………………………6

1.1.Особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6

1.2.Реализация сказки в воспитательно – образовательном процессе ДОУ………………………………………………………………………………..7

1.3.Сказкотерапия как один из методов профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………. ……………….9

Выводы по главе 1……………………………………………………………….10

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………….........11

2.1. Диагностика уровня агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования……………………11

2.2. Описание педагогической работы по профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии……………………………………………………………………12

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………..14

Выводы по главе 2……………………………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….19

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….20

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современности. Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителей. В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов. Свою долю вносят и средства массовой информации, компьютерные игры регулярно пропагандирующие культ насилия. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно не много. Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры, обусловливает актуальность изучения проблемы агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства - возрастного периода первоначального формирования личности ребенка.

Степень научной разработанности темы исследования. На сегодняшний день, многих исследователей привлекает проблема агрессивности у детей дошкольного возраста. Изучены вопросы психилогии детей старшего дошкольного возраста (Е.Е. Алексеева [1], Г.С. Абрамова[2], А.Н.Леонтьев[5]).Разработаны различные техники для профилактики агрессивного поведения(О.В.Защиринская[3], И.Е.Кулинцова[4]) и другие исследователи подчеркивают важность профилактики агрессии у детей именно в дошкольном возрасте.

Проблема исследования - проблема исследования обусловлена противоречием: с одной стороны, вниманием современных учёных к средствам профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, а с другой стороны неопределенностью педагогических условий использования сказкотерапии как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Объект исследования - профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия организации сказкотерапии с целью профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать в ходе опытно-экспериментальной работы педагогические условия обеспечивающие благоприятную профилактику агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию.

В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования:

1. Изучить особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить особенности реализация сказки в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.

3. Выявить педагогические условия использования сказкотерапии как средство профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

4. В ходе опытно-экспериментальной работы апробировать педагогические условия профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой сказкотерапия будет эффективным средством профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в случае выполнения следующих педагогических условий:

- умение воспитателя педагогически грамотно организовать сказкотерапию в дошкольном учреждении;

- педагогическое просвещение родителей и привлечение их к совместной деятельности по вопросам профилактики агрессивного поведения у детей посредством сказкотерапии;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические: анализ педагогической литературы по заданной теме.

- эмпирические: наблюдение, беседа.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения занятий со сказками в дошкольных учреждениях с целью профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

 

 

ГЛАВА 1. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ.

1.1. Особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте ребёнок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны, прежде всего, с конкретной деятельностью: "Я здорово рисую - у меня получилось самое круглое яблоко", "Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки". Ребёнок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

Все изменения в окружении ребёнка происходят быстро, и не каждый ребёнок способен сразу принять их, возникает сопротивление, желание, чтобы всё было как прежде, а если добавить сюда большие учебные нагрузки, то неудивительно, что именно в этот период многие дети начинают выдавать агрессивные реакции: грубить, отказываться выполнять требования взрослых, очень нервно реагировать на замечания (злятся, разбрасывают предметы, портят учебные принадлежности), а если ребенок еще и не справляется с программой подготовки к школе, то вероятность развития агрессивности увеличивается.

Постоянный контроль родителей также может раздражать ребёнка. Он будет испытывать гнев, и выражать его активно (капризы, постоянное отвлечение на другие дела, грубость) или пассивно (подавленность, повышенная медлительность, забывчивость)[1, с.225]…..

Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения, при малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы агрессии. Поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, школу, двор. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот самому человеку, и всем окружающим[2,с.96-98]……

Почему-то большинство педагогов считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенке. В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста часто не могут[3].

Таким образом в старшем дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры для преодоления агрессивности. Но при условии, что психолого-педагогическая деятельность будет направлена не на безопасный выход агрессии, не на повышение самооценки, не на развитие коммуникативных навыков, а прежде всего на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других.

1.2. Реализация сказки в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.

Сказка для ребенка - это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того - ее условность, хорошо усваивается ребенком, поэтому сказка является одним из эффективных методов профилактики агрессии у детей[4,с.200]……

Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Таким образом, личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

 

1.3. Сказкотерапия как один из методов профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Сказкотерапия - один из эффективных методов работы с детьми, испытывающие эмоциональные и поведенческие затруднения. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения[5,с.136-138]…..

В связи с этим в начале данного исследования нами была выдвинута гипотеза следующего содержания: сказкотерапия будет эффективным средством профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в случае выполнения следующих педагогических условий:

- умение воспитателя педагогически грамотно организовать сказкотерапию в дошкольном учреждении;

- педагогическое просвещение родителей и привлечение их к совместной деятельности по вопросам профилактики агрессивного поведения у детей посредством сказкотерапии;

Рассмотрим предложенные педагогические условия подробнее. Первое педагогическое условие: умение воспитателя педагогически грамотно организовать сказкотерапию в дошкольном учреждении.

Занятия по сказкотерапии считают методом психотерапии, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Сквозь призму метафоры вы воспитываете ребёнка, лечите душу, даёте знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы. Сказка развивает внутренний мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым.

Вторым педагогическим условием, по нашему мнению, является педагогическое просвещение родителей и привлечение их к совместной деятельности по вопросам профилактики агрессивного поведения у детей посредством сказкотерапии;

Процесс профилактики агрессивного поведения старших дошкольников тесно связан с процессом просвещения родителей, направленным на снижение агрессии.

Таким образом, сказкотерапия способствует снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми.Этому будет способствовать, согласно выше представленному исследованию соблюдение ряда педагогических условий: умение воспитателя педагогически грамотно сказкотерапию в дошкольном учреждении; педагогическое просвещение родителей и привлечение их к совместной деятельности по вопросам профилактики агрессивного поведения у детей посредством организации сказкотерапии.

Выводы по главе 1

Изучение литературы позволило выяснить, что агрессия - это сложное психологическое проявление в поведении детей, обусловленное множеством факторов возможно преодолеть с помощью сказок.

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Диагностика уровня агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования

Планирование опытно-экспериментальной работы осуществлялось в соответствии с гипотезой исследования, его основными целями и задачами, а также с учетом особенности организации сказкотерапии, как средства профилактики агрессивного поведения у старших дошкольников.

Опытно-экспериментальной базой исследования является старшая группа МБДОУ № 1 «Светлячок» г. Камешково (экспериментальная группа) и старшая группа МБДОУ № 1 «Светлячок» г. Камешково (контрольная группа) по 10 детей в каждой.

Задачи:

1. Учитывая возрастные особенности детей подобрать диагностируемый материал;

2. На основе подобранной методики провести диагностику агрессивного поведения детей контрольной и экспериментальной групп.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:

• констатирующий этап;

• формирующий;

• контрольный.

Проведение графической методики «Кактус» М. А. Панфиловой было направлено на оценку направленности и интенсивности выраженности агрессивности. При обработке результатов исследования учитывались показатели, специфичные для данной методики:

- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);

- характеристика иголок (размер, расположение, количество). Для рисунков детей, у которых выявлен высокий уровень агрессивности характерно наличие иголок: сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки.

Оценивая результаты диагностики на начальном этапе исследования, констатируем, что дошкольники обеих групп в целом показали средний уровень агрессивности: по 60 % (6 чел.) в каждой группе, низкий уровень 40 % (4 чел.) – в экспериментальной группе и 30% (3 чел.) – в контрольной группе, высокий уровень был выявлен лишь у одного ребёнка (10 %) контрольной группы, в экспериментальной группе таких детей выявлено не было.

Таким образом, на необходимость проведения педагогической работы по профилактики агрессивного поведения среди дошкольников МБДОУ № 1 «Светлячок» г. Камешково указывают результаты исследования по методике М. А. Панфиловой. Такую работу было решено провести в экспериментальной группе.

2.2. Описание педагогической работы по профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

В начале данного исследования нами была выдвинута гипотеза следующего содержания: сказкотерапия будет эффективным средством профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в случае выполнения следующих педагогических условий:

- умение воспитателя педагогически грамотно организовать сказкотерапию в дошкольном учреждении;

- педагогическое просвещение родителей и привлечение их к совместной деятельности по вопросам профилактики агрессивного поведения у детей посредством сказкотерапии;

Рассмотрим реализацию предложенных педагогических условий подробнее на следующем этапе нашего исследования, когда мы приступили к профилактики агрессивного поведения.

Первое реализованное нами условие – это умение воспитателя педагогически грамотно организовать сказкотерапию в дошкольном учреждении.

В ходе занятий используются приемы: чтение, рассказывание сказок, инсценирование сказок, придумывание новой сказки по картинкам и с помощью фигурок, рисование сказочных персонажей.

Структура занятий:

1) Установление доброжелательной атмосферы среди детей, вхождение в сказку.

2) Повторение, вспоминание того, что делали в прошлый раз.

3) Чтение, рассказывание новой или повторение уже знакомой детям сказки.

4) Обсуждение сказки, рисование сказочных героев, драматизация сказки.

5) Связью нового «сказочного» опыта с реальной жизнью.

6) Выход из сказки, создание положительного настроя детей.

Комплекс занятий состоит из 5 подгрупповых и 5 индивидуальных занятий с детьми. На занятиях используются психокоррекционные сказки различных авторов. На занятиях учитываются индивидуальные особенности ребенка, его интересы, желания. Обсуждение сказок и ход занятия варьируется в зависимости от ответов и поведения ребенка. В процессе работы каждый ребенок безусловно принимается группой, детям регулярно даются задания, способствующие достижению детьми гарантированного успеха, т.е. создается ситуация успеха. В результате такого подхода каждый ребенок становился увереннее в себе – он может видеть свой успех, слышит похвалу со стороны взрослого и других детей. Все это способствует наиболее быстрому установлению доверительного контакта в группе детей и более продуктивному их взаимодействию.

Параллельно с реализацией первого педагогического условия происходило выполнение и второго - педагогическое просвещение родителей и привлечение их к совместной деятельности по вопросам профилактики агрессивного поведения у детей посредством сказкотерапии.

В рамках реализации второго условия было проведено родительское собрание на тему «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста», родители были приглашены на открытое занятие по сказкотерапии, для того чтобы дома они смогли проделать тоже самое.

Таким образом, при проведении данной программы дошкольники научились адекватно выражать и узнавать эмоции, вырабатывать определенные навыки управления своим эмоциональным состоянием, а также смогли овладеть способами выражения агрессии и адекватными способами выхода из конфликта. Кроме того, данная программа способствовала развитию у детей способностей к сопереживанию, сочувствию, доверию. Таким образом, овладение данными умениями и навыками способствовало снижению агрессивных проявлений.

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Цель диагностики на контрольном этапе эксперимента – это проверка эффективности педагогической работы на базе старшей группы МБДОУ № 1 «Светлячок» г. Камешково, направленной на снижение агрессивности у старших дошкольников.

В диагностике контрольного эксперимента нами был использован тот же диагностический материал, что и в диагностике констатирующего эксперимента.

Результаты диагностики уровня агрессии у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента представлены ниже…

Как видно из результатов исследования, дошкольники экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента в целом показали низкий уровень агрессивного поведения- 70 % (7чел.); средний уровень соответствует 30 % (3 чел.),высокий уровень не диагностирован вовсе.

Аналогичные показатели контрольной группы значительно хуже: дошкольники в целом показали средний уровень агрессивного поведения- 60% (6 чел.); высокий уровень соответствует 20 % (2 чел.), низкий уровень диагностирован лишь у 20 % (3 чел.) (Приложение 1).

Динамика показателей констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы представлена в Приложении 1.

Качественный анализ результатов диагностики агрессивного поведения старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы показал, что:

1) Уровень агрессивности в экспериментальной группе снизился по всем показателям.

2) Значительно снизился уровень агрессивности у дошкольников экспериментальной группы, показавших в диагностике на констатирующем этапе исследования высокие результаты; в диагностике на контрольном этапе исследования большинство их них показали низкий уровень агрессии.

3) Кроме того, заметно изменилось отношение детей старшей группы ко взрослым и к друг другу. Дети стали спокойнее, добрее, не проявляют агрессию.

Таким образом, организация сказкотерапии в дошкольном учреждении как средство профилактики агрессивного поведения у старших дошкольников оказалось достаточно эффективным. В результате целенаправленной работы по профилактики агрессивного поведения дошкольников посредством сказкотерапии произошли изменения в поступках и поведении детей.

Выводы по главе 2

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное систематичное использование игровых коррекционно-развивающих занятий, в основе которых лежит сказкотерапия, снижает агрессивность детей старшего дошкольного возраста, корректирует их поведение. Средства комплексной сказкотерапии позволяют формировать и воспитывать у детей такие компоненты поведения, как:

-адекватную эмоциональную реакцию в отношении себя, своих возможностей;

- понимание собственных эмоций и чувств других людей;

- конструктивное разрешение межличностных конфликтов;

- конструктивное взаимодействие со сверстниками;

- выражение агрессивности приемлемым способом.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги данному исследованию, отметим его ключевые моменты:

Агрессия признается основным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, и не имеет значения, в какой форме она при этом проявляется. Данный факт ведет к серьезным последствиям. Повышенное агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивного поведения является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Для снижения уровня агрессивного поведения у старших дошкольников эффективно использовать сказкотерапию, которая предполагает, что на занятии сказку можно нарисовать, слепить, представить в виде аппликации, проиграть и др. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от агрессии.

Анализ теоретических аспектов по теме данного исследования позволяет утверждать, что профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии обеспечивается взаимодействием комплекса педагогических условий:

- умение воспитателя педагогически грамотно организовать сказкотерапию в дошкольном учреждении;

- педагогическое просвещение родителей и привлечение их к совместной деятельности по вопросам профилактики агрессивного поведения у детей посредством сказкотерапии;

Опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, проводилась на базе МБДОУ № 1 «Светлячок» г. Камешково, в двух старших группах (экспериментальная и контрольная) по 10 детей в каждой.

Для изучения агрессивного поведения старших дошкольников нами была подобрана методика, предложенная М.А. Панфиловой. По ее результатам была выявлена необходимость проведения педагогической работы по агрессивному поведению среди воспитанников нашего детского сада. Такую работу было решено провести в экспериментальной группе.

В результате целенаправленной работы с использование игровых коррекционно-развивающих занятий, в основе которых лежит сказкотерапия, у дошкольников снизилась агрессивность, изменилось их поведение. Дошкольники стали спокойнее, добрее.

Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза доказана.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?/Е.Е. Алексеева.- СПб.: «Речь»,2008.-270 с.

2) Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов/Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия» 2003. – 320 с.

3) Защиринская, О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники сказкотерапии/ О.В. Защиринская.-СПб.: «Издательство ДНК», 2001. - 152 с.

4) Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок/И.Е. Кулинцова.- СПб.: «Речь», 2010.- 295 с.

5) Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев.-М.: 2003.- 139 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Динамика показателей агрессивного поведения у старших дошкольников констатирующего и контрольного этапов опытно- экспериментальной работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: