ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Тест эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ)
Цель: определить уровень эгоцентрической направленности личности.
Материал и оборудование: бланк теста, ручка, секундомер.
Процедура проведения
Предлагается выполнить исследование эгоцентризма с помощью проективного теста эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ). Методику можно проводить как с одним испытуемым, так и с группой, состоящей из 2-7 человек. При работе с группой каждый участник тестирования должен быть обеспечен бланком, ручкой, удобно размещаться за столом на расстоянии 1,5-2 м от соседей и экспериментатора.
Особенностью данного задания является то, что испытуемые не должны знать цели исследования. В качестве «подставной» цели может быть названа проверка скорости письменной речи или определение скорости возникновения ассоциаций на словесный стимульный материал. При этом важно подчеркнуть, что содержание, грамотность и каллиграфия значения не имеют. В процессе заполнения теста экспериментатору запрещается что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать оценки, высказывать отношение к его суждениям. Здесь необходимо следить за строгой индивидуальностью работы испытуемого и фиксировать время выполнения задания.
Инструкция:
«Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждой из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее Вам в голову окончание незаконченного предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется».
Текст опросника:
1. В такой ситуации...
2. Легче всего...
3. Несмотря на то, что...
4. Чем дольше...
5. По сравнению с...
6. Каждый...
7. Жаль, что...
8. В результате...
9. Если...
10. Несколько лет тому назад...
11. Самое важное то, что...
12. Только...
13. На самом деле...
14. Настоящая проблема в том, что...
15. Неправда, что...
16. Придет такой день, когда...
17. Самое большое...
18. Никогда...
19. В то, что...
20. Вряд ли возможно, что...
21. Главное в том, что...
22. Иногда...
23. Лет так через двенадцать...
24. В прошлом...
25. Дело в том, что...
26. В настоящее время...
27. Самое лучшее...
28. Принимая во внимание...
29. Если бы не...
30. Всегда...
31. Возможность...
32. В случае...
33. Обычно...
34. Если бы даже...
35. До сих пор...
36. Условие для...
37. Более всего...
38. Насчет...
39. С недавнего времени...
40. Только с тех пор...
Обработка результатов
После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки теста. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и, если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение. При этом время фиксируется и прибавляется к предыдущему.
Цель обработки результатов - получение индекса эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.
Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с тестом, поэтому во время тестирования важно следить, чтобы все предложения были закончены. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений, то он обработке и анализу не подлежит. В таком случае испытуемого просят пройти тест раз через несколько дней.
Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений, содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого. Эта информация выражается местоимениями и собственными местоимениями, образованными от него.
Это могут быть местоимения «я», «мне», «мой», «мною», «моих» и т.п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых указанных местоимений нет, но они явно подразумеваются при наличии глагола первого лица единственного числа.
Индексом эгоцентризма служит количество вышеобозначенных предложений. Для удобства подсчета предложений, содержащих это указание о самом субъекте и отражающих его центрацию на себе, в заполненном бланке местоимения первого лица единственного числа или соответствующие глагольные окончания подчеркиваются, а номер предложения обводится кружочком.
Интерпретация и анализ результатов
Для определения уровня эгоцентрической направленности личности и анализа полученных результатов приводится таблица. Она содержит градации уровней эгоцентризма студентов, в том числе студентов-первокурсников. Изменение уровней, характеризующих эгоцентрические тенденции у первокурсников, связано с тем, что поступление в ВУЗ представляет собой изменение социального статуса юношей и девушек. В период адаптации к новому статусу происходит временное увеличение эгоцентричности личности.
Уровни эгоцентрической направленности юношей и девушек.
Пол курс | Уровень эгоцентрической направленности | |||||
очень низкий | низкий | средний | высокий | очень высокий | ||
Первокурсники, обучающиеся первый семестр: | ||||||
юноши | 0-1 | 2-7 | 8-22 | 23-30 | 31-40 | |
девушки | 0-1 | 2-7 | 8-22 | 23-29 | 30-40 | |
Студенты других курсов: | ||||||
юноши | 0-1 | 2-7 | 8-20 | 21-26 | 27-40 | |
девушки | 0-1 | 2-7 | 8-21 | 22-27 | 28-40 |
Очень низкий (нулевой) показатель эгоцентризма означает, как правило, что испытуемый неверно понял инструкцию и поставил себе какую-то иную задачу вместо предложенной в инструкции.
Очень высокий показатель эгоцентризма может быть признаком акцентуации личности на своей собственной персоне.
В процессе анализа результатов нужно учесть, что эгоцентризм и эгоцентрическая направленность - это свойства личности. Они характеризуют ее позицию и представляют собой центрированную и фиксированную социальную установку, определяющую обращенность на свои качества, мысли, переживания, представления, действия, цели и т.п. Начиная с юношеского возраста сюда включается саморефлексия. Эгоцентрическая направленностью детерминируется позицией и способствует автономизации личности от других людей. Она вызывается потребностями в собственном успехе, в сочувствии, в опеке, в аффилиации, в самоутверждении, в защите своего «Я», в том числе и психосексуальной потребностью.
Эгоцентризм отражается на познавательных возможностях человека, препятствует эффективному общению и взаимодействию с людьми, тормозит развитие морально-нравственной сферы самой личности.
Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как недоучитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к непониманию и межличностным проблемам.
В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, который проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть связыванию всего, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой.
Поскольку определение величины и уровня эгоцентрической направленности достаточно значимо для испытуемого, то в данном исследовании особенно важно соблюдать этику психодиагностики. В случае доверия студента к экспериментатору желательно обсудить с ним причины, приведшие к эгоцентричности. Факторами, способствующими развитию эгоцентризма в детском и школьном возрасте, могут быть: перехваливание родителями и учителями, активная стимуляция к достижению успеха, недостаток контактов со сверстниками, привычки командовать в силу постоянного с детских лет положения руководителя (староста, ответственный за культмассовую или спортивную работу и т.п.).
Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома ими становятся родители, а в школе - учителя и некоторые ученики.
В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.
Для коррекции эгоцентризма нужен опыт общения и взаимодействия индивида с другими людьми. Важно развивать умение учитывать точки зрения других, контролировать правильность понимания людей, с которыми общаешься и взаимодействуешь, тренировать способность представить себя на месте другого, быть внимательным к состояниям окружающих. Целесообразно лицам с высоким уровнем эгоцентризма рекомендовать участие в тренингах сензитивности, общения, децентрации.
Своевременная коррекция эгоцентризма важна еще и потому, что на фоне его высокого уровня развиваются психопатические черты личности, а при неадекватно низком уровне - конформность и социальная пассивность.
Пример анализа полученных данных
Испытуемый – мужчина-студент первого курса, 21 год.
Бланк испытуемого
№ вопроса | Начало предложения | Конец предложения |
В такой ситуации… | мне захотелось попить воды. | |
Легче всего… | убежать, чем решить проблему. | |
Несмотря на то, что… | мне позвонил друг, я отказался выйти на улицу. | |
Чем дольше… | тянешь с принятием решения, тем больше времени пройдет. | |
По сравнению с … | домашней, еда была не вкусной. | |
Каждый… | желает знать, где сидит фазан. | |
Жаль, что… | я не успел к началу матча. | |
В результате… | я оказался дома. | |
Если… | посмотреть в окно, можно увидеть, что происходит на улице. | |
Несколько лет тому назад… | у меня сломалась рука. | |
Самое важное то, что… | я жив. | |
Только… | бог, только ветер, только счастье впереди. | |
На самом деле… | он застеснялся, но не паказал вида. | |
Настоящая проблема в том, что… | я не умею плавать. | |
Неправда, что... | я плохо сдал тест. | |
Придет такой день, когда... | все будут счастливы. | |
Самое большое... | дерево вырасло в африке. | |
Никогда... | не говори никогда. | |
В то, что... | написано в газете, не нужно верить. | |
Вряд ли возможно, что... | я взлечу. | |
Главное в том, что... | написано в анотации к книге. | |
Иногда... | люди ошибаются. | |
Лет так через двенадцать... | я буду юрист. | |
В прошлом... | вода была мокрее. | |
Дело в том, что... | я забыл эту папку дома. | |
В настоящее время... | я прохожу этот тест. | |
Самое лучшее... | решение – принятое быстро. | |
Принимая во внимание... | все факты, я делаю вывод о том, что факт №5 не верен | |
Если бы не... | вы не позвонили мне, я бы не приехал сюда. | |
Всегда... | рассчитывайте на лучшее. | |
Возможность... | нужно не упустить. | |
В случае... | если мне предложат уехать, я откажусь. | |
Обычно... | осенью идут дожди. | |
Если бы даже... | он сделал половину из того, что ему посоветовали, у него бы все получилось. | |
До сих пор... | мне не везло в этой игре. | |
Условие для... | возврата товара написаны в инструкции по эксплуатации. | |
Более всего... | на свете она ненавидила холодный чай. | |
Насчет... | вчерашнего вопроса мы поговорим завтра. | |
С недавнего времени | я прихожу вовремя. | |
Только с тех пор… | как я получил травму, я стал осторожнее |
Примечание: серой заливкой выделены номера вопросов содержащих местоимения «я», «мне», «мой», «мною», «моих» и т.п.
Подсчитав количество баллов показателя эгоцентризма (18 баллов), можно придти к выводу, что данные соответствуют среднему уровню. Таким образом, тестируемый не имеет эгоцентрической установки, обращенной на себя, свои переживания, цели и мысли. Он учитывает точки зрения других людей, может представить себя на место другого, быть внимательным к окружающим, что способствует эффективному общению и взаимодействию с людьми.