Пример анализа полученных данных




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Тест эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ)

Цель: определить уровень эгоцентрической направленности личности.

Материал и оборудование: бланк теста, ручка, секундомер.

Процедура проведения

Предлагается выполнить исследование эгоцентризма с помощью проективного теста эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ). Методику можно проводить как с одним испытуемым, так и с группой, состоящей из 2-7 человек. При работе с группой каждый участник тестирования должен быть обеспечен бланком, ручкой, удобно размещаться за столом на расстоянии 1,5-2 м от соседей и экспериментатора.

Особенностью данного задания является то, что испытуемые не должны знать цели исследования. В качестве «подставной» цели может быть названа проверка скорости письменной речи или определение скорости возникновения ассоциаций на словесный стимульный материал. При этом важно подчеркнуть, что содержание, грамотность и каллиграфия значения не имеют. В процессе заполнения теста экспериментатору запрещается что-либо объяснять испытуемому помимо инструкции или давать оценки, высказывать отношение к его суждениям. Здесь необходимо следить за строгой индивидуальностью работы испытуемого и фиксировать время выполнения задания.

Инструкция:

«Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждой из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее Вам в голову окончание незаконченного предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется».

Текст опросника:

1. В такой ситуации...

2. Легче всего...

3. Несмотря на то, что...

4. Чем дольше...

5. По сравнению с...

6. Каждый...

7. Жаль, что...

8. В результате...

9. Если...

10. Несколько лет тому назад...

11. Самое важное то, что...

12. Только...

13. На самом деле...

14. Настоящая проблема в том, что...

15. Неправда, что...

16. Придет такой день, когда...

17. Самое большое...

18. Никогда...

19. В то, что...

20. Вряд ли возможно, что...

21. Главное в том, что...

22. Иногда...

23. Лет так через двенадцать...

24. В прошлом...

25. Дело в том, что...

26. В настоящее время...

27. Самое лучшее...

28. Принимая во внимание...

29. Если бы не...

30. Всегда...

31. Возможность...

32. В случае...

33. Обычно...

34. Если бы даже...

35. До сих пор...

36. Условие для...

37. Более всего...

38. Насчет...

39. С недавнего времени...

40. Только с тех пор...

Обработка результатов

После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки теста. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и, если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение. При этом время фиксируется и прибавляется к предыдущему.

Цель обработки результатов - получение индекса эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.

Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с тестом, поэтому во время тестирования важно следить, чтобы все предложения были закончены. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений, то он обработке и анализу не подлежит. В таком случае испытуемого просят пройти тест раз через несколько дней.

Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений, содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого. Эта информация выражается местоимениями и собственными местоимениями, образованными от него.

Это могут быть местоимения «я», «мне», «мой», «мною», «моих» и т.п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых указанных местоимений нет, но они явно подразумеваются при наличии глагола первого лица единственного числа.

Индексом эгоцентризма служит количество вышеобозначенных предложений. Для удобства подсчета предложений, содержащих это указание о самом субъекте и отражающих его центрацию на себе, в заполненном бланке местоимения первого лица единственного числа или соответствующие глагольные окончания подчеркиваются, а номер предложения обводится кружочком.

Интерпретация и анализ результатов

Для определения уровня эгоцентрической направленности личности и анализа полученных результатов приводится таблица. Она содержит градации уровней эгоцентризма студентов, в том числе студентов-первокурсников. Изменение уровней, характеризующих эгоцентрические тенденции у первокурсников, связано с тем, что поступление в ВУЗ представляет собой изменение социального статуса юношей и девушек. В период адаптации к новому статусу происходит временное увеличение эгоцентричности личности.

Уровни эгоцентрической направленности юношей и девушек.

Пол курс Уровень эгоцентрической направленности  
очень низкий низкий средний высокий очень высокий  
 
Первокурсники, обучающиеся первый семестр:  
юноши 0-1 2-7 8-22 23-30 31-40  
девушки 0-1 2-7 8-22 23-29 30-40  
Студенты других курсов:  
юноши 0-1 2-7 8-20 21-26 27-40  
девушки 0-1 2-7 8-21 22-27 28-40  

 

Очень низкий (нулевой) показатель эгоцентризма означает, как правило, что испытуемый неверно понял инструкцию и поставил себе какую-то иную задачу вместо предложенной в инструкции.

Очень высокий показатель эгоцентризма может быть признаком акцентуации личности на своей собственной персоне.

В процессе анализа результатов нужно учесть, что эгоцентризм и эгоцентрическая направленность - это свойства личности. Они характеризуют ее позицию и представляют собой центрированную и фиксированную социальную установку, определяющую обращенность на свои качества, мысли, переживания, представления, действия, цели и т.п. Начиная с юношеского возраста сюда включается саморефлексия. Эгоцентрическая направленностью детерминируется позицией и способствует автономизации личности от других людей. Она вызывается потребностями в собственном успехе, в сочувствии, в опеке, в аффилиации, в самоутверждении, в защите своего «Я», в том числе и психосексуальной потребностью.

Эгоцентризм отражается на познавательных возможностях человека, препятствует эффективному общению и взаимодействию с людьми, тормозит развитие морально-нравственной сферы самой личности.

Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как недоучитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к непониманию и межличностным проблемам.

В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, который проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть связыванию всего, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой.

Поскольку определение величины и уровня эгоцентрической направленности достаточно значимо для испытуемого, то в данном исследовании особенно важно соблюдать этику психодиагностики. В случае доверия студента к экспериментатору желательно обсудить с ним причины, приведшие к эгоцентричности. Факторами, способствующими развитию эгоцентризма в детском и школьном возрасте, могут быть: перехваливание родителями и учителями, активная стимуляция к достижению успеха, недостаток контактов со сверстниками, привычки командовать в силу постоянного с детских лет положения руководителя (староста, ответственный за культмассовую или спортивную работу и т.п.).

Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома ими становятся родители, а в школе - учителя и некоторые ученики.

В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.

Для коррекции эгоцентризма нужен опыт общения и взаимодействия индивида с другими людьми. Важно развивать умение учитывать точки зрения других, контролировать правильность понимания людей, с которыми общаешься и взаимодействуешь, тренировать способность представить себя на месте другого, быть внимательным к состояниям окружающих. Целесообразно лицам с высоким уровнем эгоцентризма рекомендовать участие в тренингах сензитивности, общения, децентрации.

Своевременная коррекция эгоцентризма важна еще и потому, что на фоне его высокого уровня развиваются психопатические черты личности, а при неадекватно низком уровне - конформность и социальная пассивность.

Пример анализа полученных данных

Испытуемый – мужчина-студент первого курса, 21 год.

Бланк испытуемого

№ вопроса Начало предложения Конец предложения
  В такой ситуации… мне захотелось попить воды.
  Легче всего… убежать, чем решить проблему.
  Несмотря на то, что… мне позвонил друг, я отказался выйти на улицу.
  Чем дольше… тянешь с принятием решения, тем больше времени пройдет.
  По сравнению с … домашней, еда была не вкусной.
  Каждый… желает знать, где сидит фазан.
  Жаль, что… я не успел к началу матча.
  В результате… я оказался дома.
  Если… посмотреть в окно, можно увидеть, что происходит на улице.
  Несколько лет тому назад… у меня сломалась рука.
  Самое важное то, что… я жив.
  Только… бог, только ветер, только счастье впереди.
  На самом деле… он застеснялся, но не паказал вида.
  Настоящая проблема в том, что… я не умею плавать.
  Неправда, что... я плохо сдал тест.
  Придет такой день, когда... все будут счастливы.
  Самое большое... дерево вырасло в африке.
  Никогда... не говори никогда.
  В то, что... написано в газете, не нужно верить.
  Вряд ли возможно, что... я взлечу.
  Главное в том, что... написано в анотации к книге.
  Иногда... люди ошибаются.
  Лет так через двенадцать... я буду юрист.
  В прошлом... вода была мокрее.
  Дело в том, что... я забыл эту папку дома.
  В настоящее время... я прохожу этот тест.
  Самое лучшее... решение – принятое быстро.
  Принимая во внимание... все факты, я делаю вывод о том, что факт №5 не верен
  Если бы не... вы не позвонили мне, я бы не приехал сюда.
  Всегда... рассчитывайте на лучшее.
  Возможность... нужно не упустить.
  В случае... если мне предложат уехать, я откажусь.
  Обычно... осенью идут дожди.
  Если бы даже... он сделал половину из того, что ему посоветовали, у него бы все получилось.
  До сих пор... мне не везло в этой игре.
  Условие для... возврата товара написаны в инструкции по эксплуатации.
  Более всего... на свете она ненавидила холодный чай.
  Насчет... вчерашнего вопроса мы поговорим завтра.
  С недавнего времени я прихожу вовремя.
  Только с тех пор… как я получил травму, я стал осторожнее

Примечание: серой заливкой выделены номера вопросов содержащих местоимения «я», «мне», «мой», «мною», «моих» и т.п.

Подсчитав количество баллов показателя эгоцентризма (18 баллов), можно придти к выводу, что данные соответствуют среднему уровню. Таким образом, тестируемый не имеет эгоцентрической установки, обращенной на себя, свои переживания, цели и мысли. Он учитывает точки зрения других людей, может представить себя на место другого, быть внимательным к окружающим, что способствует эффективному общению и взаимодействию с людьми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: