Правовой нигилизм и правовой идеализм в современном российском обществе




Реферат на тему: «Уровень развития правовой культуры в России»

Выполнил:

студент группы №147

Бабенко А.А.

Проверил:

преподаватель кафедры

Чолахян А.В

Саратов 2016

Оглавление

Введение. 3

Особенности становления правовой культуры России. 4

Правовой нигилизм и правовой идеализм в современном российском обществе 4

Меры, способствующие формированию высокой правовой культуры в современном российском обществе. 6

Заключение. 7

Источники: 8

Введение

Правовая культура представляет собой многослойное и многостороннее правовое явление. Правовая культура – это часть культуры общества, определенный уровень правовой образованности, усвоение обществом элементов правовых знаний и воплощение этих знаний на практике. Она включает в себя и правовую культуру отдельных лиц, и культуру социальных групп и государства в целом. Состояние правовой культуры государства является важным фактором в определении уровня зрелости конкретной исторической правовой системы. Это относится и к Российской Федерации. Правовая культура служит промежуточным звеном для всех правовых сфер общественной жизни: правотворчество, правосознание, свободы и обязанности человека и гражданина, реализация права и т.д. Укрепление государственной власти не представляется возможным без должного уровня правовой культуры.

Правовая культура очень тесно связана с другими формами культуры (интеллектуальной, политической, нравственной и др.), поэтому человек, обладающий низким уровнем общей культуры, скорее всего не сможет показать высокий уровень правовой культуры. Эта аксиома правдива и для обратного случая: человека, обладающего низким уровнем правовой культуры нельзя в полной мере назвать высококультурным.

Правовая культура не является однородной, она состоит из следующих взаимосвязанных элементов, которые являются юридическими явлениями, входящими в правовую систему общества:

1) Уровень правосознания и правовой активности граждан (каждый субъект должен знать право, понимать его смысл, использовать законы для защиты своих интересов).

2) Состояние юридической практики:

- Состояние законодательства и уровень правотворчества (качество, продуманность и согласованность содержания нормативно-правовых актов)

- Уровень правоохранительной и судебной деятельности (качество работы должностных лиц в сфере правоохранительной, судебной, а также правоприменительной деятельности)

- Режим законности и правопорядка (фактическая упорядоченность общественных отношений, которые урегулированы с помощью правовых средств).

Правовая культура представляет собой воплощенное в жизнь правосознание. Иными словами, правовая культура – это объективированное правосознание, которое выражается в результатах правотворческой деятельности (качество и продуманность законов), в процессе право применения (культура поведения сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов), в функционировании юридических учреждений (суд, прокуратура и т.д.), а также в поведении рядовых граждан.

Таким образом, правовая культура неразрывно связана с правосознанием. С одной стороны, правовая культура предопределена, основана на правосознании. С другой же стороны, объекты правовой культуры оказывают влияние на становление правосознания.

Особенности становления правовой культуры России

Правовая культура несомненно отличается у разных стран, так как на формирование правовой культуры влияет огромное количество факторов: от национального менталитета и религии до современного законодательства и правового воспитания.

В России же, по мнению многих исследователей, православие сыграло немалую роль в формирование отечественной правовой культуры. Например, видный славянофил К.С. Аксаков писал: "Россия никогда не обоготворяло право, не верила в его совершенство…смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души". Негативную сторону этой русской особенности отмечал профессор О.В. Мартышин в своем труде "О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры": "Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы." До революции подавляющее большинство населения нигилистически относились к праву – для них огромное значение имел религиозный, нравственный аспект, а не правовой.

Советский период привнес мало нового в правовую культуру страны. Идеологи марксизма-ленинизма, полагавшие, что государство и право должны отмереть в ближайшем будущем, считали, что "право – это такой же опиум для народа, как и религия" и отвергали необходимость права. Таким образом, приоритет государственной идеологии над правом в сфере регулирования общественных отношений привел к тому, что правовая культура в советской России заняла то же незначительное место, что и в дореволюционной России.

Многовековой опыт авторитаризма и произвола привел к тому, что явление правового нигилизма проявляется в большинстве россиян. Несмотря на демократизацию и либерализацию современного российского законодательства уровень правовой культуры граждан остается низким. Повсеместно проявляются такие деформации правосознания как правовой нигилизм и правовой идеализм.

 

Правовой нигилизм и правовой идеализм в современном российском обществе

Становление правовой культуры российского общества в современных условиях представляет собой достаточно пеструю картину. Действительность такова, что не проходит и дня, когда средства массовой информации не рассказали бы о юридическом беспределе, правовом нигилизме или правовом бескультурье, так активно процветающем в обществе. Хотя, чтобы быть объективными, нельзя не отметить и наметившиеся положительные моменты. Российское правосознание, в особенности это касается так называемого массового правосознания, является, с одной стороны, неразвитым по сравнению с западными цивилизациями, а с другой – характеризуется как расположенное на полюсах нигилизма или идеализма в оценке роли и статуса права.

Можно выделить такие формы деформации правосознания россиян на современном этапе как:

1) Правовой нигилизм - «определенная форма общественного состояния, отражающая политические и национально-исторические особенности общества. Степень правового нигилизма является своего рода показателем здоровья общества и государства, в которых он проявляется». М.Б. Смоленский - профессор гражданско-правовых дисциплин, выделяет характерные черты правового нигилизма в современной России. Во-первых, он характеризуется массовостью. Так, правовой нигилизм в России распространен не только среди граждан, но и в официальных кругах: в государственных структурах, в исполнительной и законодательной ветвях власти, в правоохранительных органах. Во-вторых, он носит явно агрессивный, демонстративный и неконтролируемый характер. Также правовой нигилизм характеризуется оппозиционной направленностью. В-третьих, правовой нигилизм проявляется в самых разных формах. Он может быть, как легитимным, так и криминальным, проявляться как «внизу», так и «наверху» общества, как на бытовом уровне, так и в профессиональных слоях.

Все же на сегодняшний день тревогу вызывает состояние правосознания молодежи – ей принадлежит будущее, и от соотношения ее правосознания и поведения в обществе и частной жизни зависит судьба государства. Правовое поведение, основанное на знании законов, правовой культуре, передовом мировоззрении, патриотизме и гражданской ответственности, должно быть нормой жизни молодежи в правовом государстве. Пока же общество, в том числе и молодое поколение, во многом руководствуется отсталыми понятиями о роли личности в истории мира, о роли и месте права в иерархии ценностей человека, о долге перед грядущими поколениями. Рост общей и правовой культуры идет медленно, темпы его могут возрасти лишь при условии активной борьбы с нигилизмом в сознании молодежи, постоянной заботы о повышении участия в переустройстве жизни общества на принципах свободы и демократии. К сожалению, нынешнее положение не вселяет уверенности в том, что в ближайшее время в правосознание людей внедрится уважение, почитание права. А для этого, по меньшей мере, надо юридически образовывать людей, ибо «народ, не знающий законов своей страны, ведет неправовую жизнь или довольствуется самодельными и неустойчивыми зачатками права. Люди, не ведающие своих обязанностей, не в состоянии и блюсти их».

Необходима постоянная работа по профилактике правонарушений, массовое просвещение и правовое воспитание населения и особенно молодежи. История свидетельствует, что во всех государствах где осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, используются все имеющиеся в распоряжении средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения;

2) Наравне с правовым нигилизмом существует и такое явление как правовой идеализм, или правовой фетишизм. Суть его в том, что множество людей сохраняют наивную веру во всемогущество одного только принятия закона. Повсеместно слышны настойчивые требования срочного принятия того или иного закона, как будто это позволит моментально разрешить все проблемы. Собственно - это и влечет за собой принятие массы бездействующих законов и, в свою очередь, приводит к усилению правового нигилизма в обществе. Это еще одна крайность в установках неразвитого и некомпетентного массового правосознания, такая же опасная, как и правовое безверие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: